Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы
статья на тему

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества.

Рузвельт Т.
Главная цель  моей работы:  всестороннее  развитие каждого ученика.

 

Основные  задачи:

содействовать творческому  развитию каждого ученика  как на уроке, так и вне  урока;

 

вызвать интерес  к знаниям, научить его иметь собственное  мнение;

воспитывать у  детей  любознательность, самостоятельность, честность, личную  инициативу;

 

воспитывать милосердие и  доброжелательность к  родным и близким  товарищам, любовь к своей Родине;

 

добиваться  того, чтобы  каждый ученик чувствовал себя равноправным членом коллектива, был активным, общительным, разделял с учителем ответственность за качество знаний, умений, уровень овладения  нравственно- этическими нормами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 п. Воротынск

 Бабынинского района Калужской  области

Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы

( из опыта работы)

Учитель начальных классов: Новикова Елена Николаевна

2015 год

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества.

РузвельтТ.

Четырехлетняя начальная школа предполагает новые требования к организации воспитывающей  среды детей младшего школьного возраста.

Дети, приходя в школу  все хотят учиться. Вспомним, какими они приходят в 1 класс, как гордятся новой формой, портфелем, как переполняет их предчувствие радостной встречи со школой, с тайнами, которые их там ждут. Они любознательны, тянутся ко всему новому, необычному, обожают учителя, радуются учению, хотя толком еще не знают, что это такое.

        Как сделать, чтобы детям было интересно учиться в школе?

Не каждый ученик может быть успешен в учебной деятельности в силу разных обстоятельств, но каждому надо дать возможность раскрыть себя в творчестве. В этом и состоит миссия учителя. Думаю, что мне это во многом удалось сделать больше даже как классному руководителю, чем как учителю.

В своей работе с учениками начальных классов я значительное место уделяю нетрадиционным формам воспитательной работы.  

Плюсы их вижу в следующем .

Они:

- не сковывают учебный процесс;

- вносят разнообразие в школьные будни;

- активизируют ребят;

-

Я, как любой учитель нахожусь в поиске оригинальных методических решений, стараюсь  вовлечь детей в разработку  и проведение мероприятия ,сделать его увлекательным для них.

                    КТД  (традиции)

                     Тренинг;

  • КВН;
  • Сюжетно-ролевая игра;
  • Конкурс;
  • Проекты
  • Походы;
  • Экскурсии;
  • Семейная гостиная (социальная);

.А для того, чтобы увлечь своих учеников, их нужно не просто наполнить знаниями, как "пустой сосуд", а зажечь в них ту "искорку", которая по степени разгорания вела бы их к вершине познания.

На примере работы со своим классом  хочу поделиться опытом, как ,взаимодействуя с коллегами, педагогами и специалистами учреждений разного типа, общественными организациями и родителями ,используя НФ воспитательной работы,  осуществляю воспитание  здоровых Людей не только телом, но и духом.

Класс оказался непростым по поведению и взаимоотношению между детьми.  Поэтому с первых дней я активно начала  работать над формированием дружного коллектива, многое удалось за 4 года, но  что-то ещё требует продолжения работы. Здесь я , работая в сотрудничестве с социальным педагогом, использую психологические тренинги «Учимся дружить», «Учимся прощать»,»Учимся общаться», написание сценариев подразумевая характеры своих одноклассников, постановка представлений.. Они позволяют детям побывать в разных житейских ситуациях. Неформальная обстановка (участники располагаются группами) способствует созданию благоприятных условий для общения и взаимодействия. Дети разыгрывают ситуации, которые потом вместе оцениваем, решаем ,как поступить правильно. Приятно отметить результат-модель правильного поведения потихоньку приживается.

«Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция, - говорил Антон Семёнович. Макаренко. Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача воспитательной работы». Неотъемлемой частью работы по сплочению коллектива ,традицией нашего класса  стали КТД ,как одно из звеньев воспитательного процесса в школе, и у нас они чаще проходят в форме праздников. Например, «Пасха», «Масленица», «Встреча весны. Благовещение». Не забываем мы и про шефство над малышами детского садика: совершаем вместе путешествие по мотивам известных сказок, приглашаем на спектакли, организовали игру – путешествие по школе «В поисках пиратского  клада».

