Классный час "Минин и Пожарский и их славные дела"
классный час (3 класс) по теме

Морковкина Любовь Геннадьевна
Классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon minin_i_pozharskiy.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Минин и Пожарский и их славные дела

Цель: познакомить детей с периодом «смутных времён» в России (конец XVI- начало XVII века)

Задачи:

обобщить изученное по разделу «Московская Русь»;

дать понятие «смутных времён», познакомить с подвигом Минина и Пожарского,

развивать у детей интерес к истории своей страны, кругозор, культуру и эрудицию;

воспитывать патриотические чувства, чувства сплочённости и уважения к подвигам предыдущих поколений.

Оборудование к уроку:

у учителя и учеников – учебник «Наша Родина в прошлом» (авторы: Н.И. Ворожейкина, Н.Ф. Виноградова)

презентация с использованием программы Microsoft PowerPoint (см. Приложение 1)

Ход урока

1.        Наша Родина в прошлом        

- Сегодня на уроке мы откроем ещё одну страницу истории нашей страны, узнаем много нового.        

 2.        Тема урока:

 «Минин и Пожарский и их славные имена»        

- Кто из вас уже слышал эти имена? Чем знамениты эти люди?

- Именно на эти вопросы мы и найдём сегодня ответы.        

 3.        Что нас ждёт на этом уроке?

Узнаем, кто такие монголо-татары

Вспомним о славных правителях Руси

Подумаем: что такое смутные времена?

Узнаем об опасности, нависшей над Россией в начале XVII века

Узнаем о славных делах Минина и Пожарского

Узнаем: какой праздник мы отмечаем 4 ноября?

Подведём итоги урока        

По ходу появления надписей на экране учитель зачитывает их.

- Итак, начинаем урок. Первый пункт плана - монголо-татарское иго.        

 4.        Почему монголо-татарам удалось завоевать русские земли? (картинки с изображением монголо-татарского воина и русского воина)        

Дети отвечают на поставленный вопрос: Русь в те времена состояла из множества княжеств, не было единого правителя, княжества враждовали между собой.        

 5.        Что вам известно о временах правления этого человека?

(портрет Ивана Грозного, рисунок шапки Мономаха)        

Детям снова предлагается сначала узнать правителя по портрету, затем открываются надписи. Ответы на вопрос. Вывод:

- Во времена правления Ивана Грозного Русь стала ещё более сильным государством, значительно увеличились её территории.

- Если помните, то монах-отшельник из Борисоглебского монастыря пришёл в Москву предупредить о предстоящих Смутных временах. Так и случилось. После смерти Ивана Грозного и его двух сыновей в России наступили Смутные времена.        

 

6.        Что такое «смутные времена»?

Обсудите этот вопрос в группах (сначала в парах, а затем в четвёрках)        

- Подумайте над этим вопросом, а также над причиной Смутных времён.

Дети работают в группах, после представляют свои варианты ответа.        

 7.        Смутные времена наступили, потому что:

Прекратился царский род

За короткий период времени сменилось много правителей

Страна разорена долгими войнами

Три года были неурожаи

Начался страшный голод

Народ начал восставать        

Подведение итогов работы в парах, постепенное открытие на экране причин наступления Смутных времён, краткое обсуждение сложившейся ситуации.        

 8.        Какая угроза возникает над страной, в которой нет сильного единого правителя? Приведите примеры.        

- Если нет сильного правителя, тогда другие страны стремятся завоевать Россию, так как в нашей стране много богатств.

9.   Так на Русь уже нападали монголо-татары, немецкие и шведские рыцари.        

XII-XV веков (изображения монголо-татарского воина, немецкого и шведского рыцарей)        

Иллюстрация к ответам детей.

- Так случилось и в Смутные времена.        

 10.        Смутой воспользовались польский и шведский короли.

Их войска вторглись в Россию

Вскоре поляки заняли Москву

Страна оказалась в опасности        

Зачитывание открывающихся строк.

