План-конспект урока (3 класс) на тему:
В крестьянской избе

Арефьева Светлана Викторовна

Внеклассное мероприятие " В крестьянской избе" на основе краеведческого материала познакомит учащихся начальных классов с историей русского быта, с особенностями культуры русского народа. Данное мероприятие предусматривает интерактивные методы обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
V_krestyanskoy_izbe.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ляховская средняя общеобразовательная школа»

Меленковского района Владимирской области

Внеклассное мероприятие

В крестьянской избе

                                 

                                                                    подготовила

                                               учитель начальных классов

   Арефьева Светлана Викторовна

с. Ляхи

2011г


Цели:

  1. На основе краеведческого материала познакомить учащихся с историей русского быта, особенностями культуры русского народа.
  2. Формировать активную жизненную позицию, воспитание гражданственности и патриотизма.
  3. Приобщать к нравственным и духовным ценностям.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2.Целевая установка. Вступительное слово учителя.

- Ребята, сегодня наше занятие будет необычным. Мы  с вами мысленно совершим путешествие в те времена, когда жили ваши прапрабабушки и прапрадедушки.

    - Сейчас очень много больших многоэтажных домов. А приблизительно 300 лет тому назад даже 2- этажные дома были большой редкостью – их строили только самые богатые люди.

 Раньше не говорили " дом", а говорили " изба" – тёплая половина дома с печью ( название происходит от слова " истопить").

-Как вы считаете, что нужно было построить в доме в первую очередь, с чего начать? (печь).

-Самой главной и необходимой в доме была печь. В старину даже поговорка была: " Плясать от печки" ( то есть начать с главного). При суровых русских зимах обойтись без печки было невозможно. В ней готовили еду и пекли хлеб. На ней сушили травы и овощи, здесь спали старики и дети, в печи можно было даже мыться. Печь занимала почётное место в доме, относились к ней с уважением. Был в каждой избе красный угол. Это было самое святое место- в нём помещались иконы. Каждый, вошедший  в избу, должен был перекреститься на них. Стол ставили в красном углу, вдоль стола ставили лавки и скамьи.

Лавки делали широкими и крепили к стенам избы. На них можно было спать. А на скамьях сидели, и их можно было передвигать. Кроме лавок спали ещё на полатях – деревянном настиле, устраиваемом под потолком между печкой и стеной. Кровать появилась в быту сравнительно недавно. Под лавками стояли сундуки и рундуки ( рундук -приделанный к стене ящик с полками без дверей и стёкол), где хранили разное добро. Вот и вся мебель.

   Повседневная жизнь в крестьянской семье начиналась с работы . Женщинам надо было постирать, погладить бельё. А как это делалось? У нас здесь находятся подлинные предметы, предназначенные как раз для этого.

Рубель ( плоская палка шириной 10-12 см с ручкой), стиральная доска, скалка

 ( от "скать"-тонко раскатывать, вытягивать)

              (Детям показывается, как стиралось и гладилось бельё).

Девочки уже с 5 лет начинали прясть пряжу и становились искусными мастерицами. Прозвища "непряха"и "неряха" считали очень обидными.

 (Детям показывается прялка).

Представления о том, чем занимались, что ели и пили, как отдыхали наши предки дают русские народные сказки, пословицы, песни.

(Класс разбивается на группы по 4-5 человек. Каждая группа получает задание и раздаточный материал. Ученикам дается время 5-7 минут на обсуждение).              

  1 группа. " Занятия крестьян"

Раздаточный материал: пословицы и поговорки, отрывки из летописи, былин, русских народных сказок.

- Как орёт в поле оратай ( пахарь), посвистывает,

   А бороздочки он да помётывает,

   А пеньё – кореньё вывёртывает,

   А большие- то камни в борозду валит.

   У оратая кобыла соловая,

   Гужики у неё да шёлковые

   Сошка у оратая кленовая.

 -  Я как ржи-то напашу да в скирды сложу,

   Я во скирды сложу да домой выволочу,

   Домой выволочу да дома вымолочу.

             "Вольга и Микула Селянинович", былина.

 -  У них большое количество разнообразного скота. . .

              Маврикий Страты, византийский император и писатель6 века

  - Были кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей. . .

              " Повесть временных лет", 12 век

Задание. Познакомьтесь с раздаточным материалом, расскажите о занятиях крестьян.

2 группа. "Орудия земледельческого труда".

Раздаточный материал:  рисунки сельскохозяйственных орудий, загадки, словарь.

Словарь

    Борона-суковатка – ствол ели с обрубленными до половины длины сучьями для рыхления почвы и заделывания семян в землю.

    Соха – орудие земледельческого труда для вспахивания почвы.

    Коса – длинный изогнутый нож на длинной рукоятке для срезания травы, злаков.

    Серп – ручное орудие в виде изогнутого ножа для срезания хлебных злаков.

    Цеп – ручное орудие для молотьбы.

   Согнута в дугу, всё лето на лугу, зимой на крючку. (Коса.)

   Летят гуськи, дубовые носки, говорят:" То-то-ты, то-то-ты".(Борона.)

    Задание. Прочитайте словарь. Найдите к данным словам рисунки, с изображением орудий труда. Отгадайте загадки.                 

   3 группа. " Хлеб да соль!"

    Раздаточный материал: пословицы, отрывки из сказок на карточках.

    Где щи да каша, там место наше.

