Чудо земли – хлеб
проект на тему

Лапковская Зоя Анатольевна
  1. Эксперимент “Бережём хлеб”.
  2. Как появился хлеб.
  3. Хлеб – кормилец.
  4. Сказка о хлебе.
  5. Разнообразие сортов.
  6. Хлебная ярмарка

Святой блокадный хлеб.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_hlebe.docx50.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «О самом святом на земле-Хлебе»

(Мероприятия, проведённые в классе по воспитанию у детей бережного отношения  к хлебу)

Содержание.

  1. Эксперимент “Бережём хлеб”.
  2. Как появился хлеб.
  3. Хлеб – кормилец.
  4. Сказка о хлебе.
  5. Разнообразие сортов.
  6. Хлебная ярмарка.

Введение

Есть в мире понятия, ценность которых непреходяща. К этим понятиям можно отнести и хлеб - древний и вечно молодой продукт человеческого труда. Как же научить уважать хлеб? О хлебе, об отношении к нему следует говорить, писать, проводить экскурсии, различные внеклассные мероприятия, чтобы мы, дети, не росли невеждами, чтобы   для нас, со словами Родина, Дружба, Мир, Отец, Мать рядом стояло слово-Хлеб. Любви и уважению к хлебу нужно учить с детства, прививать эту любовь и в семье, и в детском саду, и в школе. Нравственное отношение к хлебу - отношение бережное. А у нас нередко наблюдаешь картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике. Это свидетельство безнравственного поступка. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий.

Чудо земли – хлеб

Цель:

1.Углубить и расширить знание о хлебе.

2.Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Задачи: 

-Провести в школе эксперимент на тему «Бережное отношение к хлебу»;

-Изучить историю создания хлеба;

-Провести конкурс рисунков, стихов, сочинений.

-Провести хлебную ярмарку ;

-Учиться размышлять, делать выводы, анализировать ситуации;

Предварительная работа 

  1. Конкурс рисунков на тему: “Хлеб мой вкусный, хлеб душистый”.
  2. Самостоятельное ознакомление с пословицами, поговорками о хлебе.
  3. Конкурс сочинений на тему: « Блокадный хлеб».
  4. Выставка книг, посвящённая хлебу.
  5. Встреча с известными хлеборобами.

  Эксперимент “Бережём хлеб”

Я хочу прочитать стихотворение С.В. Михалкова “Булка”. Оно написано давно, но и сегодня не потеряло своей значимости.


Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.

Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул,
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.

Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с неё сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех её поцеловал.

-Вы кто такой ? - спросили дети,

Забыв на время про футбол.

-Я – пекарь!- Человек ответил

 И с булкой медленно ушёл.

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которой налиты под небом

Моря пшеницы золотой.

В последнее время всё чаще можно наблюдать небрежное отношение к хлебу. Загляните в мусорные ящики в городах? Что вы только там не увидите?!: банки, бутылки, пакеты, тряпки, отходы коробки и т.д. И среди всего этого безобразия лежит в пакете плесневый хлеб! Ему бы находиться на самом святом месте, на столе рядом с солью. Небрежное отношение к хлебу мы стали замечать и в нашей школе.

Многие считают эту тему неактуальной на сегодняшний день, поэтому забывают напоминать нам, детям, о трудностях и важности труда пахаря и пекаря.

Мы в классе, школе часто говорим о бережном отношении к хлебу. Но некоторые из ребят всё - таки могут бросить кусочки недоеденной булки в урну, оставить в парте, шкафу, в углу за веником, на подоконнике, не доедают в столовой . Мы классом решили провести эксперимент:

Каждый день проверять классы, коридоры, столовую и выявить самый бережливый классный коллектив.

После того, как смена пообедала, собрали остатки хлеба, взвесили их. Оказалось-70граммов. Итак, каждый день в течение месяца. Оказалось 723 грамма. Что же делать с этими кусочками?

Кто-то из ребят предложил высушить, пропустить через мясорубку. Полученную крошку скормить птичкам. Предложение было принято единогласно.

Кусочки складывали на тарелочку и ставили на батарею. К утру из хлеба получались хрустящие сухарики. Сухарики хранили в коробке. Потом мы на мясорубке эти сухарики примерно раз в неделю мололи и складывали в мешочки.

 Получили приблизительную, но внушительную цифру. Вес сухих хлебных отходов составил 480 граммов.

Январь-февраль. С 12 по 10февраля. Количество оставшегося хлеба в столовой после обеда.

 

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Итог:

12/I-

70гр.

13/I-70гр.

14/I-10гр.

15/I-70гр.

16/I-

7гр.

17/I-70гр.

297гр.

19/I-

52гр.

20/I-15гр.

21/I-30гр.

22/I-7гр.

23/I-20гр.

24/I-0гр.

125гр.

26/I-

17гр.

27/I-30гр.

28/I-40гр.

29/I-50гр.

30/I-

5гр.

31/I-10гр.

152гр.

2/II-

80гр.

3/II-10гр.

4/II-25гр.

5/II-14гр.

6/II-20гр.

7/II-

0гр.

149гр.

Оставшиеся кусочки хлеба:

723гр.

Вес сухого хлеба:

480гр.

Далее подсчитали , что в школе за день съедаем-5-6 кг, в детском саду-2-3кг хлеба.

За год в школе примерно съедаем-1448 кг, в детском саду- 480 кг хлеба. Итого приблизительно получается-1920кг. Вес кусочков оставшегося хлеба за год составил-9кг.Что же получается? Этим хлебом мы могли прокормить целую неделю детский сад?!

Это нас удивило и очень огорчило. Почему мы, зная о том, что к хлебу надо относиться бережно, не доедаем ломтики, кусочки булок можем встретить, где угодно. И какой же вывод сделали мы?  Мало мы говорим о хлебе и неубедительно.

Проведённый эксперимент подтолкнул нас к действиям. Мы подумали, обсудили и решили провести ряд мероприятий:

1.“Хлеб в нашем селе”. Собрать данные по хлебу.

2. Объявить конкурс “Самый бережливый класс”.

3. Подготовить группу ребят и  выступить на классных часах на тему: «Когда и где  родился хлеб?», « Как же пекли хлеб и относились к нему в древности?»

4. Конкурс на лучшее сочинение на тему: “Чудо земли – хлеб”.

5. Конкурс рисунков и стихов на тему: “Берегите хлеб”.

6.Внеклассное мероприятие «Хлебная ярмарка».

                                                                           Магазины

                                                       Ершовский                                                             Сергинский

 

Белый хлеб

Чёрный хлеб

Белый хлеб

Чёрный хлеб

В 1 день:

       46

        28

       50

        30

За неделю:

      184

       112

       200

      120

За месяц:

      736

       448

        800

      480

За год:

      8832

       5376

        9600

      5760

   

                                                                             Ларьки

                                                  “Берёзка”                                                                “Дорожный”

Белый хлеб

Чёрный хлеб

Белый хлеб

Чёрный хлеб

В 1 день:

     20

         10

       12

          8

За неделю:

     60

          30

       36

          24

За месяц:

    240

          120

       144

          96

За год:

    2880

        1440

       1928

        1152

Итого: за год мы в Смирных съедаем белого хлеба: 23240 кг, а чёрного 13728 кг

С этим и данными мы выступили на классных часах.

Как появился хлеб ? (классные часы в 1-4кл)

Хлеб. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого произносят с любовью и теплотой люди на всех языках.

Мы встречаемся с ним каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол.

Хлеб всегда считается символом благополучия и достатка. Этот продукт питания - самое надежное средство защиты людей от голода.

Как появился хлеб на земле? Этому открытию свыше 15 тыс. лет. В музее швейцарского города Цюриха хранится найденный на дне осушенного озера ломтик хлеба , испечённый более 6000 лет назад. Учёные полагают, что этот кусочек случайно попал в ил, со временем окаменел и так сохранился до наших дней.

