Классный час во 2 классе "Сударыня Масленица"
классный час (2 класс) на тему

Григорова Анжела Владимировна

Классный час "Сударыня Масленица", 2 класс

Цель: изучать и возрождать интерес и уважение к русской культуре, обрядовым  народным  праздникам, традициям, обычаям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_vo_2_klasse_sudarynya_maslenitsa.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час "Сударыня Масленица", 2 класс

Цель: изучать и возрождать интерес и уважение к русской культуре, обрядовым  народным  праздникам, традициям, обычаям.

Ход классного часа

1. Вступительное слово учителя.

Учитель: Ребята, сегодня мы поговорим о Масленице и узнаем много нового и интересного. А прежде послушайте стихи о ней.

1 ученик: Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!

2 ученик: Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.

3 ученик: Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.

4 ученик: Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней - Великий пост,
Время, чтоб молиться.

2. Постановка проблемы.

Учитель:

  1. Почему  праздник называется Масленица?
  2. Почему именно блин символ Масленицы?
  3. Из чего делают блины и с чем их едят?

(Ответы учащихся)

3. История праздника.

Рассказ учителя. 

Масленица — это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились приготовлять заквасное тесто, стали печь блины.

Масленица – это ещё и проводы длинной Зимы, это ожидание весеннего тепла, это обновление природы. Люди испокон веков воспринимали Весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь всему живому. Масленицу любили и простой народ, и цари с боярами.

1 ученик: Пришла Масленица годовая,
Наша гостья дорогая!
Она пешей к нам не бывает,
Все на кониках приезжает.
Ее коники вороные,
У них гривы золотые,
А саночки расписные.


2 ученик: Идет Масленица по льду,
Несет блинов сковороду.
Принимайте молоду -
Разбирайте по блину!


3 ученик: Масленица, лезь на горку,
Позови к нам ясну зорьку.
А под зорьку - соловейку,
На денечек, на недельку.


4 ученик: Масленица Просковея,
Приходи к нам поскорее.
А Масленица-бледноножка,
Протянись ты хоть немножко -
Хоть недельку, хоть денечек.

Хоть денечек, хоть часочек.
Ой, Масленица-кривошейка,
Встретим тебя хорошенько

Учитель: Ребята, каждый день масленичной недели имеет своё название и требует определённых ритуалов, а вот каких, мы сейчас узнаем из рассказов ваших одноклассников.

1 ученик:             1 день: Понедельник – Встреча

Начальный день Масленицы получил название – встреча. В этот день начинали печь блины .Первый блин в понедельник никогда не ели, а оставляли его для душ усопших, отдавали его нищим, чтобы они помолились за упокой. В этот же день из соломы делали чучело Масленицы. Его обряжали в женскую одежду с масляным блином или сковородой в руках, насаживали на шест, катались с ним, а затем ставили на горку или возвышенное место. После обеда все шли кататься со снежных гор и петь песни:

Масленица, Масленица!
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся
Блинами объедаемся!

Первый день катания был детским, взрослые присоединялись к катанию в середине недели. Катание с гор было связано с приметой: те у кто дольше всех скатится с горы, вырастет самый хороший лён.

2 ученик:                 2 день: Вторник – Заигрыш

 Второй день Масленицы называется – заигрыш. Этот день посвящался молодожёнам. Неделю – две назад в деревнях игрались свадьбы. Теперь эти молодые семьи приглашались кататься с горы. Все семейные пары, у которых недавно вся деревня была на свадьбе, должны были скатиться с горы при этом призывая родных и знакомых: «У нас де горы готовы и блины испечены – просим жаловать». Начинались масленичные гуляния. В старину  на масленицу в этот день не только гуляли, но и гадали. В эти дни молодые люди высматривали себе невест, а девушки украдкой смотрели на суженых. После весёлых игр парни и девушки собирались за общим столом.

3 ученик:                 3 день: Среда – Лакомка

Третий день Масленицы называется – лакомка. На третий день во всех домах накрывались пышные столы. Прямо на улице открывались многочисленные палатки, где продавались горячие блинчики, сбитни (напитки из воды, мёда и пряностей), калёные орехи, медовые пряники. В этот день зять (муж дочери) приходил к «тёще на блины».

Ой ты Лакомка
Среда!
Масляна сковорода!
Повелось со старины,
Едем к тёще на блины!

4 ученик:                    4 день: Четверг – Разгуляй

Этот день часто называли широкий четверток, разгул, перелом. В этот день на праздник собирались все. Как раз в этот день принято было устраивать кулачные бои, взятие специально построенных снежных крепостей, катание на горках, весёлые карнавалы. В этот день особенно деревенские жители обряжались кто во что хотел. По старинному обычаю  в этот день на Руси выпекали из сдобного теста жаворонков, голубков, ласточек – предвестников Весны.

