Внеклассное мероприятие «Что в имени тебе моём?»
презентация к уроку по истории (2, 3 класс) по теме

Талалаева Ольга Борисовна

Данная презентация даёт представление о происхождении имени и фамилии, способствует развитию творческой активности учащихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что в имени тебе моём? Талалаева О.Б. учитель начальных классов МОУ «СОШ №82» г. Саратов Внеклассное мероприятие Презентация на тему:

Слайд 2

Что в имени тебе моём? «Имя – самый сладостный звук для человека на любом языке» Д.Карнеги

Слайд 3

АНТРОПОНИМИКА - Наука, которая изучает имена, отчества, фамилии людей, их прозвища, клички, псевдонимы.

Слайд 4

В основу славянских имен закладывались определенные признаки 1. Различные свойства и качества людей, черты характера: - Злата; - Бел; - Буян; - Пискун; - Чернава.

Слайд 5

В основу славянских имен закладывались определенные признаки 1. Различные свойства и качества людей, черты характера: - Первуля; - Вторуня; - Третьяк; - Шестак.

Слайд 6

В основу славянских имен закладывались определенные признаки 2. Желание родителей видеть ребенка богатым, счастливым, здоровым: - Вера; - Надежда; - Любовь.

Слайд 7

В основу славянских имен закладывались определенные признаки 3. Наречение детей названиями растений, животных, птиц: - Береза, Трава; - Волк, Корова; - Воробей, Соловей.

Слайд 8

В основу славянских имен закладывались определенные признаки 4. Что означают имена? Святослав - «святая слава» Владимир - «владеющий миром»

Слайд 9

В основу славянских имен закладывались определенные признаки 4. Что означают имена? Ярославна - «яркая слава» Людмила - «людям милая» Светлана - «светлая»

Слайд 10

Имена религиозного происхождения (заимствованные) 5. Что означают имена? Анастасия - «воскресение» (греч.) Кристина - «посвященная Христу» (греч.) Валентина - «сильная, крепкая» (лат.)

Слайд 11

Религиозного происхождения 5. Что означают имена? Виктор - «победитель» (лат.) Кирилл - «повелитель» (греч.) Алексей - «оберегающий, защитник» (древнегр.)

Слайд 12

После Октябрьской революции 1917 года появились новые имена - Нинель; - Жанна; - Револьд; - Октябрина; - Эдуард.

Слайд 13

Разгадайте ребусы. Вова Надя Валя Наум

Слайд 14

На Руси появились фамилии в XV-XVI веках Вначале - у бояр и дворян. - Владимиров; - Толстой; - Молчанов; - Третьяков; - Волков.

Слайд 15

На Руси появились фамилии в XV-XVI веках Позднее – у горожан. - Кузнецов; - Рыбаков; - Кожевников; - Шапошников.

Слайд 16

Распознайте происхождение фамилий - Мельников; - Петров; - Хлебников; - Москвин; - Стрельцов. 1. Когда появились фамилии? 2. У кого фамилии появились вначале? 3. У кого они появились потом?

Слайд 17

Фамилия – это латинское слово. Означает домочадцы, семья . «Пишешь ты нам, что твой отец – венчаный король, а мать твоя – венчаная королева; но хоть отец твой и мать венчаны, но предки-то их на престоле не бывали. А если уж ты называешь свой род государским, то скажи нам, чей сын отец твой Густав, и как деда твоего звали, и где на государстве сидел, и с какими государями был в братстве, и из какого ты государского рода? Пришли нам запись о твоих родичах, и мы по ней рассудим.»

Слайд 18

Домашнее задание 1. Попытайтесь объяснить происхождение вашей фамилии. 2. Подготовьте сообщение «Мой знаменитый однофамилец».

Слайд 19

Оценивание



Предварительный просмотр:

Тема. «Что в имени тебе моём?»

Цель: Дать представление о происхождении имени и фамилии, продолжить работу по формированию умений работать с документами, способствовать развитию творческой активности учащихся.

Оснащение: Высказывания великих, песни «Антошка» и «Гляжу в озёра синие», задания на карточках, презентация на мультимедиа-проекторе, телевизор.

План урока. 

Зарядка.

с музыкальным и видео сопровождением (мультфильм «Антошка»)

Оргмомент..

Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнёмся друг другу, пожелав этим хорошей работы на уроке. Сегодня мы впервые принимаем в классе столько гостей, поэтому давайте постараемся показать себя только с хорошей стороны. Начинаем работу. Удачи вам.

Цель урока.

Дать представление о происхождении имени и фамилии . Тема урока

 (Слайд 2)

Повторение пройденного.

У каждого народа свои обычаи выбора имени новорожденному.

(Слайд 3)

 Существует наука антропонимика, которая изучает имена, отчества, фамилии людей, их прозвища, клички, псевдонимы.

Славянские имена – самые старые из тех, что дошли до нас (Слайд 4)

В основу славянских имен закладывались определенные признаки

1. Различные свойства и качества людей, черты характера:

- Злата;

- Бел;

- Буян;

- Пискун;

- Чернава.

Родился первый ребёнок в семье, назвали Первулей и т.д.

(Слайд 5)

- Первуля;

- Вторуня;

- Третьяк;

- Шестак.

2. Желание родителей видеть ребенка богатым, счастливым, здоровым:                                                                                                   (Слайд 6)

- Вера;

- Надежда;

- Любовь.

3. Наречение детей названиями растений, животных, птиц:   (Слайд 7)

- Береза, Трава;

- Волк, Корова;

- Воробей, Соловей.