. Среди КТД особенно важными дети считают так называемые социально-значимые дела:

Особое направление воспитательной работы -патриотическое. На классных часах, посвященных годам Великой Отечественной войны дети эмоционально сопереживают вместе с ветеранами и очевидцами войны, которые рассказывают о тех тяжелых днях,   принимают участие в митинге, посвященном Победе, вахте Памяти А через такие мероприятия, которые мы объединили в «Маршрут добрых дел», осуществляем связь поколений. Изготавливаем и открытки для ветеранов. Не забываем с праздниками поздравлять   дедушек, бабушек.

Вижу результаты своей работы и в том, что КТД в наибольшей степени позволяет ребенку раскрыть свою творческую индивидуальность, обрести друзей, уверенность в себе, приобрести организаторские навыки(групповая работа). Даю возможность проявить  их.

 Для того чтобы жизнь в нашем классе была наиболее интересной и плодотворной, мы вместе с детьми планируем мероприятия. Выбираем темы. Одним из главных направлений воспитания в нашем классе является духовно – нравственное развитие. С 1 класса дети готовили проекты под – н развитию, творческие работы.

 Учащиеся  выступают с ними перед сверстниками и на научно-практических конференциях, участвуют в областных фестивалях и конкурсах . Сейчас мы работаем над коллективным проектом «История в памятниках»

Творческий потенциал личности младшего школьника наиболее полно раскрывается при использовании “театральной деятельности”. Мои ученики – активные участники всех мероприятий.

Использую активно ещё одну форму воспитательной работы–конкурсы. Своих детей я увлекаю в разнообразные виды художественного творчества. Дети приняли участие во многих конкурсах  художественно-прикладного характера. (изготовление различных поделок-«оберег», «», «Пасха»,рис. «Благодать Божьего мира») . ”. Работы детей выставлялись  на выставках в Районном ДК, в области.

Особенно хочу остановиться на музейных уроках. У нас в школе 2 музея- «Музей трудовой и боевой славы» и «Музей русского быта». Я для себя открыла очень интересную форму работы(причём как для уроков, так и для внеклассной работы). . Начав работать с детьми на базе музея, я заметила, что изучение однотипного материала, например по литературному чтению по теме «Устное народное творчество», легче усваивается учащимися в музее, через игровую деятельность, инсценировки. Вхождение в образ, перевоплощение дают возможность проявить детям творческие способности .Например, при изучении материала о жизни славян хорошие результаты даёт метод «погружения в прошлое». А  использование музейных предметов на уроках (письмо, гильзы, фотографии) дало возможность проявиться в душе ребёнка чувству благодарности защитникам Родины и родного посёлка.

Я сначала сама проводила уроки в музее, а теперь сами дети пробуют себя в роли лекторов. Готовя краеведческий материал, мы теперь обращаемся в первую очередь к музейным материалам, а потом идём в библиотеку, пользуемся интернет -ресурсами.

Тесное активное сотрудничество с библиотекой -это ещё одна форма воспитательной работы, которую я провожу целенаправленно, начиная с первого класса .Она позволяет детям не только знакомиться с произведениями, добывать информацию, но и приучает к общению с книгой, развитию речи.

Успех будет неполным, если не будет сотрудничества с семьёй. Но как писал Антон Семенович Макаренко: «Семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие, поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, мы не можем. Мы должны организовать воспитание»

 Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? Для этого я и в работе стараюсь использовать, кроме традиционной формы общения с родителями, и нетрадиционные. Это участие родителей в совместных мероприятиях(походах, экскурсиях, мероприятиях  проводимых в школе). Общение на таких праздниках между мною и родителями получается непринужденным и доверительным.

И в заключении стоит отметить, что педагог, владеющий современными подходами к организации воспитательного процесса, сможет более эффективно взаимодействовать со всеми его участниками. А нестандартные формы работы во внеурочное время помогают учителю-воспитателю формировать личность интересную и неординарную. Как раз этого и требует наше время.

Итогом  моей учебно-воспитательной работы с классом станет Портфолио класса(можно сказать, что это ещё одна форма работы), которое мы собирали в течение 4-х лет классной жизни. Оно будет отдано активу уже 5-го класса, и .пополнится новыми яркими страничками из  школьной жизни моих учеников, став ещё одной страницей большой школьной жизни.

Через результаты мониторингов (уровень воспитанности, самооценка, удовлетворённость школьной жизнью) определяю дальнейший план работы в данном направлении.

От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа.

Джон Локк

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: