Материалы родительских собраний
методическая разработка на тему

Соловьева Ирина Валерьевна
  • Как преодолевать проблемы в общении?
  • Знакомство с родителями учеников-первоклассников
  • Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка
  • Итоги четырех лет обучения
  • Книги в нашей жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodsobr1_1.doc76 КБ
Microsoft Office document icon rodsobr2.doc59.5 КБ
Microsoft Office document icon rodsobr3.doc54.5 КБ
Microsoft Office document icon rodsobr4.doc54.5 КБ
Microsoft Office document icon knigi_v_nashey_zhizni.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема родительского собрания:

«Как преодолевать проблемы в общении?»

Форма: проектная мастерская, групповая
Цели:

  1. Развивающая. Дать понятие о проектных мастерских. Показать связь между педагогикой и психологией.
  2. Обучающая. Научить группы «детей» и «родителей» создавать совместный проект, уметь его защищать.
  3. Воспитательная. Умение взглянуть на себя и на окружающих со стороны, научиться находить пути из конфликтных ситуаций.

Оборудование: Раздаточный материал, анкеты, ТСО, «Мысль на память».

Этапы мастерской построения знаний

  1. Урок первый
  • Индуктор. Он мотивирует дальнейшую деятельность. На этом этапе ставится проблема. Надо поставить такие вопросы, на которые обязательно захочется найти ответы.
  • Создание (индивидуально или в группе) творческого продукта. Например, разобрать нечто на детали (например, стихотворение) а потом использовать это как строительный материал. Часто предлагаются задания собрать «рассыпанное» стихотворение. Можно на базе строительного материала попробовать написать своё.
  • Социализация. Предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т.п.) В это время каждый про себя сравнивает, соотносит свои результаты с чужими.
  1. Урок второй
  • Обращение к новой информации и её обработка. Это могут быть Словарные статьи, работы критиков, фрагменты произведений, высказываний
  • Исправление или обновление созданного учеником. Он сам продолжит или улучшит написанное. А может создать новое произведение – это индивидуальная или групповая работа.
  • Итоговая социализация. Все сочинения читаются, все рисунки демонстрируются, все придуманные пантомимы разыгрываются. Здесь важно, что выслушаны все участники мастерской.
  • Рефлексия. Это выплеск впечатлений. Можно составить логический самоотчёт: вот здесь я открыл нечто, а здесь было трудно, потому что… Вопросы к рефлексии предлагает педагог, продумывая их для каждой мастерской. Рефлексию можно провести устно (если есть время) или письменно за 5-8 минут. Результаты прочитываются потом или вывешиваются для всеобщего обозрения.

Законы мастерской

  • Равенство всех участников (учитель может участвовать в работе наравне с учениками)
  • Право каждого на ошибку (исправляется самим учеником)
  • Безоценочная деятельность (нельзя даже хвалить) Оценка заменяется самооценкой и коррекцией
  • Предоставление свободы. Это означает свободу в выборе темы. Можно не оглашать своё мнение
  • Неопределённость, загадочность в заданиях. Учитель сам может не знать ответ на вопрос.
  • Диалог.
  • Организация и перестройка привычного пространства. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной или групповой работы, место для инсценировок и пантомим
  • Мастер должен формулировать задание и не отвечать на вопросы. Ответы ищутся самими участниками.

Отношения между детьми и родителями: пройдите через возрастные кризисы грамотно

Психология отношений между детьми и родителями - вечная тема для всех поколений. Почему наши такие любимые, такие родные дети вдруг меняют свое поведение, вплоть до полного неприятия мнения родителей и даже агрессии по отношению к ним? С этой проблемой в той или иной степени сталкиваются все родители по мере взросления своих детей.

Отношения между детьми и родителями во многом определяются так называемыми возрастными кризисами, через которые проходят все дети.

