Классный час "Сохраним удивительный мир Югры"
классный час (3 класс) на тему

Юркевич Ольга Николаевна

Классный час "сохраним удивительный мир Югры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sohranim_udivitelnyy_mir_yugry.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Сохраним удивительный мир  природы Югры»

Задача:  вызвать интерес     к   окружающей  природе,  расширить реалистические представления  о родной природе;  воспитывать любовь к родной природе, вызвать стремление беречь природу.

        Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает. Прекрасные зелёные леса, поля, животные, птицы.  Реки,  горы, небо, солнце – это тоже всё прекрасное. Наша жизнь неотъемлема от неё.  Природа кормит, поит, одевает нас. Она  щедра и бескорыстна.

Цель нашего занятия: установить,  в  чём удивительность мира природы  Юргы  и почему  её нужно сохранять.

Вы на карту посмотрите

И ЮГРУ на ней найдите,

Потому, что здесь наш дом, -

Мы на Севере живём.

           Перед нами карта  России.  В самом центре  нашей   родины  наш край  - Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.  Если посмотреть   с высоты, можно увидеть  и холмы, и бескрайние  равнины, множество рек и озёр. Какая самая большая река протекает  по территории нашего края?  Югра – Югорская земля – богатый край. Край, где живут истинные   знатоки   и  ценители  природы: ханты, манси, ненцы, селькупы и другие народы.

         

1.1   Для народов Севера природа не только место жительства, но и  источник всех жизненных благ. Они получают от природы пищу, материал  для изготовления одежды, посуды, украшения.  Угадайте, кто является главным помощником  в их жизни.

Не говорит и не поёт,

А кто к хозяину идёт

Она знать подаёт. (Собака).

        Основная  порода  собаки – это лайки.

Стройный быстрый,

Рога ветвистые,

Пасётся весь день

Кто же это…? (Олень)

Олень.

        При ходьбе животное опирается на все четыре копытца, а при передвижении по снегу и мягкому грунту, их широко растопыривает, что позволяет оленям не вязнуть в топких болотах. Зимой питаются главным образом лишайниками. Чтобы до них добраться,  роет снег глубиной до 80 сантиметров. Вместо воды едят снег. Но так как в этой еде мало питательных веществ, олени вынуждены поедать леммингов, полёвок, птичьи яйца.  Северный олень одомашнен, но только на территории Евроазии.  Внешне домашний олень похож на дикого северного сородича.  Домашним оленям не заготавливают корм – они весть год на подножном корме. От оленей народы Севера получают мясо, жир, шкуру.

        Югорский край – край с богатым животным миром. Издавна  народы  Севера считались  смелыми ловкими  охотниками и рыболовами.  Рассмотрите   фотографии  на слайде. Назовите одним словом, кто изображён. Догадайтесь, о ком идёт речь.

Соболь.

        Это зверёк обладает прекрасным мехом, который очень дорого ценится. Средняя длина тела 50 см,  а масса 1 -1,5 кг. Основное место  обитания – глухая и тёмная тайга с преобладание кедра, ели, пихты. Питается мелкими грызунами, белками, зайцами, не пренебрегает  ящерицами, лягушками, насекомыми, ягодами (голубика, черника, шиповник, рябина).

Бурундук.

        Похож на белку, но меньше по размеру. Отличительной  особенностью этих зверьков является пять тёмных  полос вдоль спины на сером или рыжем фоне. Они хорошо лазают и прыгают по деревьям, но живут в норах, под упавшими стволами или пнями. В защёчных мешках  приносит  в свои норы до 10 кг кедровых орехов. Весной на них охотятся из-за красивой шкурки.

Рябчик.

        Это небольшие птицы с крыльями  длиной 15-18 см каждая и массой тела 400 г. Оперение этих птиц пёстрое (рябое)  и состоит из сочетания чёрных, бурых, рыжих, серых и белых пятнышек и полос. Такая окраска делает их незаметными. Для них  необходимы  наличия ягодников, близость воды. Заросли лиственных деревьев – ольхи, осины, берёзы.

Выдра.

        Шкура этого животного отталкивает воду – это водяной зверь. Рыбья гроза. Питается рыбой, может полакомиться дикими утятами, зайцами. Если поймает большую рыбу, то тащит её на берег и там ест. Любит поиграть. Из всех игр – любимая игра – катание с гор, зимой – с ледяной, а летом -   с глинистых оврагов.

На каких ещё животных охотятся народы севера?

1.2   На  территории нашего  края протекает  множество рек.  Реки  богаты  разнообразной рыбой.  Попробуйте узнать, названия,   каких  рыб  здесь  зашифрованы.

Н _ Л _ М              _ К _ Н Ь               К _ Р _ С Ь         К_ Р П               Щ _ К _

Жители  используют  рыбу  в  разном  виде: вяленную,  сушёную и даже сырую, без  соли. Это  давняя традиция  народов  Севера.

 1.3  В качестве пищи  народы севера используют ещё и ягоды, грибы, орехи.

Отгадайте ребусы и вы узнаете, какие ягоды они собирают.

