Главные вкладки

    Материал на тему:
    Программы внеурочной деятельности

    Воронкина Ольга Анатольевна

    Программа Этикет

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_etiket.docx38.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ «ОХИНСКИЙ»

    САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

     УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

    НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  №2 Г. ОХИ

    Рассмотрено                                                                               Утверждаю

    на педагогическом совете                                                     Директор МБОУ НОШ №2 г. Охи

    Протокол № ______                                                               ________________ С.А. Цирихова

    от «_____» ____________ 2014 года                                   Приказ №___ от «___»______2014

    Рабочая программа внеурочной деятельности

    «Путешествие по стране этикета»

    начальное общее образование

    1 класс

    Срок реализации 1 год

    Составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности и авторской рабочей программы по внеурочной деятельности  «Этическая программа в начальных классах»

    автор Шемурина А.И.

                                                                               Программу составила

    педагог – организатор: Воронкина О.А.

    г. Оха

    2014 г

    Пояснительная записка

    Данная образовательная программа была составлена на основе программы А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

    Программа адресована учащимся 1 классов и рассчитана на 31 час в год.

    Периодичность занятий - 1 час в неделю.

    Нормативно – правовой и документальной основой Программы духовно – нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно – нравственного развития личности гражданина России.

    В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно – нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основой общеобразовательной программы начального общего образования.

    Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

    Задачи:

    • развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;
    • предоставить возможности ребенку проявить себя и свое отношение к окружающему миру;
    • научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить отношения;
    • прививать детям стремление к постоянному познанию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.

    Данная программа позволяет учащимся 1-х классов познакомиться с основными знаниями в области этики  и этикета и закрепить их на практике.

    Программа состоит из 4 крупных разделов:

    1. Этика общения.
    2. Этикет.
    3. Этические нормы отношений с окружающими.
    4. Этикеты отношений в коллективе.

    Формы учета оценки планируемых результатов:

    1. Опрос.
    2. Наблюдение.
    3. Диагностика:
    • нравственной самооценки;
    • этики поведения;
    • отношения к жизненным ценностям;
    • нравственной мотивации.
    1. Анкетирование учащихся и родителей

    Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера дается либо в виде игре, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами – плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно – ролевых игр по заданиям игровых карточек.

    Планируемые результаты освоения учащимися

    программы внеурочной деятельности

    В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

    Первый уровень результатов –учащихся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

    Для достижения данного уровня результатов необходимо сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.

    Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

    Для достижения данного уровня результатов необходимо:

    1. Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретённых знаний и начинает их ценить.
    2. Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

    Третий уровень результатов – получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

    Для его достижения необходимо: сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

    С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

    • На первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
    • На третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

    Переход от родного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.

    В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные  результаты:

    • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
    • нравственно – этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
    • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации;
    • способствовать эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
    • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
    • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

    Содержание программы

    1-й класс

    Раздел 1. Этика общения (7 часов)

    Тема 1. Доброе слово – что ясный день.

    Любимые сказки. Объяснение пословицы: «Доброе слово - ясный день». Волшебные слова. Игра «Волшебный цветик – семицветик». От улыбки станет всем светлей.

    Тема 2.Ежели вы вежливы.

    Разговор о вежливости. Игра «Вежливо – невежливо», Анализ поступков. Небольшие сценки – загадки. Мексиканская сказка «Вежливый кролик» Сказка Л.Н. Толстого «Белка и волк»

    Тема 3. Да здравствует мыло душистое.

    Игра «В сказочной стране будильника». Беседа о режиме дня. Конкурс о предметах туалета в виде загадок, пословиц, стихов. Обсуждение предварительно нарисованных рисунков.

    Тема 4.Когда идешь по улице.

    Правила поведения на улице. Беседа об уважении. Разыгрывание сценок. Золотое правило этики. Применение правила.

    Тема 5. Узнай себя.

    Путешествие в сказку: на маленькой полянке, у озера, в райском уголке, в подводном царстве.

    Тема 6. Нам счастья не сулит обида чья – то.

    Рассказ В. Осеевой «Кто наказал его?». Беседа. Игра «Волшебный цветик – семицветик».

    Тема 7. Подарок коллективу.

    Урок – сюрприз. Игры. Чаепитие.

    Раздел 2 Этикет (7 часов).

    Тема 8. Простые правила этикета.

    Беседа. Решение задач по культуре поведения. Из истории правил этикета.

    Тема 9. Повседневный этикет.

