"Факторы, способствующие и мешающие успешной деятельности классного руководителя"
статья по теме

Гущина Ирина Юрьевна

Выступление на МО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Факторы, способствующие и мешающие успешной деятельности классного руководителя

Покинут счастьем будет тот,

Кого ребёнком плохо воспитали,

Побег зелёный выпрямить легко,

Сухую ветвь один огонь исправит.

                                        Саади

Классный руководитель непосредственный воспитатель и наставник, который организует и направляет воспитательный момент. Он заботится о всестороннем развитии учащихся, о трудолюбии, воспитании, о повышении качества знаний, укреплении дисциплины и порядка в классе. Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательной деятельности школы, он является организатором воспитательного процесса. В работе классного руководителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем, поэтому я считаю, что классный руководитель – это не работа, а образ жизни. Мой девиз такой: «Дети в классе – твоё отражение, поэтому старайся постоянно работать над собой. Главное сохранить молодость души на многие годы, тогда легче будет понять искренних детей.

Отчего складывается успешность классного руководителя? На мой взгляд, она складывается из многого: из психологического климата в школе, из самочувствия учителя в плане здоровья, из обстановки в семье, из взаимопонимания с детьми и ещё из многого чего.

Что же способствует успешности классного руководителя?

Во-первых, во взаимоотношениях с детьми, я считаю, должно быть меньше формализма, а больше человеческого общения.

Во-вторых, стиль общения выбираю благожелательный и простосердечный. Полагаю, что успешность учителя зависит от успешности учеников. А успешен ребёнок, когда ему хорошо, когда его поддерживают и учитель, и родители.

Ребёнок самоценен, и я не формирую его как личность, а создаю условия для его развития. Я не веду его, а иду рядом, а может быть чуточку впереди, я принимаю его таким, каков он есть со всеми его недостатками.

Другой составляющей успешной деятельности классного руководителя считаю хорошую осведомлённость о семье, в которой растёт ребёнок и тесную связь с родителями. Здесь важно знать всё: про здоровье ребёнка, в каких условиях он живёт, а также каковы его отношения с родителями.

Есть ещё один фактор, способствующий успешной деятельности классного руководителя – это тесная связь с учителями, работающими в классе. Ведь ему важно иметь информацию об отношении детей  к учёбе, к тому или иному предмету и, если потребуется, совместно с учителями разрабатывать меры воздействия на класс или отдельных учащихся.

И ещё немаловажный фактор, подмеченный мной. К классным детям надо относиться так, как к своим собственным. Просто надо любить классных детей. Слушать их и уметь слышать, смотреть и видеть, чувствовать всех вместе и каждого в отдельности. Не подчинять и не подстраивать под себя, а помогать тактично и ненавязчиво. А еще обязательно сделать единомышленниками родителей. И, наконец, чем больше доверяешь детям, бываешь с ними искренна, тем более проще решать возникающие проблемы.

На каких же принципах должно строиться сотрудничество классного руководителя учащихся, как сделать так, чтобы спустя годы учащимся класса хотелось открыть дверь в свой класс и шагнуть в детство?

Принципы успешной деятельности классного руководителя:

Принцип первый – безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.  

Принцип второй – беспристрастность в оценке поступков учащихся.

Принцип третий – терпение и терпимость в достижении результативности педагогического воздействия.

Принцип четвертый – диалогичность и открытость в общении с учащимися.

Принцип пятый – отсутствие страха у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия.

Принцип шестой – использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися.

Принцип седьмой – умение управлять своим настроением, не податься влиянию предвзятого мнения.

Принцип восьмой – умение признавать ошибки.

Классный руководитель должен все видеть, все слышать и кое-что не замечать. Они же учатся доверять нам. Надо больше хвалить детей, и как можно меньше ругать.

А главной задачей воспитания сегодня считаю воспитание любви и сострадания к ближнему.

В наше время, когда столько негатива и агрессии видят дети, главным законом жизни должен стать закон «закон протянутой руки, души распахнутой».

На каждой перемене класс полон детей. Кто войдет просто поздоровается, кто положит спортивную обувь, кто сядет посидеть за партой, перебросится парой слов, кто-то спросит совет, поделится мыслями по поводу учебы, поведения, значит, они хотят быть со мной, хотят делиться со мной – это мой успех.

А я замечаю: кто-то подстригся, у кого-то новая кофточка, сапожки, а кто-то появился после болезни, а у кого-то грустный вид.

Они чувствуют свою значимость для меня, а для меня – осознание ими своей значимости – уже успех.

Факторы, мешающие успешной деятельности классного руководителя:

  1. Невысокий уровень образованности детей;
  2. Нежелание некоторых родителей идти на контакт с классным руководителем (этим я объясняю невысокие явки на родительские собрания);
  3. Чрезмерная загруженность одних учащихся внеурочной деятельностью и нежелание других остаться после уроков (это в основном мальчишки).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Циклограмма работы классного руководителя.Основные направления деятельности классного руководителя.

Данный материал поможет классному руководителю в составлении плана воспитательной работы и системно запланировать воспитательную работу в начальной школе....

"Особенности организации совместной деятельности классного руководителя и родителей в процессе нравственного воспитания ребёнка". Выступление на городской конференции классных руководителей.

Много лет работаю над проблемой "Сотрудничество классного руководителя с родителями учащихся как средство формирования личности ребёнка" , мною выработаны направления работы с родителями, которые помо...

Планирование воспитательной деятельности классного руководителя для успешного обучения и воспитания школьников

Статья содержит описание цели. задач воспитательной работы, проблемы. в статье дается обоснование необходимости целенаправленной работы над методической темой  «Как научить ребёнка жить в ми...

Доклад на педагогическом совете "Панорама деятельности классного руководителя как условие успешной социализации учащихся"

Доклад о первоочередных задачах классного руководителя, принимающего детей в первый класс. Как научить детей общаться? Как сплотить детский коллектив?...

Доклад "Факторы, способствующие и мешающие успешной деятельности классного руководителя."

Доклад "Факторы, способствующие и мешающие успешной деятельности классного руководителя."...