Методическая разработка Конспект занятия "Вестники весны"
методическая разработка (4 класс) на тему

Шулепова Людмила Владимировна

       Экологическое образование должно начинаться с самого раннего детства. Дети особенно восприимчивы к добру, любознательны. Именно в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы.  

     Развитие содержания экологического воспитания на уровне НОО предполагает формирование у младших школьников  эмоционально-чувственного, нравственного отношения к природе; понимания необходимости соблюдения норм экологической этики; представлений о экологически целесообразном поведении.

        Возрастные особенности 10-11-летних воспитанников определяют выбор формы данного мероприятия – научно - практическая конференция (моделирование игрового пространства НПК).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_vestniki_vesny.docx39.47 КБ

Предварительный просмотр:

Государственная общеобразовательная школа - интернат

«Гимназия искусств при Главе Республики Коми» им. Ю.А.Спиридонова

Методическая разработка

Научно – практическая конференция

«Вестники весны»

Воспитатель

Шулепова Л.В.

г.Сыктывкар

2016

Пояснительная записка

         Экологическое образование - особая образовательная область, признанная реализовать идеи становящегося ныне информационно-экологического общества, в котором высшей ценностью будут жизнь человека на Земле, предпосылки и условия ее сохранения, интересы и потребности не только здравствующих, но и будущих поколений.

  Первое условие успеха экологического просвещения и воспитания - достаточно высокая точность данных о состоянии природы в целом, кроме того, точные данные необходимо дополнять сведениями о тех взаимосвязанных последствиях, которые могут повлечь за собой то или иное частное на первый взгляд изменение какого – либо компонента биосферы.

       Второе условие успеха экологического воспитания – необходимость комплексного характера освещения экологических явлений. Важно воспроизвести не только сложную совокупность природных процессов, но и дать их отношение к событиям в человеческом обществе.

Актуальность данного мероприятия.

         Экологическое образование должно начинаться с самого раннего детства. Дети особенно восприимчивы к добру, любознательны. Именно в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы.  

    Развитие содержания экологического воспитания на уровне НОО предполагает формирование у младших школьников  эмоционально-чувственного, нравственного отношения к природе; понимания необходимости соблюдения норм экологической этики; представлений о экологически целесообразном поведении.

  «Технология воспитательной работы включает в себя новые подходы к организации занятий в начальной школе. Она предусматривает увеличение доли практической деятельности ребенка. Используются более активные формы обучения: работа в микрогруппах, игры. Включение в процесс обучения сюжетно-ролевых и дидактических игр несет большой дидактический смысл, выполняет конкретные социальные задачи: умение общаться в коллективе, бесконфликтно решать задачи и т.д.»

        Возрастные особенности 10-11-летних воспитанников определяют выбор формы данного мероприятия – научно - практическая конференция (моделирование игрового пространства НПК).

         К 10-11 годам должны быть выработаны следующие учебные умения:

- выделять главную мысль сообщения;

-связно пересказывать содержание материала;

- ставить и отвечать на вопросы

-делать содержательные выводы на основе полученной информации;

-привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой (словарями, энциклопедиями и пр.);

-умение презентовать результаты своей интеллектуальной деятельности.

      Ожидаемый результат:

-Развитие экологической культуры личности, ценностного отношения к природе, созидательной экологической позиции.

      Цель: формировать основы экологического сознания, ответственного отношения к природе.

      Задачи:

1.Систематизация и обобщение знаний воспитанников о птицах, их поведении и жизни, о роли  и месте в природе, расширение представлений о значении птиц в жизни человека;

2.развивать умение самостоятельно осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

3.развивать умение формулировать и высказывать свою точку зрения;

4.развивать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблемы;

 5.формировать ценностное отношение к искусству, умение видеть красоту в окружающем мире;

 6.формировать опыт участия в научно-практических видах деятельности.

Подготовительный этап:

      Чтение и обсуждение «полученного» письма  ВООП (выбор формы мероприятия,  распределение по группам - секции: Экологи,  Искусствоведы, Орнитологи ;  самостоятельное исследование тем)

Письмо       -       Уважаемые воспитанники 4 класса гимназии искусств!

Мы, члены Всероссийского Общества Охраны Природы, спешим выразить вам и вашим родителям благодарность за активное участие во всех делах и акциях, посвященных защите природы и экологии вашего жилища, которые проводятся в гимназии. В октябре 2015 года вы оживленно беседовали на экоуроке «Хранители воды» о том, как бережно относиться к водным ресурсам нашей планеты.

