Родительское собрание с элементами тренинга "Секреты психологического здоровья детей"
методическая разработка (1 класс) по теме

Михайлова Татьяна Анатольевна

Цель: донести до родителей первого класса информацию о сохранении и укреплении психологического здоровья младших школьников.

Задачи:

• показать родителям как влияет стиль общения с ребенком в семье на его развитие, воспитание, закладку его будущей жизни;

• познакомить родителей с приёмами более эффективного общения с детьми;

• формирование и развитие навыков рефлексии взаимоотношений родителей с ребенком;

• приобретение родителями нового чувственного опыта при общении и взаимодействии с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материально-техническое обеспечение:

     Бейджики, клей-карандаш, запасные бумажные перья, клубок ниток, платки и верёвка для игры.

      Демонстрационный: нарисованный аист с новорожденным; бумажные цветочки – по 1 на каждого участника, бумажные перья для хвоста – 3 шт., карточки со словами «типы семейного воспитания», «идеальный ребёнок», «взрослый», «ребёнок», памятки для родителей «Эти слова ласкают душу ребёнка».

      Раздаточный: бумажные перья для туловища – по 1-2 шт. на каждого, ручки (карандаши, фломастеры), чистые листочки бумаги по количеству участников;

      Материал для проведения рефлексивной игры: изображения чемодана, мясорубки и урны, 3 чистых листика для каждого.

ВВЕДЕНИЕ

     Все мы знаем, какую роль несёт семья в развитии личности ребёнка, ведь именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер, стиль поведения, представления о трудолюбии и многое другое.

     Как часто мы сталкиваемся с тем, что у ребенка, который отказывается навести порядок на собственной парте – нет перед глазами примера родителей, наводящих порядок в доме; что плохое настроение ребёнка и снижение успеваемости связано с раздорами в семье.

     Работа с родителями занимает огромное место в деятельности классного руководителя. Я стараюсь сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Для этого использую различные формы работы с родителями. Считаю своей задачей помочь родителям лучше понять своих детей, научиться любить и принимать их такими, какие они есть.

     Получив образование в МГЭИ по направлению «психологическое консультирование», я смогла сделать работу классного руководители более разнообразной и интересной как для родителей, так и для учителя, включив в свой план воспитательной работы родительские собрания с элементами тренинговых упражнений.

     Тренинговые технологии являются популярным и востребованным средством социальной, просветительской и развивающей работы с различными категориями граждан, средством обучения персонала. Использование педагогами элементов коммуникативных тренингов в работе с детьми и родителями, проведение совместно с педагогом-психологом мини-тренингов в рамках одной встречи также является возможным и правомерным. 

     Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности. Первого сентября педагог проводит первое занятие, первый классный час со своими воспитанниками, и с этого дня обучающиеся, педагог и родители - один единый коллектив. И от того, как сложатся отношения в этом коллективе, во многом будет зависеть успех в обучении и воспитании школьников. 

     Традиционные организационные и тематические родительские собрания не утратили своей актуальности, но уровень образования современных родителей, их социальный запрос к образовательным учреждениям требуют поиска новых форм и видов сотрудничества, которыми могут стать семинары-практикумы, деловые игры, родительские конференции и круглые столы, семейные конкурсы и праздники, социальные и учебные проекты, тренинги. 

     Младший школьный возраст – крайне важен для развития личности и характера ребенка. В этот период развитие зависит от семейного воспитания.  Ребенок начинает осознавать себя как личность, усложняется эмоциональная жизнь ребенка, обогащается содержание эмоций, формируется самосознание, расширяется сфера деятельности ребенка, интенсивно идёт психо – педагогическое развитие.

       Семья имеет огромное значение в жизни и развитие ребенка. Именно семья учит ребенка впервые радоваться, огорчаться, удивлять, злиться, любить и т.д..  Поэтому от качества общения зависит полноценное развитие личности ребенка и его положительное эмоциональное самочувствие.

      Период поступления ребёнка в школу связан с огромной психологической нагрузкой, которую испытывает неокрепший организм, что может вызвать у ребенка затруднения в обучении, и требуют пристального внимания воспитывающих его взрослых.

       Актуальность работы по данной теме обуславливается с чрезмерной занятостью родителей и отсутствием психолого-педагогических знаний и умений эффективного общения с детьми в момент возрастных кризисов.

