Диалог со сверстниками...
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Филина Елена Николаевна

Цель: познакомить с правилами вежливого общения; научить вести беседу или разговор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dialog_so_sverstnikami.docx240.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 13: «Диалог со сверстниками.»                             Дата:_________________

Цель: познакомить с правилами вежливого общения; научить вести беседу или разговор.

                     Ход занятия:

1.        Проверка домашнего задания.

  • О чем говорили на прошлом уроке?
  • Какими играми можно развлечь гостей?
  • С какими правилами этикета мы познакомились?

2.        Представьте, что вы смотрите мультфильм, а звука - нет; могли бы вы понять, ссорятся персонажи или веселятся, а может быть - просто беседуют. Как? (По
их мимике, жестам.)

  • Как лучше всего понять в разговоре друг друга? (По речи, по тону, с которым мы говорим.)
  • Когда два человека, или несколько людей, общаются между собой, обмениваются мыслями, мнением - это диалог.

Сегодня мы подумаем, какие правила должны быть в диалоге. Как правильно спрашивать, отвечать.

Итак, встречаются 2 товарища. С чего они должны начать свой диалог?

(На доске открывается запись.)

Приветствие

Здравствуйте, доброе утро (вечер, день), приветствую вас (рад приветствовать вас).

-        Какое правило этикета мы отмечаем на этом этапе диалога?

Переход к разговору

 Как дела (как живешь, какие новости, как себя чувствуете, какие успехи)?

      3. Сюжетно-ролевые игры.

  • Как твои дела. Рома?
  • Очень плохо.
  • Что случилось?
  • Я потерял свои фишки и не могу их найти!
  • Давай поищем вместе! Уверена, что вместе мы их найдем.
  • Что вы ищите, ребята?
  • Рома потерял фишки. Будь любезен, Слава, помоги нам!

  • С радостью помогу вам! Рома, советую тебе в следующий раз класть фишки в эту коробочку, тогда они не будут рассыпаться и теряться.
  • Спасибо за совет. Я очень вам благодарен, ребята.
  • А как твое здоровье. Маша?
  • Не могу пожаловаться. Я набираюсь сил под лучами весеннего солнца.
  • Вежливо ли ребята между собой разговаривали? Какое правило этикета они выполняли? (Употребляй при разговоре вежливые слова.)

А теперь послушайте еще один диалог.

  • Игорь, здравствуй! Так рада тебя видеть! Как твои дела? (Появляется Карина и, не выслушав ответа Игоря, обращается к ней.)
  • Карина, привет, у меня столько новостей! Мне вчера купили щенка! Он такой красивый. А почему ты грустишь? Ой, я уже опаздываю, пока! (Убегает.)
  • Можно ли назвать этот разговор диалогом?
  • Вежливо вела себя эта героиня?
  • О ком она говорила? Проявила ли она внимание к собеседникам?

-        Какое правило этикета она нарушила? (Вежливость в общении требует
внимания к ответу собеседника и умения вежливо ответить на вопрос.)

4.        Закрепление.

-        С какими правилами этикета познакомились на уроке?

5.        Домашнее задание.

В тетради записать вежливые слова.

Классный час 2. Учимся общаться

Цель: закрепить правила вежливого диалога в сюжетно - ролевых играх.

Ход занятия:

1.        Проверка домашнего задания.

  • Какие вежливые слова записали в тетрадь? У кого больше?
  • Что такое диалог?
  • Какие правила вежливого диалога узнали?

2.        Сегодня на классном часе  будем играть.

(Выбирается жюри, и раздаются задания каждой паре.)

Встретились 2 товарища. Они поприветствовали друг друга и начинают свою беседу. Один спрашивает, а другой отвечает, (беседуют об учебе, о том, как помогал маме, о выполнении домашнего задания, о любимой игрушке, о том, как прошли занятия в школе.)

Дети готовятся, а потом разыгрывают небольшие диалоги. Надо обязательно обратить внимание учащихся - было ли им интересно общаться. Узнали ли они что-нибудь новое.

Жюри оценивает работу.

3. Работа с диалогом.

-        Найдите диалоги, каждый по своей теме.  Чем они отличаются? (Если время позволяет, можно еще раз их проиграть.)