Мы как защитники окружающей среды  хотим обратить ваше внимание еще на одну проблему экологии. Россия — место обитания многих видов птиц, в том числе и очень редких. По оценкам Международного союза охраны животных опасность полного исчезновения угрожает в настоящее время 11% всех видов птиц! Ваша активность в делах защиты природы и неравнодушие к братьям нашим меньшим позволили нам пригласить вас, ребята, принять участие в Научно-практической конференции «Вестники весны». Помните, о том, что бережное отношение к птицам каждого из вас поможет сохранить природу!

В ходе данного мероприятия  развиваются  личностные, познавательные (общеучебные, логические), регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Регулятивные:

-Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

      Познавательные:

-Умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников.

     Коммуникативные:

-Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

-владение монологической и диалогической формами речи;

-умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.

       Личностные:

-Получение опыта переживания и  позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

                                      Научно – практическая конференция

«Вестники весны»

Воспитатель:

Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет,
Теплый дождь, сверканье вод,-
Вас назвавши, что прибавить?
Чем иным тебя прославить,
Жизнь души, весны приход?

Василий Андреевич Жуковский.  Стихотворение «Приход весны».

 - Весна – время пробуждения природы.  Скажите, а кто первый сообщает нам весть о приходе весны?

(ответы воспитанников)

- Мы сегодня недаром говорим о весне, о пробуждении природы… Мне хотелось бы еще раз прочитать письмо Всероссийского Общества Охраны Природы, которое мы с вами получили накануне, чтобы и наши гости ознакомились с его содержанием.

(Чтение письма)

Итак, мы открываем научно- практическую конференцию «Вестники весны».

Цель нашей конференции?

ОТВЕТЫ воспитанников   (как мы можем помочь сохранить птиц на Земле?)

- На нашей конференции будет работать три секции: «Экологи», «Орнитологи», «Искусствоведы».

- Т.к., статус нашей встречи такой солидный, серьезный – это НПК, то работа каждой секции строится исходя из выдвинутой гипотезы, которую либо подтверждают или опровергают исследования специалистов.

-После выступления докладов, другие  группы могут  задать не более трёх вопросов.

- Проблема исчезновения птиц на земле – это проблема экологическая. Давайте мы сначала предоставим слово нашим Экологам.

Выступление «Экологов».

Наша гипотеза: если каждый из нас задумается о проблеме охраны природы, то мы сможем изменить ситуацию к лучшему.

1)Инсценировка.

Юрий Дмитриев. Отрывок из рассказа «Что такое лес».

Однажды один художник решил нарисовать лес. Нарисовал он разные деревья: белоствольные березы, могучие дубы, тонкие осинки, высокие ели. А в углу картины нарисовал маленького человечка с большой бородой старичка - лесовичка. А лесовичок-то возьми и оживи, прямо в картине. И стал он художнику подсказывать, что же еще должно быть в лесу. Так постепенно появились в картине травы и цветы, грибы, яркие бабочки и другие насекомые.

Повесил художник картину на стену, полюбовался ею и уехал куда-то. А когда приехал, взглянул художник на свою картину и не поверил своим глазам:  вместо пышного ковра трав и цветов на картине была лишь обнаженная земля. И деревья стояли голые, как зимой. Даже хуже. Зимой ведь сосны и ели остаются зелеными, а тут и они потеряли свои иголки.

Художник подошел к картине… и вдруг отшатнулся. Все на ней: и земля и стволы, и ветки деревьев – все было покрыто несметными полчищами жуков и гусениц.

Даже лесовичок совсем отодвинулся на край картины – казалось, вот- вот упадет, и вид у него был грустный-прегрустный.

- Это ты виноват! – закричал художник. - Ты велел нарисовать насекомых. А они съели весь лес!

- Конечно, - сказал старичок-лесовичок, - конечно, съели весь лес. И даже меня чуть не съели.

- Что же делать? – в отчаянии воскликнул художник. – Неужели я никогда не нарисую настоящего леса?

- Никогда, - сказал лесовичок, - если …..не нарисуешь птиц. Потому что настоящий лес, не может быть без птиц!

Воспитанник  (Полина)

-После прочтения сказки, задумалась- какова же роль птиц в природе?

Прочитала много книг, нашла много информации о роли птиц в природе и пришла к выводу, что птицы значимы в нашей жизни.

Слайд

  1. Презентация «Роль  птиц в природе»  

- Звено в цепи питания

- Распространение семян

- Регулирование численности насекомых, мелких грызунов (санитары леса, санитары природы)

- Птичий помёт – органическое удобрение

- Продукт питания

- Сырьё для промышленности( пух, перо)

- Эстетическое значение

-Как видим, птицы важны в природе.