Первый кризис в отношениях между детьми и родителями наступает, когда ребенку едва исполняется годик. Затем – в три годика, кризис семи лет, а затем – подростковый кризис 11-12 лет. В каждый из этих периодов жизни ребенка происходят большие перемены в его поведении и развитии. Наши дети становятся все более самостоятельными, требуют от нас – родителей, все меньше заботы и опеки. На первый взгляд – совершенно позитивные изменения. Но в большинстве семей проблема отношений между детьми и родителями по мере взросления ребенка становится все острее.

Отношения между детьми и родителями наладятся, если родители научатся отпускать детей

Дети хотят быть взрослыми и пробуют быть самостоятельными, стремятся быть независимыми, пытаясь избавиться от опеки родителей. А нам, родителям, очень сложно «отпускать» их, ведь мы привыкли опекать и заботиться о них. Эта проблема достигает своего пика, когда наше чадо приближается к подростковому возрасту.

До 11-12 лет ребенок делает первые пробы своего «взросления», лишь иногда протестуя против взрослых. Но количество протестов увеличивается и в отношениях между детьми и родителями возникают конфликты, а следом – и категоричные отказы ребенка от послушания. В этот нелегкий период родители часто говорят: «Он стал неуправляемым, я не знаю, что с ним делать, на него ничего не действует: ни мотивирование любыми благами, ни наказания. Мы перепробовали все!».

Иногда ребенок вступает в полосу категорического непослушания чуть ли во младенчестве. В нашей практике был случай, когда мама обратилась с таким вопросом: «Моему ребенку 3 года, расскажите, каким способом можно наказывать ребенка в таком возрасте, ведь слово нельзя на него не действует, он не слушается!»

Меняйте стиль общения со своим ребенком!

Непонятное для взрослых поведение детей - это протест против родителей и сложившихся взаимоотношений с ними. Когда семья входит в такой нелегкий для нее период отношений между детьми и родителями, это значит, что старые и привычные методы общения с ребенком уже не работают и нужно изменять способ и стиль общения с ребенком.

Отношения между детьми и родителями должны строиться на принципе принятия. Это важнейший принцип в воспитании детей, о котором родители часто забывают. Именно принятия не хватает нашим детям, и они отчаянно бунтуют. Они просто хотят, чтобы мы, взрослые, принимали их такими, какие они есть. И любили их такими, какие они есть. И уважали их такими, какие они есть.

Отношения между детьми и родителями наладятся, если ребенок будет знать, что его любят

Безусловно важно любить ребенка не за совершенное им поступки, а «просто так» - только за то, что ребенок есть. Излишняя критика детей и их поступков дает детям ощущение, что ими все время недовольны, что они не достаточно хороши для того, чтобы их любили. И тогда дети говорят: « Что бы я не сделал - все не так, все неправильно».

Не стоит также забывать и про внимание. Детям очень важно, чтобы мы, взрослые, уделяли им внимание в виде совместно проведенного времени. То есть находили время для общения, для игр, для занятий, которые нравятся ребенку. Это может быть просто совместный поход в кино или что-то другое, это не столь важно, важен лишь факт проведенного совместно времени.

Если Вы в своем общении с ребенком не будете забывать про принятие и внимание, Вы увидите, как отношения между детьми и родителями очень быстро поменяются в лучшую сторону. Возможно, Ваши отношения просто приобретут новый смысл, или изменитесь Вы и Ваш ребенок, а вместе с этим изменится и стиль воспитания ребенка. Ведь каждый из нас знает, что от воспитания зависит формирование здоровья, физических, умственных и нравственных качеств в дальнейшем.


Форма: проектная мастерская, групповая
Цели:

  1. Развивающая. Дать понятие о проектных мастерских. Показать связь между педагогикой и психологией.
  2. Обучающая. Научить группы «детей» и «родителей» создавать совместный проект, уметь его защищать.
  3. Воспитательная. Умение взглянуть на себя и на окружающих со стороны, научиться находить пути из конфликтных ситуаций.

Оборудование: Раздаточный материал, анкеты, ТСО, «Мысль на память».