5 ученик:                    5 день: Пятница – Тёщины вечери

Если в среду зятья ходили к тёщам, то теперь – наоборот: в гости должны приходить тёщи. Зять должен сам угостить тёщу и тестя блинами. Тёща же, приглашённая зятем, как не странно, присылала зятю всё из чего пекут и на чём пекут блины: кадушку для теста, сковороды, а тесть мешок муки и масло. Эта встреча символизировала оказание чести семье жены.

6 ученик:                   6 день: Суббота – Золовкины посиделки

В  субботу, на Золовкины посиделки (золовка – сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовка была незамужняя, тогда она созывала и своих незамужних подруг. Если же наоборот, то приглашалась лишь замужняя родня.

7 ученик:                    7 день: воскресенье – Прощённое воскресенье

Это последний день Масленицы. В народе его называют – прощёное воскресенье, целовальник. 

В воскресенье все вспоминали, что в понедельник наступит Великий Пост. В последний день Масленицы принято просить прощения у всех родных и знакомых, на что отвечают: «Бог простит!» В этот день прощают  все обиды и оскорбления. В этот день поминают умерших, ходят на кладбище, там оставляют блины.

Кульминацией Масленицы считается сжигание  чучела, как символа Зимы, которая заканчивалась, и наступление Весны.

8 ученик:

Ты прощай, прощай, прощай,
Наша Масленица!
Ты не в среду пришла и

                    не в пятницу.
Ты пришла в воскресенье,
Всю неделю веселье!

Всю неделю веселье!
Ты пришла с добром,
С сыром, маслом и яйцом!
Со блинами, с пирогами,
Да с оладьями!

4. Пословицы и поговорки о масленице.

Учитель: Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки о масленице? Давайте устроим соревнования, кто больше назовёт пословиц и поговорок о ней.

1. «Не всё коту Масленица, будет и Великий Пост»

2. Зять на двор, пирог на стол.

3. «Без блина не Масленица»

4. «Блин не клин – брюхо не расколет»

5. Масленица - объедуха, деньги приберуха.

6. «Не житьё, а Масленица!»

7. «На горах покататься, в блинах поваляться»

8. «Хоть с себя всё заложить, а Масленицу проводить»

5. Мозговой штурм.

Учитель: Вижу, вы уже много знаете о масленице, а попробуйте-ка ответить на мои вопросы:
1. С чем можно есть блины?
2. Назовите продукты и приспособления, инструменты для выпечки блинов.
3. Прочитайте смешные народные стихи о Масленице.
4. Рецепт блинов от каждого стола.

6. Загадки о масленице и её атрибутах.

Учитель: А загадки сможете отгадать?

  1. Круглый, а не кольцо, горячий, а не солнце, не пирог, а есть можно.
  2. Идет после Масленицы, часового не имеет, а называет себя ... ?
  3. Белая, степенная тепла боится. Пока Масленицу не сожжешь - никуда не уйдёт.
  4. В земле родится, на стол годится, впятером тянули, вшестером вытащили.
  5. Идёт после Масленицы: часового не имеет, а называет себя…
  6. Берега железные, рыба без костей, вода дорога.

1 ученик: Масленица, обманщица,
Обманула, провела,
За заулочек завела,
Дала редьки хвост
На великий пост.

2 ученик: Масленица - блиноедка,
Масленица - жироедка,
Масленица - обируха,
Масленица - обмануха,
Обманула, провела
До поста довела.


3 ученик: Все ежи взяла,
Дала редьки хвост
На великий пост.
Мы его поели,
Брюха заболели.

7. Рефлексия. Итоги классного часа.

Учитель: На этом, ребята, наш классный час подошёл к концу. У вас на столах лежат ладошки красного и зелёного цветов. Я предлагаю вам оценить наш классный час. Если он вам понравился – помашите мне зелёной ладошкой, а сели нет- красной.

(Ребята дают оценку классному часу)

Учитель: А теперь самое интересное и приятное, я приглашаю вас к столу с блинами. Приятного аппетита!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: "Масленица"

Цели:-Рассказать детям о традициях празднования масленицы на Руси-Познакомить уч-ся с русскими играми и забавами, песней-Развивать речь, память, внимание-Воспитывать чувство патриотизма, интерес к ист...

Классный час на тему: "Масленица"

Данный классный час раскрывает все традиции русского праздника....

Классный час на тему "Масленица"

Классный час проводилась в 4 классе, с целью привить учащимся понятие праздника "Масленица"...

Конспект классного часа по теме "Масленица"

Воспитание  доброго отношения к русским традициям. Разработано в ходе учебной практики...

Классный час на тему: «Масленица»

Классный час познакомит учащихся с историей, традициями празднования Масленицы....

Классный час-игра на Масленицу

Классный час-игра на МасленицуЦель: ознакомить младших школьников с историей празднования Масленицы, приобщить детей к духовным ценностям наших предков.Задачи: Образовательные: учить по...


 

Комментарии

Спасибо за отличное мероприятие, Анжела Владимировна! Можно попросить у Вас презентацию к мероприятию? Всего доброго.