Познавательная и творческая деятельность детей в группе продленного дня в условиях ФГОС
статья

Коганер Ирина Анатольевна

В настоящее время в   рамках ФГОС перед воспитателем группы продленного дня стоит важная задача  развития ребенка, его творческих способностей, воспитание творческой личности в целом. Каждый творчески работающий воспитатель использует свои приемы развития познавательных интересов через творческую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnaya.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ И ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 

ДЕТЕЙ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО 

ДНЯ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Подготовила   воспитатель ГПД   

                                                     ГБОУ  лицея  №387 

                                             Г. Санкт-Петербурга        Коганер И.А. 

 

 

 

 

 

   

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального образования через урочную и внеурочную деятельность.  

Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продленного дня. (далее ГПД) 

 

   В настоящее время, когда большинство родителей одной из основных своих задач выбирают обеспечение материального благосостояния семьи и значительную часть времени заняты делами, выбор ими для своих детей занятия в группе продлённого дня как прогрессивной формы организации жизнедеятельности детей, их интеллектуального и духовного роста совершенно очевиден. Объективный анализ многих социально-педагогических тенденций убеждает в том, что режим ГПД нужен в школе любого типа и в первую очередь для детей младшего школьного возраста.  

   Теперь уже не только педагоги, но и родители убедились в том, что пребывание ребёнка в школьной группе продлённого дня помогает процессу становления личности, гарантирует его безопасность и здоровье (как физическое, так и нравственное). Ребёнок постоянно находится в зоне педагогического влияния. 

   Режим  наших групп продленного дня  строится в соответствии с гигиеническими и педагогическими требованиями. Он включает в себя самоподготовку, внеурочную деятельность, занятия по интересам, прогулки, активный отдых детей и способствует снятию утомления, вызванного учебными нагрузками.  

     Основное время в ГПД не должно поглощаться самоподготовкой, выполнением домашних заданий, а способствовать развитию личностных качеств ребёнка, формированию общественной культуры – взращиванию самого себя, совокупности главных жизненных ценностей, навыков общении. 

   За пределами урока дети могут органично реализовывать свою самобытность в играх, творческих занятиях, свободном общении. Тот, у кого не ладится с математикой, окажется, например, весёлым затейником и рассказчиком. А тот, кто не бойко читает, поразит своих товарищей выдумкой, поделками и т.д. , следовательно  в ГПД исчезает граница между детьми: они не разделяются  на отличников, хорошистов, троечников и неуспевающих. В режиме продлённого дня основное место занимают общение, совместные дела, в которых возникают ситуации успеха, воодушевляющие детей, помогающие им утвердиться  в глазах товарищей, учителя. 

Мы хотим , чтобы дети выросли сознательными и здоровыми членами общества,  инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу. 

  Из всего этого следует, что перед воспитателем группы продлённого дня встает задача развития ребенка, его творческих способностей, воспитания творческой личности в целом. 

Творческие способности –это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, свой точке зрения на окружающую действительность.  

    Каждый ребенок хочет играть, рисовать, лепить, творить т.е. жить творчески. На своих занятиях пробуждаю заложенное творческое начало, учу трудиться, помогаю понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве, для радостной,  наполненной жизни. 

   Универсальных приемов формирования познавательных интересов у младших школьников нет. Каждый творчески работающий воспитатель добивается этого, используя свои приемы развития познавательных интересов через творческую деятельность. 

     Одним из эффективных средств воспитания, в котором тесно переплетаются формирование трудовых навыков и художественное развитие учащихся начальных классов, может быть внеклассная работа по изготовлению аппликаций из различных материалов( ткань, кожу, бумагу,  природного материала) 

   Это – один из самых распространенных и привычных видов работ в начальной школе, который  способствуют развитию художественного видения природы, внимания, мышления, воображения и др. 

  Ещё один вид деятельности, способствующий творческому развитию детей – оригами.  Дети испытывают удовольствие и восторг, когда у них из простого листа бумаги получается какая-то фигурка. Занятия оригами не требуют особых способностей и материальных затрат. Из бумаги складываем разнообразные фигурки с которыми можно поиграть, кому-нибудь подарить, украсить помещение. 

     Еще один вид творческой деятельности, который любят мои воспитанники, это  конструирование.  

 Этот вид продуктивной деятельности, предполагающий построение предметов. Его успешность зависит от уровня развития мышления и восприятия. 

   Основной особенностью детского конструирования является установление пространственного расположения элементов предмета и подчинение его определённой логике. И девочки , и мальчики с большим удовольствием  участвуют в занятиях с конструктором Лего  

потому что детские замыслы уточняются и совершенствуются в ходе практической реализации, что способствует умственному развитию учащихся.  

   Кладовой для развития фантазии, творчества, воображения является работа с природным материалом. . Процесс изготовления из него поделок не только положительно сказывается на развитии эстетических чувств, пополняет навыки и умения, необходимые детям, но развивает мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность. 

Поделки не очень совершенны, но они приносят много радости и творческого удовлетворения, самое главное предоставить ребенку самостоятельность, лишь слегка помочь ребёнку раскрыть образ будущего персонажа, разбудить его воображение. 

   Работы по шитью, вышиванию( Изонить), плетению привлекают детей своими результатами. Сколько радости получают они от сделанной своими руками салфетки, закладки, игрушки. Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков и сувениров для родителей и друзей. Умелые руки и фантазия творят чудеса.  

   Работа с текстильными материалами способствует развитию творческих способностей детей: вкусу, чувству цвета, композиционному решению, выбору художественного образа. 

