программа работы клуба юных журналистов "Пульс"
проект на тему

Виноградова Татьяна Павловна

3.4. Работа с постоянно обновляемой базой по словам и словосочетаниям

 

Учащиеся должны:

иметь представление

-  о технологии поиска информации:

- текстовым материалом служат:

- подписи к картинкам и ссылки на них;

- тексты коротких документов, обрамляющих одиночную картинку;

- имена файлов и скриптов;

- по объему картинки группируются по площади:

- “мелочь” – до 1 000 квадратных пикселей;

- “маленькие” – от 1 000 до 10 000 квадратных пикселей;

- “средние” – от 1 000 до 100 000 квадратных пикселей;

- “большие” – от 1 000 до 1 000 000 квадратных пикселей;

- “огромные” – от 1 000 до 10 000 000 квадратных пикселей;

иметь представление

- о поисковых серверах, их именах;

уметь

- пользоваться электронной почтой и файловыми архивами и путешествовать по Всемирной паутине.

Знать

 - основы языка разметки гипертекста (HTML – Hyper Text Markup Language);

уметь

- создавать Web-страницы и Web-сайты.

 

Раздел  IV. PageMaker углубленно

 

4.1. Разработка общего вида издания и стилей оформления

 

Учащиеся должны знать:

- как средствами системы быстро подготовить профессионально оформленную публикацию;

- что первая страница – лицо издания;

- как правильно выбрать параметры форматирования.

 

Учащиеся должны уметь:

- создавать шаблон страницы;

- размещать элементы на странице шаблона;

- устанавливать и редактировать стили;

- экспериментировать над тем, какие характеристики символов и абзацев наиболее подходят к макету газеты.

 

4.2. Особенности работы с изображениями

 

Учащиеся должны знать:

- что без иллюстраций любая газета скучна и неинтересна;

- способы расположения на полосе свободного и вложенного изображения.

 

Учащиеся должны уметь:

- устанавливать обтекание изображения текстом;

- использовать обтекания при оформлении подводок и заголовков;

- устанавливать и редактировать стили;

- экспериментировать над тем, какие характеристики символов и абзацев наиболее подходят к макету газеты.

 

4.3. Специальные приемы оформления

 

Учащиеся должны знать:

что строго выровненные таблицы невозможно построить без использования специального аппарата;

что любой объект на листе публикации можно развернуть под нужным углом;

приемы оформления текстов.

 

Учащиеся должны уметь:

поворачивать объект с использованием управляющей палитры;

поворачивать объект с использованием инструмента “Поворот”;

наклонять объект;

зеркально отображать объект;

маскировать объект контуром.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка:

   В России издаются тысячи наименований различной периодики. Это так называемая официальная пресса. Выходят независимые газеты и журналы. Имеют свои органы печати политические партии. В последнее время появляется частная периодика. С внедрением информационных технологий в различные сферы общественной жизни повысились возможности выпуска печатных изданий, улучшились условия труда.

    А нужна ли периодическая печать в образовательном учреждении? Конечно, нужна. Школа не должна отставать от современности. К тому же появление персональных компьютеров дает возможность изготовления эстетичных, компактных, удобных для чтения информационных изданий, содержащих сведения различного характера: и отзывы, и отклики, отражающие важные школьные события, и интервью с учителями, учениками и гостями школы, и первые пробы пера и т.д., необходимых в учебе и дальнейшей жизни. Привлечение детей к издательскому делу способствует самореализации, развитию коммуникативности, творческих способностей ребят. Коллектив детской редакции «Пульс» представляет собой добровольную группу учащихся, интересующихся профессией журналиста.

       Дети получают не только начальные знания, умения и навыки профессии журналиста, делают первые шаги в практической деятельности, но и развивают свои творческие и коммуникативные способности. Формируют навыки работы с текстом и компьютерными программами, связанными с подготовкой и производством  печатных изданий.

Планирование рассчитано:       1 год обучения – 136 часов  (4 часа в неделю),

                                                           2 год обучения  - 204 часа  (6 часов в неделю),

                                                           3 год обучения -  204 часа  (6 часов в неделю).  

