Исследовательская работа "Проектируемый памятник природы "Озеро Песчаное"
проект (2 класс) на тему

Писарева Татьяна Максимовна

Данный проект был представлен группой учащихся на муниципальную научно-практическую конференцию второклассников "Хочу всё знать!", которая прошла 7 апреля 2017 года,  и вышел победителем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektiruemy_pamyatnik_prirody_ozero_peschanoe.docx35.78 КБ
Файл prilozheniya.docx1.18 МБ

Предварительный просмотр:

«Проектируемый памятник природы               регионального значения                                                   «Озеро Песчаное»

(исследовательская работа)

Номинация: «Эко-Просвещение»

Авторы:                                                                                         обучающиеся 2 класса                                                                                       МКОУ Парфёновской СОШ                                                                                                   Голубицких Данил,                                                                              Голубицких Никита,                                                                             Нагорный Семён,                                                                                               Русскова Варвара,                                                                                      Струкова Елизавета

Руководитель:                                                                                                              Писарева Татьяна Максимовна,                                                                             учитель начальных классов

МКОУ Парфёновской  СОШ

с.  Парфёново

2017 г.

Оглавление

    Страницы

1

Введение.

3-4

2

Основная часть:

Глава I. Особенности растительного мира проектируемого памятника природы «Озеро Песчаное».

5

Глава II. Особенности животного мира проектируемого памятника природы «Озеро Песчаное».

5-6

Глава III. Использование и экологические проблемы.

6

3

Заключение.

6-7

4

Список используемых источников.

7

5

Приложения:

Приложение №1.  Схемы, фотографии ООПТ Алтайского края, в том числе и на территории Топчихинского района.

8

Приложение №2. Фотографии проектируемых памятников природы регионального значения «Озеро Сухое» и «Боровые болота».

8-9

Приложение №3. Фотографии  редких и исчезающих растений на территории озера Песчаное.

9-10

Приложения №4. Фотографии редких и исчезающих животных на территории озера Песчаное.

10-11

Приложения №5. «Фотографии: экологические проблемы и природоохранная работа».

11-12

Приложение №6. Результаты анкетирования.

12

 

Введение

Слайд 1.   2017 год объявлен Годом экологии и особо охраняемых природных территорий в связи с тем, что заповедная система России празднует своё столетие, так как  100 лет назад был утверждён первый в нашей стране заповедник – «Баргузинский». Слайд 2.  Совпадение: особо охраняемых территорий краевого значения на Алтае тоже стало сто. Слайд 3. Представляем вашему вниманию таблицу «Формы охраняемых природных территорий» (прил. №1).                                                                                       

  11 января этого года  мы провели  Всероссийский заповедный урок «Заповедные острова. Сохраняя будущее», на котором познакомились с Государственным природным заповедником «Тигирекский». Слайд 4. На уроках окружающего мира работали с Красной книгой России и Красной книгой Алтайского края, выполнили учебный проект «Возьмём под защиту!» Слайд 5.  Татьяна Максимовна рассказала нам о существующей проблеме: в  нашем родном крае доля площади особо охраняемых природных территорий не превышает 5%, а  должна составлять не менее 9%.  В Топчихинском районе в настоящее время представлен только фрагмент  Большереченского  заказника краевого значения и памятник природы «Степи у села Парфёново».  (Прил.  №1).  Мы предположили, что ведётся системная  работа по увеличению площади особо охраняемых природных территорий в Алтайском крае и решили узнать, какие в настоящее время памятники природы регионального значения  на территории Парфёновского сельсовета в проекте. Изучив постановление Администрации Алтайского края, мы узнали, что в 2015 г. утверждены 3 проектируемых памятника природы на территории нашего сельсовета: «Озеро Песчаное», «Озеро Сухое» и «Боровые болота». Слайд 6.  Но из материалов  районной газеты «Наше слово» мы поняли, что на общественных обсуждениях по вопросу создания памятников природы, которые проходили в ноябре прошлого года в селе Песчаном,  состоялось голосование.  За создание памятника природы «Озеро Сухое» большинство жителей проголосовали:   «За»,  а памятников природы  «Озеро Песчаное» и  «Боровые болота» - «Против».