4.        Закрепление.

  • Должен ли быть диалог интересным для каждого собеседника?
  • Какое еще правило этикета мы узнали? (Разговор должен быть интересен для каждого собеседника).

5.        Домашнее задание.

Составь свой собственный диалог. Запиши его в тетрадь.

Классный час 3.  Учимся общаться

Цели: закрепление правил вежливого диалога при общении друг с другом; знакомство с правилами вежливого общения с взрослыми.

Ход занятия:

1.        Проверка домашнего задания.

Прослушиваются диалоги, придуманные детьми дома. Повторение правил вежливого общения.

2.        Общение с взрослыми.

  • Кто такие взрослые?
  • С какими взрослыми мы встречаемся дома?
  • С какими взрослыми вы встречаетесь в школе? (Схема на доске.)

Взрослые 

Родители     твой учитель и другие учителя            служащие школы

Как вежливо общаться с взрослыми - об этом наш урок.

-        Будет ли отличаться диалог с друзьями от диалога со взрослыми? (Будет.)
Итак, посмотрим:

а) приветствие:

  • Как приветствуете родителей?
  • Как поздороваетесь со своим учителем? А с незнакомым вам учителем?
  • Как поздороваетесь со служащим школы?

б)        обращение:

  • Как вы обратитесь к маме, к папе?
  • Как вы обратитесь к учителю, который вам знаком?
  • Как вы обратитесь к учителю, который вам незнаком?
  • Как вы обратитесь к служащему школы?

3. Сюжетно-ролевые игры.

Диалог ребенка с мамой:

  • Доброе утро, мамочка!
  • Доброе утро, мое солнышко! Как ты спала?
  • Спасибо, очень хорошо! А что ты приготовила на завтрак?

Диалог ребенка с папой:

  • Привет, пап!

-... Как твои дела в школе?

  • ... Я получила сегодня пятерку!
  • ... Очень рад за тебя! Надеюсь, что ты и ...

Диалог ученика с учителем другого класса:

  • Здравствуйте!
  • Здравствуй!
  • Скажите пожалуйста, в вашем классе учится ...?

- Это мой друг. Я вчера был у него. Он заболел. Попросил меня сказать вам   об этом.

Диалог ребенка с поваром:

  • Скажите,...., а булочки есть?
  • .. я хочу купить одну булочку и чай!

-.. Было очень вкусно!

Диалог ученика со служащим школы:

  • Здравствуйте,...!
  • Здравствуй!
  • Извините пожалуйста,        вы не находили в коридоре моей сменной обуви?

         Я, кажется, ее здесь оставил.

-        Да это она!...  вам большое!

Обсуждение ситуации (Уделить внимание тону, жестам, мимике). Выслушивается мнение жюри.

Выводы и обобщение учителя:

  • о ситуациях;
  • о работе жюри.

4.        Закрепление.

  • Отличается ли диалог с другом от диалога со  взрослым? (Да.)
  • Чем? (Жестами, тоном, мимикой, уважительным обращением.)
  • Есть ли общие правила этикета в построении диалога со  взрослыми и диалога со сверстниками?
  • Какие это правила?

Тема 14: «Доброжелательность в общении.»                                    Дата:_____________

Занятие 2. Как ты разговариваешь с товарищами (доброжелательность в общении)

Доброе слово лучше мягкого пирога

Цель: дать обобщенное представление о доброжелательности, внимательности, сочувствии как основе общения с одноклассниками.

Начать занятие можно с рассмотрения смысловой взаимосвязи однокоренных слов:

добро, доброта, доброжелательность, подчеркнув, что доброжелательный человек всегда всем окружающим желает добра. Важно вместе с учащимися разобраться, в чем заключается смысл слов добрый и добренький (добренький может казаться таким…)

Желание добра - доброжелательность (сопереживание, сочувствие)

Далее читаются и анализируются следующие стихотворные строки:

Добрым быть совсем - совсем не просто,

Не зависит доброта от роста…

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды…

«Просто ли быть добрым, доброжелательным? Как вы понимаете слова: не зависит доброта от роста? Почему доброта «взамен не требует награды»?