Возраст участников:  

                                                           12 - 16 лет    (6-10 классы).

    В этом возрасте многие учащиеся уже имеют первоначальные навыки работы на компьютере. Это является одним из важных условий, способствующих успешному усвоению программы.

    Основанием для приема учащихся является наличие интереса к журналистскому делу, умение пользоваться компьютером.

Цель и задачи.

Цель:

Повышение информационно-коммуникативной культуры учащихся для создания условий самоопределения, самовыражения и самореализации.

 Для реализации поставленной цели программа решает следующие задачи:

- создавать условия для включенности воспитанников в информационное и образовательное пространство с целью их самореализации на социально-значимую деятельность, - формировать навыки работы с информацией, развивать творческие

п/п

Название раздела

Количество часов по разделу

1 год

2 год

3 год

Всего за курс:

1

Введение в журналистику.

20

30

40

90

2

Дополнительные возможности Word

20

30

30

80

3

Поиск информации в Интернете

40

60

60

160

4

PageMaker углубленно

20

40

34

114

5

Участие в жизни школы, поселка.

36

44

60

140

Всего за год:

136

204

204

Учебно-тематический план.

Содержание.

Раздел I. Введение в журналистику.

1.1. Что такое журналистика?

Журналистика. СМК – средства массовой коммуникации. СМИ – средства массовой информации. 

 

1.2. Краткий экскурс в историю журналистики

   

1.3. Общественные функции СМИ (средств массовой информации)

Функции. Обязанности. Социализация.

1.4. Роды, виды и жанры журналистики

Хроника. Информация. Зарисовка. Интервью. Отчет. Путевые заметки. Обозрение. Репортаж. Корреспонденция. Статья. Обзор. Рецензия.

1.5. Содержание и форма журналистских произведений

1.6. Журналистские профессии

Корыстолюбие. Продажность. Наглость.

Журналист. Фотограф. Репортер.

   

1.7. Организация работы в печати, на радио и телевидении

Учащиеся должны знать, что:

1.8. Правовые и этические нормы работы журналиста

Учащиеся должны знать:

 

1.9. Экологическая тематика в СМИ

 

1.10. Что читать будущему журналисту

Справочники. Энциклопедии. Классика.

 

 

Раздел II. Дополнительные возможности Word

2.1. Чередование текста в одну и в две колонки

Формат. Колонки. Раздел.

 

2.2. Абзацный отступ в буквице

Формат. Абзацный отступ.

 

2.3. Буквица на полях при печати в две колонки

Буквица.

 

2.4. Разная нумерация для разных страниц

Вставка. Номера страниц. Разрыв.

 

2.5. Стили в документе

Стиль. Форматирование стилей. Сложный (структурированный) текст.

 

2.6. Творческая работа “Эффектный текст”

WordArt. Рекламный проспект. Визитная карточка

 

2.7. Творческая работа “Составление кроссвордов, ребусов”

 

2.8. Творческая работа “Составление календаря на 2012 год”

 

2.9. Творческая работа “Приглашение на Новогодний бал”

 

2.10. Творческая работа “Книга “История детского объединения юных журналистов «Пульс»” 

Раздел III. Поиск информации в Интернете

3.1. Технология поиска информации (текста и рисунков по объему)

3.2. Поисковые серверы

3.3. Бесплатные ресурсы

3.4. Работа с постоянно обновляемой базой по словам и словосочетаниям

 

Раздел  IV. PageMaker углубленно

4.1. Разработка общего вида издания и стилей оформления

 

4.2. Особенности работы с изображениями

 

4.3. Специальные приемы оформления

 

4.4. Доработка сырого макета

 

           Источники информации (к трем годам обучения)

1.‬Профессиональная этика журналиста: Документы и справочные материалы. – М.: Галерия, 2002.– 472 с.

‪2.‬Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / Под ред. Я. Н. Засурского. – М.: Аспект пресс, 2001. - 159 с.