Этапы мастерской построения знаний

  1. Урок первый
  • Индуктор. Он мотивирует дальнейшую деятельность. На этом этапе ставится проблема. Надо поставить такие вопросы, на которые обязательно захочется найти ответы.
  • Создание (индивидуально или в группе) творческого продукта. Например, разобрать нечто на детали (например, стихотворение) а потом использовать это как строительный материал. Часто предлагаются задания собрать «рассыпанное» стихотворение. Можно на базе строительного материала попробовать написать своё.
  • Социализация. Предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т.п.) В это время каждый про себя сравнивает, соотносит свои результаты с чужими.
  1. Урок второй
  • Обращение к новой информации и её обработка. Это могут быть Словарные статьи, работы критиков, фрагменты произведений, высказываний
  • Исправление или обновление созданного учеником. Он сам продолжит или улучшит написанное. А может создать новое произведение – это индивидуальная или групповая работа.
  • Итоговая социализация. Все сочинения читаются, все рисунки демонстрируются, все придуманные пантомимы разыгрываются. Здесь важно, что выслушаны все участники мастерской.
  • Рефлексия. Это выплеск впечатлений. Можно составить логический самоотчёт: вот здесь я открыл нечто, а здесь было трудно, потому что… Вопросы к рефлексии предлагает педагог, продумывая их для каждой мастерской. Рефлексию можно провести устно (если есть время) или письменно за 5-8 минут. Результаты прочитываются потом или вывешиваются для всеобщего обозрения.

Законы мастерской

  • Равенство всех участников (учитель может участвовать в работе наравне с учениками)
  • Право каждого на ошибку (исправляется самим учеником)
  • Безоценочная деятельность (нельзя даже хвалить) Оценка заменяется самооценкой и коррекцией
  • Предоставление свободы. Это означает свободу в выборе темы. Можно не оглашать своё мнение
  • Неопределённость, загадочность в заданиях. Учитель сам может не знать ответ на вопрос.
  • Диалог.
  • Организация и перестройка привычного пространства. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной или групповой работы, место для инсценировок и пантомим
  • Мастер должен формулировать задание и не отвечать на вопросы. Ответы ищутся самими участниками.

Отношения между детьми и родителями: пройдите через возрастные кризисы грамотно

Психология отношений между детьми и родителями - вечная тема для всех поколений. Почему наши такие любимые, такие родные дети вдруг меняют свое поведение, вплоть до полного неприятия мнения родителей и даже агрессии по отношению к ним? С этой проблемой в той или иной степени сталкиваются все родители по мере взросления своих детей.

Отношения между детьми и родителями во многом определяются так называемыми возрастными кризисами, через которые проходят все дети.

Первый кризис в отношениях между детьми и родителями наступает, когда ребенку едва исполняется годик. Затем – в три годика, кризис семи лет, а затем – подростковый кризис 11-12 лет. В каждый из этих периодов жизни ребенка происходят большие перемены в его поведении и развитии. Наши дети становятся все более самостоятельными, требуют от нас – родителей, все меньше заботы и опеки. На первый взгляд – совершенно позитивные изменения. Но в большинстве семей проблема отношений между детьми и родителями по мере взросления ребенка становится все острее.

Отношения между детьми и родителями наладятся, если родители научатся отпускать детей

Дети хотят быть взрослыми и пробуют быть самостоятельными, стремятся быть независимыми, пытаясь избавиться от опеки родителей. А нам, родителям, очень сложно «отпускать» их, ведь мы привыкли опекать и заботиться о них. Эта проблема достигает своего пика, когда наше чадо приближается к подростковому возрасту.

До 11-12 лет ребенок делает первые пробы своего «взросления», лишь иногда протестуя против взрослых. Но количество протестов увеличивается и в отношениях между детьми и родителями возникают конфликты, а следом – и категоричные отказы ребенка от послушания. В этот нелегкий период родители часто говорят: «Он стал неуправляемым, я не знаю, что с ним делать, на него ничего не действует: ни мотивирование любыми благами, ни наказания. Мы перепробовали все!».

