Методическая разработка по теме «Финансовая грамотность в образовательных учреждениях» Тема занятия: «Дети и их карманные деньги» 2 класс
методическая разработка (2 класс)

Петрова Лилия Михайловна

Продолжительность занятия – 45 минут. Внеурочное занятие для учащихся 2 класса.

 

Проблема: выяснить, каким образом знания финансовой грамоты помогут в повседневной жизни, какие ценности в жизни человека являются истинными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnoe_zanyatie_deti_i_ih_karmannye_dengi.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме «Финансовая грамотность в образовательных  учреждениях»

                              Тема занятия: «Дети и их карманные деньги»

Продолжительность занятия – 45 минут. Внеурочное занятие для учащихся 2 класса.

Проблема: выяснить, каким образом знания финансовой грамоты помогут в повседневной жизни, какие ценности в жизни человека являются истинными.

Актуальность темы: Занятие направлено на социально - экономическую адаптацию учащихся в современных экономических условиях и выполняется по самостоятельным исследованиям учащихся семейных бюджетов их семей и семей знакомых и родственников.  Для этого учащиеся проводят анкетирование и анализ полученных данных по группам доходов и расходов. В результате исследования мы должны получить ответы на различные вопросы. Этот урок позволит сделать акцент на таких экономических понятиях, как "бюджет","доходы" и "расходы" с которыми учащиеся сталкиваются в повседневной жизни. 

Цель:      - развитие навыков коммуникации в группе;

                 -приобрести практический опыт правильного расходования карманных денег;

                 - формировать умение сравнивать, обобщать факты и понятия;

                  -создать  атмосферу  коллективного  поиска.

приподнятости, радости познания, радости преодоления трудностей

УУД:

Предметные:  

-  познакомиться с понятием денег, их функциями и историей;

-  познакомиться с понятием  бюджета, расходов и доходов;

-  представление о роли денег.

Личностные:

-  осознание того, что деньги не являются основой счастья;

- формирование осознанного отношения к деньгам; 

Метапредметные:

Познавательные:

- перечислить основные источники дохода   и расхода денег;

-  умение объяснять понятия

-  умение сравнивать, анализировать.

Регулятивные:

-  готовность слушать собеседника;

-  умение формулировать и аргументировать свою точку зрения;

-  умение работать в группах;

Методы:  эвристическая беседа (вопросно-ответный способ обучения) с элементами дискуссии, активные, интерактивные методы, методы технологии критического мышления, методы кинезиологии (науки, изучающей движения мышц и их воздействие на организм).

Тип занятия: Интерактивная  форма работы

Основные понятия.  Карманные деньги, банковская карта, источники карманных денег.

Учебно-методическое обеспечение: компьютер, мультимедийное оборудование, раздаточный материал (карточки с изображением денег, карточки с зашифрованными пословицами, карточки с  меню школьной столовой,

 анкета.

Этапы внеурочного занятия

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

УУД, формируемые на занятии

Организационно-мотивационный этап

Приветствие, организационная  спортивная разминка

Делают простейшие задания.

К.

Р.

Этап актуализации знаний. 

Формулирует цели деятельности на занятии. Организует игру: «Кто это?»

Выполняют задания, формулируют тему урока.

Р.

Л.

Этапы изучения нового материала:

Первый этап (беседа)

Эвристическая интерактивная беседа

 

Второй этап

«Деньги» в пословицах

Третий этап (презентация)

«История денег»

Четвёртый этап

Создается проблема «Меню школьной столовой» (работа в группах)

Ведет эвристическую интерактивную беседу с элементами новых знаний. Обобщает их.

Проецирует на доску «запутанные пословицы».

 Показ презентации с комментированием

Разбивает на 2 группы. Формулирует проблему. Раздаёт инструкции по выполнению работы в группах

(Прил.)

Консультирует и направляет деятельность групп.

Принимают участие в беседе. Делают совместное обобщение с учителем.

Восстанавливают и объясняют запутанные пословицы

Просмотр презентации.

Изучают инструкцию, выполняют задания и заполняют бланки. (Проверяют вычисления). 

П.

К.

Р.

Л.

Этап подведения итогов групповой работы.

Подводит итоги деятельности групп. Рефлексия данной работы.

Дети делают выводы.

К.Р.Л.