Кого можно назвать добрым человеком? Что является самым главным показателем доброты? (дела)

Какие примеры добрых поступков вы можете привести? – таков приблизительно круг вопросов для беседы с классом. Разговор о добрых поступках, намерениях можно связать с умением пожелать человеку доброго, веселого настроения.

Эмоционально усилит эффект от беседы прослушивание стихов «Мы желаем счастья вам…»

Мы желаем счастья вам,

И оно должно быть таким:

Если счастлив сам –

Счастьем поделись с другим.

В русле темы беседы полезно провести работу над содержанием пословиц: «Добрым – добрая слава», «Добрые умирают, да дела их живут», «Доброе дело два века живет».

Ребята вспоминают вместе с учителем героев сказок, стихов, которые совершали добрые дела и проявляли доброжелательность. В качестве задания можно предложить изготовить дома один лепесток цветика – семицветика с пожеланием добра, написанным на обороте лепестка.

В содержание беседы хорошо вплетается игра «Как порадовать Буратино». Дети разыгрывают сценки, например, с таким сюжетом: Буратино грустный, в этом состоянии у него не получается быть вежливым. Им недовольна Мальвина.

«Что еще случилось с Буратино?» - спрашивает учитель. Далее ребята сами предлагают сюжеты для инсценировок.

После показа сюжетов учитель строит беседу вокруг таких вопросов: Как каждый из вас относится к своим друзьям? Доброжелательно? Внимательно? В чем это выражается?

Дидактические материалы

Задания

  1. Выбери нужные ответы и подчеркни его.

Доброжелательность – это…

- доброе отношение к окружающим, желание им помочь;

- желание и стремление оказать внимание только близким родственникам или товарищу;

- желание и стремление оказать помощь любому человеку;

- умение ничего не делать;

- нежелание быть добрым.

  1. Закончи предложение:

Доброжелательный человек всегда…

Как можно назвать такого человека, который стремится делать добро, желает добра другим?

  1. Вспомни сказки, где действуют персонажи (герои), желающие добра другим?

Назови сказку.

Назови добрых героев.

Назови недобрых.

Объясни, почему одних можно назвать добрыми, а других недобрыми.

Покажем, как дети строят свою аргументацию на примере сказки «Золушка».

Сделай рисунки к сказкам.

  1. Расскажи случай из своей жизни: кто и как сделал тебе добро; как ты помог другому.
  2. Какие детские книги ты знаешь, где рассказывается о добрых поступках. Назови и запиши имена героев.
  3. Вычеркни лишнее:

- желать добра

- сочувствовать

- сопереживать

- воровать

7. Нарисуй свою любимую игрушку. Постарайся, чтобы она была веселой, доброй.

НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ

Коротко да ясно, оттого и прекрасно.

Доброе слово человеку – что дождь в засуху.

Слово не птица: вылетит – не поймаешь.

Говори, да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь.

Глупым словом – глухое ухо.

Долго думал, да хорошо сказал.

Доброе слово лучше мягкого пирога.

Доброе молчанье лучше пустого бормотанья.

Текст

Лапуся (С. Михалков)

Я не знаю, как мне быть –

Начал старшим я грубить.

Скажет папа:

-Дверь открыта!

Притвори ее, герой!

Я ему в ответ сердито

Отвечаю- Сам закрой!

За обедом скажет мама:

- Хлеб, лапуся передай!

Я в ответ шепчу упрямо:

-Не могу сама подай!

Очень бабушку люблю,

Все равно и ей грублю.

Очень деда обожаю,

Но и деду возражаю…

Я не знаю, как мне быть

Начал старшим я грубить.

А они ко мне:

Голубчик,

Ешь скорей! Стынет супчик!..

А они ко мне:

- Сыночек,

Положить еще кусочек?

А они ко мне:

- Внучок, ляг, лапуся, на бочок!

Беседа «Что такое вежливость». Конспект

Слова: «До свиданья!», «Спасибо», «Простите»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте» -
Щедро дарите!
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым.
В троллейбусе, в парке
В школе и дома.
Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти надо с улыбкой дарить.


