Внеклассное мероприятие "Что в имени тебе моём"
план-конспект занятия на тему

Цель: познакомить учащихся с прошлым и настоящим имён, дающих ребёнку при рождении. Дать толкование русских имён. Воспитание интереса к прошлому в истории

Оборудование: Плакаты с высказываниями; ромашка с именами; словари; аудиозаписи песен.

Ход занятия.

1.Высказывание: « Между живущих людей безыменным никто не бывает вовсе; в минуту рождения каждый, и низкий, и знатный, имя своё от родителей сладостный дар получает…»

Учитель: У каждого человека с рождения есть имя, которое ему дали родители.

Тайна имени

    Имя несет в себе огромную информацию, позволяющую дать ответы на самые разные вопросы.

    С древнейших времен человечество трепетно относились к имени. Его не давали просто так. Имя свидетельствовало о предназначении ребенка, и было связано с именем Бога, на покровительство которого рассчитывали. Множество имен, которые используются, и по сей день, дала православная Библия. Обычно они обозначают род деятельности или судьбу человека, который их носит. В далекие времена значимость человека возрастала согласно его «именитости». Несколько имен давалось важной особе, призванной исполнить несколько славных дел,- столько, сколько у него имен. Этот обычай частично сохранился в  католической церкви, где у человека нередко бывает три имени: от рождения, от крещения в детстве и от миропомазания на вхождение в мир с благодатью Духа Святого. В Японии до сих пор некоторые знатные и одаренные личности имеют до тридцати имен, сменяя их одно за другим, - по мере смены профессии художника, поэта, каллиграфа воина и т.д.

    Имя считалось как бы самой личностью. «Прикосновение» к имени означало воздействие на человека. Во «Второй Книге Царств» повествуется, что сама перепись населения воспринималась как порабощение, отнятие личности. Переменить кому – либо имя означало несчастье для этого человека.

    С самого раннего детства и на протяжении всей жизни мы не одно

 слово не слышим так часто, как свое имя. Имена звучат по – разному: есть твердые, жестко звучащие имена – Игорь, Дмитрий, Дина, - у таких детей под действием звуков формируется характер настойчивый, упрямый. Они очень решительны и самостоятельны. Есть имена звучащие мягко, мелодично, - Светлана, Михаил, Сергей, Александр, - у таких детей характер заведомо будет покладистым, спокойным. Значит, имя будет влиять на нашу личность, и определять в какой – то степени судьбу каждого.

    Наши предки часто давали детям два имени, под одним крестили и оставляли его в тайне от посторонних, а в обращении к ребенку называли его другим именем. Это делали, следуя поверью, что так оберегают ребенка от сглаза или порчи, нечистой силы.

    При выборе имени особое значение имеет и время года, когда рождается человек.

    Зима, с ее суровостью, щедро наделила рожденных в эту пору талантами. Это люди мыслящие и вместе с тем упрямые и самолюбивые. Они не щадят себя в труде и поэтому достигают высоких результатов. Их трудно сбить с толку, они уверены в том, что делают. Они становятся хорошими руководителями.

    Мальчики, родившиеся зимой, отличаются крутым нравом, не любят подчиняться, порой жестоки.

    Девочки, которые родились зимой, имеют характер мужского склада. Они смелые, бесстрашные, всегда идут напролом, некоторые лишены нежности.

    Мудрая осень одаривает людей, родившихся в это время, соответствующими чертами. Они всегда сначала подумают, а потом делают. Быстро и верно решают трудные вопросы. Они усердны и старательны, придерживаются четкой линии поведения, в делах настойчивы. Ясный и уравновешенный ум, спокойный и легкий характер. Рожденные осенью редко конфликтуют, ругаются и спорят, любят детей и животных. Они не верят просто словам, они все проверяют сами. Бережливы и запасливы. Это актеры, философы, люди точных наук. Родившимся осенью подойдут любые имена, поскольку мало что может повлиять на их характер, а значит судьбу.

    Родившиеся весной физически уязвимы, эгоистичны, нерешительны, брезгливы. Легкоранимы и обидчивы. Хотя чаще всего эти люди одарены и лишь неуверенность мешает им стать лидерами.  Среди «весенних» немало талантливых людей в научных и коммерческих делах. Их девизом является пословица: «Береженого Бог бережет».

    Лето оказывает благотворное влияние на родившихся в эту пору. Это натуры широкие, не мелочные, готовые рисковать. Большое трудолюбие позволяет им добиваться успеха в делах. Они очень эмоциональны, впечатлительны, вспыльчивы. Их доброта распространяется на детей и на животных, а вспыльчивость не перерастает в злопамятность. Родившиеся летом горды, отважны, добродушны, бескорыстны. Они надежны в дружбе, никогда не подведут и не бросят в беде.