Иногда ребенок вступает в полосу категорического непослушания чуть ли во младенчестве. В нашей практике был случай, когда мама обратилась с таким вопросом: «Моему ребенку 3 года, расскажите, каким способом можно наказывать ребенка в таком возрасте, ведь слово нельзя на него не действует, он не слушается!»

Меняйте стиль общения со своим ребенком!

Непонятное для взрослых поведение детей - это протест против родителей и сложившихся взаимоотношений с ними. Когда семья входит в такой нелегкий для нее период отношений между детьми и родителями, это значит, что старые и привычные методы общения с ребенком уже не работают и нужно изменять способ и стиль общения с ребенком.

Отношения между детьми и родителями должны строиться на принципе принятия. Это важнейший принцип в воспитании детей, о котором родители часто забывают. Именно принятия не хватает нашим детям, и они отчаянно бунтуют. Они просто хотят, чтобы мы, взрослые, принимали их такими, какие они есть. И любили их такими, какие они есть. И уважали их такими, какие они есть.

Отношения между детьми и родителями наладятся, если ребенок будет знать, что его любят

При этом очень важно любить ребенка не за поступки и какие-то действия, а «просто так» - только за то, что ребенок есть. Излишняя критика детей и их поступков дает детям ощущение, что ими все время недовольны, что они не достаточно хороши для того, чтобы их любили. И тогда дети говорят: « Что бы я не сделал - все не так, все неправильно».

Не стоит также забывать и про внимание. Детям очень важно, чтобы мы, взрослые, уделяли им внимание в виде совместно проведенного времени. То есть находили время для общения, для игр, для занятий, которые нравятся ребенку. Это может быть просто совместный поход в кино или что-то другое, это не столь важно, важен лишь факт проведенного совместно времени.

Если Вы в своем общении с ребенком не будете забывать про принятие и внимание, Вы увидите, как отношения между детьми и родителями очень быстро поменяются в лучшую сторону. Возможно, Ваши отношения просто приобретут новый смысл, или изменитесь Вы и Ваш ребенок, а вместе с этим изменится и стиль воспитания ребенка. Ведь каждый из нас знает, что от воспитания зависит формирование здоровья, физических, умственных и нравственных качеств в дальнейшем.



Предварительный просмотр:

Тема: Знакомство с родителями учеников-первоклассников

Педагоги встречаются с родителями первоклассников перед началом учебного года, уместнее всего проводить такую встречу-собрание в конце августа. Учитель использует первое собрание для того, чтобы познакомиться с родителями, настроить семью на необходимость общения со школой, педагогами, создать оптимистический настрой на учебную деятельность, снять боязнь семьи перед школой.

Задачи собрания:

  1. Познакомить родителей с педагогами, школой, администрацией, службами школы и друг с другом.
  2. Помочь подготовиться семье к обучению ребенка в первом классе.

Вопросы для обсуждения*:

  1. Где можно получить родителям консультацию по вопросам воспитания ребенка?
  2. По каким законам должно идти воспитание в семье?
  3. Что  интересного  есть  в  отдельно  взятой семье: традиции и обычаи (обмен опытом)?

План проведения собрания (примерный)

  1. Знакомство с директором школы и школьной администрацией.
  2. Представление педагога, который будет работать с классом.
  3. Экскурсия по школьному зданию.
  4. Мини-лекция «Законы воспитания в семье. Какими им быть?».
  5. Анкетирование родителей по теме собрания.
  6. Самопредставление – визитная карточка семьи.
  7. Родительский тренинг «Ребенок в зеркале родителей».

Ход собрания-встречи

Собрание проводится в том классе, где будут проходить занятия детей. Класс празднично оформлен (можно поместить на стенде пожелания, творческие работы учащихся, закончивших начальную школу). На доске фотографии выпускников, которые учились у педагога, набирающего класс.