3)  -В чём же причины исчезновения птиц?

Слайд

Презентация «Причины исчезновения птиц»  (Артём)

-Уничтожение мест обитания (вырубка лесов, распашка лугов).

-Смена места обитания.

-Человеческий фактор (чрезмерное истребление ).

-Загрязнение окружающей среды.

-Катастрофы (пожары, природные явления).

-Исчезновение большинства видов птиц может иметь далеко идущие последствия для окружающей среды.

          *Если исчезнут птицы, то проблемы экологии усилятся. 

- А кто должен решать эти проблемы? (государство, ….)

-А каждый из нас способен ли изменить ситуацию….? Каким образом?

(Строить скворечники, дуплянки, зимой – вывешивать кормушки, подкармливать птиц)

*Итак, по итогам работы нашей секции мы пришли к выводам:

1)птицы занимают важное место в экосистеме, 

2)проблема исчезновения птиц актуальна, более того она будет усиливаться, если ее не решать.

3)И каждый из нас в состоянии изменить ситуацию к лучшему.

Таким образом, мы подтверждаем наши предположения: если каждый из нас задумается о проблеме охраны природы, то мы сможем изменить ситуацию к лучшему.

Воспитатель:

-Птиц нужно охранять. Охранять и преумножать богатства всей природы, чтобы наша планета была красивым, огромным садом.

- А вы знаете, что 1 апреля – международный день птиц. Именно в этот день в 1902 году была подписана Международная конвенция по охране птиц. День птиц - это не только годовщина Конвенции, но и время прилета пернатых с зимовок.

- А всё о перелётных птицах и не только о них нам могут рассказать участники секции «Орнитологи».

Слайд

Выступление «Орнитологов»   (Илья)

Наша гипотеза: если знать об особенностях птиц, то можно понять, каким образом мы можем им помочь.        

1) - Кто знает, что такое орнитология?   (Женя)

Орнитология – область зоологии, объектом исследования которой являются птицы.

-Кто такие орнитологи?

-(учёные, которые  изучают птиц)

(Карина)

- А какие бывают птицы? (зимующие, перелётные; водоплавающие, боровые, полевые…)

- Птиц  в природе много, встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и  в горах. И знать всех мы не можем.  Но тех, которые живут в наших лесах или в парке неподалёку от дома, знать надо.

2) Игра

Распределить на две группы (Зимующие, перелётные)

1 группа: грач (сьод рака), трясогузка (сырчик) , жаворонок  (ыбкай, енкай), гусь (дзодзог), дрозд  (пелыськай), ласточка (джыдж) , скворец (ябыр), кукушка (кок), соловей (колипкай).

2 группа: Снегирь (жонь) , синица (пыста) , ворона (рака) , сорока  (катша), голубь (гулю) , свиристель (ль*о*мкай), клёст (уркай).

Слайд

- А как будут звучать названия этих птиц на коми языке?

- А кто знает, какие птицы прилетают в Коми первыми после долгой зимы? (грачи)

3) Слайд

Сообщение «Грачи» (Алла)

Грач – одним из первых прилетает к нам в Коми  республику. Прилетает рано, еще лежит снег на полях. Гнездятся на деревьях большими колониями, которые называются «грачевники». Гнездо строит из сухих сучьев, выстилает сухой травой, иногда клочками шерсти, тоненькими ветками, а также использует различный мусор. Внешним видом напоминает ворону, но у грача есть чёткий отличительный признак- кольцо из неоперенной кожи вокруг клюва у взрослых птиц. Грач всеяден. Но пользы эта птица приносит во много раз больше, уничтожая огромное число вредителей сельского хозяйства. Грач, следуя за плугом способен уничтожить до 400 проволочных червей - личинок жука.

Слайд

Сообщение «Жаворонки» (Илья)

-Послушайте удивительное пение птицы и попробуйте узнать её.  (звук- пение жаворонка)

Жаворонок – перелётная птица. Размером немного крупнее воробья и имеет неяркую, но привлекательную окраску оперения. Окраска помогает ему маскироваться в траве  и на земле. Жаворонок устраивает гнездовье на лугах, на травянистых опушках, но самым лучшим местом для устройства гнезда для этих птиц являются поля, засеянные в озимых и яровых хлебах.

Гнездо очень простое, строится оно в ямке на земле, среди травы. В качестве строительного материала полевой жаворонок использует стебли, корешки травы, внутри укладывается мягкой шерстью, пухом. Гнездо маскируется очень тщательно, его трудно обнаружить.