   «Весенние» и «летние» дети, добродушны и легкоранимые, плохо защищены. Твердое имя придает им уверенности в себе, явится некой защитой от жизненных невзгод.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №50»

Внеклассное мероприятие

Тема «Что в имени тебе моём»

Подготовила:

учитель начальных классов,

 Брежнева Марина Николаевна

Тверь

2014 г.

Цель: познакомить учащихся с прошлым и настоящим имён, дающих ребёнку при рождении. Дать толкование русских имён. Воспитание интереса к прошлому в истории

Оборудование: Плакаты с высказываниями; ромашка с именами; словари; аудиозаписи песен.

Ход занятия.

1.Высказывание: « Между живущих людей безыменным никто не бывает вовсе; в минуту рождения каждый, и низкий, и знатный, имя своё от родителей сладостный дар получает…»

Учитель: У каждого человека с рождения есть имя, которое ему дали родители.

Тайна имени

    Имя несет в себе огромную информацию, позволяющую дать ответы на самые разные вопросы.

    С древнейших времен человечество трепетно относились к имени. Его не давали просто так. Имя свидетельствовало о предназначении ребенка, и было связано с именем Бога, на покровительство которого рассчитывали. Множество имен, которые используются, и по сей день, дала православная Библия. Обычно они обозначают род деятельности или судьбу человека, который их носит. В далекие времена значимость человека возрастала согласно его «именитости». Несколько имен давалось важной особе, призванной исполнить несколько славных дел,- столько, сколько у него имен. Этот обычай частично сохранился в  католической церкви, где у человека нередко бывает три имени: от рождения, от крещения в детстве и от миропомазания на вхождение в мир с благодатью Духа Святого. В Японии до сих пор некоторые знатные и одаренные личности имеют до тридцати имен, сменяя их одно за другим, - по мере смены профессии художника, поэта, каллиграфа воина и т.д.

    Имя считалось как бы самой личностью. «Прикосновение» к имени означало воздействие на человека. Во «Второй Книге Царств» повествуется, что сама перепись населения воспринималась как порабощение, отнятие личности. Переменить кому – либо имя означало несчастье для этого человека.

    С самого раннего детства и на протяжении всей жизни мы не одно

 слово не слышим так часто, как свое имя. Имена звучат по – разному: есть твердые, жестко звучащие имена – Игорь, Дмитрий, Дина, - у таких детей под действием звуков формируется характер настойчивый, упрямый. Они очень решительны и самостоятельны. Есть имена звучащие мягко, мелодично, - Светлана, Михаил, Сергей, Александр, - у таких детей характер заведомо будет покладистым, спокойным. Значит, имя будет влиять на нашу личность, и определять в какой – то степени судьбу каждого.

    Наши предки часто давали детям два имени, под одним крестили и оставляли его в тайне от посторонних, а в обращении к ребенку называли его другим именем. Это делали, следуя поверью, что так оберегают ребенка от сглаза или порчи, нечистой силы.

    При выборе имени особое значение имеет и время года, когда рождается человек.

    Зима, с ее суровостью, щедро наделила рожденных в эту пору талантами. Это люди мыслящие и вместе с тем упрямые и самолюбивые. Они не щадят себя в труде и поэтому достигают высоких результатов. Их трудно сбить с толку, они уверены в том, что делают. Они становятся хорошими руководителями.

    Мальчики, родившиеся зимой, отличаются крутым нравом, не любят подчиняться, порой жестоки.

    Девочки, которые родились зимой, имеют характер мужского склада. Они смелые, бесстрашные, всегда идут напролом, некоторые лишены нежности.

    Мудрая осень одаривает людей, родившихся в это время, соответствующими чертами. Они всегда сначала подумают, а потом делают. Быстро и верно решают трудные вопросы. Они усердны и старательны, придерживаются четкой линии поведения, в делах настойчивы. Ясный и уравновешенный ум, спокойный и легкий характер. Рожденные осенью редко конфликтуют, ругаются и спорят, любят детей и животных. Они не верят просто словам, они все проверяют сами. Бережливы и запасливы. Это актеры, философы, люди точных наук. Родившимся осенью подойдут любые имена, поскольку мало что может повлиять на их характер, а значит судьбу.

    Родившиеся весной физически уязвимы, эгоистичны, нерешительны, брезгливы. Легкоранимы и обидчивы. Хотя чаще всего эти люди одарены и лишь неуверенность мешает им стать лидерами.  Среди «весенних» немало талантливых людей в научных и коммерческих делах. Их девизом является пословица: «Береженого Бог бережет».