  1. Вступительное слово директора школы (вариант).
    – Уважаемые папы и мамы, дедушки и  бабушки, все  взрослые, пришедшие на первую встречу со школой, порог которой переступят в сентябре ваши малыши!
    Сегодня мы объявляем вас и себя членами одной большой команды корабля под названием «Школа». Наше плавание начинается сегодня, а заканчивается через 11 лет. Столько мы будем вместе, а пока наш корабль будет плыть по океану Знаний, мы будем переживать штормы и бури, огорчения и радости. Хочется, чтобы это плавание было интересным, радостным и значительным в жизни каждого ребенка и каждой семьи.
    Как научиться преодолевать трудности, как научиться падать, набивая как можно меньше шишек, где получить консультацию, исчерпывающий ответ на неразрешимый вопрос – все это можно узнать в кабинете заместителя директора по начальной школе.
  2. Выступление заместителя директора по начальной школе.
    Выступление должно содержать информацию о традициях и обычаях начальной школы, о требованиях к учащимся. Необходимо познакомить родителей с уставом школы, вручить каждой семье визитную карточку школы, указать дни консультаций заместителя директора по начальной школе, представить учителя начальных классов, который будет работать с конкретным классом.
  3. Самопредставление учителя.
    Учитель проводит самопредставление (вариант):
  1. Рассказ о себе, о выборе профессии педагога.
  2. Рассказ о своих учениках-выпускниках, о планах на будущее в работе с новым классом.
  1. Самопредставление семей.
    Очень интересно проходит на родительском собрании-встрече самопредставление семей. Это своего рода визитная карточка семьи. Желательно записать на магнитофон выступления родителей, рассказывающих о себе на собрании. Такая работа позволит сразу определить особенности семей, степень их открытости, систему семейных ценностей и взаимоотношений. Классному руководителю будет важно проанализировать мини-рассказы о семье.
    План самопредставления семьи
  1. Фамилия, имя, отчество родителей.
  2. Возраст родителей, день рождения семьи.
  3. Интересы, увлечения семьи.
  4. Традиции и обычаи семьи.
  5. Девиз семьи.
  1. Экскурсия по школьному зданию.
  2. Советы родителям.
    В конце встречи каждая семья получает наказ в виде свитка, в котором записаны законы воспитания ребенка в семье. Родителям предоставляется возможность прочесть законы и задать вопросы учителю.
  3. Анкетирование родителей.
    Проводится в конце собрания по обозначенной теме. 
    Можно сделать общую фотографию на память о первом «школьном» дне родителей.



Предварительный просмотр:

Тема: Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных 
и личностных качеств ребенка

Задачи собрания:

  1. Ознакомить родителей с проблемами физиологического взросления детей.
  2. Наметить пути воздействия на личностные качества ребенка.

Вопросы для обсуждения:

  1. Физиологическое взросление и его влияние на поведенческие реакции ребенка.
  2. Педагогические ситуации по теме собрания.

План проведения собрания

  1. Анкетирование родителей.
  2. Выступление классного руководителя по проблеме.
    Педагог знакомит родителей с общими проблемами физиологического взросления. 
  3. Выступления школьного врача и психолога. 
  4. Сообщение учителя по результатам анализа анкет, которые родители заполнили в ходе собрания.
    А н к е т а  д л я  р о д и т е л е й
    1. Что изменилось в вашем ребенке за последнее время?
    2. Как он стал вести себя дома?
    3. Проявляет ли он свою самостоятельность? (Как и в чем?)
    4. Боитесь ли вы предстоящего разговора с ребенком по вопросам пола?



Предварительный просмотр:

Тема: Итоги четырех лет обучения

Подготовительная работа к собранию.

За неделю до собрания необходимо провести анкетирование учащихся и родителей.

Проанализированные результаты анкетирования используются классным руководителем при подготовке итогового собрания, которое проводится с участием учащихся.

Собрание должно быть праздничным и запоминающимся и для детей, и для родителей.

Вопросы для обсуждения:

  1. подведение итогов четырёхлетнего обучения.
  2. особенности (психологические и физиологические) предстоящей адаптации выпускников начальной школы к обучению в средней школе.

