Главные вкладки

    Материал на тему:
    Программы внеурочной деятельности

    Воронкина Ольга Анатольевна

    Школа Безопасности

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_shkola_bezopasnosti_1-4.docx74.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ «ОХИНСКИЙ»

    САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

     УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

    НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  №2 Г. ОХИ

    Рассмотрено                                                                  УТВЕРЖДАЮ

    на педагогическом совете                                                     Директор МБОУ НОШ №2 г. Охи

    Протокол № ______                                                               ________________ С.А. Цирихова

    от «_____» ____________ 2016 года                                   Приказ №___ от «___»______2016 года

    Рабочая программа внеурочной деятельности

    «Школа безопасности»

    начальное общее образование

    1-4 классы

    Срок реализации 1 год

    Составленав соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования (2009), разработана на основе авторской программы по ОБЖ для 1-4 классов, авторы Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова, 2003г.

                                                                               Программу составила:

    педагог – организатор Воронкина О.А.

    г. Оха

    2016 г

    Пояснительная записка

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа безопасности» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009), разработана на основе авторской программы по ОБЖ для 1-4 классов, авторы Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова, 2003г.

    Программа построена с учётом уровня подготовки и общего развития обучающихся начальной школы по классам обучения и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.

    Цель: формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим.

    Задачи:

    • привить обучающимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
    • сформировать у детей научно - обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
    • выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

    В ходе реализации содержания программы обучающиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.

    Программой предусмотрены обязательные практические занятия:

    • работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
    • изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы)

    Главными задачами обучения по данной программе являются:

    • развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
    • стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.

    Принципы и методы обучения младших школьников

    Учитывая неравномерность психического и физического развития детей 7-10-летнего возраста, образовательный процесс по основам безопасности должен быть построен, на основе дидактических закономерностей: от простого к сложному; непонимания к пониманию; от частного к общему; от конкретного к абстрактному; от абстрактного к конкретному.

    К дидактическим принципам, которые должны быть реализованы в образовательном процессе, относятся следующие.

    Преемственность. Каждая новая ступень обучения младших школьников должна опираться на уже усвоенные ими знания, умения и навыки, полученные в дошкольных учреждениях и от родителей.

    Последовательность и постепенность. Знания по основам безопасности жизнедеятельности следует давать постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемам информации с 1 по 4 классы.

    Принцип развивающего обучения. Организация обучающих воздействий на личность и поведение ребенка позволяет управлять темпами и содержанием его развития. Не следует заставлять школьников начальных классов зазубривать сложные термины, определения, схемы, таблицы и т.д.

    Задачей является достижение понимания, осмысления и осознания обучающимися смысла конкретных безопасных действий в традиционной обстановке. Успешность обучения определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему он должен поступать именно так, а не иначе. И как результат – осознанно вести себя в реальных условиях.

    Доступность. Учебный материал должен быть изложен в доступной форме. Дети не воспринимают сложную информацию с детализацией общепринятых определений и понятий, к ним необходимы комментарии.

    Наглядность. Этот принцип используется в работе собучающимися, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. При  обучении основам безопасности жизнедеятельности необходимы наглядные средства: учебные книжки-тетради с иллюстрированным материалом, плакаты, макеты, специальное оборудование для  проведения игровых занятий, видеофильмы, компьютерные игры и т.д.

    Принцип единства воспитания и обучения. На всех этапах обучения необходимо воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах, в общественных местах, в домашних условиях.

    При обучении школьников начальных классов наиболее целесообразны следующие устные методы изложения знаний по основам безопасности жизнедеятельности: рассказ, рассказ-объяснение, беседа, самостоятельная работа с учебными пособиями (книжками – тетрадями), работа с иллюстративным (наглядным) материалом, игра, игра – упражнение (индивидуальные, вводные, тренировочные упражнения), ролевая игра, экскурсия.

    Формы организации учебного процесса: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные; практикумы.

    Виды деятельности – упражнения с различными моделями, с игровым и наглядным материалом, знакомство с инструктажами, чтение, беседы, рассказ, дискуссия, пример, просмотр видеофильмов, самостоятельная работа с учебным пособием, игра – упражнение, тренировочные упражнения.  

    Количество учебных часов, на которое рассчитана программа внеурочной деятельности «Школа безопасности» - 33 часа в 1 классе, 34 часа во 2 классе.

    Формы контроля ЗУН:

    • беседа;
    • фронтальный опрос;
    • практикум;
    • тестирование.

    УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    1 класс – 33 часа

    № п/п

    Тема занятия

    Количество часов

    Примечание

    1

    Общее понятие опасности и чрезвычайной ситуации

    1

    2

    Авария на производстве, экологическая катастрофа, стихийное бедствие

    1

    3

    Режим для первоклассника, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья

    1

    4

    Умственная и физическая работоспособность, нарушение режима дня, профилактика переутомления

    1

    5

    Умывание и купание

    1

    6

    Как ухаживать за своим телом

    1

    7

    Ожоги

    1

    8

    Как уберечься от ожогов

    1

    9

    Первая медицинская помощь при кровотечениях, ожогах, укусах насекомых

    1

    10

    Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома

    1

    11

    Профилактика опасных ситуаций

    1

    12

    Как вести себя, когда ты дома один

    1

    13

    Не торопись быть взрослым

    1

    14

    Электричество и газ как источник возможной опасности

    1

    15

    Лекарства и средства бытовой химии как источник опасности

    1

    16

    «Опасная высота» - опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках

    1

    17

    Огонь и человек

    1

    18

    Причина возникновения пожаров в доме

    1

    19

    Дым и опасность

    1

    20

    Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме

    1

    21

    Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми

    1

    22

    Правила безопасного общения с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону, в случае если незнакомый человек стучится в дверь

    1

    23

    Где можно и где нельзя играть

    1

    24

    Наиболее безопасный путь в школу и домой

    1

    25

    Правила перехода дорог

    1

    26

    Движение пешеходов

    1

    27

    Дорожные знаки

    1

    28

    Сигналы светофора и регулировщика

    1

    29

    Мы – пассажиры, обязанности пассажира

    1

    30

    Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте

    1

    31

    Температура окружающего воздуха, ее влияние на здоровье человека

    1

    32

    Одежда по сезону

    1

    33

    Погодные условия (ветер, дождь, снег)

    1

    Итого: 33 часа

    Содержание программы в 1 классе:

    I.Защита человека в чрезвычайных ситуациях

    1.1.Чрезвычайные ситуации. Общие понятия. Общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Авария на производстве, экологическая катастрофа, стихийное бедствие.

    II.Основы здорового образа жизни.

    2.1.Основные понятия «Здоровье» и «Здоровый образ жизни». Режим дня, умственная и физическая работоспособность, нарушение режима дня, профилактика переутомления.

    2.2.Основы личной гигиены. Умывание и купание. Как ухаживать за своим телом.

    III.Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

    3.1.Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Ожоги. Как уберечься от ожогов.

    3.2.Оказание медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых. Первая медицинская помощь при кровотечениях, ожогах, укусах насекомых.

    IV.Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся.

    4.1.Безопасное поведение дома. Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Их профилактика. Как вести себя, когда ты дома один. Не торопись быть взрослым. Электричество и газ как источники возможной опасности. Лекарства и средства бытовой химии как источник опасности. «Опасная высота» - опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках.

    4.2.Пожарная безопасность и поведение при пожаре. Огонь и человек. Причина возникновения пожаров в доме. Дым и его опасность. Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме.

    4.3.Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера. Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного общения с  незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону, в случае если незнакомый человек стучится или звонит в дверь. Где можно и где нельзя играть.

    4.4.Безопасное поведение на улицах и дорогах. Наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дорог. Движение пешеходов. Дорожные знаки. Сигналы светофора и регулировщика. Мы – пассажиры, обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.

    4.5. Безопасное поведение на природе. Температура окружающего воздуха, ее влияние на здоровье человека. Одежда по сезону. Погодные условия (ветер, дождь, снег), правила поведения.

    К концу 1 класса обучающиеся должны знать:

    • общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Что такое  авария на производстве, экологическая катастрофа, стихийное бедствие;
    • основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Режим дня, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровье. Как ухаживать за своим телом;
    • основные виды травм у детей. Что такое первая медицинская помощь при порезах, ожогах, укусах насекомых, кровотечениях;
    • источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома;
    • опасные ситуации, которые могут возникнуть  при контактах с незнакомыми людьми;
    • наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дороги. Правила перехода дороги при высадке из транспортного средства;
    • правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть;
    • правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме;
    • влияние на здоровье человека температуры окружающего воздуха и погодных условий (ветер, дождь, снег). Что значит одеться по сезону, правила поведения;
    • чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения воздуха;
    • правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу, понятие об ориентировке на местности;
    • опасные животные и насекомые. Правила безопасного поведения и меры защиты;