Издавна кормит людей матушка – земля. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, грибы, орехи, съедобные корешки. Но часто случалось так, что вместе с грибами и съедобными травами человек невзначай приносил спрятавшиеся  в корзинке несколько зёрнышек. Случайно упадут они около дома – глядь, на этом самом месте  вскоре вырастут несколько зёрнышек.

          Давным-давно люди ели просто зёрна в сыром виде, затем научились растирать их между камней и смешивать с водой. Самый первый хлеб был в виде жидкой каши.

Каша из этих зёрен получалась вкусная, лепёшки и того лучше. Тогда люди смекнули, что можно не случайно, а специально приносить с собой зёрна и сажать их возле жилья . Вот и появились первые колоски . Сперва -ячменя, потом пшеницы и ржи.

Когда люди научились добывать огонь, то стали поджаривать раздробленные зерна с водой.

В древности очень почитался хлеб, он считался отдельным блюдом. В средние века во многих европейских странах свежеиспеченный хлеб могли, есть только члены королевской семьи, хлеб вчерашний предназначался для окружения короля (высшего общества), хлебные изделия, выпеченные два дня назад, ели помещики и дворяне, хлеб трехдневной давности служил пищей для монахов и школьников, а хлебом, испеченным четыре дня назад, кормились крестьяне и мелкие ремесленники.

На Руси выпечка хлеба считалась делом ответственным и почётным. Пекли хлебы с мёдом, маком, творогом, ковриги, пироги, сайки, калачи. Пекари подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников.

                                                  Хлеб-кормилец

О хлебе в народе говорили как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка. Так же как и к хлебу, испокон веков относился народ и к труду тех, кто создавал его. На Руси пекари пользовались особым уважением, их никогда не называли Ивашка, Федька, Петрушка - величали уважительно, полными именами Иван, Федор, Петр. Высоко ценили хлеб на Руси. Уважали людей, которые растят и убирают хлеб.  Издавна у славян существовал обычай: люди, переломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернётся. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.  Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать. Не каждый знает о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий.

Святой блокадный хлеб.

Во все времена хлеб был и остается продуктом, способным прокормить человека в самую чёрную годину жизни.

Есть только одно слово равнозначное слову «хлеб»,  это слово- «жизнь».  Во все времена враг первый удар почти всегда наносил по хлебу. Так было и на этот раз. Страшно смотреть, когда горит хлеб на корню. Вопрос о хлебе снова стал вопросом жизни или смерти. И фронту, и тылу нужен был хлеб. А какую высокую цену заплатили защитники блокадного Ленинграда, когда доставляли хлеб через Ладогу осажденному, умирающему, но несдающемуся городу. Что такое блокадный хлеб? 125 граммов на человека. В нем пищевой целлюлозы 10 процентов, жмыха - 10, обойной пыли - 2, выбоек из мешков - 2, хвои - 1, муки ржаной обойной - 75 процентов. Формы для выпечки смазывали соляровым маслом. Не будь хлеба - не было бы и Победы! В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба-125-грамм-дневной паёк жителей осажденного города. Это святой блокадный хлеб.

В годы войны в Ленинграде хранилась коллекция семенного фонда страны. Люди голодали, но берегли лучшие сорта зёрен для будущих поколений.

Сказка о хлебе

Жила на свете девочка по имени Инге. Была она прехорошенькая, но гордая и жестокая. Однажды мать испекла хлеб и сказала: “Доченька, отнеси этот хлеб нашей бабушке”. Инге надела лучшее свое платье и нарядные башмачки и отправилась в путь.

Дорога проходила через болото. Жалко стало Инге своих нарядных башмачков. Бросила она хлеб в грязь и наступила на него, чтобы перейти через лужу. Но только Инге наступила на хлеб, как хлеб вместе с нею стал стремительно погружаться в болото. И оказалась Инге в зловонном подземелье у ядовитой старухи-болотницы. Злая болотница превратила девочку в истукана. Руки и ноги ее окаменели, жирные пауки оплели ее своей паутиной.