Учитывая актуальность данной проблемы, было создано родительское собрание с элементами тренинга для родителей «Секреты психологического здоровья детей», направленное на гармонизацию отношения и общения между родителями и детьми,  осознание родителями проблем и их влияние на эмоциональную сферу ребенка, анализ проблем взаимодействий в системе ребенок-родитель. Обучение эффективным способам взаимодействия родителя с ребенком. 

     Данная тема родительского собрания была выбрана с целью
гармонизации детско-родительских отношений в семье и профилактики семейного неблагополучия. Во время тренинга у родителей есть возможность получить теоретическую информацию по данной теме, возможность практически отработать приобретенные знания, получить обратную связь как со стороны педагога, так и со стороны родителей, что дает возможность увидеть проблему с разных позиций.

В результате тренинга родители должны:

  • понять, что важно сохранять контакт с собственным детством и использовать его для понимания чувств ребенка;
  • осознавать свои слабые стороны и уязвимые места как воспитателей детей;
  • понимать роль психологических потребностей в личностном развитии ребёнка;
  • заботиться о сохранение психологического здоровья своих детей.

     Цель: донести до родителей первого класса информацию о сохранении и укреплении психологического здоровья младших школьников.

   Задачи:

• показать родителям как влияет стиль общения с ребенком в семье на его развитие, воспитание, закладку его будущей жизни;

• познакомить родителей с приёмами более эффективного общения с детьми;

• формирование и развитие навыков рефлексии взаимоотношений родителей с ребенком;

• приобретение родителями нового чувственного опыта при общении и взаимодействии с детьми.

Основное содержание родительского собрания.

Вводная часть (8 минут)

Ведущий:

-  Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами будем говорить об особенностях психологического развития детей и о факторах влияющих на это. Наше собрание пройдёт в форме круглого стола с элементами тренинга.

1. Выполнение упражнения « Приветствие».

- Берем друг друга за большой палец и говорим слова:

«Всем, всем добрый день!»

2. Выполнение упражнения «Комплименты по кругу».

    Участник берёт в руки клубок, называет своё имя, такое же как на «бейджике», и называет своё лучшее качество на эту же букву. Передаёт клубок дальше.

Ведущий:

- Мы все воспитываем детей, казалось бы, по общим, принятым в обществе нормам, только дети у всех получаются разные.

3. Выполнение упражнения «Психологический настрой».

Ведущий:

- Уважаемые родители, все вы знакомы с символом, помещенным перед вами – «аист, несущий новорожденного». Что он означает именно для вас?

4. Выполнение  упражнения «Ожидания».

Ведущий:

 - Конечно же, все, что вы перечислили – является отражением вашего внутреннего ощущения, восприятия данного образа – образа «ожидания чуда в лице долгожданного малыша». И вот этот миг наступил. Малыш родился, и даже успел уже немного подрасти, как раз столько, чтобы попасть в первый класс. Итак, что вы, взрослые, ожидаете от своего ребенка? Каким он должен быть сейчас? Какие качества и умения должны у него сформироваться? Перед вами лежат бумажные белые перышки, на которых вы и напишите свои ожидания, а после их прикрепим на тело нашего аиста, осуществляющего нашу мечту.

       (Родители пишут свои ожидания к ребенку данного возрастного периода, после чего передают перья педагогу, который озвучивает их, комментирует и прикрепляет клеем к туловищу аиста. Если есть необходимость, добавляет на запасных перьях необходимые качества и умения, которые соответствуют возрасту ребенка).

  Ведущий:

 - Вот такой аист у нас получился. Теперь он точно знает, какой ребенок нам нужен!

Основная часть (35   минут)

- Продолжая тему нашего тренинга хочется сказать, что психологическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны c типом семейного воспитания, и зависит от характера взаимоотношений родителей и детей.

- Выделяют 4 типа семейного воспитания:

Ведущий:

- Какие из типов вам знакомы? По какому типу вы воспитываете своего ребёнка?

«Типы семейного воспитания» (Ведущий вывешивает на доску)

•авторитетный (принимающий, демократический);

•авторитарный (отвергающий ребенка, деспотичный, враждебный);

•либеральный (бесконтрольный, попустительский) 

•индифферентный (властный, бессердечный, иногда наблюдается полное безразличие к ребенку).