Игра «Что означают имена».                                                      (Слайд 8)

Святослав – святая слава

Владимир – владеющий миром

Ярославна – яркая слава                                                             (Слайд 9)

Людмила – людям милая

Светлана - светлая

После принятия христианства на Руси детям стали давать имена из перечня святых, помещённых в церковном календаре.                      (Слайд 10)

Анастасия - «воскресение» (греч.)

Краситина - «посвященная Христу» (греч.)

Валентина- «сильная, крепкая» (лат.)

(Слайд 11)

Виктор- «победитель» (лат.)

Кирилл - «повелитель» (греч.)

Алексей- «оберегающий, защитник» (древнегр.)

После Октябрьской революции 1917 года появились новые имена.

(Слайд 12)

- Нинель;

- Жанна;

- Револьд;

- Октябрина;

- Эдуард.

Проверка домашнего задания

Что вы узнали о происхождении своего имени, что оно означает?

Самостоятельная работа

Самое любимое слово для каждого из нас – наше имя, да ещё когда произносят его ласково, с любовью.

На лепестках своей «ромашки» напишите свои ласковые имена. (ромашки помещаю на доску)

Монтаж стихотворения.

Дед, стараясь для внучонка,

                       Нахватал из разных мест

                       Ряд имён, звучащих звонко:

                       Товий…Муций…Свен…Орест….

                                 Зять решил по ходу прений

                                  Повернуть вопрос ребром:

                                 -Назовём посовременней-

                                  Гелий…Атом…Космодром….

                          Дочь, захваченная спором,

                          Шумно лезет на рожон  

                          С целым импортным набором:

                          Эдвин…Мельвин…Сельвин…Джон…          

                                   

 Бабка с нехристями знаться    

                                     Не желает и  сама

                                     Вносит лепту, глядя в святцы:    

                                     Псой…Сысой….Кузьма…Фома…    

                            Сочинительством премудрым      

                             Занимались вчетвером.

                             Ночь поспорили, а утром        

                              Мальчик назван был Петром.

Разгадайте ребусы. (работа в группах)

(Слайд 13)

Вова              Надя           Валя         Наум

Новинка (знакомство с новой темой)

Кроме имён, у людей есть фамилии. На Руси появились фамилии
в XV-XVI веках. Вначале у бояр и дворян

(Слайд 14)

- Владимиров;

- Толстой;

- Молчанов;

- Третьяков;

- Волков.

.               Позднее у горожан. По некоторым фамилиям можно судить о занятиях предков.

(Слайд 15)

- Кузнецов;

- Рыбаков;

- Кожевников;

- Шапошников.

Работа в группах.

(Слайд 16)

Распознайте происхождение фамилий:

- Мельников;

- Петров;

- Хлебников;

- Москвин;

- Стрельцов.

1. Когда появились фамилии?

2. У кого фамилии появились вначале?

3. У кого они появились потом?

Варианты ответов групп.

Закрепление. Рассказ учителя.

Фамилия – это латинское слово. Означает домочадцы, семья.

Но семья – это не только те, кто живёт с вами сейчас, но и все ваши прабабушки и прадедушки. Нам надо стараться так жить, чтобы нашим потомкам не было стыдно за свою фамилию. Ведь в старину, прежде чем начать общаться с человеком, узнавали его родословную. Иван Грозный перед встречей со шведским королём послал ему такое письмо:

(слайд 17)

«Пишешь ты нам, что твой отец – венчаный король, а мать твоя –

венчаная королева; но хоть отец твой и мать венчаны, но предки-то их на престоле не бывали. А если уж ты называешь свой род государским, то скажи нам, чей сын отец твой Густав, и как деда твоего звали, и где на государстве сидел, и с какими государями был в братстве, и из какого ты государского рода? Пришли нам запись о твоих родичах, и мы по ней рассудим.»

Вывод. Итог урока.

Прослушивание песни «Гляжу в озёра синие» с показом тематических слайдов                                                                                        

Домашнее задание.

(Слайд 18)

1. Попытайтесь объяснить происхождение вашей фамилии.

2. Подготовьте сообщение «Мой знаменитый однофамилец».

Оценивание.

(Слайд 19)

Задания для работы в группах.

1.Разгадай ребусы:

__________________________________________________________

2.Распознайте происхождение фамилий:

- Мельников;

- Петров;

- Хлебников;

- Москвин;

- Стрельцов.

3. Когда появились фамилии?_________________________________

4. У кого фамилии появились вначале? ________________________

5. У кого они появились потом? ______________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Мы низко кланяемся тебе мамочка" (3 - 4класс)

Я это мероприятие проводила осенью совместно с 3 и 4 классами. Праздник всем понравился ,надеюсь и вам понравится....

Конспект внеклассного мероприятия «Букварь, мы говорим тебе, прощай!»

Цели:·       закрепить знание букв алфавита, умения слышать и различать гласные и согласные звуки; развивать речь детей,·       развив...

Внеклассное мероприятие "Что в имени тебе моём"

Цель: познакомить учащихся с прошлым и настоящим имён, дающих ребёнку при рождении. Дать толкование русских имён. Воспитание интереса к прошлому в историиОборудование: Плакаты с высказываниями; ромашк...

Внеклассное мероприятие "Добро начинается с тебя"

Внеклассное мероприятие во 2 классе "Добро начинается с тебя"...

Внеклассное мероприятие "Прощай, Азбука! Спасибо тебе!"

Внеклассное мероприятие "Прощай, Азбука! Спасибо тебе!" для учащихся 1 класса после завершения букварного периода....

Внеклассное мероприятие "Что в имени тебе моём?"

Дети знакомятся с историей имён....