    Разбор ситуаций. Стихотворение С. Михалкова «Одна рифма», А. Барто «Почему телефонзанят». Ответы на вопросы. Игра «Можно – нельзя».

    Тема 10. Веселые правила хорошего тона.

    Знакомство с книгой А. Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Работа с картинками. Сценки – миниатюры.

    Тема 11. Сказка об Этике.

    Игра «Любимые блюда» и чем их есть. Продолжение сказки об этикете

    Тема 12. Продолжение сказки об этикете.

    Выставка детских рисунков. Знакомство с таблицами о правильном поведении за столом. Продолжение сказки об Этикете.

    Тема 13. Путешествие в страну Этикета.

    Практическое занятие за столом. Игра «Волшебное зеркало».

    Тема 14. Просим к столу.

    Новогодний праздник.        

    Раздел 3. Этика отношений с окружающими (10 часов)

    Тема 15-16. Путешествие в волшебную сказку.

    Игра с доброй феей. Игра с пословицами. Золотое правило этикета.

    Тема 17. Я могу быть волшебником.

    Демонстрация иллюстраций к путешествию. Прием свитка. Прием нахождения пословицы по ее частям. Игра в «Лепесток».

    Тема 18. Маленькое дело лучше большого безделья.

    Создание живой картины.

    Тема 19. Любимый уголок родной природы.

    Карта мест отдыха. Стихотворения о Родине. Песня «С чего начинается Родина?». Рисунки о любимом месте.

    Тема 20. У каждого народа свои герои.

    Выставка рисунков. Пословицы и поговорки разных народов.

    Тема 21. Мы соберем большой хоровод.

    Игра – праздник в форме хоровода.

    Тема 22. Я люблю маму милую мою.

    Стихотворение Лившица «Разговор», Благиной «В тишине». Собирательный образ мамы.

    Тема 23. Поздравляем наших мам.

    Занятие в виде праздника. Концерт детей. Выставка рисунков. Поделки.

    Тема 24. Люби все живое.

    Знакомство с репродукциями, музыкальными произведениями о природе. Игра «На лужайке». Народные изречения о природе.

    Этика отношений в коллективе (7 часов).

    Тема 25. Если радость на всех одна.

    Правила для всех. «Уважая человека, уважаешь себя».

    Тема 26. Мой класс – мои друзья.

    Работа на листочках «За что наказали» и «За что поощрили».

    Тема 27. Самолюб никому не люб.

    Игра «Светофор». Рассказ В. Осеевой «Долг».

    Тема 28. Поиграем и подумаем.

    Игра «Собери букет». Игра «Прополка сорняков». Сочинение песенки.

    Тема 29. О дружбе мальчиков и девочек.

    Знакомство с рассказом Е. Пермяка «Надежный человек».

    Тема 30. Путешествие в мир мудрых мыслей. Создание книги мудрости.

    Тема 31. Доброта что солнце.

    Итоговое занятие. Игры. Песни. Собирание лепестков.

    КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    № п/п

    Наименование темы

    Кол-во часов

    Форма деятельности

    Фактически выполнено

    Дата

    Этика общения (14 часов)

    1.

    Доброе слово, что ясный день

    1

    Познавательная беседа. Игра.

    Познавательная беседа

    2.

    Если вы вежливы

    1

    Познавательная беседа. Игра.

    Игра

    3.

    Да здравствует мыло душистое

    1

    Игра. Конкурс. Рисунки.

    Рисунки

    4.

    Когда идешь по улице

    1

    Познавательная беседа. Ролевые игры. Практическое занятие на улицах города.

    Практическое занятие на улицах города

    5.

    Узнай себя.

    1

    Путешествие в сказку. Конкурсы.

    Конкурс

    6.

    Нам счастья не сулит обида чья-то

    1

    Рассказ. Беседа. Игра.

    Беседа

    7.

    Подарок коллективу

    1

    Урок – сюрприз.

    Урок – сюрприз

    8.

    Простые правила этикета

    1

    Беседа. Решение задач.

    Решение задач

    9.

    Повседневный этикет

    1

    Ответы на вопросы. Игра.

    Игра

    10.

    Веселые правила хорошего тона

    1

    Работа с картинками. Сценки - миниатюры

    Сценки – миниатюры

    11.

    Сказка об этикете

    1

    Познавательная беседа. Игра

    Познавательная беседа

    12.

    Продолжение сказки об этикете

    1

    Познавательная беседа. Игра

    Игра.

    13.

    Путешествие в страну этикета

    1

    Познавательная беседа. Игра. Посещение библиотеки.

    Посещение библиотеки

    14.