    Горох да репа – завидное дело; кто идёт, тот и сорвёт,

                                    ( пословицы)        

               Я по коробу скребён,

                По сусеку метён,

                На сметане мешён. . .

                                 ( Сказка "Колобок")

      . . . Побежала девочка дальше. Течёт молочная река в кисельных берегах.

Молочная речка, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?

Поешь моего простого киселька с молочком – скажу.

У моего батюшки и сливочки не едятся. . .

                            ( Сказка " Гуси-лебеди").

Задание. Словесно накройте стол. Какими угощениями вы будете потчевать гостей? Что ели и пили крестьяне? (Щи, кашу, кисель.)

    4 группа. " Делу время, а потехе – час".

    Раздаточный материал: две группы карточек. В первой группе – названия праздников; во второй – элементы этих праздников:

    Рождество (Святки)       Раз в крещенский вечерок

                                              Девушки гадали,

                                             За ворота башмачок

                                            Сняв с ноги, бросали. . .

    Масленица    Весна красна!

                           На чём пришла?

                           На чём приехала?

                           На сошечке,

                           На бороночке.

   Троица           Берёзонька кудрявая,

                           Кудрявая, моложавая,

                           Под тобою, берёзонька,

                           Всё не мак цветёт,

                           Под тобою, берёзонька,

                           Не огонь горит,

                           Не мак цветёт –

                           Красны девушки

                           В хороводе стоят,

                           Про тебя, берёзонька,

                           Все песни поют.

   Пасха             Повсюду благовест гудит,

                           Из всех церквей народ валит.

                           Заря глядит уже с небес . . .

                           Христос воскрес! Христос воскрес!

    Задание: Составьте пары карточек.    

                       

   Учитель:  Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу Делу – время, потехе – час", крестьяне отдыхали и развлекались в основном в праздничные дни.

Ученица: (сообщение) Долгое время в деревнях жили тремя календарями.

             Первый природный, земледельческий, связанный со сменой времён  года и последовательностью сельскохозяйственных работ. Многие праздники отмечали именно по этому календарю: проводы зимы и встречу весны, первый сев, начало и окончание жатвы.

            Второй календарь языческий, дохристианских времён, он также соотносился с явлениями природы ( Иван Купала, Масленица).

            Третий календарь православный. ( Рождество, Пасха и др.).

   Учитель: Русские народные праздники были необыкновенно богаты и разнообразны. К сожалению, многие из них почти полностью забыты. Нам эти традиции нужно сохранить и не забывать.

            В старину на Руси песни звучали во все времена года. Для каждого праздника были свои песни. Весной и летом на околице деревни собирались стар и млад. Молодёжь затевала резвые игры, водила большие и маленькие хороводы, пели все – и старые люди, и молодые.

                        (Ученики исполняют песню " Уж мы сеяли ленок".)

3.Итог занятия.

Что вы узнали о жизни ваших прапрабабушек и прапрадедушек?

Что хотели бы ещё узнать?

Отмечаете ли вы в своей семье праздники, о которых мы сегодня говорили?  

4. Домашнее задание.

              ( даётся на выбор)

Подобрать загадки, пословицы и поговорки по данной теме.

Ответить на вопросы викторины.

   Викторина.

Старинное название весов. (Безмен.)

Помощница хозяйки у печки ( неодуш.). (Кочерга.)

В чём готовили еду? (Горшок.)

Железная дужка в виде рогов коровы на древке.(Ухват.)

Спальное место в избе.(Палати.)

На ней работали с шерстью и льном. (Прялка.)

Шкаф без дверей, приделанный к стене.(Рундук.)

Список использованной литературы

Е.В. Саплина, А. И. Саплин  Введение в историю 4 класс, книга для учителя , Москва «Дрофа» 2001г.

Энциклопедия детского фольклора  БЕЛЫЙ ГОРОД Москва 2008г.


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков (начальная школа)

Конспект урока по математике 1класс УМК "Школа России" Тема: Единица длины - сантиметр. Использование ЭОР на уроках в начальной школе.

Цель урока: путем наблюдения и сравнения познакомить обучающихся с современной единицей длины - сантиметр....

Словарь настроения.

Словарь настроения использую на уроках литературного чтения в начальных классах....

Урок русского языка 1 класс. УМК "Школа 21века" Тема: Имена собственные, правописание собственных имен"

Цель урока: создать условия для формирования системы знаний о правописании заглавной буквы в именах собственных. На урок...

Использование компьютера в начальной школе при обучении русскому языку

В статье рассказываю о своём опыте применения информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка. Данная ...

Альбом творческих дел учащихся 3 класса корекционной школы VIII вида

 Творческий потенциал младших школьников развивается в любой деятельности: игровой, трудовой, учебной.  Это пр...

Развитие творческого потенциала у младших школьников корррекционной школы VIII вида

Развитие творческого потенциала у школьников коррекционной школы VIII вида            ...

План работы ШМО

Представлен перспективный план работы школьного методического объединения учителей начальных классов по реализации ФГОС ...

Личностно-ориентированное обучение

Представлен опыт работы над проблемой "Реализация личностно-ориентированного подхода в  обучении и воспитании  ...

"Знайте правила движения как таблицу умножения!".

Задачи внеклассного мероприятия: 1)Повторить и обобщить знания детей о  правилах  дорожного движения.2)Подвест...

"Праздник дружбы,толерантности и доброты"(внеклассное мероприятие)

В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться,...