А н к е т а  д л я  у ч а щ и х с я

  1. Понравилось ли тебе учиться в твоем классе?
  2. Какие предметы тебе нравились больше всего и почему?
  3. Хочется ли тебе учиться дальше?
  4. Что запомнилось больше всего?
  5. Какими ты представляешь учителей в пятом классе?
  6. Каким ты хочешь стать, обучаясь дальше?
  7. Каким ты представляешь своего классного руководителя?
  8. Каким он должен быть, чтобы тебе хотелось с ним общаться?
  9. Что бы ты хотел пожелать будущим первоклассникам?
  10. Что бы ты хотел пожелать своей первой учительнице?

А н к е т а  д л я  р о д и т е л е й

  1. Какими вы видите будущих учителей своего сына или дочери? Какими качествами характера они должны обладать?
  2. Какими профессиональными качествами они должны обладать?
  3. Какие качества вы хотите развить в своем ребенке с помощью учителей, которые будут работать в пятом классе?
  4. Какие качества вы хотели бы изменить в своем ребенке с помощью учителей, которые будут с ним работать?
  5. В чем мог бы проявить себя ваш ребенок помимо учебной работы?
  6. Что вы ожидаете от классного руководителя, который будет работать с вашим ребенком?
  7. Какую помощь вы можете оказать классу, чтобы жизнь вашего ребенка в этом классе была интересной?



Предварительный просмотр:

Книги в нашей жизни

Родительское собрание

                                                                                      Подготовила:

                                                                                     Соловьева Ирина Валерьевна,

                                                                                     учитель начальных классов

                                                                                     МБОУ СОШ №173

                                                                                    с углубленным изучением

                                                                                    отдельных предметов

Книги в нашей жизни

Родительское собрание

Цель:

 - познакомить родителей с результатами развития читательских способностей учащихся класса, умением работать со школьным учебником;

- развивать у родителей интерес к формированию у детей желания читать и интеллектуальных умений с помощью книги;

- способствовать развитию потребности в чтении у подростков.

Вопросы для обсуждения

1. Значение книги в жизни школьника.

2. Как работать со школьным учебником.

3. Культура чтения школьника. В чём она заключается?

Подготовительная работа к собранию

1. Анализ читательских интересов учащихся (по результатам исследования библиотекаря, результатам исследования учащихся).

2. Анкетирование детей и родителей по теме собрания.

3. Памятки для родителей по развитию читательских умений детей, по работе со школьным учебником.

4. Статистика собрания.

7. Конкурс на самое лучшее знание книги.

Исследование читательских способностей учащихся

ФИО учащихся

Количество  прочитанных книг на момент исследования

Читательские интересы школьника

Эффективность читательских способностей: (+/ - )

- способность рассказать о прочитанной книге;

- способность делать собственный вывод о прочитанном

Соотношения читательских способностей с учебными результатами по устным предметам

Анкета для учащихся № 1 (см. Приложение)

Анкета для родителей

 Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей

        Уважаемые мамы и папы! Вы хотите, чтобы ваш ребёнок читал? Учтите эти добрые советы, и ваши желания исполнятся!

•        Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства. Читайте вслух вместе с ребёнком не менее 30 минут в день. Читайте книгу постепенно: по страницам или главам.

•        Покупайте книги, выбирая яркие по оформлению и интересные по содержанию.

•        Систематически читайте сами. Это сформирует у ребёнка привычку видеть в доме книгу ежедневно.

•        Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи, даже если произведение вам не понравилось.

•        Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной им книги. Если вы сами о нём ничего не знаете, поинтересуйтесь, никогда не поздно получить новые знания и впечатления.

•        Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он сам запомнил текст. Спрашивайте ребёнка, чему учит книга? Что больше всего запомнилось?

•        Предложите ребёнку самостоятельно проиллюстрировать прочитанную книгу.

•        Рекомендуйте ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

•        Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

•        Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.

•        Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.

•        Дарите своему ребёнку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и тёплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

Правила чтения для учащихся

Памятка

1. Если хочешь развить свой интеллект, кругозор, старайся читать не менее получаса в день.

2. Старайся не читать лёжа, выбери удобную позу для чтения.

3. Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.

