Главные вкладки

    Материал на тему:
    Программы внеурочной деятельности

    Воронкина Ольга Анатольевна

    Уроки нравственности 4 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_uroki_nravstvennosti_4_klass.docx43.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ «ОХИНСКИЙ»

    САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

     УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

    НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  №2 Г. ОХИ

    Рассмотрено                                                             Утверждаю

    на педагогическом совете                                                     Директор МБОУ НОШ №2 г. Охи

    Протокол № ______                                                               ________________ С.А. Цирихова

    от «_____» ____________ 2015 года                                   Приказ №___ от «___»______2015

    Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению

    «Уроки нравственности»

    начальное общее образование

    4 класс

    Срок реализации 1 год

    Составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности и авторской рабочей программы по внеурочной деятельности  по духовно – нравственному направлению

    «Уроки нравственности»

    автор Овчинникова И.Ю.

    Программу составила

    педагог – организатор: Воронкина О.А.

    г. Оха

    2015

    Пояснительная записка

    Данная программа составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности и авторской рабочей программы по внеурочной деятельности  по духовно – нравственному направлению «Уроки нравственности»автор Овчинникова И.Ю.

    Программа адресована учащимся 3 классов и рассчитана на 68 часов в год.

    Периодичность занятий - 2 часа в неделю.

    Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э.Козлова, В.Петровой, И Хомяковой «Азбука нравственности», и может быть реализована учителем начальной в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования. Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю. На занятиях присутствует весь класс или группа учащихся 8-10 человек.

    Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания младших школьников.

    Задачи:

    1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
    2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе.
    3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
    4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

    Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

    Программа состоит из 4 крупных разделов:

    1. Культура общения
    2. Самовоспитание
    3. Общечеловеческие нормы нравственности
    4. Как сердцу высказать себя? Другому, как понять тебя

    Формы учета оценки планируемых результатов:

    1. Опрос.
    2. Наблюдение.
    3. Диагностика:
    • нравственной самооценки;
    • этики поведения;
    • отношения к жизненным ценностям;
    • нравственной мотивации.
    1. Анкетирование учащихся и родителей

    Занятие программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

    Содержание программы

    4-й класс (68 часов)

    Раздел 1: Культура общения (18 часов)

    Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.

    Раздел 2: Самовоспитание (14 часов)

    Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум отрази. И день минувший весь пересмотри»

    Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (20 часов)

    Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.

    Раздел 4: искусство и нравственность (16 часов)

    Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нем?» обзор курса этикета.

    Вид деятельности – анализ и обсуждение литературных произведений, участие в ролевых играх, дискуссиях, диалогах, рисование анализируемых персонажей.

    Планируемы результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

    «Уроки нравственности»

    Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно – нравственного развития и воспитания, обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально – ценностного постижения действительности и общественного действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

    В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

    Воспитательные результаты распределяются по трем уровням.

    Первый уровень результатов– приобретениеобучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального и повседневного опыта.

    Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.е. в защищенной , дружественной среде, в которой ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценит..

    Третий уровень результатов – получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

    С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

    • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания о ценностях;
    • на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
    • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

    Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания, социализации младших школьников.

    В третьем классе, как правило, набирает, силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов.

    Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно – нравственного развития и  воспитания обучающихся – формирование основ российской идентичности присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально – психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т.д.

    В результате прохождения программного материала к концу 3-го класса обучающиеся должны знать:

    1. Ранее изученные заповеди и афоризмы.
    2. Каким должен быть воспитанный человек.
    3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.
    4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждение своих нравственных убеждений.
    5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.
    6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.

    Уметь:

    1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер
    2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
    3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.
    4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
    5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении
    6. Быть сострадательными к чужому горю.
    7. Не обижать животных и птиц.
    8. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
    9. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.

    У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

            Личностные универсальные учебные действия

    У ученика будут сформированы:

    • ориентация о нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
    • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
    • развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
    • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

    Ученик получит возможность для формирования:

    • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
    • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

    Регулятивные универсальные учебные действия

    Ученик научится:

    • принимать и сохранять учебную задачу;
    • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
    • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
    • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
    • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

    Познавательные универсальные учебные действия

    Ученик научится:

    • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
    • строить сообщения в устной и письменной форме;
    • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

    Коммуникативные универсальные учебные действия

    Ученик научится:

    • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникаций;
    • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
    • учитывать разные мнения и стремиться, к координации различных позиций в сотрудничестве;
    • формулировать собственное мнение и позицию;
    • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

    КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    № п/п

    Наименование разделов и тем

    Количество часов

    Теоретических

    Практических

    Раздел №1

    Культура общения (18 часов)

    1

    Традиции общения в русской семье. «Домострой»

    2

    +

    2

    Культура общения в современной семье

    2

    +

    3

    Культура общения в современной семье

    2

    +

    4

    О терпимости к ближним

    2

    +

    5

    О терпимости к ближним

    2

    +

    6

    Культура спора

    2

    +

    7

    Этикетные ситуации

    2

    +

    8

    В мире мудрых мыслей

    2

    +

    9

    В мире мудрых мыслей

    2

    +

    Раздел №2

    Самовоспитание (14 часов)

    10

    «Познай самого себя»