-Вспомните, что помогло Руси побороть прежних врагов?        

11.  В 1619 году бояре открыли ворота и впустили в Москву польские войска.

12.   Польские отряды расползлись по всей стране. Гибель России казалась неизбежной.

13.        Как вы понимаете эти пословицы?

За общее дело стой смело.

Один в поле – не воин.

Один за всех и все за одного.        

Обсуждение пословиц, подведение детей к выводу, что для борьбы с врагом народу России пришлось забыть про внутренние проблемы, объединиться во имя победы. Таким центром борьбы стал Нижний Новгород.        

 14.        Спас страну Нижний Новгород.

Был организован сбор средств для создания большого войска-ополчения.

С призывом к нижегородцам обратился выбранный староста Кузьма Минин (портрет)        

- Как вы понимаете эти слова: «сбор средств», «войско-ополчение», «староста»?

15.   Осенью 1611 г. по призыву К. Минина началось формирование народного ополчения

Ответьте на вопросы:

1. Как происходил сбор средств?

2. Чем жертвовали люди?

16.        Прочитайте текст «Призыв Кузьмы Минина» про себя.

17.        Из кого состояло ополчение? Кто его возглавлял? (портрет Д.Пожарского)        

18.        Так у народного ополчения стало 2 вождя.

19.      Битва за столицу была упорной и кровопролитной.        

20-21. Изгнание польских интервентов из Московского Кремля         

22.  Вот они настоящие герои.        

23. 26 октября (4 ноября) поляки сдались.        

24.  Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве (фотография)        

- Подвиг Минина и Пожарского не был забыт потомками. Спустя два века в Москве на Красной площади у храма Василия Блаженного был установлен памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому работы Ивана Мартоса. Надпись на постаменте гласит «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия»

- Как вы понимаете эти слова?

25.        День Народного Единства

(на фоне российского флага)        

- Память об этом  подвиге жива до сих пор. Именно в память о нём мы отмечаем новый праздник – День Народного Единства.        

 26.        (на фоне российского флага)

4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством К.Минина и Д.Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа, вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.        

Слова зачитываются с экрана.        

 27.        (на фоне российского флага)

Поэтому 4 ноября 1612 года можно считать Днём Народного Единства, концом Смутного времени.        

Слова зачитываются с экрана.        

 28.        (на фоне российского флага)

С 2005 года 4 ноября в России – государственный выходной.        

Слова зачитываются с экрана.        

 29.        

Подведём итоги.

Что запомнилось из урока больше всего?

О чём захочется рассказать дома?

Оценки за урок.

ВЫ МОЛОДЦЫ! СПАСИБО!        

Дети делятся впечатлениями об уроке и получают оценки за активную работу.        

вопросы открываются постепенно

30.        Зачитывается стихотворение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа в 1 классе "Мы умеем делать добрые дела"

Классный час был проведен в 1 классе совместно с учителем православной культуры. На занятии рассматривалось понятие "добродетель". Занятие проходило в форме живого общения с детьми в сочетании с актив...

Минин и Пожарский: их славные дела

Презентация на тему "Минин и Пожарский; их славные дела"....

Классный час «Худо тому, кто добра не делает никому.

Классный час  «Худо тому, кто добра не делает никому....

Классный час "Согласие да лад - для общего дела клад"

Материал, посвящённый Дню народного единства. Интересен и полезен....

Конспект классного часа. Тема: "Жизнь дана на добрые дела"

Предоставляю вашему вниманию технологическую карту классного часа....

Конспект классного часа с презентацией "Тёплым словом, добрым делом..." (волонтёрство)

Классный час проведён 1 сентября 2018 г. Цель классного часа: рассказать детям о бескорыстной работе добровольцев, которые по собственной воле решили посвятить часть своей жизни другим людям, поп...

Классный час в 3 классе по теме: «Делу – время, потехе – час»

Цель: учить учащихся ценить свое время и время других.Задачи:      познакомить учащихся с историей развития часов;активизировать творческие  способности учащихся;сов...