    практическая работа: к концу 1 класса обучающиеся должны уметь:

    • составить распорядок  дня. Ухаживать за полостью рта, руками, ногами;
    • оказать медицинскую помощь при порезах, ожогах, укусах насекомых, первую медицинскую помощь при небольших кровотечениях, ожогах;
    • безопасно общаться с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону;
    • выбрать наиболее безопасный путь в школу и домой. Правильно переходить дорогу, перекресток. Различать сигналы светофора и регулировщика;
    • правильно переходить дорогу при высадке из транспортного средства. Принять безопасную позу при аварийной ситуации в транспорте;
    • самостоятельно одеться по сезону;
    • самостоятельно ориентироваться и правильно вести себя в парках, скверах, лесу;
    • правильно вести себя при встрече с животными и насекомыми (пчелами, осами). Оказать первую медицинскую помощь при укусах насекомых.

    УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    2 класс – 34 часа

    Тема занятий

    Количество часов

    Примечание

    1

    Чрезвычайные ситуации. Какими бывают чрезвычайные ситуации.

    1

    2

    Чрезвычайные ситуации природного происхождения.

    1

    3

    Наводнения мероприятия по защите от наводнений.

    1

    4

    Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения

    1

    5

    Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!»

    1

    6

    Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!»

    1

    7

    Болезни, их причины и связь с образом жизни.

    1

    8

    От чего зависит наше здоровье.

    1

    9

    Как живет наш организм, из чего состоит тело человека.

    1

    10

    Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносная система, желудок и кишечник.

    1

    11

    Органы дыхания

    1

    12

    Болезни и возможные причины.

    1

    13

    Пути передачи инфекционных заболеваний

    1

    14

    Заноза, кровотечение, укус, ушиб.

    1

    15

    Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами.

    1

    16

    Отравления. Причины отравлений. Признаки отравлений.

    1

    17

    Первая помощь при отравлении грибами.

    1

    18

    Безопасное поведение на воде.

    1

    19

    Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов.

    1

    20

    Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже

    1

    21

    Уроки плавания.

    1

    22

    Безопасное поведение на природе.

    1

    23

    Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения.

    1

    24

    Чистый воздух, его значение дляздоровье человека, причины загрязнения.

    1

    25

    Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема.

    1

    26

    Как ориентироваться в лесу

    1

    27

    Как вести себя на реке зимой.

    1

    28

    Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др.

    1

    29

    Ориентирование.

    1

    30

    Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности.

    1

    31

    Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них.

    1

    32

    Безопасное поведение на дорогах. Движение пешеходов по дорогам.

    1

    33

    Элементы дорог. Правила перехода дорог.

    1

    34

    Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика.

    1

    Итого: 34 часа

    Содержание программы во 2 классе:

    I.Защита человека в чрезвычайных ситуациях.

    1.1.Чрезвычайные ситуации. Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите от наводнений.

    1.2.Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».

    II.Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

    2.1.Болезни, их причины и связь с образом жизни. От чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм, из чего состоит тело человека. Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносная система, желудок и кишечник. Органы дыхания.Болезни и возможные причины. Пути передачи инфекционных заболеваний. Заноза, кровотечение, укус, ушиб.

    2.2.Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами. Отравления. Причины отравлений. Признаки отравлений. Первая помощь при отравлении грибами.

    III.Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся.

    3.1.Безопасное поведение на воде. Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже.

    Уроки плавания:

    - подготовительные упражнения для освоения в воде;

    - техника спортивного плавания «кроль на груди».

    3.2.Безопасное поведение на природе. Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения. Чистый воздух, его значение дляздоровье человека, причины загрязнения.Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. Как ориентироваться в лесу. Как вести себя на реке зимой.Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др.Ориентирование. Правила поведения. Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности.Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них.

    3.3. Безопасное поведение на дорогах. Движение пешеходов по дорогам.Элементы дорог. Правила перехода дорог.Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика. Правила перехода дорог при высадке из транспортного средства. Обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте. Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть.

    К концу 2 класса обучающийся должен знать:

    • чем опасны водоемы зимой, какие меры предосторожности следует принять при движении на льду водоемов;
    • правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах;
    • правила безопасного поведения в лесу, в поле;
    • правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.;
    • ядовитые растения, грибы, ягоды. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми;
    • от чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм. Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносная система, желудок и кишечник. Что такое неинфекционные заболевания, их связь с образом жизни. Избыточный вес;
    • травмы, порезы, ссадины и царапины. Отравления. Их причины и признаки;
    • какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений;
    • как оповещают население о чрезвычайных ситуациях. Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».