Пастухи видели, что случилось на болоте, и вскоре повсюду узнали историю о девочке, которая наступила на хлеб.

Однажды горячая слеза упала на голову окаменевшей Инге. Это плакала ее мать. “Какой толк, что мать теперь хнычет обо мне”, - подумала Инге, и душа ее от этих мыслей становилась еще грубее.

Эту историю услышала маленькая девочка. “Бедная, бедная Инге! - заплакала она, - как бы я хотела, чтобы Инге попросила, прощения и ей позволили вернуться на землю”. Слова эти дошли до самого сердца Инге. И она залилась слезами раскаяния.

В тот же миг луч света проник в зловонное подземелье, и Инге маленькой птичкой вылетела на волю. Она вернулась в родительский дом. Инге и ее мама снова стали счастливыми, потому что девочка научилась ценить хлеб.

Никогда не забывайте, что случилось с девочкой, наступившей на хлеб.

У нас в стране изобилие хлеба и хлебных изделий. И нередко можем видеть брошенный на землю ломоть хлеба, недоеденные батоны, буханки в мусоросборниках, беззаботных школьников, кидающих друг в друга оставшиеся от обеда булочки или горбушки хлеба.

Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое может нанести человек.

Его сравнивали с золотом, с солнцем, самой жизнью. Недаром у многих народов в древности хлеб, как солнце и золото, обозначался одним символом - кругом с точкой посредине.

Хлеб берегли, в честь хлеба слагали гимны, хлебом-солью встречали гостей , молодых после венчания в церкви.

Хлеб - практически единственный продукт, который не теряет своей привлекательности, сохраняет способность оставаться полезным и самым необходимым продуктом.

Если хлеб зачерствеет, он все равно сможет служить людям добрую службу.

Никогда не выбрасывайте черствый хлеб. И в наши дни во многих семьях, где умеют бережно относиться к хлебу, где знают ему истинную цену, хозяйки могут приготовить блюдо, основу которого составляет черствый хлеб.

Национальные сорта хлебобулочных изделий

У каждого народа существует исторически сложившийся ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу. В Украине очень популярны паляница, арнаут киевский, калач, булочки дарницкие, рогалики закарпатские. На территории России издавна большим спросом пользуются калачи - уральский, саратовский и другие, хлеб московский, ленинградский, орловский, ставропольский из ржаной, ржано-пшеничной и пшеничной муки. В центральной части и северо-западных районах предпочитают ржаной и пшеничных хлеб, в восточных, южных и юго-западных - в основном пшеничный. Белорусские хлебные изделия в своем составе содержат молочные продукты. Широко распространен подовый белорусский хлеб из смеси ржаной сеяной муки и пшеничной муки второго сорта, минский хлеб, белорусский калач, молочный хлеб, минская витушка и др. Хорошей плотностью, чудесным сильным хлебным ароматом и ярко выраженным вкусом обладает молдавский серый пшеничный хлеб, выпекаемый из муки простого помола. Полезный хлеб, в состав которого входят натуральное или сухое молоко, молочная сыворотка, выпекаемый жителями Прибалтики. Из ржаной обойной и обдирной муки выпекают литовский и каунасский хлеб, рулет аукштайчу с маком, хлеб латвийский домашний, булочки рижские дорожные, высокосортное изделие светку-мейзе и др. Хлебопеки Эстонии создали новое изделие, содержащее молочные продукты,- валгаскую булку, которая отличается высокими вкусовыми качествами. У жителей Средней Азии популярны всевозможные лепешки, чуреки, баурсаки. В Узбекистане благодаря вкусовым качествам и затейливому узору славятся лепёшки гид-жа, пулаты, кульча. В Армении-лаваш.

В мире существует огромнейшее разнообразие сортов хлеба.

Багель — хлеб Восточной Европы и Израиля в виде бублика. Посыпается тмином или маком, либо выпекается с добавлением репчатого лука.

Бриошь — легкий бублик или батон на дрожжевой опаре. Сдабривается маслом и яйцами.

