программа внеурочной деятельности
календарно-тематическое планирование по зож (1 класс) по теме

Кружок "Юный иследователь" довольно распространённая форма, но каждый учитель добавляет в неё что-то своё.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Программа по внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления

«Юный исследователь»

Возраст детей: 7 - 8 лет

Срок реализации: 1 год

Составители:

Мальченко Н.В.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №10, г. Ессентуки

Ивлева Н.В.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №10, г. Ессентуки

г. Ставрополь, 2013 год


Пояснительная записка

Природа — это самая лучшая из книг,

написанная на особом языке.

Этот язык надо изучать.

Н. Г. Гарин-Михайловский

Огромнейшей задачей является воспитание человека – человека всесторонне и гармонически развитого. Важным здесь является  необходимость экологического воспитания подрастающего поколения.

Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Исследование окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

Кроме этого, познание окружающего мира помогают человеку познать себя и своё место в природе.

Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе и потребностью в практике исследовательской работы младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное, не учим самостоятельно исследовать окружающий мир.

Кроме этого, в программу внеурочной деятельности включены материалы, способствующие формированию привычки к здоровому образу жизни. Ребёнок должен выяснить, почему нельзя разговаривать во время еды, как происходит превращение еды в энергию, т.е. познать природу человека, познать себя.

Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.

При создании программы  «Юный исследователь» использовались материалы программы кружка «Юный эколог». Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с.. Программа «Юный эколог» была рассчитана на 4 года. Отличительной особенностью нашей программы является ее практическая направленность  и  то, что она рассчитана на 1 год.

 Кроме того, использованы методические материалы профессора Ю. Герасименко «Как работает наш организм». Курс предназначен для получения основ знаний механизмов пищеварительной, опорно-двигательной, дыхательной систем организма человека.

        Цель программы «Юный исследователь» – формирование основ поведенческой и экологической грамотности обучающихся начальной школы.

Решение данной цели возможно с помощью определенных задач.

Задачи программы –

  1. формировать интерес к изучению природы родного края; воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах края; формировать представления об охраняемых территориях России и своем крае;
  2. сформировать представление о здоровом образе жизни, обосновать необходимость соблюдения правил сохранения здоровья.

Программа «Юный исследователь» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся 1 класса (7 – 8 лет). Количество часов в год: 33 часа,  продолжительность занятий 1 час,  занятие проводится 30минут раз в неделю.  

В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля,  опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, гербаризация, знакомство особенностями пищеварительной, опорно-двигательной системы человека и пр.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

Ожидаемые результаты

В результате реализации данной программы у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

Предметные результаты:

Знать:

  • конкретные объекты природы края;
  • осознание места и роли человека в биосфере;
  • правила здорового образа жизни;
  • методы исследовательской работы.

Уметь:

  • осуществлять экологически сообразные поступки;
  • проявлять интерес к познанию мира природы;
  • вести исследовательскую работу;

Личностные результаты:

Личностные УУД

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • ценностное отношение к природе и здоровью;
  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
  •  первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.

Познавательные УУД:

  • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах исследовательской работе.

Логические УУД:

  • овладение начальными формами исследовательской деятельности: наблюдение, анализ, обобщение, синтез.

Коммуникативные УУД:

  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;
  • формирование коммуникативных навыков.

Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения. Заполнять такой лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем).

Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определенную клеточку – полностью или частично.

 Формы подведения итогов: выставки, экскурсии, участие в интеллектуальных играх, конкурсах, оформление портфолио и дневников наблюдения, участие в научно-практической конференции (Приложение 1).

Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях (Приложение 2).

Все – или наиболее значимые – результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и храниться в определенной системе, т. е. входить в портфолио ребенка.

Учебно-тематический план

п/п

 Раздел,  тема

Всего

часов

Теория

Практ.

Сроки реализации

1

Раздел 1. Введение 

Что такое исследование? Что такое экология?

1

1

Сентябрь

Раздел 2.Мой дом за окном

10

4

6

2

Мой дом

1

сентябрь

3

Дом, где мы живём

0,5

0,5

сентябрь

4

Практическое занятие «Уборка школьного двора»

1

октябрь

5

Откуда берётся и куда девается мусор?

0,5

0,5

октябрь

6

Экскурсия-исследование «Краски и звуки осени»

1

октябрь

7

Деревья твоего двора

1

октябрь

8

Экскурсия по территории школы

1

ноябрь

9

Птицы нашего двора – исследование.