Оценочно-рефлексивный этап. Кроссворд. Анкетирование.

Предлагает бросить «монетку-эмоцию» на чашу весов знаний. Проводит анкетирование.

Высказывают своё отношение к полученным знаниям. Отвечают на вопросы анкеты

Л.

Ход занятия:

Разминка – 

«Упрямая шея». Скрестить пальцы на затылке (локти в стороны), поднять голову, смотреть вверх. Руками стараться наклонить голову вперёд, шея сопротивляется. Выполнить 3-5 раз. Аналогично – ладони на лоб.

 «Черепаха». Ребёнок имитирует медленные движения головы черепахи, которая, то выглядывает из панциря (плечи опускаются, подбородок тянет вперёд и вверх), то прячется в него (плечи поднимаются, подбородок – к груди), то крутит головой по сторонам.

3)«Ушки». Уши растираются ладонями, как будто они замёрзли

1. Актуализация знаний

- У нас сегодня гость,  по загадке определите кто это?

Загадка

Прежде рубль берегла,

Суетилась, стерегла.

А теперь, поди, устала,

Рукой махнула и пропала.

Ответ: Копейка

-Если учащиеся не отгадывают, тогда загадываю ещё одну:

Нас, сестер, в рубле сто штук.

Мы проходим много рук.

Нас теряют и меняют,

А, бывало, и ругают.

Пропадет одна сестра,

Поглядишь — нет и рубля.

Ответ: Копейка

-Правильно копейка

-Как вы думаете, какая тема нашего занятия?

-Речь пойдет о деньгах ( предположение учащихся)

2. Мотивация

-Раз речь пойдет о деньгах, какую цель поставим перед собой?

- Узнать что такое деньги

- Для чего они нужны

-На что можно потратить карманные деньги ?

- Что такое карманные деньги?

-Имеете ли вы сами свои карманные деньги?

 -Откуда берутся карманные деньги  и куда они тратятся?

-Как вы ими распоряжаетесь?

-Чтобы вы хотели приобрести и что для этого необходимо?

-Как вы распоряжаетесь своими средствами?

-Тратите ли вы все деньги сразу?

Определите свое поведение: вы экономные, расчетливые, бережливые, скупые, расточительные

3. Изучение нового материала.

1).  В современном мире, наверное,  нет такого ученика, у которого не было бы карманных денег.

- Из чего складываются карманные деньги?

- Что еще может стать доходом карманных денег? (поощрения за хорошие дела, хорошая успеваемость в школе, помощь по дому, подарки.)

- На что ученик расходует свой бюджет? (ответы фиксируются на доске)

- Расходов много, можем ли мы купить все сразу, что хотим? (Нет).

- Как же быть? Все ли деньги надо тратить?

- Надо экономить, копить, сберегать. Как это лучше сделать? (экономия, бережливость, расчетливость).

-А что мы будем делать с излишком денег? (Предполагаемый ответ:  положим в банк, в копилку). Действительно, излишек денег отправляют в накопления. Накопления порой делают и намеренно, если хотят получить в 
будущем дорогостоящую услугу или покупку.

2).  Учащимся даётся задание вспомнить и собрать пословицы и поговорки о деньгах:
Денежка рубль бережет,                       а рубль голову стережет.
Дурак легко с                                         деньгами расстается.
Кто долго спит,                                     тот денег не скопит.
Кто рано встает,                                    у того копейка растет.
Хуже всех бед,                                       когда денег нет.

Что объединяет эти пословицы? Как правильно относиться к деньгам?

-Для чего нужны деньги? (Ответы детей записываются на доске)

3).  Деньги нужны людям, в современном мире без них прожить невозможно. А знаете ли вы как появились деньги?

Просмотр презентации «История денег».

4. Физкультурная минутка:

Буратино потянулся

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развёл

Монетки, видно, не нашёл.

Чтоб монетки нам достать

Надо на носочки встать.

С кустика достать монетку,

Закопать их в поле редко.

5.  Групповая работа

Вы учитесь в школе и вам родители дают карманные деньги

-На что можно потратить карманные деньги в школьной столовой

(выслушиваются ответы детей)

Учитель напоминает о том, что питание у  школьников должно быть полезным. Об этом заботятся сотрудники столовой. Предположим, что ваши родители еженедельно сдают на организованное питание 300 рублей.