4. Читая, не торопись, обращай внимание на детали текста, интересные фразы, сравнения. Они помогут лучше запомнить содержание книги.

5. Если будешь обращать внимание на время при чтении, скоро забудешь смысл читаемого текста.

6. Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай небольшой перерыв,  а затем продолжи чтение.

7. Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.

8. Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.

9. Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять её в руки чистой и опрятной.

10. Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.

11. Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернёшься к этим словам, выполняя задание учителя или по собственному желанию.

Ход собрания

«Всё, чего я достиг в жизни, стало возможным благодаря книге».

Ричард Бах

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись  без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к 7-8 классу читают всё хуже и хуже. Замедленность чтения, отсутствие интереса к чтению приводят к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята плохо прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.

Сегодня в современном мире всё меньше внимания уделяется книге. Её часто подменяют просмотром телевизора или игрой на компьютере. Но книга играет первоочередную роль в развитии ребёнка – она способствует расширению горизонтов знания о мире, помогает усвоить образцы поведения, воплощённые в тех или иных литературных героях, является одним из источников формирования представлений о прекрасном. Читая вместе с детьми, а затем обсуждая прочитанное, мы преподносим им урок умственного, нравственного, эстетического воспитания.

        Важно, чтобы родителей интересовало не только то, что ребёнок читает, но и как он усваивает прочитанное. Не менее важно знать, что привело ребёнка к пониманию прочитанного. Ведь книга может по-разному воздействовать на ребёнка: закрепить те знания, которые он имел, может заставить задуматься и привести к открытию для себя чего-то нового. Способность обнаружить это новое, привязать к имеющимся знаниям, сделать соответствующие выводы – это и есть показатели сформированности у ребёнка логического мышления. Развитие мышления, как и развитие воображения – это результат столкновения ребёнка с новым знанием, способным заставить его задуматься. Большинство книг могут стать материалом для обсуждения с детьми тех проблемных ситуаций, которые в них отражены, выработать пути решения этих ситуаций. В ходе обсуждения необходимо задавать ребёнку вопросы, которые способны его подтолкнуть к размышлению. Например, как бы он поступил в этой ситуации, или что бы он посоветовал герою. Для такой работы с ребёнком необходимо подобрать произведения, которые описывают неоднозначные, противоречивые события.

        Надо научить детей любить книги. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить ребёнка быстро и выразительно читать. Большинство из нас желает привить интерес к книге, т.к. книга – хороший воспитатель, учитель, друг. А.П.Чехов говорил: «Чтобы воспитать, нужны непрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение». Детям нужно не только помочь постичь азы чтения, но и помочь научиться любить книгу. Только от нас зависит, как дети станут относиться к чтению. Неумение, нежелание читать влияет как на успеваемость, так и на общее развитие ребёнка. Опросы показывают, что дети не только мало, но и безуспешно читают. Чаще всего они не вникают в суть прочитанного. Причины такого положения дел кроются в нежелании родителей обсуждать прочитанное с детьми. Скоро на вопрос: «Как книга?» ребёнок будет отвечать: «Нормально». А словарный запас детей будет равен запасу Эллочки-«людоедки».

        Чтение стимулирует развитие творческого мышления и воображения детей. Но это возможно лишь при обсуждении прочитанной книги. Конечно, обсуждение надо направить в нудное русло, и сделать это могут лишь родители. Ещё раз подумайте над содержанием книги. Попытайтесь объяснить действия героев. Пусть ребёнок объяснит вам, как он понял мораль произведения. Главное – не навязывать ему свою точку зрения, научить его обосновывать и доказывать свою. Если вы заметили затруднения в оценке событий и поступков, помогите ребёнку проявить творчество и воображение при работе с книгой. Попробуйте превратить текст в объект «экспериментирования», ведь именно в экспериментировании с объектами, окружающими ребёнка, он активно их познаёт, лучше понимает их существенные свойства и закономерности. Как же экспериментировать с текстом? Попробуйте поиграть с ребёнком в и игру «А если…». Замените героя или событие противоположным по смыслу или лишь немного отличающегося от оригинального. Предложите ребёнку придумать новый вариант сюжета, исходя из внесённых вами изменений. В процессе игры вы указываете ребёнку на те противоречия, к которым может привести отступление от логики текста. Экспериментируя с содержанием текста, ребёнок лучше понимает логику событий, учится рассматривать отдельные детали и события, но не изолированно, а во взаимосвязи с другими. Это способствует формированию у детей творческого подхода к литературным произведениям, способствует развитию воображения и мышления.