Круассан — слоеный хлеб в форме полумесяца. Иногда выпекается с начинкой.

Пышка — круглый дрожжевой хлеб, соленый на вкус.

Фокача — итальянский хлеб из дрожжевого теста, по форме напоминающий пиццу. Выпекается с травами и чесноком.

Маца — традиционный еврейский хлеб из белой муки, который выпекают из пресного теста.

Пита — плоский хлеб Ближнего Востока, выпекается из белой и непросеянной муки. Иногда имеет форму кармана, куда кладут начинку.

Наан — индийский хлеб на дрожжевой опаре в форме слезы. Выпекается на стенке горячей духовки.

Горячая сдоба — английская дрожжевая булочка с кисловатым вкусом. Выпекается из белой непросеянной муки с добавлением сыра, шоколада и фруктов.

Фруктовые хлебцы — изделия из солодового или белого теста с добавлением изюма, сухофруктов и цукатов.

Хлебная ярмарка.

(Ярмарку помогли подготовить родители, старшие братья и сёстры.)

Цель: расширить жизненные представления о выращивании хлеба, о труде пекаря, об ассортименте хлебобулочных изделий; воспитать уважение к хлебу, людям труда.

        К хлебной ярмарке готовились очень тщательно. Выучили частушки, стихи, шутки, прибаутки. Продумали ассортимент хлебных изделий. Продумали оформление класса. Пригласили гостей. В течение всего дня на каждой перемене мы продавали булки, блины, пироги, шаньги, домашнее печенье, хворост, пирожное и т.д. Многие приготовили чай, сок, компот.         Получилась настоящая ярмарка! Сколько было посетителей! И учителя, и медицинские работники, и  малыши из детского садика, и воспитатели, и родители, и все школьники . Всем очень понравилось. Но на этом ярмарка не закончилась. На уроке математики мы подсчитали у каждого вырученные деньги от продажи кондитерских изделий и составили много интересных задач.

        На уроке риторики мы подвели итог. Каждый высказал своё мнение о том, что ему понравилось. Много было новых интересных предложений о путешествии в хлебную страну.

        Мы сделали для себя выводы, с которыми обращаемся ко всем, кто нас видит и слышит.

Выводы:

1. Изучайте историю хлеба. Это очень интересно.

2.Берите хлеба столько, сколько съедите.

3.Никогда не играйте с хлебом.

4.Из сухого хлеба научитесь готовить новые блюда.

4.Остатки хлеба отдайте птицам или животным.

5. Хлеб - это жизнь. Научитесь уважать его.

                             Используемая литература.

  1. «Колосок». Авторы: Н.А.Уколова, Л. Н. Бузилова, Г.А.Екимчук.
  2. «Времена года». Автор: Вл. Соколовский.
  3. «Мастера русской живописи». Авторы: М. Аллёнов, Е. Алленова, Ю.Астахов, Н. Борисовская.
  4. Энциклопедия детского фольклора. Авторы: Т. Пиксасова, Р. Дриндицкая, Н. Зимакова, А. Ракитина.
  5. История культуры русского народа. А.В. Терещенко.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий " Чудо земли - хлеб"

Сценарий праздника подготовлен с целью показать детям, как нелёгок труд людей по выращиванию хлеба. Привить детям уважение к хлебу и труду людей....

Чудо земли - хлеб.

Расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба;  воспитывать уважительное отношение к труду людей,  любовь к родной земле; формирование бере...

Внеклассное мероприятие "Чудо земли - Хлеб!".

Данное мероприятие имеет цель: воспитание бережного отношения у хлебу, раскрыть представление учащихся о ВОВ, О блокадном хлебе....

Чудо земли - хлеб

Занятие о хлебе. О его возникновении и производстве....

Утренник "Чудо земли - хлеб"

Задачами  данного мероприятия является расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба. Воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отнош...

Классный час "Чудо земли-хлеб"во 2 классе

Открытое мероприятие во 2 классе " Чудо земли-хлеб!"...

Чудо земли - хлеб!

Внеклассное мероприятие...