Главные вкладки

    Материал на тему:
    Программы внеурочной деятельности

    Воронкина Ольга Анатольевна

    Программа Уроки Нравственности

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_uroki_nravstvennosti_3_klass.docx42.9 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ «ОХИНСКИЙ»

    САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

     УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

    НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  №2 Г. ОХИ

    Рассмотрено                                                             Утверждаю

    на педагогическом совете                                                     Директор МБОУ НОШ №2 г. Охи

    Протокол № ______                                                               ________________ С.А. Цирихова

    от «_____» ____________ 2015 года                                   Приказ №___ от «___»______2015

    Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению

    «Уроки нравственности»

    начальное общее образование

    3 класс

    Срок реализации 1 год

    Составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности и авторской рабочей программы по внеурочной деятельности  по духовно – нравственному направлению

    «Уроки нравственности»

    автор Овчинникова И.Ю.

    Программу составила

    педагог – организатор: Воронкина О.А.

    г. Оха

    2015

    Пояснительная записка

    Данная программа составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности и авторской рабочей программы по внеурочной деятельности  по духовно – нравственному направлению «Уроки нравственности»автор Овчинникова И.Ю.

    Программа адресована учащимся 3 классов и рассчитана на 68 часов в год.

    Периодичность занятий - 2 часа в неделю.

    Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э.Козлова, В.Петровой, И Хомяковой «Азбука нравственности», и может быть реализована учителем начальной в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования. Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю. На занятиях присутствует весь класс или группа учащихся 8-10 человек.

    Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания младших школьников.

    Задачи:

    1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
    2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе.
    3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
    4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

    Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

    Программа состоит из 4 крупных разделов:

    1. Культура общения
    2. Самовоспитание
    3. Общечеловеческие нормы нравственности
    4. Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя

    Формы учета оценки планируемых результатов:

    1. Опрос.
    2. Наблюдение.
    3. Диагностика:
    • нравственной самооценки;
    • этики поведения;
    • отношения к жизненным ценностям;
    • нравственной мотивации.
    1. Анкетирование учащихся и родителей

    Занятие программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

    Содержание программы

    3-й класс (68 часов)

    Раздел 1: Культура общения (18 часов)

    Этикет разговора. Обращение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.

    Раздел 2: Самовоспитание (14 часов)

    Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.

    Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (20 часов).

    Заповеди: как мы их исполняем. О страдании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

    Раздел 4: Как сердцу высказать себя? Другому, как понять тебя (16 часов)

    Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие дается, как нам дается благодать. Думай хорошо –и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики.

    Вид деятельности – анализ и обсуждение литературных произведений, участие в ролевых играх, дискуссиях, диалогах, рисование анализируемых персонажей.

    Планируемы результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

    «Уроки нравственности»

    Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально – ценностного постижения действительности и общественного действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

    В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

    Воспитательные результаты распределяются по трем уровням.

    Первый уровень результатов– приобретениеобучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального и повседневного опыта.

    Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.е. в защищенной, дружественной среде, в которой ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценит..

    Третий уровень результатов – получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

    С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

    • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания о ценностях;
    • на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
    • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

    Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания, социализации младших школьников.

    В третьем классе, как правило, набирает, силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов.

    Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно – нравственного развития и  воспитания обучающихся – формирование основ российской идентичности присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально – психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т.д.

    В результате прохождения программного материала к концу 3-го класса обучающиеся должны знать:

    1. Ранее изученные заповеди и афоризмы.
    2. Каким должен быть воспитанный человек.
    3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.
    4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждение своих нравственных убеждений.
    5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.
    6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.

    Уметь:

    1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер
    2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
    3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.
    4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
    5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении
    6. Быть сострадательными к чужому горю.
    7. Не обижать животных и птиц.
    8. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
    9. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.

    У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

            Личностные универсальные учебные действия

    У ученика будут сформированы:

    • ориентация о нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
    • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
    • развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
    • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

    Ученик получит возможность для формирования:

    • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
    • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

    Регулятивные универсальные учебные действия

    Ученик научится:

    • принимать и сохранять учебную задачу;
    • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
    • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
    • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
    • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

    Познавательные универсальные учебные действия

    Ученик научится:

    • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
    • строить сообщения в устной и письменной форме;
    • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

    Коммуникативные универсальные учебные действия

    Ученик научится:

    • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникаций;
    • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
    • учитывать разные мнения и стремиться, к координации различных позиций в сотрудничестве;
    • формулировать собственное мнение и позицию;
    • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

    КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    № п/п

    Наименование разделов и тем

    Количество часов

    Теоретических

    Практических

    Раздел №1

    Культура общения (18 часов)

    1

    Этикет разговора

    2

    +

    2

    Обращение к разным людям

    2

    +

    3

    Обращение к разным людям

    2

    +

    4

    Вежливый отказ, несогласие

    2

    +

    5

    Этикетные ситуации

    2

    +

    6

    Этикетные ситуации

    2

    +

    7

    Афоризмы

    2

    +

    8

    Разговор по телефону

    2

    +

    9

    Играем роль воспитанного человека

    2

    +

    Раздел №2

    Самовоспитание (14 часов)

    10

    Что значит быть вежливым?