    

   Особую популярность приобрела работа с бросовым материалом – римейк. 

   Remake (англ.) – переделка. В работе используются старые и ненужные вещи. Отжившие своё носки и колготки превратятся в современные красивые вещи, нужные в каждом доме, старая мешковина и упаковочный шпагат помогут обновить интерьер, из  гофрированного картона (упаковочные коробки) можно изготовить различные панно, а из коробок, пластиковых бутылок, капсул всевозможные изделия. 

   Изготовление изделий из бросового материала способствует эстетическому развитию детей, приобретению ими умения грамотно подбирать цветовые сочетания, формы, размеры, комплектующие изделие детали. 

   Неиссякаемые возможности для всестороннего развития младших школьников предоставляют занятия изобразительным искусством, чтение и сочинение сказок. Такие занятия не могут быть скучными, неинтересными для детей.   А для этого нужна всего лишь фантазия, желание подарить детям позитивные эмоции.  

Одним из способов развития познавательных и творческих способностей младших школьников является проведение различных викторин по литературным произведениям (развивает мышление, память, воображение, речь). Современные дети все меньше и меньше читают ( школа переориентируется с памяти на мышление), задача воспитателя сформировать позитивное отношение детей  к книге. Книга сегодня конкурирует с видео и компьютером. Конкуренция достаточно жесткая, о многих литературных героях дети узнают из м/ф. Поэтому, чтобы разбудить интерес к книге, развить положительное отношение к чтению, мы должны создать условия, которые стимулируют читательскую активность. Для этого мы не будем конкурировать и бороться, а будем активно использовать информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют в игровой, доступной, познавательной форме достигнуть нового качества знаний, стимулировать читательскую активность, развивать логическое мышление, творческие способности. 

В своей работе я активно использую платформу LearningApps.org 

Суть занятий состоит в том, что практически все воспитанники вовлечены в процесс познания, каждый носит свой вклад, на них формируются навыки общения, сотрудничества, коллективного взаимодействия. Интерактивный сервис LA  привлек меня простотой создания упражнений, существенно сократило время подготовки клубных часов, наличием достаточного количества шаблонов упражнений, наличие уже наработанного материала. 

Большинство упражнений создано с участием детей ( использование вместо фотографий их рисунков, переделывание стихов, собирание пазла по литературным произведениям, расставление по порядку, как план к сказке, составление детьми кроссвордов по прочитанным произведениям и др.) 

    Мир детства — таинственная и чудесная планета, жители которой много знают, многое понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Они приобретают этот опыт в своей деятельности, в играх. Игра, вечный спутник детства, создает предпосылки формирования умственных способностей ребенка. Если ребенок ежедневно погружается в различные виды игровой деятельности, которые нацелены на раскрытие его способностей, задатков, на творческое самовыражение, то личный опыт ребенка обогащается, формируется произвольная волевая регуляция поведения, формируются память, внимание, способность восприятия.  В игре рождается плодотворное соревнование, подчиненное социально значимой идее — успешности общего действия и достижения поставленной цели. В игре ребенок избавлен от ответственности за ошибки ( сколько хочешь, столько и ошибайся). Ведь это не урок, где все правильно или неправильно. Где нельзя говорить «не знаю».  

Для развития личности детей младшего школьного возраста  в воспитательный процесс  требуется включать дидактические игры и упражнения познавательного и занимательного характера. Они позволят безболезненно осуществлять переход от игровой деятельности к учебной.  Я включаю такие развивающие занятия перед самоподготовкой. 10 минут своеобразной умственной гимнастики в игровой форме. Получив возможность для позитивного самовыражения, отдохнувшие дети легко включаются  в умственную деятельность при выполнении домашних заданий.   

Во время самоподготовки, где дети самостоятельно выполняют учебные задания, своей целью ставлю не только поддержание необходимого порядка и обеспечение успешного выполнения заданий, но  побуждаю ребенка к самостоятельному размышлению, самообразованию. Мои воспитанники, самостоятельно пользуются словарями, энциклопедической литературой, интернетом, находят ответы на те или иные вопросы и в виде сообщений представляют перед одноклассниками во время уроков. 

   

  

 

Таким образом воспитатели ГПД  имеют очень широкие возможности (это прогулки, экскурсии, спортивные часы, кружковая работа, клубные часы, время самоподготовки) для создания условий, необходимых для организации в начальной школе  систематической работы по развитию познавательных и творческих способностей. Такие условия трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом. Следовательно, группа продленного дня  обеспечивает единство урочной и внеурочной деятельности учащихся, способствует укреплению их здоровья, раскрывает и развивает индивидуальные способности, творческий потенциал младших школьников.     

      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательных и творческих способностей детей в группе продленного дня»

Всегда помнить о том, что родители  доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей....

Развитие познавательных и творческих способностей детей в группе продленного дня

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочну...

Основные направления деятельности воспитателя группы продленного дня в условиях реализации ФГОС. Психолого-педагогическая характеристика группы.

Основные задачи в работе воспитателя ГПД, примерная психолого-педагогическая характеристика группы....

Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС.

Обучение учащихся с ОВЗ, детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направлено на личностное развитие, способствующее овладению необходимых жизненно важных знаний, умений и навыков...

Создание ситуации успеха на занятиях в группе продленного дня в условиях ФГОС

Важнейшим открытием второй половины 20 века следует считать внедрение в практику обучения и воспитания принципа обучения и воспитания успехом. Успех рождает сильный дополнительный импульс, содействует...