КЛЮШКА – КА +  КВА = клюква

Что вы знаете об этом ягодном растении?

БУСЫ + Р – Ы + НИКА = брусника

Что вы знаете об этом растении?

Какие ещё ягодные растения растут в наших краях?

1.4  Грибы.

  • Какие съедобные грибы мы собираем в наших лесах?
  • Назовите грибы «подснежники»  (строчки, сморчки).
  • Одного маленького кусочка этого гриба достаточно, чтобы человек отравился. Что это за гриб? (Бледная поганка).
  • Этот гриб не любят мухи, но лоси и коровы едят  его как лекарство. (Мухомор).
  • Назовите грибы, в  названии которых есть названия растений ( подберёзовик, подосиновик, поддубовик, еловый груздь).
  • Назовите грибы-двойники (съедобный и ядовитый). (Опята: настоящий и ложный; белый гриб и жёлчный, сатанинский: лисички: настоящие и ложные).

1.5   Отгадайте ребус и вы узнаете, орехи какого дерев собирают народы Севера.

Р  К  Е  Д

         Кедр – это сибирская сосна. Она отличается от сосны обыкновенной тем, что хвоинки собраны в пучки по пять, семена крупные, похожие на орешки. Теневыносливое дерево. Её кора тонкая, плохо защищается от огня. Хорошо выносит морозы. Из орехов сибирской сосны изготавливают кедровое масло.

        Вывод: природа кормит, поит, одевает, передвигает, а лечит может?

1.5  Природа,  если   возникнут проблемы со здоровьем,  придёт на помощь.

На экране демонстрируются распространенные лекарственные растения. Необходимо рассказать, какую часть растения используют   в качестве  лекарственного сырья и против каких болезней.

Черника

Улучшает зрение. Настой листьев эффективен при лёгких заболеваниях сахарного диабета. Свежая черника и сваренные из неё кисели полезны при заболевании желудка.

Малина

Плоды и сок малины употребляются в качестве потогонного и жаропонижающего  средства при простудах и лихорадках.

Шиповник

Богат витамином С. Плоды используются как  поливитаминное средство  при авитаминозе. Установлено, что с продвижением к северу содержание аскорбиновой кислоты в плодах  увеличивается. «Апельсин севера».

Боярышник

«Друг сердечный». Из боярышника получают ценное сердечное средство, улучшающее работу мышцы сердца.

Ромашка

Аптечная ромашка способна заменить целый набор дорогостоящей  косметики. Отваром её ополаскивают волосы, смягчают  и обеззаражи -вают  руки, отбеливают кожу, настоем – лечат горло, кишечник  и воспаленные дёсны.

Подорожник

Свежие измельченные листья подорожника применяются при ранениях, ушибах, ожогах, укусах насекомых  как кровоостанавливающее.

 2. Предлагаю  вам,   знатокам  природы,  разгадать кроссворд.

п

е

с

е

ц

р

ы

с

ь

с

н

е

г

и

р

ь

б

е

р

ё

з

а

в

о

л

к

в

ы

д

р

а

б

е

л

к

а

  1. В северных районах Югорской  земли  обитает  пушной  зверёк, которого иногда называют полярной лисицей. Питается он леммингами и полёвками. (Песец)
  2. Меньше тигра, больше кошки,

 Над ушами кисти – рожки

 С виду кроток, но не верь,

 Страшен в гневе этот зверь  (Рысь)

  1. Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу.

И ещё красней зимой

Ярко0красный галстук мой  (Снегирь)

  1. В белом сарафане

Стала на поляне.

Летели синицы,

Сели на косицы. (Берёза)

  1. На овчарку он похож

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.  (Волк)

  1. В реке живёт, в  лесу живёт,

С круч катается, в речке купается,

Рыбу ловит, лису остановит –

Таёжная красавица, мехом своим славится.  (Выдра)

  1. Без крыльев, а быстрее птицы с дерева на дерево  перелетает.   (Белка)

        3. Изготовление из бумаги способом оригами бабочек.

        4. Подведение итога занятия. В чем удивительность окружающей природы? Почему её нужно беречь?  Как  каждый из нас может это сделать?

 

-

                   

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Удивительное рядом"

В классный час включены загадки и народные приметы и живых синоптиках - животных. Вы найдёте стихи, игру, викторину и письмо от цветов о растениях-синоптиках....

Презентация к классному часу "Удивительное рядом"

В презентацию к классному часу "Удивительное рядом" включён материал и живых  синоптиках - животных и растениях....

классный час "Удивительный сон"

классное мероприятие, посвященное Новому году, "Удивительный сон"...

Классный час: "Удивительный мир книги"

Классный час посвящён 2 апреля - Международному дню детской книги....

Сценарий классного часа "Мой край Югра"

Краеведческая познавательная игра "Мой край Югра" к 900-летию Ханты-Мансийского автономного округа - Югра....

Классный час на тему: ««Югре – 900!»»

Цель: развитие гражданского общества путем формирования общероссийской и региональной идентичности жителей автономного округа на основе сведений о древней истории родного края, а также современных соц...

Классный час: 90 лет Югре

Сформировать представления учащихся о родном крае...