    2

    +

    11

    Мои достоинства и недостатки

    2

    +

    12

    Мои достоинства и недостатки

    2

    +

    13

    Большое значение маленьких радостей

    2

    +

    14

    О хороших и дурных привычках

    2

    +

    15

    О хороших и дурных привычках

    2

    +

    16

    Афоризмы в самовоспитании

    2

    +

    Раздел №3

    Общечеловеческие нормы нравственности (20 часов)

    17

    Заповеди: как мы их исполняем

    2

    +

    18

    О сострадании и жестокосердии

    2

    +

    19

    О сострадании и жестокосердии

    2

    +

    20

    Лгать нельзя, но если…?

    2

    +

    21

    Лгать нельзя, но если…?

    2

    +

    22

    Всегда ли богатство счастье?

    2

    +

    23

    Всегда ли богатство счастье?

    2

    +

    24

    Спешите делать добро

    2

    +

    25

    Спешите делать добро

    2

    +

    26

    Без труда не вытащишь рыбку из пруда

    2

    +

    Раздел №4

    Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя (16 часов)

    27

    «Как сердцу высказать себя?»

    2

    +

    28

    В трудной ситуации, попытаемся разобраться

    2

    +

    29

    В трудной ситуации, попытаемся разобраться

    2

    +

    30

    «И нам сочувствие дается, как нам дается благодать»

    2

    +

    31

    «Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки»

    2

    +

    32

    Диалоги о хороших манерах, добре и зле

    2

    +

    33

    Афоризмы

    2

    +

    34

    Чему мы научились на уроках этики

    2

    +

    КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    № п/п

    № раздела, темы

    Название раздела, тема занятия

    Дата проведения занятия

    Корректировка

    1.

    Культура общения

    1

    1.1.

    Этикет разговора

    2

    1.2.

    Обращение к разным людям

    3

    1.3.

    Обращение к разным людям

    4

    1.4.

    Вежливый отказ, несогласие

    5

    1.5.

    Этикетные ситуации

    6

    1.6.

    Этикетные ситуации

    7

    1.7.

    Афоризмы

    8

    1.8.

    Разговор по телефону

    9

    1.9.

    Играем роль воспитанного человека

    2.

    Самовоспитание

    10

    2.1.

    Что значит быть вежливым?

    11

    2.2.

    Мои достоинства и недостатки

    12

    2.3.

    Мои достоинства и недостатки

    13

    2.4.

    Большое значение маленьких радостей

    14

    2.5.

    О хороших и дурных привычках

    15

    2.6.

    О хороших и дурных привычках

    16

    2.7.

    Афоризмы в самовоспитании

    3.

    Общечеловеческие нормы нравственности

    17

    3.1.

    Заповеди: как мы их исполняем

    18

    3.2.

    О сострадании и жестокосердии

    19

    3.3.

    О сострадании и жестокосердии

    20

    3.4.

    Лгать нельзя, но если…?

    21

    3.5.

    Лгать нельзя, но если…?

    22

    3.6.

    Всегда ли богатство счастье?

    23

    3.7.

    Всегда ли богатство счастье?

    24

    3.8.

    Спешите делать добро

    25

    3.9.

    Спешите делать добро

    26

    3.10.

    Без труда не вытащишь рыбку из пруда

    4.

    Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя

    27

    4.1.

    «Как сердцу высказать себя?»

    28

    4.2.

    В трудной ситуации, попытаемся разобраться

    29

    4.3.

    В трудной ситуации, попытаемся разобраться

    30

    4.4.

    «И нам сочувствие дается, как нам дается благодать»

    31

    4.5.

    «Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки»

    32

    4.6.

    Диалоги о хороших манерах, добре и зле

    33

    4.7.

    Афоризмы

    34

    4.8.

    Чему мы научились на уроках этики

    Список литературы для педагога

    1. Асмолов А.Г., Бумеранская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008. – 151с.
    2. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011. 25 с.
    3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности// Воспитание школьников.-2004-2007.-№1-9.
    4. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.-204с.
    5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование). М.: Просвещение, 2009.-50 с.
    6. Суслов В.Н. Этикет: учусь правилам поведения. 1-4-е классы. Тесты и практические задания М.: Просвещение, 2010.-68 с.
    7. Тисленкова И.А. нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей. М.: Просвещение, 2008.-108 с.
    8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2009.-41 с.
    9. Черемисина В.Г. Духовно – нравственное воспитание детей младшего  школьного возраста. Кемерово: КРИПК и ПРО, 201.-14-36.
    10. Шемшурина А.И. Этическая грамматика. М.: НИИ Теории и методов воспитания, 194.-140 с.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа внеурочной деятельности по направлению "Художественно-эстетическая деятельность" "Оригами" для обучающихся 1 классов

    Пояснительная записка. Методы обучения и форма занятий. Планируемые результаты. Учебно-тематический план....

    Программа внеурочной деятельности, направление: проектная деятельность.Клуб "Хочу всё знать!"

    Авторская программа внеурочной деятельности, направление: проектная деятельность. Расчитанная на 4 года обучения. Особенно удачно подходит для тех, кто работает по программе Перспективная начальная шк...

    Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса

    Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса...

    Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

    Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

    Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

    Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

    АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

    Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

    АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

    Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...