    2

    +

    11

    Самовоспитание

    2

    +

    12

    Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю

    2

    +

    13

    Как я работаю над собой

    2

    +

    14

    О терпении

    2

    +

    15

    Конец каждого дела обдумай перед началом

    2

    +

    16

    «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри»

    2

    +

    Раздел №3

    Общечеловеческие нормы нравственности (20 часов)

    17

    Об источниках наших нравственных знаний

    2

    +

    18

    Совесть – основа нравственности

    2

    +

    19

    «Чем ты сильнее, тем будь добрее»

    2

    +

    20

    «Досадно мне, что слово честь забыто»

    2

    +

    21

    Заветы предков

    2

    +

    22

    Россияне о любви к Родине

    2

    +

    23

    Твоя малая родина

    2

    +

    24

    «Мой первый друг, мой друг бесценный»

    2

    +

    25

    Афоризмы о совести, о родине, о дружбе

    2

    +

    26

    «Приветливость – это золотой ключик, открывающий сердца людей»

    2

    +

    Раздел №4

    Искусство и нравственность(16 часов)

    27

    Нравственное содержание древних мифов

    2

    +

    28

    За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев

    2

    +

    29

    Положительные герои в былинах и сказках

    2

    +

    30

    Отрицательные герои в литературных произведениях

    2

    +

    31

    «Зло, как и добро, имеет своих героев»

    2

    +

    32

    Искусство и нравственность

    2

    +

    33

    «Вот человек. Что скажешь ты о нём?»

    2

    +

    34

    Обзор курса этикета

    2

    +

    КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    № п/п

    № раздела, темы

    Название раздела, тема занятия

    Дата проведения занятия

    Корректировка

    1.

    Культура общения

    1

    1.1.

    Традиции общения в русской семье. «Домострой»

    2

    1.2.

    Культура общения в современной семье

    3

    1.3.

    Культура общения в современной семье

    4

    1.4.

    О терпимости к ближним

    5

    1.5.

    О терпимости к ближним

    6

    1.6.

    Культура спора

    7

    1.7.

    Этикетные ситуации

    8

    1.8.

    В мире мудрых мыслей

    9

    1.9.

    В мире мудрых мыслей

    2.

    Самовоспитание

    10

    2.1.

    «Познай самого себя»

    11

    2.2.

    Самовоспитание

    12

    2.3.

    Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю

    13

    2.4.

    Как я работаю над собой

    14

    2.5.

    О терпении

    15

    2.6.

    Конец каждого дела обдумай перед началом

    16

    2.7.

    «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри»

    3.

    Общечеловеческие нормы нравственности

    17

    3.1.

    Об источниках наших нравственных знаний

    18

    3.2.

    Совесть – основа нравственности

    19

    3.3.

    «Чем ты сильнее, тем будь добрее»

    20

    3.4.

    Заветы предков

    21

    3.5.

    «Досадно мне, что слово честь забыто»

    22

    3.6.

    Россияне о любви к Родине

    23

    3.7.

    Твоя малая родина

    24

    3.8.

    «Мой первый друг, мой друг бесценный»

    25

    3.9.

    Афоризмы о совести, о родине, о дружбе

    26

    3.10.

    «Приветливость – это золотой ключик, открывающий сердца людей»

    4.

    Искусство и нравственность

    27

    4.1.

    Нравственное содержание древних мифов

    28

    4.2.

    За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев

    29

    4.3.

    Положительные герои в былинах и сказках

    30

    4.4.

    Отрицательные герои в литературных произведениях

    31

    4.5.

    «Зло, как и добро, имеет своих героев»

    32

    4.6.

    Искусство и нравственность

    33

    4.7.

    «Вот человек. Что скажешь ты о нём?»

    34

    4.8.

    Обзор курса этикета

    Список литературы для педагога

    1. Асмолов А.Г., Бумеранская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008. – 151с.
    2. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011. 25 с.
    3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности// Воспитание школьников.-2004-2007.-№1-9.
    4. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.-204с.
    5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование). М.: Просвещение, 2009.-50 с.
    6. Суслов В.Н. Этикет: учусь правилам поведения. 1-4-е классы. Тесты и практические задания М.: Просвещение, 2010.-68 с.
    7. Тисленкова И.А. нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей. М.: Просвещение, 2008.-108 с.
    8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2009.-41 с.
    9. Черемисина В.Г. Духовно – нравственное воспитание детей младшего  школьного возраста. Кемерово: КРИПК и ПРО, 201.-14-36.
    10. Шемшурина А.И. Этическая грамматика. М.: НИИ Теории и методов воспитания, 194.-140 с.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа внеурочной деятельности по направлению "Художественно-эстетическая деятельность" "Оригами" для обучающихся 1 классов

    Пояснительная записка. Методы обучения и форма занятий. Планируемые результаты. Учебно-тематический план....

    Программа внеурочной деятельности, направление: проектная деятельность.Клуб "Хочу всё знать!"

    Авторская программа внеурочной деятельности, направление: проектная деятельность. Расчитанная на 4 года обучения. Особенно удачно подходит для тех, кто работает по программе Перспективная начальная шк...

    Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса

    Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса...

    Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

    Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

    Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

    Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

    АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

    Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

    АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

    Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...