0,5

0,5

ноябрь

10

Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»

1

ноябрь

11

Дорога из дома в школу

0,5

0,5

декабрь

Раздел 3. Я и моё окружение

11

4

7

12

Моя квартира – исследование

1

декабрь

13

Моя семья – исследование

1

декабрь

14

Соседи-жильцы – исследование.

0,5

0,5

декабрь

15

Мой организм.

0,5

0,5

январь

16

Практическое занятие «что происходит с пищей во тру?»

1

январь

17

Практическое занятие

«Что происходит с пищей в желудке?»

0,5

0,5

январь

18

Практическое занятие

«Что происходит с пищей в желудке?»

1

февраль

19

Практическое занятие «Проверка осанки»

Осанка человека

0,5

0,5

февраль

20

 Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике»

1

февраль

21

Экскурсия в природу

1

февраль

22

Животные в доме

1

март

Раздел 4. Мой край

5

3

2

23

Растительный мир области

0,5

0,5

март

24

Животный мир области

0,5

0,5

март

25-26

Исчезающие растения и животные родного края

2

март -

апрель

27

Экскурсия в школьный музей

1

апрель

Раздел 5. Весенние работы

6

2

4

28-29

Занятия по подготовке почвы к посеву

1

1

апрель

30-32

Занятия по посадке растений и уход за ними

1

2

май

33

Итоговое занятие – результаты нашего исследования.

1

май

Итого: 33 часа

14

19

Содержание дополнительной образовательной

программы

1 класс (33 ч)

Раздел 1. Введение (1 ч)

Что такое  исследование и экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология, знакомимся с методом исследования окружающего мира. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связь между природой и человеком.

Раздел 2. Мой дом за окном (10ч)

Исследование внешнего вида своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе. Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своём доме. Техника безопасности. Распределение обязанностей по уборке школьного двора. Отчёт о выполнении задания. Наблюдение. Выявляем, откуда берётся и куда девается мусор. Наблюдение в природе. Зимние изменения в неживой природе. Какое явление природы бывает только зимой? Из чего состоит снег? Рассказы детей о снежинках. Музыка природы в зимнее время года. Зелёные насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делаем для здоровья деревьев? Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц. Перелётные птицы. Зимующие птицы. Значение птиц в жизни человека. Птицы нашего двора. Помощь птицам в трудное время. Изготовление кормушек. Что вокруг нас может быть опасным? Сигналы светофора. Как обходить автобус, трамвай, троллейбус? Дорожные знаки, их значение. Правила поведения на дороге, в транспорте. Маршрутные листы.

Раздел 3. Я и моё окружение – исследование. (11 ч)

Моя квартира. Светлая квартира, цвет обоев, жилая площадь, температура воздуха, покрытие полов, возможности проветривания, природные материалы в квартире, внутреннее убранство, его значение.

Моя семья. Происхождение слова  «семья». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».

Соседи – жильцы. Доброжелательные отношения с ними. Все мы – соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа.

Мой организм. С помощью специального оборудования входящего в комплект «Как работает наш организм» можно: проверить гибкость позвоночника и выявить нарушения осанки, проверить наличие плоскостопия, выяснить, что при статической работе мышцы утомляются быстрее, чем при динамической; убедиться, что разные люди по-разному ощущают вкус пищи, что слюна расщепляет крахмал до сахара, а желудочный сок расщепляет белки, что для работы ферментов слюны и желудочного сока нужна определённая температура; измерить дыхательный объём и жизненную ёмкость лёгких, убедиться, что при дыхании мы выделяем углекислый газ и кислород, что при физической нагрузке частота дыхания увеличивается.

Учащиеся могут получить бесценный опыт проведения лабораторных опытов и познакомиться с правилами техники безопасности при проведении работ.

Дом моей мечты. Из чего сделан дом? Что в нём будет? Чего в нём не будет? Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде.

Комнатные растения в квартире, в классе. Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учётом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещённость, частоту полива. Уход за комнатными растениями. Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение  обязанностей за комнатными растениями. Наблюдение изменений произошедших после произведённых работ. Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха, проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени. Наблюдение за набуханием почек в классе и в природе

Животные в доме. Знакомство с домашними животными. Кошка и собака – друзья человека. Как ухаживать за собакой и кошкой? Соблюдение требований гигиены и правил безопасности при содержании животных. Клопы, тараканы, моль – меры предупреждения их появления. Чтение рассказов, стихов о домашних животных. Пословицы, поговорки.