    Практическая работа: к концу 2 класса обучающиеся должны уметь:

    • правильно перейти водоем по льду;
    • правильно вести себя на пляже. Плавать техникой плавания «кроль на груди»;
    • ориентироваться в лесу. Уметь вести себя на реке зимой;
    • правильно вести себя при встрече с опасными животными и насекомыми, защищаться от них;
    • распознать отравление и оказать первую медицинскую помощь при отравлении грибами;
    • оказать первую помощь при царапине, ссадине, порезе, при небольшом ожоге или обморожении;
    • действовать по сигналу «Внимание сем!».

    УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    3 класс – 34 часа

    Тема занятий

    Количество часов

    Примечание

    1

    Движение пешеходов по дорогам.

    1

    2

    Правостороннее и левостороннее движение.

    1

    3

    Элементы дорог. Дорожная разметка.

    1

    4

    Перекрестки. Их виды.

    1

    5

    Переходим дорогу, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика.

    1

    6

    Виды транспортных средств. Специальные транспортные средства. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.

    1

    7

    Скорость движения городского транспорта.

    1

    8

    Состояние дороги, тормозной путь автомобиля.

    1

    9

    Загородная дорога, движение пешехода по загородной дороге.

    1

    10

    Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров.

    1

    11

    Правила посадки в транспортное средство и высадки из него.

    1

    12

    Поведение при угрозе и во время аварии. Безопасная поза.

    1

    13

    Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров.

    1

    14

    Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах.

    1

    15

    Страх, навыки безопасного поведения.

    1

    16

    Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения.

    1

    17

    Лифт – наш домашний транспорт.

    1

    18

    Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии.

    1

    19

    Профилактика отравлений.

    1

    20

    Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту.

    1

    21

    Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами и печным оборудованием.

    1

    22

    Безопасное поведение в ситуациях криминального характера.

    1

    23

    Правила обеспечения сохранности личных вещей.

    1

    24

    Защита квартиры (дома) от воров и грабителей: звонок в дверь, звонок по телефону.

    1

    25

    Особенности поведения с незнакомыми людьми: опасные незнакомцы.

    1

    26

    Первая медицинская помощь при отравлении газами. Отравление.

    1

    27

    Причины отравления газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами. Профилактика отравлений.

    1

    28

    Признаки отравления угарным газом. Первая помощь при отравлении угарным газом.

    1

    29

    Чрезвычайные ситуации природного происхождения – стихийные бедствия.

    1

    30

    Примеры стихийных бедствий: тайфуны, ураганы, бури (штормы), смерчи, снегопады, метели, наводнения. Их последствия, мероприятия по защите.

    1

    31

    Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению.

    1

    32

    Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.

    1

    33

    Примеры содержания речевой информации о чрезвычайных ситуациях.

    1

    34

    Закрепление пройденного

    1

    Итого: 34 часа

    Содержание программы в 3 классе:

    I .Опасные ситуации, возникающие в повседневное жизни, правила поведения учащихся.

    1. Безопасное поведение на дорогах.Движение пешеходов по дорогам.Правостороннее и левостороннее движение.Элементы дорог. Дорожная разметка.Перекрестки. Их виды.Переходим дорогу, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика.Виды транспортных средств. Специальные транспортные средства. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.Скорость движения городского транспорта.Состояние дороги, тормозной путь автомобиля.Загородная дорога, движение пешехода по загородной дороге.
    2. Мы пассажиры.Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров.Правила посадки в транспортное средство и высадки из него.Поведение при угрозе и во время аварии. Безопасная поза.
    3. Пожарная безопасность и поведение при пожаре. Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров.Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах.Страх, навыки безопасного поведения.Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения.
    4. Безопасное поведение дома.Лифт – наш домашний транспорт.Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии.Профилактика отравлений.Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту.Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами и печным оборудованием.
    5. Безопасное поведение в ситуациях криминального характера.Правила обеспечения сохранности личных вещей.Защита квартиры (дома) от воров и грабителей: звонок в дверь, звонок по телефону.Особенности поведения с незнакомыми людьми: опасные незнакомцы.

    II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

    2.1. Первая медицинская помощь при отравлении газами. Отравление.Причины отравления газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами. Профилактика отравлений.Признаки отравления угарным газом. Первая помощь при отравлении угарным газом.