‪3.‬Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 2000. - 312 с.

‪4.‬Елена Вовк. “Школьная стенгазета и издательские технологии в школе / Вкладка в “БШ” №13, 15, 16. 2004 год

‪5.‬Педагогическая лоция. Издательство в учебном заведении / Специальное приложение к журналу “Лицейское и гимназическое образование” 2004/2005 уч. год

‪6.‬С. Г. Корконосенко. Основы журналистики. Москва. 2002.

‪7.‬А.И. Сенокосов г. Екатеринбург. Методическая газета для учителей информатики “Информатика” № 5 (510) 2006 г.

‪8.‬Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.

‪9.‬Горохов В. Основы журналистского мастерства. М., 1989.

‪10.‬Телевизионная журналистика: Учебник/Ред. коллегия Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. М.: Изд-во МГУ, 1994

‪11.‬Цвик В. Л. Введение в журналистику. Учебное пособие

‪12.‬Егоров В.В. Терминологический словарь телевидения. М., 1997.

‪13.‬Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1981.

‪14.‬Закон Российской Федерации “О средствах массовой информации”.

‪15.‬Федотов М.А. Правовые основы журналистики. – М.

‪16.‬Ресурсы Интернета

‪17.‬Сагман С. Microsoft Office 2000. – М.:ДМК Пресс, 2002. – 672 с.: ил. (Серия “Самоучитель).

‪18.‬Тайц А.М., Тайц А.А. Самоучитель Adobe Photoshop 7. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003. – 688 с.: ил.

‪19.‬Гурский Ю., Гурская И., Жвалевский А. Компьютерная графика: Photoshop CS, CorelDraw 12, Illustrator CS. Трюки и эффекты (+СВ). – СПб.: Питер, 2004. – 812 с.: ил. – (Серия “Трюки и эффекты”.

‪20.‬Разработки учителей, опубликованные в Фестивале педагогических идей “Открытый урок” на сайте WWW:http://www.1september.ru

‪21.‬и другие источники.

Литература для учителя

  1. Богданов, Н.Г. Справочник журналиста [Текст]/ Н.Г. Богданов, Б.А. Вяземский. – Л.: Лениздат, 1971.
  2. Ворошилов, В.В. История журналистики России [Текст]: конспекты лекций/ В.В. Ворошилов. – СПб., 2000.
  3. Журбина, Е.И. Теория и практика художественно – публицистических жанров [Текст]/ Е.И. Журбина, - М., 1969.
  4. О печати: закон РФ.
  5. Попов, А.А. Производство и оформление газеты [Текст]/ А.А. Попов, П.С. Гуревич. – М., 1986.
  6. Стилистика газетных жанров [Текст]/ под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1981.
  7. Хорошев, М.С. Пути-дороги журналистские / Хорошев М.С., - Витна;  г. Павлово, 2002.
  8. Шостак, М.И. Интервью. Метод и жанр [Текст]/ М.И. Шостак. – М., 1997  

                      Литература для учащихся

  1. Головин, Б.Н. Основы культуры речи. –  М.,1980
  2. Голуб, И.Б., Розенталь, Д Э. Книга о хорошей речи. –  М., 1997
  3. Журбина, Е И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. –  М., 1969
  4. Соколова, В.В. Культура речи и культура общения. М., Просвещение, 1995.
  5. Формановская, Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М.: Высшая школа, 1989.

п/п

Дата

Кол-во

часов

Тема занятия

Форма

работы

1

4

Знакомство. Анализ газет других школ. Распределение ролей, планирование сентябрьского номера.

Лекция, ИКТ,

Круглый стол

2

4

Инструктаж. Работа в редакторе Word

Практическая раб

3

4

Инструктаж. Разбор рубрик, разделов газеты. Работа с набросанными статьями

ИКТ, индивидуальная беседа

4

4

Импорт картинок и фото.

Практическая раб

5

4

Знакомство с клавиатурой. Набор текста

ИКТ, практическая работа

6

6

Выпуск номера. Сентябрь.