    Два года назад ученик нашей школы Аллахгулиев Рамил, выполнив проект «Проектируемый памятник природы «Боровые болота», доказал, что природа данной территории уникальна и подлежит охране. Слайд 7. А мы решили провести исследование по теме «Проектируемый памятник природы регионального значения «Озеро Песчаное» для того, чтобы самим убедиться в его значимости.

  Слайд 8.  Цель проекта: выявить природные особенности территории озера Песчаное  и существующие  экологические проблемы.                                             

  Слайд 9.  Задачи: изучить растительный и животный мир данной территории;  узнать, какую деятельность человека на территории озера предполагается запретить, а какая деятельность останется возможной.  

       Слайд 10. Объект исследования: территория   проектируемого  памятника природы краевого значения «Озеро Песчаное».

       Предмет исследования: редкие и исчезающие растения и животные  территории  озера Песчаное.

Методы исследования:  анализ литературных источников  и интернет-ресурсов, анкетирование, исследование семейных фотоархивов.

   Мы провели опрос среди обучающихся нашей школы. (Прил. № 6). Из 44 опрошенных  всего двое знают о том, что в проекте 3 памятника природы. Но, когда мы рассказали о них, все ребята высказали единое мнение:   эти памятники природы необходимо утвердить.

    Результаты анкетирования ещё раз убедили нас в том, что тема нашего проекта актуальна, и это сделало нашу работу ещё активнее.                                                                Информацию мы почерпнули из работ Дмитрия Золотова,  научного сотрудника Института водных и экологических проблем города Барнаула. Фотографии для презентации и коллажа взяты из семейных архивов и Интернет-ресурсов.

Основная часть

Глава I.

Особенности растительного мира проектируемого памятника природы «Озеро Песчаное»

     Слайд 11.    Площадь  проектируемого памятника в  Топчихинском районе 1 036 га. На юго-западном берегу расположено село Песчаное. Озеро окружено рогозово-тростниковыми болотами, лугами, прибрежными мелколиственными зарослями (берёза, ивы, осина) и сосновым бором.                                                          

    Слайд 12. На территории озера отмечено 322 вида растений.                                                                                         Из них в Красные книги России и Алтайского края внесены 5 видов. Это венерин башмачок настоящий, венерин башмачок  крупноцветковый.  Целыми полянами (что является необычным явлением для природы края) произрастают гнездоцветка клобучковая, ковыль перистый, каулиния гибкая.                                                      Из числа редких растений можно встретить  ветреницу лесную, ветреничку алтайскую, (Слайд 13) сибирские подснежники, зорьку обыкновенную, бубенчик лилиелистный, любку двулистную, сусак лекарственный, купальницу европейскую, щитовник. (Прил. № 3).

Глава II.                                                                                                                        Особенности животного мира проектируемого памятника природы        «Озеро Песчаное»                                            

   Слайд 14.  На озере Песчаном гнездится большое количество видов птиц. Из них более 10 видов  занесены  в  Красные  книги  России и Алтайского края.  В глухих участках леса устраивает гнездо чёрный аист. На высоком дереве селится лесной голубь вяхирь. Своеобразным криком, прерываемым мелким хохотом, выдаёт себя большеголовый филин. Пернатым хищным птицам есть чем покормиться у озера. Высоко в воздухе парят  большой подорлик и сокол балабан.  Скопа и орлан-белохвост выбирают  рыбку: гольяна, пескаря.  Слайд 15. Озеро богато серебристым карасём, щукой, линьками.  В густых зарослях тростника обитает выпь малая.  Здесь также  можно увидеть красавицу большую  белую цаплю. Слайд 16. В камышах прячется малый  погоныш.  Любят плавать и нырять белоглазая  чернеть, турпан, красавица уточка луток. Поэтому эти водоплавающие птицы часто  гибнут от выстрела охотника или в рыболовных сетях.