    III.Защита человека в чрезвычайных ситуациях.

    3.1. Чрезвычайные ситуации природного происхождения – стихийные бедствия.Примеры стихийных бедствий: тайфуны, ураганы, бури (штормы), смерчи, снегопады, метели, наводнения. Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению.

    3.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения. Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.Примеры содержания речевой информации о чрезвычайных ситуациях.

    К концу 3 класса обучающиеся должны знать:

    • правила движения пешеходов по дорогам, различать право- и левостороннее движение;
    • виды транспортных средств. Скорость движения городского транспорта, тормозной путь в зависимости от состояния дороги;
    • правила движения пешеходов по загородной дороге;
    • обязанности пассажиров. Правила посадки в транспортное средство и высадки из него;
    • правила поведения при возникновении пожара в общественных местах, в общественном транспорте;
    • меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии, электрическими и газовыми приборами, печным отоплением;
    • признаки отравления угарным газом, меры профилактики отравлений;
    • правила обеспечения сохранности личных вещей; особенности поведения с незнакомыми людьми;
    • как оповещают население о чрезвычайных ситуациях;
    • о чрезвычайных ситуациях природного и антропогенного характера:

    - ураган, буря, смерч (примеры, последствия);

    - лесной пожар. Действия по его предупреждению.

    Практическая работа: к концу 3 класса обучающиеся должны уметь:

    • переходить дорогу, перекресток. Различать сигналы светофора и регулировщика, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств;
    • оценить скорость движения городского транспорта, состояние дороги и тормозной путь;
    • правильно садиться в общественный транспорт и выходить из него;
    • двигаться по загородной дороге, в том числе группой;
    • правильно вести себя при возникновении пожара в общественных местах или в общественном транспорте;
    • разговаривать с незнакомыми людьми при звонке в дверь или по телефону;
    • соблюдать меры безопасности при пользовании бытовой химии, электрическими, газовыми приборами и печным отоплением;
    • оказывать первую помощь при отравлении угарным газом;
    • действовать при обнаружении возгорания в лесу, в поле.

    УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    4 класс – 34 часа

    Тема занятий

    Количество часов

    Примечание

    1

    Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Факторы влияющие на здоровье.

    1

    2

    Основы здорового образа жизни и безопасность человека. Режим дня. Здоровое питание.

    1

    3

    Профилактика переедания, пищевых отравлений.

    1

    4

    Инфекционные болезни. Пути передачи инфекционных заболеваний.

    1

    5

    Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

    1

    6

    Курение и его влияние на состояние здоровья.

    1

    7

    Алкоголь и его влияние на умственную и физическую работоспособность человека.

    1

    8

    Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь.

    1

    9

    Переломы, вывихи и растяжения связок.

    1

    10

    Когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова.

    1

    11

    Кровотечение, первая медицинская помощь.

    1

    12

    Ушибы, сотрясение мозга, попадание инородных тел в глаз, ухо, нос, первая медицинская помощь.

    1

    13

    Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек.

    1

    14

    Первая медицинская помощь при наружном кровотечении. Правила обработки ран. Перевязка ран.

    1

    15

    Оказание первой медицинской помощи при ожогах и обморожении.

    1

    16

    Оказание первой медицинской помощи при отравлении.

    1

    17

    Первая медицинская помощь при травмах опорнодвигательного аппарата.

    1

    18

    Безопасность пешеходов при движении по дорогам.

    1

    19

    Элементы дорог. Дорожная разметка.

    1

    20

    Правила перехода дорог. Перекрестки.

    1

    21

    Соблюдение правил движения велосипедистами.

    1

    22

    Причины дорожно – транспортного травматизма.

    1

    23

    Государственная инспекция безопасности дорожного движения.

    1

    24

    Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира.

    1

    25

    Ориентирование на местности. Понятие ориентира.

    1

    26

    Определение сторон горизонта по компасу, солнцу, часам и местным предметам.

    1

    27

    Безопасная переправа через водную преграду.

    1

    28

    Умение вязать узлы.

    1

    29

    Костер. Меры пожарной безопасности при разведении костра.

    1

    30

    Основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке.

    1

    31

    Способы и средства спасания утопающих.

    1

    32

    Основные спасательные средства.

    1

    33

    Закрепление пройденного материала.

    1

    34

    Закрепление пройденного материала.

    1

    Итого: 34 часа

    Содержание программы в 4 классе:

    I.Основы здорового образа жизни.