Вежливость - это первая и самая приятная добродетель.
Одной из сторон общей культуры человека является культура поведения, неотъемлемой частью которой, является вежливость. Человек откровенный и приветливый умеет сделать так, чтобы всем окружающим его было ловко и уютно.
Описание: Данный материал будет полезен воспитателям и учителям начальных классов при проведении бесед с детьми на нравственно-этические темы.
Цель:
- формирование у детей нравственно-этических норм, воспитание желания быть вежливым.
Задачи: 
- выяснить взгляды учащихся по данной проблеме;
- помочь детям понять значение вежливости в жизни людей через разучивание стихотворений, инсценировок, чтение художественных текстов;
- способствовать воспитанию нравственных качеств, выявлению правильного и ошибочного представления о вежливости;
- воспитывать доброту и милосердие по отношению к людям, показать на примерах великолепную силу вежливости.
Предварительная работа: разучивание инсценировок: заучивание стихов.
Материал: шапочки и элементы костюма лисы, медведя, вороны для инсценировки; мяч.

Ход:

Вежливость для взрослых и для детей важна,
Вежливость – чудесная и добрая страна.
Вежливости надо с детства всем учиться,
Вежливость, ребята, волшебства частица.

1. Ученики одной школы на вопрос «Что такое вежливость?» ответили так: «Вежливость – это…
- воспитанность;
- хорошее поведение;
- правила поведения человека;
- когда человек вежливый, к нему хорошо относятся;
- вежливый человек говорит добрые слова.
Считаешь ли вы себя вежливыми? Ответьте на вопросы словами «да» или «нет».
1) Умеешь ли ты благодарить родителей (продавца, библиотекаря, друга и др.) за выполненную просьбу, оказанную услугу, преподнесённый подарок и т.д.?
2) Называешь ли ты по имени тех, с кем здороваешься?
3) Всегда ли ты уступаешь место старшим в автобусе, трамвае, троллейбусе?
4) Пропускаешь ли ты вперёд младших при входе в школу, в столовую?
5) Выполняешь ли ты просьбы старших?

2. Чтение стихов «Вежливые слова»

1 Если наступил на ножку
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори: «Простите»
Или лучше – «Извините».
2
Если бабушка с утра
Пирожок тебе дала,
Ты возьми, скажи «Спасибо» -
Станет бабушка счастливой!
3
Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем «До свиданья».
Другу уходить пора –
Скажем мы ему «Пока».
4
Чтобы что-то попросить,
Нужно вежливыми быть.
Мы «пожалуйста» добавим –
Будут все довольны нами.
5
Встречу, новый разговор
Мы со «Здравствуйте» начнем.
Друг пришел вдруг на обед –
Скажем мы ему «Привет».
6
«Добрый вечер», «Добрый день»
Говорить нам всем не лень!
«Утро доброе» мы скажем,
Поутру проснувшись, маме.
7
Если ты сломал игрушку
Друга или вдруг подружки,
Ты скажи им «Извини»
И свою им предложи.
8
Угостил вдруг кто конфетой
Или что-то подарил,
«Спасибо» говори за это,
Чтобы вежливым ты был.
9
«Добро пожаловать» гостям,
Говорят и тут, и там.
Домой гости уезжают
«Доброго пути!» желаем.
Вопрос: А теперь ещё раз задай себе вопрос: вежлив ли ты?
Задание: Давайте проверим, на сколько вы вежливы в игре «Вежливые слова».

Игра «Вежливые слова».

Воспитатель бросает мяч ребенку, ребенок называет вежливое слово.
Ребята, я убедилась, что вы знаете много добрых, вежливых слов. Дарите чаще их своим близким, родным, товарищам!
3. В сказке «Ценная бандероль» рассказывается, как Ворона прочитала книжку «Уроки вежливости» и «надумала сама вежливой стать.