    Лето оказывает благотворное влияние на родившихся в эту пору. Это натуры широкие, не мелочные, готовые рисковать. Большое трудолюбие позволяет им добиваться успеха в делах. Они очень эмоциональны, впечатлительны, вспыльчивы. Их доброта распространяется на детей и на животных, а вспыльчивость не перерастает в злопамятность. Родившиеся летом горды, отважны, добродушны, бескорыстны. Они надежны в дружбе, никогда не подведут и не бросят в беде.

   «Весенние» и «летние» дети, добродушны и легкоранимые, плохо защищены. Твердое имя придает им уверенности в себе, явится некой защитой от жизненных невзгод.

                        

Цвет имени

Известно, что каждый из основных цветов солнечного спектра, соответствует какому – либо имени.  Различные оттенки дополняют характеристику человека, позволяя наиболее полно раскрыть человеку его личность. Иногда людям может соответствовать несколько цветов.

   ТЕМНО - ЗЕЛЕНЫЙ: Сергей; ЗЕЛЕНЫЙ: Анастасия.

  ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ – люди, чьи имена соответствуют этому цвету,

 очень осторожны, они практичны, с глубокими познаниями в различных областях. Они не стремятся быть лидерами, ясно выражают свою мысль.

ФИОЛЕТОВЫЙ: Алексей, Александр, Никита, Виктория, Дарья.

Характер этих людей сильно зависит от отчеств. Эти люди чувствуют неудовлетворенными, раздражительными и нетерпеливыми к чужым недостаткам.

ЧЕРНЫЙ: Илья, Сергей. Ксения.

 Люди с именами, соответствующими черному цвету очень упрямы, независимы, горды и очень дисциплинированы. Они не любят, когда их критикуют. Они упрямы в достижении своих целей.

СИНИЙ: Артем, Геннадий, Егор, Юрий, Любовь, Марина, Мария, Андрей, Ольга, Иван, Кристина.

Эти люди уверены в себе, умеют принимать самостоятельные обдуманные решения. Сами выбирают себе друзей. Ценят хорошие отношения и никогда не предадут друзей. Уравновешены.

ЖЕЛТЫЙ: Андрей, Антон, Виктор, Анна, Елена.

Эти люди очень энергичны, активны и инициативны. Это личности, стимулирующие других. У них, как у солнца, избыток энергии, и этим они заражают окружающих. Им любые трудности по плечу.

КРАСНЫЙ: Елизавета, Юрии, Екатерина, Кирилл, Максим, Семен, Дарья.

Носители данных имен необычайно талантливы. Они очень любят математику. Добиваются больших успехов, но излишне вспыльчивы.

Оттенки красного: МАЛИНОВЫЙ, ОРАНЖЕВЫЙ, ТЕМНО – КРАСНЫЙ, ПУРПУРНЫЙ, АЛЫЙ – имеют имена: Анастасия, Дмитрий, Максим, Елизавета, Екатерина, Ольга, Яна, Евгений, Павел, Оксана, Юлия.

Люди с такими именами имеют с раннего детства неустойчивую нервную систему. Они не выносят одиночества, но в тоже время трудно ладят с людьми.

Что в имени тебе моем.

Так что же означают наши имена:

Анастасия        «воскресшая»  (греч.)        

Анна                 «милостивая»  (греч.)

Антонина         «пространная»  (лат.)

Виктория          «победа» (лат.)

Дарья                «повелительница» (перс.)

Евгения             «благородная» (греч.)

Екатерина         «чистая, непорочная» (греч.)

Елена                «солнечная»  (греч.)

Елизавета         «Божья клятва» (евр.)

Кристина          «христианка» (греч.)

Любовь             «любимая» (слав.)

Марина             «морская» (лат.)

Мария               «горькая, печальная» (др. – евр.)

Оксана              «чужестранка, гостья» (греч.)

Ольга                «достойная» (сканд.)

Юлия                «июльская» (лат.)

Яна                    «Богом данная» (евр.)

Александр        «мужественный защитник» (греч.)

Алексей        «защитник» (греч.)

Андрей        «мужественный» (греч.)

Антон        «состязающийся» (лат.)

Артем        «безупречного здоровья» (греч.)

Виктор        «победитель» (лат.)

Геннадий        «благородный» (греч.)

Дмитрий        в честь богини плодородия Деметры (греч.)

Егор (Георгий)      «Земледелец» (греч.)

Иван (Иоанн)         «дар Бога» (др.-евр.)

Илья                               «Яве – мой Бог» (др.-евр.)

Кирилл        «господин» (греч.)

Максим        «превеликий» (лат.)

Никита        «победитель» (греч.)

Павел        «малый» (лат.)

Сергей        «высокочтимый» (лат.)

Юрий        «герой» (греч.)