    1.1.Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Факторы влияющие на здоровье.Основы здорового образа жизни и безопасность человека. Режим дня. Здоровое питание.Профилактика переедания, пищевых отравлений.Инфекционные болезни. Пути передачи инфекционных заболеваний. Профилактика инфекционных заболеваний.

    1.2.Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.Курение и его влияние на состояние здоровья.Алкоголь и его влияние на умственную и физическую работоспособность человека. Профилактика вредных привычек.

    II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

    2.1.Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь.Переломы, вывихи и растяжения связок.Когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова.Кровотечение, первая медицинская помощь.Ушибы, сотрясение мозга, попадание инородных тел в глаз, ухо, нос, первая медицинская помощь.Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек.

    2.2.Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи.Первая медицинская помощь при наружном кровотечении. Правила обработки ран. Перевязка ран.Оказание первой медицинской помощи при ожогах и обморожении.Оказание первой медицинской помощи при отравлении.Первая медицинская помощь при травмах опорнодвигательного аппарата (при травме кистей рук, бедра, колена).

    III.Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся.

    3.1. Безопасное поведение в быту (контрольные задания на повторение пройденного). Опасные шалости и игрушки. Профилактика возможных опасных ситуаций в быту. Опасная высота.

    3.2. Безопасное поведение на улицах и дорогах (повторение пройденного в 1-3 классах).Безопасность пешеходов при движении по дорогам.Элементы дорог. Дорожная разметка.Правила перехода дорог. Перекрестки.Соблюдение правил движения велосипедистами.Причины дорожно – транспортного травматизма.Государственная инспекция безопасности дорожного движения.Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира.

    3.3.Безопасное поведение на природе. Ориентирование на местности. Понятие ориентира.Определение сторон горизонта по компасу, солнцу, часам и местным предметам.Безопасная переправа через водную преграду.Умение вязать узлы.Костер. Меры пожарной безопасности при разведении костра.

    3.4.Безопасное поведение на воде. Основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке.Способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные средства.

    К концу 4 класса обучающиеся должна знать:

    • правила перехода дороги;
    • правила движения на велосипедах;
    • правила безопасного поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира;
    • основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке. Способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные средства;
    • как ориентироваться на местности. Как организовать безопасную переправу через водную преграду;
    • меры пожарной безопасности  при разведении костра;
    • когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова;
    • основные понятия «здоровье», «здоровый образ жизни». Факторы, отрицательно влияющие на состояние здоровья (курение, алкоголь, токсикомания).

    К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:

    • правильно переходить дорогу, перекресток;
    • ориентироваться на местности: определять стороны горизонта по компасу и местным предметам. Определять расстояние по карте и местности. Организовать безопасную переправу через небольшой ручей или канаву. Завязать 1-2 вида узлов;
    • вызвать «скорую помощь», оказать первую медицинскую помощь при порезах и ссадинах, ушибе, небольшом ожоге, при попадании инородного тела в глаз; ухо или нос, при укусах насекомых, собак, кошек, при кровотечении из носа;
    • оказать первую медицинскую помощь при травме опорно – двигательного аппарата (кистей рук, бедра, колена).

    ОЖИДАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ   РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ

    Личностными результатами обучения являются:

    • развитие личностных, в то числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
    • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознано выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
    • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

    Метопредметными результатами обучения являются:

    • овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и опасных ситуаций; выявлять причинно – следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
    • овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
    • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
    • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
    • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
    • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
    • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

    Предметными результатами обучения являются:

    1. В познавательной сфере:
    • знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

    2.В ценностно –ориентационной сферы:

    • умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
    • умения применять полученные теоретические знания на практике – применять обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
    • умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

    3.В коммуникативной сфере:

    • умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

    КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    1 класс

    № п/п

    Тема занятия

    Количество часов

    Дата

    1

    Общее понятие опасности и чрезвычайной ситуации

    1

    2

    Авария на производстве, экологическая катастрофа, стихийное бедствие

    1

    3

    Режим для первоклассника, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья

    1

    4

    Умственная и физическая работоспособность, нарушение режима дня, профилактика переутомления