Авторитетный стиль

Отношения теплые. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах. Ребенок и взрослый имеют общие интересы, цели, но и свои личные потребности; они равны, уважают друг друга.

Авторитарный стиль

Отношения холодные. Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Ребенок «внутри», родитель подавляет ребенка, контролирует всю его жизнь.

Либеральный стиль

Взрослый слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка; безусловная родительская любовь. Отношения теплые. Открыты для общения с детьми, однако детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей; родители не устанавливают каких-либо ограничений; дети буквально садятся на шею родителям.

Индифферентный стиль

Не устанавливают для детей никаких ограничений; безразличны к собственным детям. Закрыты для общения; из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей; родители проявляют безразличие к жизни ребенка. Их миры существуют параллельно и не пересекаются, у каждого своя личная жизнь, свои проблемы и неудачи. Прочитайте внимательно стили и отметьте для себя, к какому типу относитесь вы?

5. Упражнение «Цветок»

Ведущий:

     - Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека - это его имя». Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка?

     Инструкция: предлагаю заполнить лепестки. В середине запишите имя своего ребенка. На лепестках положительные качества ребенка.

Вывод: лепестков много и видимо Вам очень трудно, охарактеризовать качества ребенка с положительной стороны.

- Было трудно?

- Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение?

- Легко ли Вам было заполнять? Почему?

Ведущий:

 - А как вы думаете, уважаемые родители, что такое здоровье?

- Здоровье - это полное физическое, психическое и социальное благополучие.

А не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Ведущий:

- В глазах ребенка, родители выступают в нескольких ролях:

• как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным;

• как власть, распорядитель благ, наказаний и поощрений,

• как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и личных человеческих качеств;

• как старший друг и советчик, которому можно доверять.

-   Итак, вы определили какой в вашей семье стиль воспитания. Но так как дети берут пример с нас, родителей, так и мы в свою очередь многому научились у своих родителей. Вспомните, какие слова ваших родителей в детстве, помогли вам в вашей жизни, а какие помешали и до сих пор мешают.

- Установки родителей оказывают большую роль на качество жизни детей. (Ведущий вывешивает на доску)

НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ              ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

Сказав так: подумайте о последствиях и вовремя исправьтесь

"Горе ты моё!" Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.

Ведущий:

- Надо говорить как?  "Счастье ты моё, радость моя!"

"Не твоего ума дело!". Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями. – Говорите детям - "А ты как думаешь?".

"Ты совсем, как твой папа (мама…"). Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя.

- А как правильно? «Мама у нас умница!»

"Ничего не умеешь делать, неумейка!". Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития безынициативность, низкая мотивация к достижению.

- Говорите чаще «Попробуй ещё раз, у тебя обязательно получится!»

«Не кричи так, оглохнешь!» Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное, напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.

- Как вы скажите теперь своим детям? «Скажи мне на ушко, давай пошепчемся!»

«Уйди с глаз моих, встань в угол!» Нарушения взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.

- Подскажите мне, как будет правильно? «Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!»

«Нельзя ничего самому делать!». Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность.

- Как вы будете теперь говорить? «Смелее, ты всё можешь сам!»

«Всегда ты не вовремя, подожди!» Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности,"уход" в себя", повышенное психоэмоциональное напряжение.

- Скажите мне теперь, как сказать ребёнку правильно? «Иди ко мне скорее! Расскажи мне…»

Ведущий:

- Как часто вы говорите детям ?

Я сейчас занят (а?

Посмотри, что ты натворил!

Это надо делать не так.

Неправильно!

Когда же ты научишься?

Сколько раз я тебе говорила!

Нет! Я не могу!

Ты сведешь меня с ума!

Что бы ты без меня делал!

Вечно ты во все лезешь!

Уйди от меня!

Встань в угол!

Ведущий:

- Все эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании ребенка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравиться, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

А эти слова ласкают душу ребенка:

Ты самый любимый!

Ты очень многое можешь!

Спасибо!

Что бы мы без тебя делали!

Иди ко мне!

Садись с нами!

Я помогу тебе.

Я радуюсь твоим успехам!

Что бы не случилось, твой дом - твоя крепость.

Расскажи мне, что с тобой.

(Ведущий раздаёт памятки родителям).

Ведущий:

- Уважаемые родители, а как вы счтитаете, что такое общение?

- Когда оно бывает?