      На территории озера обитает 5 видов рукокрылых: ночница прудовая, водяная ночница, рыжая вечерница, северный кожанок, двухцветный кожан. Интересно то, что во время полёта летучие мыши постоянно кричат. Это помогает им улавливать эхо, которое отбивается от различных предметов и даёт возможность при необходимости обойти препятствие, найти пищу, так как у животных слабое зрение, но хороший слух.  (Прил.  №4).

Глава III.

Использование и экологические проблемы

     Слайд 17. Территория озера Песчаное используется для охоты и рыболовства, выпаса скота, сенокошения, стихийного и частично организованного отдыха. Большую угрозу благополучию данного объекта представляют лесохозяйственная деятельность и пожары. Вырубка молодого леса. Замусоривание берегов водоёма.

   Планируется запретить сжигание растительности, складирование мусора, вырубку леса, охоту и лов рыбы сетями (прил. №5).

   К разрешённым видам деятельности отнести: организованный отдых, умеренное сенокошение, лов рыбы удочкой, исследование и эколого-просветительские работы. В настоящее время на двух противоположных берегах озера располагаются  базы отдыха (прил. 5).

Заключение

   В результате исследования по теме проекта, мы изучили растительный и животный мир озера Песчаное;  выявили существующие экологические проблемы. Узнали, какую деятельность человека на территории озера планируется запретить, а какая деятельность останется возможной. Наши предположения подтвердились: действительно учёными Алтайского государственного университета, Главным управлением природных ресурсов и экологии Алтайского края ведётся большая работа по расширению особо охраняемых территорий. Слайд 18. Но мы хотим выразить своё несогласие с решением общественности по отношению к проектируемому памятнику природы «Озеро Песчаное». Природа озера Песчаное уникальна и нуждается в охране, так как является местом обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и диких животных. Уважаемые взрослые, услышьте, пожалуйста,  нас, детей. Мы тоже имеем право любить и защищать родную природу!  Мы хотим, чтобы и ваши внуки имели возможность любоваться  неповторимой  красотой  природы озера Песчаное.

Слайды 19-21.

 Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!

(Е. Смирнова)

Список используемых источников:

  1. Д.В. Золотов.  Институт водных и экологических проблем СО РАН              г. Барнаул. «Ревизия существующих и проектирование новых ООПТ при разработке схем территориального планирования административных районов Алтайского края (на примере Топчихинского района)».  2013 г.      С. 31.
  2. Красная книга Алтайского края. http://www.altairegion22.ru/territory/info/redbook/
  3. Массовая общественно-политическая газета Топчихинского района «Наше слово»,  статья «Быть или не быть».  № 47 от 18.11.2016 г.,  с. 3.
  4.  Постановление Администрации Алтайского края от 06.05.2014 г. № 220. «О памятниках природы краевого значения».
  5.  Постановление Администрации Алтайского края от 24.07.2015 № 305. Перечень планируемых к организации и расширению особо охраняемых территорий.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Памятники природы Хабаровского края"

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"7748440","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"150","width":"131"}}]]Я в гору медленно лезу,Ступени вверх прорубаю.Я гору ж...

Исследовательская работа «Памятники моего города»

Теоретическое исследование истории памятников моего города.  Практическое исследование: нахождение материала, в библиотеке, сети интернет, встречи с ветеранами ВОВ и строителями города....

Учебно-исследовательский проект "За что животным ставят памятники"

Цель: Выяснить  мотивы постановки памятников животным.Задачи проекта:1.  С помощью анкетирования выяснить осведомленность учащихся по этой теме.2.  Изучить мног...

Исследовательская работа «Собаки, увековеченные в памятниках»

Исследовательская работа «Собаки, увековеченные в памятниках»...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Памятник религиозной культуры в Высокогорском районе. Седмиозёрный монастырь».

Цели и задачи проекта. Изучение истории Седмиозёрного  монастыря.    Сбор сведений о  современной жизни монастыря. Повышение интереса  и знаний о культурных и р...

Исследовательская работа "Памятник воинам-землякам"

Изучая историю памятника, я открыла для себя много нового и увлекательного, познакомилась с толкованием слова «памятник», узнала историю создания памятника, людей, которые были иници...