    1

    5

    Умывание и купание

    1

    6

    Как ухаживать за своим телом

    1

    7

    Ожоги

    1

    8

    Как уберечься от ожогов

    1

    9

    Первая медицинская помощь при кровотечениях, ожогах, укусах насекомых

    1

    10

    Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома

    1

    11

    Профилактика опасных ситуаций

    1

    12

    Как вести себя, когда ты дома один

    1

    13

    Не торопись быть взрослым

    1

    14

    Электричество и газ как источник возможной опасности

    1

    15

    Лекарства и средства бытовой химии как источник опасности

    1

    16

    «Опасная высота» - опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках

    1

    17

    Огонь и человек

    1

    18

    Причина возникновения пожаров в доме

    1

    19

    Дым и опасность

    1

    20

    Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме

    1

    21

    Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми

    1

    22

    Правила безопасного общения с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону, в случае если незнакомый человек стучится в дверь

    1

    23

    Где можно и где нельзя играть

    1

    24

    Наиболее безопасный путь в школу и домой

    1

    25

    Правила перехода дорог

    1

    26

    Движение пешеходов

    1

    27

    Дорожные знаки

    1

    28

    Сигналы светофора и регулировщика

    1

    29

    Мы – пассажиры, обязанности пассажира

    1

    30

    Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте

    1

    31

    Температура окружающего воздуха, ее влияние на здоровье человека

    1

    32

    Одежда по сезону

    1

    33

    Погодные условия (ветер, дождь, снег)

    1

    Итого: 33 часа

    КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    2 класс

    Тема занятий

    Количество часов

    Дата

    1

    Чрезвычайные ситуации. Какими бывают чрезвычайные ситуации.

    1

    2

    Чрезвычайные ситуации природного происхождения.

    1

    3

    Наводнения мероприятия по защите от наводнений.

    1

    4

    Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения

    1

    5

    Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!»

    1

    6

    Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!»

    1

    7

    Болезни, их причины и связь с образом жизни.

    1

    8

    От чего зависит наше здоровье.

    1

    9

    Как живет наш организм, из чего состоит тело человека.

    1

    10

    Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносная система, желудок и кишечник.

    1

    11

    Органы дыхания

    1

    12

    Болезни и возможные причины.

    1

    13

    Пути передачи инфекционных заболеваний

    1

    14

    Заноза, кровотечение, укус, ушиб.

    1

    15

    Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами.

    1

    16

    Отравления. Причины отравлений. Признаки отравлений.

    1

    17

    Первая помощь при отравлении грибами.

    1

    18

    Безопасное поведение на воде.

    1

    19

    Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов.

    1

    20

    Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже

    1

    21

    Уроки плавания.

    1

    22

    Безопасное поведение на природе.

    1

    23

    Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения.

    1

    24

    Чистый воздух, его значение дляздоровье человека, причины загрязнения.

    1

    25

    Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема.

    1

    26

    Как ориентироваться в лесу

    1

    27

    Как вести себя на реке зимой.

    1

    28

    Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др.

    1

    29

    Ориентирование.

    1

    30

    Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности.

    1

    31

    Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них.

    1

    32

    Безопасное поведение на дорогах. Движение пешеходов по дорогам.

    1

    33

    Элементы дорог. Правила перехода дорог.

    1

    34

    Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика.

    1

    Итого: 34 часа

    КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    3 класс

    Тема занятий

    Количество часов

    Дата

    1

    Движение пешеходов по дорогам.

    1

    2

    Правостороннее и левостороннее движение.

    1

    3

    Элементы дорог. Дорожная разметка.

    1

    4

    Перекрестки. Их виды.

    1

    5

    Переходим дорогу, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика.

    1

    6

    Виды транспортных средств. Специальные транспортные средства. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.

    1

    7

    Скорость движения городского транспорта.

    1

    8

    Состояние дороги, тормозной путь автомобиля.

    1

    9

    Загородная дорога, движение пешехода по загородной дороге.

    1

    10

    Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров.

    1

    11

    Правила посадки в транспортное средство и высадки из него.

    1

    12

    Поведение при угрозе и во время аварии. Безопасная поза.

    1

    13

    Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров.

    1

    14

    Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах.

    1

    15

    Страх, навыки безопасного поведения.

    1

    16

    Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения.

    1

    17

    Лифт – наш домашний транспорт.

    1

    18

    Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии.

    1

    19

    Профилактика отравлений.

    1

    20

    Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту.

    1

    21

    Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами и печным оборудованием.

    1

    22

    Безопасное поведение в ситуациях криминального характера.

    1

    23

    Правила обеспечения сохранности личных вещей.

    1

    24

    Защита квартиры (дома) от воров и грабителей: звонок в дверь, звонок по телефону.

    1

    25

    Особенности поведения с незнакомыми людьми: опасные незнакомцы.