Раздел 4. Мой край (5 ч)

Растительный и животный мир родного края. Многообразие растений и животных области. Основные  экогруппы  растений. Особенности жизни животных области. Знакомство с  исчезающими растениями и животными родного края. Причины исчезновения их и необходимость защиты каждым человеком. Красная книга области.

Раздел 5. Весенние работы (6 ч)

Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке. Разбивка грядок. Посадка растений. Уход и наблюдение за всходами. Итоговое занятие  - результаты нашего исследования.


Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

  • опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу,  гербаризация, составление памяток и пр.;
  • создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе;
  • просмотр презентаций;
  • участие в подготовке и проведении экологических мероприятий;
  • экскурсии, виртуальные путешествия по родному краю;
  • участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства, трудовые и экологические акции, высадка растений, создание цветочных клумб;
  • презентации учебных и творческих достижений обучающихся;
  • лабораторные исследования и химические опыты.

    На базе образовательного учреждения, в котором реализуется данная программа, имеются необходимые материально-технические ресурсы: компьютерный кабинет, мультимедийное оборудование, библиотека, открытый доступ к ресурсам сети Internet, ученический кабинет, принтер, модель кормушки, рисунки птиц, рисунки с изображением растений; семена для длительного наблюдения; акварель, кисти, бумага, палитра, пластилин, карандаши, фломастеры, фотоаппарат, лабораторное оборудование, химическая лаборатория и т. д.


Литература,  используемая  педагогом

  1. Александрова, Ю. Н. Юный эколог  Текст  /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010.
  2. Грехова Л. И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2002.
  3. Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников  Текст  /А. Ердакова //Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22.
  4. Кларина, М. М. Экономика и экология для малышей.  Текст  / М. М. Кларина. – М.: Вита - Пресс, 1995.
  5. Крылов, Г. Растения здоровья  Текст  / Г. Крылов. – Новосибирск, 1989. Лазаревич, К. С. Физическая география  Текст  / К. С. Лазаревич. –М.: Московский лицей, 1996.
  6. Лебедев, Н. Н. Занимательные вопросы по природоведению  Текст  / Н.Н.Лебедев. – М.: Учпедгиз, 1961.
  7. Мытарев, А. А. Наш край родной  Текст / А. А. Мытарев. – Кемерово, 1977.
  8. Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа  Текст  /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.
  9. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики  Текст  /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.
  10. Сосновский, И. П. Уголок природы в школе  Текст  / И. П. Сосновский, В. И. Корнеева. – М.: Просвещение, 1986.
  11. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.
  12. Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.
  13. Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.
  14. Юный натуралист: журнал. – 1988. - № 5.         
  15. Ю. Герасименко «Как работает наш организм».

Список рекомендуемой литературы для детей и родителей

  1. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
  2. Свиридонов Г.М. «Родники здоровья» - Москва: Молодая гвардия, 1986 - с.223.
  3. Насырев Р. «Сафлык» - значит свежесть.//Народное образование, 2000, № 6,с. 240.
  4.  Чувство земли: Советские писатели и ученые об охране родной природы, об экологии хозяйствования' \\Составитель: Мазуров Ю. - Москва: Мысль, 1988 - С.134-147.
  5. Сайт  Всё для детей, http://allforchildren.ru

Приложения

Приложение 1.

Лист наблюдения

1-я ступень

Ставит цель исследования с помощью учителя

Следует плану, предложенному учителем

Использует источники информации, рекомендованные учителем

2-я ступень

Ставит цель исследования самостоятельно

В целом представляет, как достичь цели

Пытается обнаружить способы получения информации

3-я ступень

Самостоятельно ставит цель исследования и действует согласно этой цели

Самостоятельно планирует и проводит исследовательский эксперимент

Знает, как получить необходимую информацию и использует разные способы ее получения

Приложение 2.

Вопросы для самоанализа могут быть следующими:

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что_____________________________________________________________

Наиболее трудным мне показалось_______________________________________________________

Я думаю, это потому, что _________________________________________________________________

Самым интересным было _________________________________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее __________________________________________________________________

Я бы хотел попросить своего учителя __________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...