Обобщение опыта работы по теме "Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников"
статья (4 класс) на тему
Опыт своей работы по совместной деятельности школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников я обобщила 23 сентября 2016 года в рамках краевого учебно-методического объединения учителей ОРКСЭ. Возможно, он будет интересен моим коллегам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovmestnaya_deyatelnost_shkoly.docx | 20.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместная деятельность школы, семьи и общественности
по духовно-нравственному развитию и воспитанию
младших школьников
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Духовно-нравственное развитие граждан России является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой социальный заказ для общего образования.
В 2011 году была спроектирована в согласии со школьной Программой духовно-нравственного развития и воспитания и социализации младших школьников «Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации для 1 класса МКОУ Парфёновской СОШ». Проект данной программы был представлен на рецензию в АКИПКРО, одобрен и на педагогическом совете утверждён как действующая программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации для первого класса школы. В разработке проекта рабочей программы класса активное участие приняли родители, представители общественности села. Эта программа корректировалась и дополнялась каждые последующие 3 года в зависимости от целей и ожидаемых результатов. Данная программа взята за основу учителями начальных классов Топчихинского района.
Программная цель:
Создать условия для реализации духовно-нравственного воспитания, развития и социализации младших школьников в соответствии с требованиями «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания», ФГОС второго поколения в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи, социума, дополнительного образования.
Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Родители - активные партнёры классного руководителя, школы в воспитании детей. К Программе духовно-нравственного развития и социализации 1 класса прилагается программа «Родительская школа».
Основные направления:
- соблюдение преемственности между дошкольным и школьным воспитанием;
- координация процесса воспитания школьника в семье, педагогическое сопровождение родителей в организации учебной и трудовой деятельности ребёнка;
- организация воспитательной работы в классе с активным привлечением семьи.
Повышение уровня педагогической культуры родителей. Формы работы:
индивидуальные беседы с целью изучения физиологических и психолого-педагогических особенностей развития детей;
ознакомление родителей с нормативно-правовой базой;
совместная работа с родителями по формированию у детей ценностного, ответственного отношения к своему здоровью;
праздники с участием родителей;
развитие творческих способностей детей.
Другие формы работы с родителями:
Совместные родительские собрания с детьми;
посещение семей;
анкетирование;
тренинги (совместно с психологом школы);
проведение совместно с детьми трудовых операций;
создание уголка природы;
подготовка учебного кабинета к новому учебному году;
оборудование игрового уголка (а это – одно из самых необходимых условий как для постепенного перехода детей с полноценно сформированной игровой деятельностью к деятельности учебной, так и для компенсации недостаточности развития игровой деятельности у части детей класса);
совместная работа по реализации коллективных и индивидуальных детских проектов, в том числе и социальных.
В результате тесного сотрудничества с родителями выработаны единые нравственные критерии, ориентиры на ребёнка, родители научились принимать школу как дом души и сердца своего ребёнка.
Взаимодействие с общественностью
Воспитание как целенаправленный процесс способно влиять на стихийный процесс социализации школьника при определённых условиях:
- выполнение функций компенсации недостатков первичной социализации;
- коррекция детских комплексов;
- расширение воспитательного пространства на основе связи с социальной средой;
- обеспечения нравственной устойчивости воспитанников к влиянию негативных факторов социальной среды.
Формы работы:
сотрудничество с детским садом «Колосок» (первоначальные основы формирования способов волонтёрской деятельности);
вовлечение школьников в кружки при сельском ДК: народный ансамбль ложкарей;
вовлечение мальчишек в спортивные кружки при администрации сельского Совета: хоккей, футбол;
участие в сельских праздниках;
договор с настоятелем Михайло-Архангельского храма о совместном проведении православных праздников: «Рождество Христово», «Светлая Пасха», «День славянской письменности»;
сотрудничество с районным центром «Семья и дети» (участие в выставках детского творчества «Рождественские сказки» и «Светлая Пасха»);
работа с неблагополучными семьями в сотрудничестве с женсоветом при администрации сельского Совета.
В результате успешной реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания и социализации младших школьников предполагаемые результаты реализации программы достигнуты: школьники приобрели опыт самостоятельного ценностно окрашенного социального действия.
* 70% учащихся имеют "высокий" уровень воспитанности, 30% - "хороший".
* 100% учащихся классов охвачены занятиями в кружках, факультативах, спортивных секциях; участвуют во всех общественных мероприятиях, экологических акциях; защищают честь класса и школы в районных интеллектуальных олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях.
* 100% обучающихся имеют и выполняют общественные поручения, между детьми достаточно ровные дружелюбные отношения. Дети внимательны друг к другу, отзывчивы, добры, нет отверженных или непринятых детей.
* Большинство учеников младших классов являются постоянными участниками, лауреатами и победителями экологических конкурсов, конкурсов по пропаганде здорового образа жизни и духовно-нравственной этики.
Литература:
- Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации - www.vestnik.edu.ru/proect.html
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2009
- Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. М., 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме самообразования "Развивающие задания как педагогическое средство интеллектуального развития младших школьников:
Цель исследования: влияние системы развивающих заданий и упражнений на интеллектуальное развитие учащихся младшего школьного возрастаОбъект исследования: интеллектуальное развитие учащихся младшего шк...
Обобщение опыта работы о проектной деятельности
Сегодня уже никого не приходиться убеждать в важности и необходимости использования метода проектов в образовании и воспитании школьников. Проектная деятельность обучающихся - этосовместная...
Обобщение опыта работы в форме ИПМ по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности"
Сущность моего опыта заключается в том, что процесс обучения и воспитания строится с необходимостью приобщения детей к системе духовно-нравственных ценностей....
Обобщение опыта работы "Патриотическое воспитание в школе"
Обобщение опыта работы...
Обобщение опыта работы по теме «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся через духовно-нравственное развитие личности»
Материал поможет педагогам начальных классов обобщить свой опыт работы по данной проблеме, увидеть недочеты и взять на заметку ещё неизвестное....
Обобщение опыта работы: "Организация учебной деятельности учащихся через групповую форму обучения с использованием ИКТ" .
Основная идея опыта связана с организацией учебной деятельности учащихся через групповую форму обучения с использованием ИКТ. Этому способствуют новые условия образовательной деятельности и оснащение ...
Обобщение опыта работы классного руководителя по программе «Семь важнейших «Я». Направление «Я и МИР ВОКРУГ»
Младшие школьники, стремящиеся к познанию окружающей нас природы, находятся в том возрасте, который благодатен для формирования элементарных экологических понятий. На экскурсиях в природу, в наб...
- Мне нравится (1)