Проблема :

Можно ли имея карманные деньги самостоятельно питаться в школьной столовой так, чтобы не вредить своему здоровью и сэкономить семейный бюджет?

Групповая работа (класс делится на 2  группы)

- Для решения этой проблемы поработаем в группах

Задания для групп:

Выбрать  из  меню  школьной столовой продукты на 60 , чтобы питание было полезным, при этом постараться сэкономить деньги.

Инструкция для каждой группы:

  1.  Прочитайте задание.
  2.  Изучите меню школьной столовой.
  3.  Обратить внимание на цены.
  4.  Составить меню так, чтобы стоимость обеда не превышало 60 рублей в день.
  5.  Посчитать расход за неделю на обеды.
  6.  Обед должен быть полезным.

Карточка

Меню школьной столовой.

Подведение итога групповой работы.

1 этап

- У какой группы получилось не навредить своему здоровью, при самостоятельном питании в школьной столовой?

- Какая группа сэкономит больше выданные деньги ?

2 этап  Рефлексия

-Заметьте, сэкономить семейный бюджет помогут даже карманные деньги, если правильно ими распоряжаться.

- Не зря у разных народов издано существуют пословицы и поговорки об экономии денег.

Экономия – те же деньги.

Без нужды живёт, кто деньги бережёт.

Копейка рубль бережет.

Кто не сэкономил копейки, сам рубля не стоит

Без копейки рубль щербатый.

  1. Подведение итогов.

Предлагаю бросить «монетку-эмоцию» на чашу весов знаний, полученных на занятии.

- О чем мы говорили с вами на занятии?

- Что нового вы узнали?

- С какими новыми экономическими понятиями мы познакомились на уроке? (Предполагаемый ответ: деньги, карманные деньги,  доходы, расходы ).

- Что вам понравилось на занятии?

- Какие бы вы дали советы по поводу отношения к деньгам?

Закрепим кроссвордом.

Для дальнейшей работы по этому вопросу, предлагается  анкета:

Анкета 

1.Дают ли тебе родители карманные деньги?

  • Да
  • Иногда
  • Нет

2. Благодаря чему формируется, твой денежный доход?

  • Денежные подарки родственников на праздники и день рождения
  • Собственный заработок
  • Карманные деньги, которые дают родители

3.Сколько бы ты хотел иметь карманных денег в месяц?

  • 500 рублей
  • Больше 500 рублей
  • Нисколько

4. Для чего тебе нужны карманные деньги?

  • На игрушки
  • На развлечения
  • На сладости

Свой вариант ответа________________________________________

5. Что ты сделаешь с карманными деньгами?

  • Трачу на всякие мелочи
  • Откладываю в копилку

6.На что ты, в первую очередь, потратишь карманные деньги?

  • На книгу
  • На компьютерные диски, игрушки, украшения
  • На сладости

Свой вариант ответа________________________________________

7.Стали бы Вы лучше учиться, если бы родители платили деньги за хорошие отметки?

  • Да
  • Нет
  • Не знаю

-  Анкеты учащихся учитель обрабатывает, результаты послужат материалом для проведения дальнейших занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "Развитие навыков двухголосия и трёхголосия у детей младшего возраста"

Одноголосие и многолосие исторически развивалось в европейской музыке параллельно друг другу. В хоровой работе овладение навыками многолосия является обязательной задачей. В условиях работы с младшим ...

Методическая разработка интегрированного урока (финансовая грамотность и математика)

Урок предназначен для учащихся 2 класса по УМК "Школа России"Тема урока: Конкретный смысл действия умножения. Сколько стоит свое «дело». Перспективная цель: сформироват...

Методическая разработка на тему: "Упражнения на развитие психических процессов у детей с ОВЗ"

В работе представлены упражнения на развитие различных психических процессов у детей. Мышления, восприятия, памяти. Материал может быть полезен педагогам, родителям, психологам....

Методическая разработка урока по финансовой грамотности

Тема: «Деньги»Тип урока: обобщение по теме.Форма урока: игра-квест....

Методическая разработка семинара-практикума "Финансовая грамотность" для педагогов

Методическая разработка семинара-практикума "Финансовая грамотность" для педагогов дополнительного образовния содержит информацию для педагогов и для работы с младшими школьниками....