    1

    26

    Первая медицинская помощь при отравлении газами. Отравление.

    1

    27

    Причины отравления газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами. Профилактика отравлений.

    1

    28

    Признаки отравления угарным газом. Первая помощь при отравлении угарным газом.

    1

    29

    Чрезвычайные ситуации природного происхождения – стихийные бедствия.

    1

    30

    Примеры стихийных бедствий: тайфуны, ураганы, бури (штормы), смерчи, снегопады, метели, наводнения. Их последствия, мероприятия по защите.

    1

    31

    Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению.

    1

    32

    Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.

    1

    33

    Примеры содержания речевой информации о чрезвычайных ситуациях.

    1

    34

    Закрепление пройденного

    1

    Итого: 34 часа

    КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    4 класс

    Тема занятий

    Количество часов

    Дата

    1

    Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Факторы влияющие на здоровье.

    1

    2

    Основы здорового образа жизни и безопасность человека. Режим дня. Здоровое питание.

    1

    3

    Профилактика переедания, пищевых отравлений.

    1

    4

    Инфекционные болезни. Пути передачи инфекционных заболеваний.

    1

    5

    Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

    1

    6

    Курение и его влияние на состояние здоровья.

    1

    7

    Алкоголь и его влияние на умственную и физическую работоспособность человека.

    1

    8

    Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь.

    1

    9

    Переломы, вывихи и растяжения связок.

    1

    10

    Когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова.

    1

    11

    Кровотечение, первая медицинская помощь.

    1

    12

    Ушибы, сотрясение мозга, попадание инородных тел в глаз, ухо, нос, первая медицинская помощь.

    1

    13

    Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек.

    1

    14

    Первая медицинская помощь при наружном кровотечении. Правила обработки ран. Перевязка ран.

    1

    15

    Оказание первой медицинской помощи при ожогах и обморожении.

    1

    16

    Оказание первой медицинской помощи при отравлении.

    1

    17

    Первая медицинская помощь при травмах опорнодвигательного аппарата.

    1

    18

    Безопасность пешеходов при движении по дорогам.

    1

    19

    Элементы дорог. Дорожная разметка.

    1

    20

    Правила перехода дорог. Перекрестки.

    1

    21

    Соблюдение правил движения велосипедистами.

    1

    22

    Причины дорожно – транспортного травматизма.

    1

    23

    Государственная инспекция безопасности дорожного движения.

    1

    24

    Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира.

    1

    25

    Ориентирование на местности. Понятие ориентира.

    1

    26

    Определение сторон горизонта по компасу, солнцу, часам и местным предметам.

    1

    27

    Безопасная переправа через водную преграду.

    1

    28

    Умение вязать узлы.

    1

    29

    Костер. Меры пожарной безопасности при разведении костра.

    1

    30

    Основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке.

    1

    31

    Способы и средства спасания утопающих.

    1

    32

    Основные спасательные средства.

    1

    33

    Закрепление пройденного материала.

    1

    34

    Закрепление пройденного материала.

    1

    Итого: 34 часа

    ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

    1. Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста/под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение: Рилионт, 2010.
    2. Л.П. Анастасова. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб.пособие для 1-2 кл./ Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
    3. Анастасова Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 1-2 кл. в 2 ч. Ч.1./ Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2011.
    4. Анастасова Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 1-2 кл. в 2 ч. Ч.2./ Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2011.
    5. Л.П. Анастасова. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб.пособие для 3-4 кл./ Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2010.
    6. Анастасова Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 3 кл./ Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2011.
    7. Анастасова Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 4 кл./ Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2011.
    8. Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения» 1-4 кл.: (Иллюстративный материал)/ под ред. А.Т. Смирнова. – 24 листовки, 24 плаката (комплект для школьников, комплект для учителя). – М.: Просвещение: Рилионт, 2010.
    9. Топоров И.К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях: кн. для учителя/И.К. Топоров. – М.: Просвещение,2010.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа внеурочной деятельности по направлению "Художественно-эстетическая деятельность" "Оригами" для обучающихся 1 классов

    Пояснительная записка. Методы обучения и форма занятий. Планируемые результаты. Учебно-тематический план....

    Программа внеурочной деятельности, направление: проектная деятельность.Клуб "Хочу всё знать!"

    Авторская программа внеурочной деятельности, направление: проектная деятельность. Расчитанная на 4 года обучения. Особенно удачно подходит для тех, кто работает по программе Перспективная начальная шк...

    Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса

    Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса...

    Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

    Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

    Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

    Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

    АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

    Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

    АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

    Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...