Охотится птица всегда на земле, не ловит насекомых в полёте, или тех, которые заползают высоко на стебли растений.

(Алия, Ксения)

Правила поведения в природе в зависимости от особенностей птиц и времен года. Слайд

-Прозвучали сообщения только о первых вестниках весны.  Любая птица приносит пользу. Все жаркое лето и дождливую  осень птицы хозяйничают на родных просторах - в лесу, в поле, на огороде, уничтожая безмерное количество вредителей.

 -Но внимание к птицам не всегда безобидно. Озорные мальчишки стреляют по птицам из рогатки или бросают камешки. Раненая птица не может выжить в окружающем мире. На земле ее подстерегают бесчисленные враги и опасности. Даже дворовые коты охотятся на птицу, разгуливающую по лужайке. И обязательно поймают, если она ранена или больна.

-Как вы думаете, какие правила в природе нужно соблюдать, чтобы жизнь птиц была в безопасности?

  • Соблюдай тишину.

Весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать громко музыку, разжигать костры. Весной многие животные выращивают потомство. Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, искать укромные места.

  • Созерцай природу! Вы увидели гнездо птицы. Чтобы его сохранить, нельзя вытаптывать траву у гнезда, если оно на земле, не трогать яйца руками.

Нельзя брать вылетевших из гнезда птенцов. Дома птенца прокормить трудно; и впоследствии, выпущенный на волю, он будет беспомощным. Птицы учат птенцов искать пищу самостоятельно, защищаться от врагов, а вы их этому не научите.

  • Убирай за собой мусор! (острые края, тягучая ядовитая …)
  • Не стрелять из рогатки

Выводы.

*Итак, по итогам работы нашей секции, мы можем сказать, что  птицы - это удивительный мир. На своих крыльях они приносят людям тепло весны и рождение новой жизни. И соблюдая правила поведения в природе, мы можем помочь птицам. 

Наше предположение подтвердилось- если знать об особенностях птиц, то можно понять, каким образом мы можем им помочь.

Воспитатель:

- Спасибо. Жизнь птиц, действительно, очень интересна. Но птицы – это не просто представители животного мира, они издавна  являются источником вдохновения для многих мастеров слова, музыки, кисти. Это еще и представители мира прекрасного.

Выступление «Искусствоведов»   (Ира)

Гипотеза: если мы будем уметь видеть красоту птиц, то у нас появится потребность о них заботиться.

Наши предки почитали птиц. Их жизнь зависела от природных условий, прежде всего, от погоды. Земледельцы внимательно следили за ветрами и облаками, туманами и росами, за поведением животных и птиц.

 (Матвей)

17 марта – День Герасима – грачевника . Название  Грачевник происходит от того, что в этот день ждали грачей, зимовавших на юге.  

 (Саша)

Встретив грачей, люди смотрели, примутся ли они сразу же чинить гнезда? Если займутся ремонтом, значит, весна придет быстро, если же посидят на гнездах и примутся вновь кружиться, то придется обождать весеннего тепла несколько дней. То, что грачи уселись на гнезда, говорило и о том, что пора идти в поле. «Игры» грачей, их веселье сулили погожий денек.
Тот, кто рождался в день Герасима Грачевника, совсем как птица-грач, должен был вырасти трудолюбив. 

Про грачей были сложены и поговорки: «Герасим грача на Русь ведет — скоро снег сойдет», «Грач на горе — так и весна на дворе.

Слайд 8 (Маша)

-А 22 марта - праздник, который в народе называли «Жаворонки».

В этот день в старину было принято печь из теста «жаворонков». Печеных «жаворонков» насаживали на ветки, отдавали их детям, и те выбегали на высокое место закликать жаворонков, а с ними и весну.

Птичек съедали, а часть их оставляли на ветвях, и сараях. Иногда в жаворонков запекали на счастье монетки, угольки.

Еще одной старинной традицией этого дня является развешивание скворечников и других домиков для птиц.

 (Лиза)-Давайте и мы с вами представим, что находимся в крестьянской избе. Приближается праздник встречи весны, встречи птиц. Лепим птичку жаворонка, готовимся выпекать в русской печи.

 Мы  сделаем из бумаги.

Творческая работа    

 (звучат заклички- аудиозапись)

-Хотите посмотреть, какие это были птички?

(угощение – печёные «Жаворонки» )

-А теперь вместе попробуем закликать.