Предлагается инсценировка отрывка из сказки «Ценная бандероль»


Ворона направилась к медведям. Подходит к ним и говорит:
- Приятного аппетита!
- Спасибо, - отвечает Медведь. – Присаживайтесь к нам.
- С удовольствием бы, да некогда мне, спешу очень.
- Тогда на дорожку возьмите! – угощает Медведь Ворону.
- Спасибо!
Взлетела Ворона на ёлку и пообедать уж было собралась, как вдруг слышит:
- Голу-у-убушка, как хороша-а!
Глянула Ворона вниз и видит: Лиса под ёлкой стоит.
- Да кто же теперь этой басни не знает? – кричит ей сверху Ворона. – А уж коли сыру захотела, так проси по-вежливому!
- Пожалуйста… будьте добры! – заговорила сладким голосом Лиса.
- Вот это другое дело! – похвалила Ворона и поделилась с Лисой сыром.
В. Капнинский


Вопрос: Назовите вежливые слова, которые помогли Вороне и Лисе получить то, что они просят.

4. Оцените с точки зрения вежливости речевое поведение некоторых ребят.

1) Ты идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком.
Надо ли поздороваться тебе?
2) В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, поздоровался: «Здравствуйте, Юрий Васильевич!»
Как поступил бы ты? Что сказал бы?
3) Ты вошёл в автобус с задней площадки и увидел, что у передней двери стоят твои друзья.
Надо ли поздороваться с ними? Если надо, то как ты это сделаешь?
5. Мы узнаём человека, который хочет к нам обратиться, не только по словам, но и по жестам, по выражению его лица. Особенно высоко ценится в общении улыбка. Об этом очень хорошо рассказал писатель В. Солоухин.
А ведь у людей в распоряжении есть ещё и улыбка. Посмотрите, почти всё у человека предназначено для самого себя: ноги - ходить; рот – поглощать пищу; глаза – смотреть, - всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы её никогда бы даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет.

Задание: Продолжи список ситуаций, в которых особенно важно улыбнуться собеседнику: «Приветствие», «Ты в гостях», «У тебя гости» …

6. Предложить послушать стихотворение В. Бокова «Доброе слово».

Ребенок:
- А Вы седой! – сказали мне при встрече.
- А были чёрный!
- Был, - ответил я.
И что-то мне тот час легло на плечи.
И придавило камнем бытия.

- А ты не старый! – как-то мне сказали
Мои друзья за праздничным столом.
И мне как-будто крылья развязали.
И туго свистнул воздух под крылом.

И полетел я в облачные выси,
И был я очарован красотой.
Дремавшие во мне дотоле мысли
Заволновались нивою густой.

- Друзья мои, внушайте людям веру
И чаще говорите: «Добрый день!»
И следуйте хорошему примеру –
Продляйте добрым словом жизнь людей.
Вопросы: Отчего у героя стихотворения испортилось настроение? Какие слова развязали ему крылья?

Итог беседы:

В обиходе вежливого воспитанного человека всегда должны быть слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно открыть любые двери, помочь вернуть хорошее настроение. Творите добро, учитесь делать добрые дела!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ребенок не может выстроить отношения со сверстниками. Как ему помочь?

Статья «Отверженный – гонимый» Ольга Крушельницкая, Антонина Третьякова.  из номера: «АиФ Здоровье»№18-19 2011...

Отношения со сверстниками.

Очень часто в начальных классах мы слышим о том ,что ученики обзывают.Можно, конечно, отмахнуться. Не обращай, мол, внимания. Ты ведь не такой, как тебя обзывают, правда? Ну и все, забыли. А не получа...

Родительское собрание на тему: "Культура поведения в отношениях детей со своими сверстниками"

Формирование личности школьника происходит в разных видах деятельности: в учении, труде, игре, в отношениях с товарищами и осуществляется каждый день; в будничной жизни, прежде всего, формируется инди...

Программа формирования коммуникативных навыков учащихся в разновозрастной среде и среде сверстников

Цель: формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме. Задачи: ·       Формирование культуры общения и поведения;·...

Организация интеграции дошкольников с кохлеарной имплантацией в среду здоровых сверстников в рамках группы кратковременного пребывания на базе общеобразовательной школы.

В статье представлен опыт интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду  в МБОУ "СОШ № 7" г Рубцовска...

Проект «Диалог культур через диалог детей»

В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этническому ...

Фрагмент урока с использованием учебного диалога (Сократический диалог).

Учебный диалог (Сократический диалог) подразумевает постановку особых вопросов в процессе беседы, которые способствуют работе мышления, концентрации внимания, адекватной самооценке текущей дискуссии и...