Ярослав        «сильный, славный» (слав.)

Игра «Поменяйтесь все,  …»

Все встают в круг и выбирают водящего. Водящий стоит в центре круга и дает команды «Поменяйтесь все, …», а все их выполняют. Сам водящий тоже  участвует в перестроении, занимая место какого – либо игрока. Ведущим становится тот игрок, которому не досталось места.

Водящий: … носит имя …

        … чьё имя начинается с гласной.

                  … у кого в имени есть звук [а] и т.д.

Музыкальный конкурс « Послушай фонограмму»

1.фрагмент песни « Александра» ( муз. С.Никитина, сл. Д.Сухарева и Ю.Визбора из к/ф «Москва слезам не верит»)

Учитель: Не только в этой песне звучат наши имена. Вспомним несколько песен , в которых они звучали.

2 фрагмент песни « Олеся» ( анс. « Песняры»)

3 фраг. « Лизавета»( муз. Н.Богословского)

4 фраг. Танечка» ( муз. Т.Хренникова из к/ф «Карнавальная ночь»)

А эту песню знают все, сможет её петь весь класс.  

 М.Блантер  « Катюша»

 Учитель: Итог беседы.

Имя есть у каждого человека, и не случайно оно символ известности. Знакомясь, спрашивают имя, никто не может предположить, что же будет, если не будет имён.

 Во все исторические периоды человеческое общество не обходилось без собственных имён его членов.

Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определенная личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.

С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя.

Наше имя связывает нас с нашей семьей, с нашими друзьями и знакомыми. Наше имя связывает нас с нашей малой и большой родиной.

Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть только одно слово, которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания, слово, которое наиболее благоприятно его душе – его собственное имя.

 « Проститься» с именами мы хотели бы стихами, где находим глубокие мысли о воплощенном имени:

                          Что в имени тебе моем?

                          Оно умрет, как шум печальный

                            Волны, блеснувшей в берег дальний,

                              Как звук ночной в лесу глухом.

                             Оно на памятном листке

                             Оставит мёртвый след, подобный

                            Узору надписи надгробной

                             На непонятном языке.

                             Что в нём? Забытое  давно

                             В волненьях новых и мятежных,

                              Твоей душе не даст оно

                             Воспоминаний чистых, нежных,

                              Но в день печали, в тишине

                              Произнеси его, тоскуя:

                              Скажи: есть память обо мне,

                              Есть  в мире сердце, где живу я.

                                                            ( А.С.Пушкин).

Звучит аудиозапись песни « Позови меня тихо по имени» в исполнении группы « Любэ».

Использованная литература

1.Никонов В.А. Ищем имя. –М.;Сов. Россия;1988

2. Пушкин А.С. Поэмы. Драматические произведения. М: Дрофа;Вече;2002

 3. А.Н.Тихонов, Л.З.Бояринова, А.Г.Рыжкова Словарь русских личных имен  

4. В.И.Даль Пословицы русского народа. – М.: ОЛМА – Пресс, 1999.  

5. О.А.Никитина, М.С.Зимина Загадки наших имен. – СПб.: «Издательство «Золотой век», 20016  

6. Е.Н.Полякова Из истории русских имен и фамилий. – М.: Гуманитарный центр «Монолит», 2002

7. Л.В.Успенский Слово о словах (очерки о языке) – К. «Веселка», 1987.

8. Л.В.Успенский Ты и твое имя – Л., 1972.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для классного часа"Что в имени тебе моём?"(круг общения)

Обучающиеся узнают о том,что имена могут быть полными и краткими,узнают о значении имён,проверят свои знания в сказочной викторине....

Проект "Что в имени тебе моём"

Человеческое имя с древнейших времен обладает магической силой, является объектом различных теорий и исследований. Имя окутано завесой тайны. Этот таинственный мир, разнообразный и красочный, непостиж...

Проект по Светской этике "Что в имени тебе моём..."

Зачётная работа по курсу ОРКСЭ содержит презентацию "Модель организации обучения по модулю Светская этика" и презентацию учащихся по работе над проектом "Что в имени тебе моём..."...

Технологическая карта занятия по "Что в имени тебе моём"..

Расширять у учащихся представление о  том, что свое имя, отличающее его от других, есть не только у человека, но и у улиц....

Проект "Что в имени тебе моём....?"

Проект класса. Исследование значения имён, происхождение, популярность. Отчего зависит выбор имени ребёнка?...

Внеклассное мероприятие «Что в имени тебе моём?»

Данная презентация даёт представление о происхождении имени и фамилии, способствует развитию творческой активности учащихся....

Внеклассное мероприятие "Что в имени тебе моём?"

Дети знакомятся с историей имён....