Практическая раб

7

4

Работа с цифровым фотоаппаратом.

 Пейзаж. Портрет.

Практическая работа, лекция

8

6

Фотоаппарат и ПК. Фотообработка в различных редакторах.

Лекция, Практическая работа

9

4

Обработка фотографий.

Лекция, Практическая работа

10

6

Распределение ролей. Идеи. Новинки. Конкурсы.

Круглый стол

11

4

Интервью друг у друга.

Игра

12

6

Набор материала. Интервью. Учитель.

ИКТ, практическая работа

13

6

Выпуск номера. Октябрь.

Практическая работа

14

6

Итоги нашей работы. Обсуждение выпусков, анализ, распределение ролей

Круглый стол

15

6

Интервью по телефону.

Практикум

16

4

Вёрстка.

Практич. Раб.

17

6

Репортаж с места. (Про классный час)

Лекция с заданием.

18

4

Репортаж с места событий

Лекция с заданием

19

6

Работа с набросанными статьями. Выпуск ноябрьского номера.

Беседы

20

4

Распределение статей.

Круглый стол

21

6

Работа с архивами.

Музей, библиотека

22

4

Выпуск номера. Декабрь.

Практическая работа на ПК

23

6

Материал из глобальной сети.

Работа с ПК (ИКТ)

24

4

Распределение ролей.

 

Круглый стол

25

6

Редактирование материала

Беседы

26

4

Набор материала, выпуск газеты. Январь.

Практикум

27

6

Проблематика. Патриотизм. Распределение ролей.

Круглый стол

28

4

Корректировка материала. Выпуск газеты. Февраль

Практическая работа

29

6

Лирика. Семья. Распределение.

Лекция, круглый стол

30

4

Работа с текстом.

Практикум

31

6

Набор. Выпуск номера. Март.

Практикум

32

4

Газетный юмор. Распределение.

Лекция, ИКТ, круглый стол.

33

6

Работа с источниками. (библиотека)

Практикум.

34

4

Работа с источниками (Интернет)

Практикум

35

6

Корректировка материала

Беседы.

36

4

Набор текста статей.

Практикум

37

6

Выпуск газеты. Апрель

Практикум

38

4

Распределение ролей.

Круглый стол

39

4

Сочиняем сами.

Тренинг

40

4

Работа с материалом. Редактирование.

Беседы

41

4

Выпуск номера.

Практикум

42

4

Обзор изданий

ИКТ

№ п\п

Дата

Кол-тво часов

Тема занятия

Приме-чание

1

6

Знакомство. Психологические игры на знакомство.

2

6

Кто такой журналист? Особенности профессии.

3

6

Личные качества , которыми должен обладать журналист. Тест «Обладаешь ли ты творческими способностями?»

4

6

Презентация работ «Моя визитная карточка».

5

6

Разнообразие жанров публицистики.

6

6

Разнообразие жанров публицистики.

7

6

Виды печатных изданий.

8

6

Отличительные признаки, структура печатного издания. Рубрики.

9

6

Создание школьного уголка «Пульс».

10

6

Что такое публицистика. Понятие о стиле. Стилевое разнообразие.

11

6

Работа в программах Word и Publisher

12

6

Планирование первой полосы

13

6

Сбор информации

14

6

Набор текста

15

6

Верстка

16

6

Вычитка и правка

17

6

Способы написания заголовков

18

6

Основные требования к заголовку. Оглавление

19

6

Заголовок и подзаголовок

20

6

Практические задания

21

6

Обновление материалов школьного уголка «Пульс»

22

6

Основные правила ввода, редактирования и форматирования текста

23

6

Сканирование текста. Практикум

24

6

Упражнение «На воздушном шаре". Игра «Королевство»

25

7

Обновление Материалов школьного уголка «Пульс»

26

7

Планирование второй полосы

27

7

Сбор информации

28

7

Набор текста

29

7

Верстка

30

7

Вычитка и правка

Всего часов:   216      (6 часов в неделю).