        Почти в каждом современном доме имеется домашняя библиотека. Но многие семьи не позволяют детям пользоваться книгами из-за неумения обращаться с ними. Иначе говоря, книги отторгнуты от детей. Безусловно, книга – это ценность, но пользование ею не есть врождённый дар, ему нужно учить детей. Сначала детям следует объяснить некоторые правила пользования книгой. Например, брать книгу только чистыми руками, не перегибать книги и листы в них, а пользоваться закладкой, и т.д. Приучайте детей прочитанные книги класть на место. Затем в домашней библиотеке выделите полку для личных книг ребёнка. Очень хорошо, если книги в свою библиотеку ребёнок будет подбирать сам, а родители окажут финансовую помощь и помощь в выборе книг. Но именно помощь, а не настойчивость. Хорошо, если родители будут рассказывать ребёнку о книгах своего детства, возбуждая интерес ребёнка к чтению.

        Полезно ещё одно, забытое родителями: чтение вслух всем вместе. Лучше начинать с ваших любимых книг, продолжая уже любимыми книгами вашего ребёнка. Очень скоро он пожелает сам выступать в роли чтеца, а если нет, то предложите ему это в ненавязчивой форме. Чтение вслух раскрепощает ребёнка, учит высказывать своё мнение, формулировать мысль, правильно ставить ударения, развивает речевые данные, учит культуре речи. Чтение вслух, конечно, требует от родителей времени и усилий. В связи с этим можно практиковать его по выходным дням. Кроме того, совместное чтение сближает семью и делает отношения более близкими и откровенными.

Анализ читательских интересов.

Знакомство родителей с выставкой рекомендуемой литературы, которую желательно иметь в доме.

Список обязательной и рекомендуемой литературы для внеклассного чтения по различным предметам.

Обсуждение и анализ памяток

Анализ техники чтения учащихся класса

Фамилия, имя ученика

Количество слов в тексте

Количество незнакомых слов

Количество прочитанных слов в минуту

Количеств терминов

Выразительность (+ / -)

Осознанность (+ / -)

Типичные ошибки:

-

-

-

- повтор слов и слогов

- искажение окончаний

- неправильное ударение

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родительских собраний

Разработка родительского собрания на тему "ИКТ в школе". Включает тестирование, рекомендации и презентацию....

Материалы для проведения родительского собрания на тему: "Развитие памяти младшего школьника. Учим стихи наизусть".

Как помочь ребенку выучить стихи наизусть? В данном материале представлены методы заучивания стихов наизусть в зависимости от ведущего типа памяти ребенка....

Материалы к родительскому собранию "О введении ФГОС"

Цель выступления познакомить родителей  будущих первоклассников с ФГОСНОО....

Материалы для проведения родительских собраний в 1 классе

Материалы для проведения родительского собрания в 1 классе...

Материалы к родительскому собранию на тему "Телевизор:его роль в жизни семьи и первоклассника"

Материал для подготовки к родительскому собранию "Телевидение:его место в жизни семьи и первоклассника"...

ЛЕКЦИЯ О ВОСПИТАНИИ «Любовь к ребенку» материалы для родительского собрания

"Родительская любовь - это солнце, которое необходимо каждому живому существу. Это бескрайний океан, где плавают и наслаждаются нежностью и теплотой дети...". Большинство родителей любят своих детей. ...

Материалы к родительским собраниям.

Подборка  материалов к родительским собраниям по темам "Первые  уроки школьной отметки",  "Режим дня школьника", "Детская агрессия"....