    Просим к столу

    1

    Познавательная беседа. Ролевые игры. Практическое занятие в столовой школы.

    Практическое занятие в столовой школы.

    Этические нормы отношений с окружающими (10 часов)

    15-16.

    Путешествие в волшебную сказку

    2

    Познавательная беседа. Игра. Конкурсы.

    Конкурсы

    17.

    Я могу быть волшебником

    1

    Познавательная беседа. Игра

    Игра

    18.

    Маленькое дело лучше большого безделья

    1

    Познавательная беседа. Игра. Инсценированные. Работа в группах.

    Работа в группах

    19.

    Любимый край родной Отчизны

    1

    Познавательная беседа. Посещение краеведческого музея.

    Посещение краеведческого музея

    20.

    У каждого героя свои герои

    1

    Познавательная беседа. Игра

    Познавательная беседа

    21.

    Мы соберем большой хоровод

    1

    Познавательная беседа. Игра.

    Игра

    22.

    Я люблю маму милую свою

    1

    Познавательная беседа. Игра.

    Познавательная беседа

    23.

    Поздравляем наших мам

    1

    Праздник.

    Праздник

    24.

    Люби все живое

    1

    Посещение выставочного зала. Беседа.

    Посещение выставочного зала

    Этика отношений в коллективе (7 часов)

    25.

    Если радость на всех одна

    1

    Познавательная беседа. Игра. Работа в группах.

    Работа в группах

    26.

    Мой класс – мои друзья

    1

    Познавательная беседа. Игра.

    Игра

    27.

    Самолюб никому не люб

    1

    Познавательная беседа. Игра. Путешествие по станциям.

    Познавательная беседа

    28.

    Поиграем и подумаем

    1

    Познавательная беседа. Игры на свежем воздухе.

    Игры на свежем воздухе

    29.

    О дружбе мальчиков и девочек

    1

    Познавательная беседа. Игра. Конкурсы.

    Познавательная беседа

    30.

    Путешествие в мир добрых мыслей

    1

    Познавательная беседа. Игра. Просмотр мультфильма.

    Просмотр мультфильмов

    31.

    Доброта что солнце

    1

    Праздник.

    праздник

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    № п/п

    Наименование темы

    Кол-во часов

    1.

    Доброе слово, что ясный день

    1

    2.

    Если вы вежливы

    1

    3.

    Да здравствует мыло душистое

    1

    4.

    Когда идешь по улице

    1

    5.

    Узнай себя.

    1

    6.

    Нам счастья не сулит обида чья-то

    1

    7.

    Подарок коллективу

    1

    8.

    Простые правила этикета

    1

    9.

    Повседневный этикет

    1

    10.

    Веселые правила хорошего тона

    1

    11.

    Сказка об этикете

    1

    12.

    Продолжение сказки об этикете

    1

    13.

    Путешествие в страну этикета

    1

    14.

    Просим к столу

    1

    15.-16.

    Путешествие в волшебную сказку

    2

    17.

    Я могу быть волшебником

    1

    18.

    Маленькое дело лучше большого безделья

    1

    19.

    Любимый край родной Отчизны

    1

    20.

    У каждого героя свои герои

    1

    21.

    Мы соберем большой хоровод

    1

    22.

    Я люблю маму милую свою

    1

    23.

    Поздравляем наших мам

    1

    24.

    Люби все живое

    1

    25.

    Если радость на всех одна

    1

    26.

    Мой класс – мои друзья

    1

    27.

    Самолюб никому не люб

    1

    28.

    Поиграем и подумаем

    1

    29.

    О дружбе мальчиков и девочек

    1

    30.

    Путешествие в мир добрых мыслей

    1

    31.

    Доброта что солнце

    1

    Список литературы для педагога

    1. Белопольская Н.А. и др. Азбука настроения: Развивающая эмоционально – коммуникативная игра.

    1. Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. М.: Просвещение, 1982

    1. Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998

    1. Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. М.: ЦРСДОД, 2000


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа внеурочной деятельности по направлению "Художественно-эстетическая деятельность" "Оригами" для обучающихся 1 классов

    Пояснительная записка. Методы обучения и форма занятий. Планируемые результаты. Учебно-тематический план....

    Программа внеурочной деятельности, направление: проектная деятельность.Клуб "Хочу всё знать!"

    Авторская программа внеурочной деятельности, направление: проектная деятельность. Расчитанная на 4 года обучения. Особенно удачно подходит для тех, кто работает по программе Перспективная начальная шк...

    Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса

    Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса...

    Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

    Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

    Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

    Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

    АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

    Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

    АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

    Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...