- Как вы общаетесь со своим ребенком?

- Как вы считаете, какой должен быть «идеальный ребенок»?

Игра. Модель «Идеальный ребенок».

Выходит 1 человек в середину круга- это наш ребенок.

- Вы, говорите ребенку «не трогай»?

(Завязываем руки).

- Говорите ребенку «не кричи»?

(Завязываем рот).

- Говорите ребенку «не смотри»?

(Завязываем глаза).

- Говорите ребенку «не слушай»?

(Завязываем уши).

- Говорите ребенку «люби этого, а не того»?

(Завязываем сердце).

- Вот это и есть ваш «идеальный ребенок». Нужен он вам такой? Что мы сделаем? Дадим ему смотреть, слушать, трогать, бегать, любить. Вот тогда ваш ребенок сможет развиваться лучше, и вы тогда вырастите идеального ребенка. Нужно дать ребенку и развиваться самому.

- Как вы ругаете ребенка? Сейчас посмотрим, как это происходит.

Игра. Модель «Взрослого и ребенка».

Выходят два человека. Один встает на стул- это взрослый, а другой садится на корточки - это ребенок.

- Изобразите, как взрослый ругает ребенка. Погрозите пальцем.

Как вы думаете, как чувствует себя ребенок, когда его ругают (Угнетено) Как желательно общаться с ребенком в такой ситуации (Глаза в глаза)

-Теперь предлагаю сесть друг напротив друга, и поругайте ребенка опять. Как сейчас чувствует ребенок?

- Умеете ли вы ласково называть своего ребенка?

6. Упражнение. Психогимнастика.

Ведущий:

- Без слов, жестами, покажите , как вы скажите ребёнку «Тише»«Так нельзя!»«До свидание!»«Молодец»«Здорово»«Иди сюда».

Заключительная часть (7 минут)

7. Игра «Что меня огорчает, а что радует».

Ведущий:

- Предлагаю вам взять листочек, разделить его на две части, можно мысленно. И в первой части написать, что радует в вашем ребенке, а во второй части что огорчает.

-  Написали.

- Теперь предлагаю оторвать часть где «что огорчает» разорвать на кусочки и выбросить их. Пусть дети всегда нас радуют!

Вывод: Таким образом, психологическое здоровье ребенка зависит полностью от взрослых. Вы вправе выбрать правильный тип семейного воспитания, научится понимать своего ребенка и сопереживать ему. Старайтесь меньше критиковать его, а больше хвалить. Не высмеивайте неудачи и проступки вашего малыша, а помогите ему их как можно меньше совершать. Доверяйте своим детям и во всех поддерживайте, будьте честны и снисходительны. При соблюдении этих правил психологическое здоровье ребенка будет в полном порядке!

Рефлексия

Рефлексия «Чемодан, мясорубка м урна»

Ведущий:

 - Уважаемые родителями, перед вами висят три изображения с кармашками: чемодан, мясорубка, урна. Перед каждым лежат чистые листы и ручки.  – Предлагаю вам подумать и написать на листиках то, что вы вынесли из данного мероприятия. 1. Перечислите то, что вам очень понравилось, и что для вас было новым, но вы собираетесь эти воспользоваться в дальнейшем – и положите в чемодан. 2. Перечислите то, чем вы владели и до собрания, и постоянно пользовались и будете продолжать использовать в воспитательной работе – положите этот листик в мясорубку. 3. Перечислите все то, что вам не понравилось в сегодняшнем мероприятии и что вы считаете нецелесообразным в использовании – положите в урну.

Ведущий:

- Попрощаемся! Берем друг друга за большой палец и скажем:

«Всем, всем до свидания!»

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

     Данная тема и форма проведения родительского собрания заинтересовала родителей. В результате на собрание пришло 20 родителей, что составляет 60% от общего количества. Родители во время мероприятия получили информацию о детско-родительских отношений в семье. Собрание способствовало профилактике семейного неблагополучия. Во время тренинга родители не только получили теоретическую информацию по данной теме, но и имели возможность отработать приобретенные знания. В результате тренинга родители должны:

     Родители глубоко осознали, что важно сохранять контакт с собственным детством и использовать его для понимания чувств ребенка, многие из присутствующих осознали свои слабые стороны и уязвимые места как воспитателей детей. Каждый родитель чётко осознал, как важна роль психологических потребностей в личностном развитии ребёнка. Очень хочется надеяться, что каждый родитель будет тщательно заботиться о сохранение психологического здоровья своих детей.

