Особенности конфликтного поведения в младшем школьном возрасте.
статья (1 класс) на тему

Стратегия, тактика и стиль поведения в конфликтной ситуации у учеников младших классов. Способы преодоления конфликтного поведения и состояния.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности конфликтного поведения в младшем школьном возрасте.

Иногда конфликты между учениками в школе неизбежны, ведь ребята учатся жить и взаимодействовать в коллективе. Очень часто с детьми проводятся беседы о том, как  нужно вести себя в обществе, чтобы избежать неприятностей и переживаний.

Но не всем удается справляться со своим поведением и контролировать свои поступки.

Есть дети, которые  всегда нарушают правила поведения в школе. На замечания педагога реагируют еще большим непослушанием.

В данном случае наблюдаются такие конфликтные реакции  в поведении, как:

  • реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);
  • реакция отказа (неподчинение требованиям взрослого).

Такого ученика  в этот момент замечают все, он становится центром внимания окружающих. И ему это нравится.

Как правило, нарушителю дисциплины  свойственна импульсивность поступков: «сначала сделает, а потом подумает». Он очень нетерпелив в ситуациях, которые требуют спокойствия, он не может довести ни одно дело до конца. Из-за этого часто бывает раздражительным, вспыльчивым, эмоционально неустойчивым. В играх с детьми он является источником постоянных конфликтов, т.к. не умеет уступать, устанавливать и поддерживать дружеские отношения с одноклассниками, бывает агрессивен (может сломать попавшийся под руки предмет или бросить его), может первым ударить. Поэтому дети не зовут его в игру, он вмешивается в игру сам, пытается установить свои правила, назначает себя главным в игре.

Считаю, что ведущим уровнем реакции конфликтного ребенка является непосредственное реагирование на уровне восприятия и эмоций, т.е. уровень его внутреннего мира (он видит только агрессию и угрозу от всех). Такое поведение называется экстрапунитивным (обвиняет других, ищет причину конфликта в отрицательных качествах характера или ошибках поведения другого), но себя всегда защищает (пытается оправдать свое поведение любыми  внешними факторами).

Отсюда вытекает и стратегия конфликтного  поведения - соперничающая. Ребенок разными способами старается доказать, что он прав, используя для этого угрозы, применяя хитрость и агрессию. Такое соперничество неэффективно, оно направлено на реализацию собственных целей, на стремление добиться своих интересов в ущерб другому.

Тактика поведения у таких детей жесткая, они используют давление на одноклассников, направленное на понижение их самооценки, ведут с детьми «психологическую войну», пытаясь обидеть, оскорбить, обмануть. Часто нарушают этику общения с одноклассниками, стремятся к обострению конфликта, игнорируют общественные нормы поведения.

Агрессия - типичная форма защитного поведения конфликтного ученика. Он не может самостоятельно справиться с трудностями, со своим внутренним напряжением. Он обижен на весь мир, у него не получается дружить с ребятами, дети не хотят видеть его в лидерах.

Сам ребенок чаще всего убежден в своей правоте, в конфликте видит только чужие недостатки, считает, что только его решение и поступки законны и допустимы. Но иногда все же может дать оценку своим действиям, признать свою ошибку, попросить прощения у ребят и взрослого.

Для того чтобы усилить конструктивное поведение ученика, с ним проводятся беседы по правильному поведению в школе, как сделать так, чтобы его уважали в классе. Нужно вместе с ним спокойно проанализировать ситуацию, помочь  сформулировать и проговорить, как нужно  было правильно себя вести,  вместе с ребенком найти ответы на вопросы «почему?», «как?», «зачем?» и др. 

Нужно осуждать агрессивные действия ребенка, а не чувства, которые он испытывал в конфликте, надо сказать ему: «Ты можешь злиться, быть недовольным, можешь сказать с чем не согласен, но нельзя причинять боль людям, нельзя драться.»

Чтобы избавиться от накопленного напряжения ребенок может побить подушку, порвать газету, смять пластилин. Таким образом он пытается научиться управлять своей злостью.

Способы преодоления конфликтного поведения и состояния.

С целью профилактики деструктивных тенденций поведения ребенка можно предложить ему поиграть в игры, которые требуют внимания и самоконтроля (различные лото, настольные игры, « Съедобное - несъедобное», «Тише едешь…» и др.) Стараться хвалить в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивать его успехи. Каждый день отмечать в дневнике его поведение в школе, анализировать все ситуации, которые произошли в течение дня. Поощрять ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания. Стараться сделать так, чтобы такой конфликтный ребенок играл с одним партнером, а не в шумной компании.

 

Советовать родителям говорить с ребенком мягко и доброжелательно. Избегать повторений слов «нет» и «нельзя». Напрасно не угрожать. Оберегать от утомления: напоминать, что пребывание в общественных местах (в торговых  центрах, в гостях…) оказывают на ребенка возбуждающее действие. Рекомендовать записать школьника в спортивную секцию, чтобы он мог расходовать избыточную энергию. Дома нужно поддерживать четкий распорядок дня. Давать ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

Считаю, что существующие нарушения поведения поддаются исправлению, но это очень длительный, требующий больших усилий и огромного терпения процесс. Поэтому  для правильного воспитания ребенка, для его психологического здоровья очень важно взаимодействие между родителями, педагогом и школьным психологом.