Слайд (Марина)

Жаворонки-жавороночки!
принесите нам
весну теплую,
лето плодородное
Весну с солнышком,
лето с зернышком.

Воспитатель:

-И приходила весна красная, расцветала природа.

Красота природы всегда очаровывала поэтов, музыкантов, художников и служила им источником вдохновения. Секрет в том, что творческие люди умеют вглядываться и вслушиваться в окружающий мир, и он, в ответ, с готовностью раскрывает им свои тайны.

Жаворонок - как мы увидели, птица небольшая, невзрачная на вид, но сколько сложено о нём песен, написано стихотворений!

Слайд

Винсент Виллем Ван Гог. Пшеничное поле с жаворонком.

М.Глинка. Жаворонок.  ( Ира С.)

Жаворонок                      (Матвей)

Так беззаботно, на лету,

Он щедро сыплет трели.

Взвиваясь круто в высоту

С земли - своей постели.

Среди колосьев он живёт.

Его домишко тесен.

Но нужен весь небесный свод

Ему для звонких песен.

С. Маршак.

 -Важно увидеть не внешнюю, а внутреннюю красоту, ценить то прекрасное, что даруют нам эти маленькие творения природы.

Гипотеза: если мы будем уметь видеть красоту птиц, то у нас появится потребность о них заботиться.

* Действительно, мир птиц необычен - прост  и очарователен.  И эта красота должна существовать, чтобы и дальше можно было восхищаться, получать воодушевление в творчестве.

Птицы дают вдохновение мастерам и худ., и литер., и музык. Искусства. Наша помощь и забота – это наша благодарность за то, на что они нас вдохновляют!

Воспитатель:

- Наша работа подходит к концу. Скажите, пожалуйста, почему наша конференция  называется научно - практической?

-Научные доклады были представлены, а практическим будет решение вопросов нашей конференции.  

-А как же мы,  каждый из нас, можем помочь пернатым гостям?  Как мы их можем встретить первых гостей?

(скворечники на каникулах, вывесить  на даче, во дворе дома)

Каждое маленькое дело поможет делать шаги в проблеме сохранения птиц. А если об этом задумается каждый…

Рефлексия.

-Посмотрите, на этот лист. Он пока ещё пуст. Но, я думаю, что ваши жаворонки смогут оживить картину.

  • Если вы считаете, что всё на конференции удалось (у вас певучее настроение, хочется петь, летать), поместите жаворонка в верхней части, в небе.
  • Если хочется подумать, поразмышлять, хочется отдохнуть, поместите птичку на ветку.
  • Если не хочется улетать из гнезда, не хочется никаких действий, ваша птичка пусть займет место в гнезде.

Источники:

http://www.inmoment.ru/holidays/bird-day.html

http://www.rbcu.ru/campaign/20038/

http://gotovim-doma.ru/view.php?r=371-recept-ZHavoronki-postnye-bulochki

http://text-master.ru/folk/march/march-17.html

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта нетрадиционного урока-экскурсии в "Музей сказок" по теме "Слова, обозначающие признак предмета"

Урок построен с учетом актуальности здоровьесберегающих технологий, с использованием нетрадиционных методических приемов арт-педагогики: сказкотерапии, арт-терапии, хромотерапии. Речевой материал разм...

Курс ОРКСЭ, модуль ОПК, тема «Пасха». Методическая разработка (конспект уроки и презентация).

Методическая разработка (конспект урока, презентация) по курсу ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры» тема «Пасха»....

Методическая разработка конспекта урока для учащихся 1 класса из цикла занятий "Школа мяча"

В данной методической разработке конспекта урока, представлена система игр и игровых упражнений с мячом, с использованием современных  образовательных здоровьесберегающих технологий, направленных...

Методическая разработка конспекта урока для учащихся 3 класса с использованием элементов современных здоровьесберегающих технолгий К.К.Утробиной, А.Н.Стрельниковой, Н.Н.Нежкиной.

Конспект урока  по физической культуре с использованием  элементов современных здоровьесберегающих технологий: дыхательной гимнастики А.Н, Стрельниковой, приёмов самомассажа К.К.Утробиной и ...

Методическая разработка: Конспект урока "Ф Тютчев Стихи о весне". 2 класс Школа России

Представляю разработку урока литературного чтения "Ф.И.Тютчев. Стихи о весне" для 2 класса по программе "Школа России".В материале вы найдете вариант беседы и заданий для учащихся,...

Методическая разработка, конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений на тему: «Как ребята весну выручаем» для детей старшей группы

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений на тему: «Как ребята весну выручаем» для детей старшей группы...