Роль портфолио в формировании УУД.
статья на тему

Сафонова Ольга Сергеевна

Текст выступления на семинаре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл портфолио формирование ууд146.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  городского округа Балашиха

"Средняя общеобразовательная школа № 25"

"Роль "Портфолио"

 в  формировании УУД

Выступление  на семинаре

"Организация работы

 по формированию универсальных

учебных действий в школе".

        Сафонова Ольга Сергеевна

        учитель начальных классов

Роль "Портфолио" в формировании УУД.

Приветствие,  представление.    Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Сафонова О.С., я  работаю учителем начальных классов. Хочу Вам рассказать, как в нашей школе учителя начальных классов  формируют ууд через работу с портфолио.

2 слайд.

 Развивать УУД учитель может  не только на уроках, но также работая с портфолио учащихся.

Хотя только  с 2011-2012г. ведение портфолио стало обязательным, но мы и раньше собирали папки  с работами  учеников в течение 6 лет.

3 слайд        Какова же цель портфолио?

В начальной школе «Портфолио» прежде всего должно носить обучающий характер.

Это не форма оценивания детей, а «инструмент», с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность.

       Основное предназначение портфолио –    продемонстрировать  достижения   ученика   в различных   областях   деятельности:  учебной, творческой,   социальной,   коммуникативной, «показать  все,  на  что  он  способен».

Ведение портфолио помогает :

  • Создать ситуацию успеха для каждого ученика, повысить его самооценку .
  • Раскрыть индивидуальные способности  каждого  ребенка.
  • Развить познавательные интересы учащихся
  • развить  мотивацию  дальнейшего  творческого   роста.

4 слайд  Какова роль в составлении Портфолио каждого участника образовательного процесса?

Ученик

Учитель

Родители

  • самостоятельно  формирует  портфолио,  
  • представляет  себя   и свои достижения  
  • самостоятельно оценивает свои результаты;
  • Консультирует, помогает
  • Организует выставки, информирует о  конкурсах,
  • отслеживает  индивидуальное  развитие  ученика
  • вовлекает учащихся в различные  виды  деятельности 

  • помогают в заполнении портфолио;
  • осуществляют контроль за исполнением портфолио.

5 слайд У ребенка при заполнении портфолио формируются различные группы УУД

Самое главное -это личностные ууд.

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ, ПРИЁМЫ, ФОРМЫ

Личностные действия

Дети  оценивают себя, выбирают из общего количества достижений, самые яркие

Регулятивные действия  

Учатся планировать разделы и материалы портфолио,  контроль и самоконтроль, коррекция

Коммуникативные действия

При составлении портфолио ученики общаются со своими товарищами, с учителем, родителями, обмениваются  информацией

Познавательные действия

Формируются , когда ребенок находит информацию в Интернете, рассуждает, аргументирует,  моделирует

6 слайд

На этом слайде вы можете увидеть, какие работы ребенок  может вложить в портфолио, чтобы увидеть свои успехи, чтобы оценить себя, сравнить себя- каким он был раньше и каким стал.

На классном часе в конце четверти дети анализируют и оценивают свою деятельность.

7   -15 слайды  Содержание портфолио. Портфолио может включать 8 разделов. 

8 слайд   Раздел  «Мой мир»
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка.

  • «Это я!» - фотография, дата и место рождения
  • "Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
  • "Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
  • "Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
  • "Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы
  • "Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах.
  • "Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях доп.образования. 

9 слайд   РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА"
В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету

 Удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения,

10 слайд    РАЗДЕЛ "МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА"
Участие  в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике

Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

 11 слайд  РАЗДЕЛ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО"
рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию.

12 слайд  РАЗДЕЛ "МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ"
активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления.

13 слайд РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ" 
грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, итоговые аттестационные ведомости.

 14 слайд    РАЗДЕЛ "ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ"
Положительная оценка педагога
  повышает самооценку ребенка.

 Например: "Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию "Цена Победы". Выучил и великолепно рассказал стихотворение. Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей." 
бланк, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года.

 15 слайд    РАЗДЕЛ "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ"
В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в этом разделе..

   Важно помнить !

В самом начале, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму.

16  -22 слайд    Наши портфолио.

Нет строгих требований для составления портфолио.  И это хорошо!  Родители и  дети могут проявить творчество, придумать что-то свое, оригинальное.

23- 26 слайды. Учащиеся и родители рассказывают о портфолио

Хотим Вам представить выступления участников образовательного процесса -детей и их родителей, которым был задан вопрос о значении портфолио.

27 слайд. Вывод:

Портфолио способствует формированию универсальных учебных действий, повышению самооценки ученика, позволяет ребенку взглянуть на себя со стороны, раскрывает индивидуальные возможности и творческий потенциал.

Вы можете посмотреть некоторые  наши  портфолио  на выставке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Использование портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.

Методика использования портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы. Поэтапное описание опыта работы позволит учителям начальной школы выявить ряд дополнительных возмо...

Роль портфолио в системе оценки личностных достижений учащихся

Главной задачей школы является подготовка ответственного человека-гражданина, способного мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интерес...

Портфолио - средство формирования универсальных учебных действий

Портфолио обучающихся нашего класса - коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует их  усилия, прогресс и достижения...

МЕСТО И РОЛЬ ПОРТФОЛИО В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Портфель достижений учащихся младших классов. Отбор материала, который вкладываем в файлы, помещаем в портфолио....

Место и роль портфолио в системе контрольно - оценочной деятельности в начальных классах

В статье описывается применение портфолио для оценки, фиксации и практического использования в обучении учеников начальной школы...

Статья " Роль портфолио в планировании воспитательной работы в группе продленного дня"

В данной статье раскрывается роль портфолио для повышения самооценки учащихся...