      Родительское собрание достигло поставленных целей. Каждый родитель получил подробную информацию о сохранении и укреплении психологического здоровья своих детей.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Александровская Э. М. Психологическое сопровождение школьников. – М.: Академия, 2002

2.Вачков И.В. Некоторые секреты тренинговой работы // Школьные технологии, 2002

3. Вачков И.В. Психологические игры и упражнения для ведущего тренингов // Школьные технологии,2002

4. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники / И.В. Вачков. – М.: Ось-89, 1999.

5. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком КАК?» М,1997

6. Гиппенрейтер Ю.Б «Как учиться с интересом»-М.,2013

7. Макшанов С. И., Хрящева Н. Ю. Психогимнастика в тренинге. СПб. 1993.

8.Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982

9. Торн К., Маккей Д. Тренинг. Настольная книга тренера. — СПб.: Питер, 2001

10. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения — Изд. 2-е, доп. — М.: Независимая фирма “Класс”, 1999

11. http://infourok.ru

САМОАНАЛИЗ

На данном родительском собрании ставится очень актуальный вопрос о психологическом здоровье детей. Собрание построено таким образом, что в результате должно помочь родителям не только определить проблему взаимоотношений со своим ребенком, но разработать стратегию поведения по отношению к своему сыну или дочери. Цели данного собрания соответствуют его результату. Собрание поделено на несколько частей, что делает его интересным.

В первой части собрания ставится основная цель – снять напряжение, волнение, подвести к основной теме собрания.

Во второй (главной) части происходит знакомство родителей с типами семейного воспитания детей. Родители в игре понимают важность психологического здоровья детей. Тренинговые упражнения помогают легче понять и осмыслить жизненные поступки родителей, учат правильному общению со своими детьми.

В третьей части подводится итог собрания, делается главный вывод: психологическое здоровье ребенка зависит полностью от взрослых. Родители должны выбрать правильный тип семейного воспитания, научится понимать своего ребенка и сопереживать ему. Стараться меньше критиковать его, а больше хвалить. Не высмеивать неудачи и проступки своего малыша, а помогать ему их как можно меньше совершать. Доверять своим детям и во всех поддерживать, быть честными и снисходительными. При соблюдении правил психологическое здоровье ребенка будет в полном порядке!

Использование на собрании различных форм работы (игры, тренинговые упражнения, обсуждения, беседа,) позволили решить поставленные задачи и достигнуть намеченной цели. Родители  смогли разобраться в проблеме взаимоотношений со своим ребенком и наметить дальнейшую линию поведения, направленную на  правильное воспитания детей.

Поставленные цели в ходе собрания  были реализованы полностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 1 классе."Психологические особенности детей младшего школьного возраста"

Источником происходящих в младшем школьном возрасте психосоциальных изменений выступает учебная деятельность. Её формирование и является главной психолого-педагогической задачей, поскольку именно этот...

Родительское собрание в форме "круглого стола"«Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей»

Раскрыть родителям суть понятия «психологическое здоровье», «эмоциональное благополучие», «эмоциональная сфера». Акцентировать внимание на взаимосвязи родительской установки с эмоциональным благополуч...

Родительское собрание на тему «Компьютер и здоровье детей»

Цель: просвещение родителей по теме “Компьютер и здоровье ребёнка”.Вопросы для обсуждения:Стоит ли противостоять желаниям ребенка пользоваться этим чудом технического прогресса? Как сделать обще...

Конспект родительского собрания . «Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей»

Класс: 3-7Тема: «Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей»Цели: Раскрыть родителям суть понятия «психологическое здоровье», «эмоциональное благополучие», «эмоциональная сфера», акцентир...

Родительское собрание «Как сохранить психологическое здоровье детей?» (устный журнал)

Устный журнал- своеобразная форма работы, которая позволяет ярко и эмоционально донести до родителей важную информацию из области психологии. Такая форма позволяет действовать в сотрудничестве- родите...

Родительское собрание на тему: «Влияние социальной игры на психологическое здоровье детей».

Цель собрания: Объединить усилия семьи и школы в формировании у младших    школьников ответственного отношения к личной безопасности.Проанализировать место ребенка в семье и оказат...