Внеурочная деятельность: «Русские народные игры». Тема: Игры – веснянки.
план-конспект занятия по зож (1 класс) по теме

Трубачева Наталья Петровна

Игры издавна служили средством самопознания,здесь проявляли лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку. Данная внеурочная деятельность "Русские народные игры" способствует укреплению здоровья, формированию двигательного опыта, воспитания здорового образа жизни через двигательную активность, в частности, игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность: «Русские народные игры».

Тема: Игры – веснянки.

1.Мотивация к деятельности.

Учитель с куклой Петрушкой (кукла-перчатка).

П.    -Добрый день, мои друзья!  Я снова  у вас в гостях.  Очень этому рад.

 Уч. – Ты не один. Кто это с тобой, Петрушка?

(Дети стоят в русских народных костюмах.  Дети представляются)

-Я,  Марфуша.

-Я,  Проша.

Уч. – Здравствуйте, ребята! На вас русские народные костюмы. Мы любим играть в русские народные игры. Вы к нам с подарками?

Марфуша:  Отгадайте загадку:

Без него плачем,

А как появится –

                                         От него глаза прячем.                (Солнце)

-Обоснуйте свою отгадку.

-Говорим о солнышке, о весне. Кто первым начинал звать, встречать весну? (Дети.) Как они это делали?   (Стояли на холме, кликали весну. )

-Давайте вспомним, как мы весну кликали,  солнышко  ото сна пробуждали:

1)Грачи – кулички, прилетите,

Весну – красну на крыльях принесите,

А зиму унесите,

Нам зима надокучила!

2)Весна, весна красная!

Приди весна с радостью,

С великой милостью:

Уроди лён высокий,

Рожь, овёс хороший!

3)Солнышко – вёдрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись!

Красное, покажись!

(Звукоподражание: гули – гули – гули - лиии!)

2.  Актуализация знаний.    Разучивание новых игр.

-  Ребята,  каким праздником  весну встречали, зиму провожали ?  

Марфуша:  Это праздник Масленица.    Песни поют, блины пекут, зиму провожают.

Масленичная песня:

Масленица Просковея,

Приходи к нам поскорее!

Встретим мы тебя с блинами,

С   мягкими пирогами!                  *Разучиваем масленичную  песню

3. Разучивание новых игр.

А ) –Приходи весна поскорее.

Проша: А я хочу научить вас играть в одну игру-веснянку.  Она называется   «Ручеек».

Мы играли возле весеннего ручейка.  Становитесь,  друг за другом, держитесь руками за пояс.  Поем:

Мужичок, мужичок,

Стащи нас в ручеек!

Кого стащишь  в  ручеек

Тот намочит сапожок!

Боком перепрыгиваем через «ручеек».  Надо устоять, а то ноги промочишь.

(проходит игра, дети прыгают через скакалку)

Уч. - Давайте вспомним, что необходимо выполнять, чтобы игра прошла интересно?

Составим правила играющих:

1)выслушать правила игры;

2)строго следовать данным правилам;

3)во время игры помнить о русской пословице:

Доброе братство лучше богатства.

т.е. не ссориться, уважать интересы всех играющих;

4)подведение итогов игры.

(Дети играют  в игру «Ручеек» под руководством героя.)

б)

Уч: - Как весна идёт, вся земля гудёт!

Как весна пришла, вся земля расцвела!

Весна-весна! Красным – красна!

Ты погляди туда – сюда! А это что за голоса?

Все:   Играет детвора!

 

Уч:  - А кто из вас знает игру – веснянку?     (Маша)

 -Как называется игра?  (Ремешок)  

-Маша, откуда ты ее узнала? (от мамы)

(Дети становятся в круг, глаза закрывают.  Водящий ходит за кругом, говорит слова и кладет ремешок кому-нибудь  за спину.)

Прячу, прячу ремешок,

Под калиновый кусток,

А кто зореньку проспит –

Того бить и колотить.

После этих слов все открывают глаза. У кого оказывается ремешок, догоняет  убегающего водящего.  Водящий стремится убежать и занять место того, кто его догоняет.

-Как вы понимаете слова: «А кто зореньку проспит –

                                                Того бить и колотить» ?

(Ответы детей)

(Проведение игры, соблюдая правила.)

Уч. : Спасибо Маше и ее маме.

-Хорошая игра. Учит быть внимательным. Игра про тех, кто рано встает, успевает много сделать. Весной спать было некогда. Лежебокой быть стыдно. Уже с детства дети помогали своим родителям, учились различным ремеслам. А в свободное время играли в интересные игры, которые придумывали сами.

В)

Уч: Спасибо,  Марфуша,  Проша и  Маша.  

-Мы тоже знаем  игру – веснянку:  «Золотые ворота».

Петрушка выбирает ведущего игры – игровичка  считалкой.

! (ведущий рассказывает, как играть)

Идет матушка-весна, отворяй-ка ворота.

Первый март пришел, белый снег сошел.

А за ним и апрель отворил окно и дверь.

А уж как пришел май, солнце в терем приглашай.

(В центре круга ставим  ветку берёзы. Дети выстраиваются парами, берутся за руки, образуя «золотые ворота». Ведущий выбирает себе пару, разбивает их. Они бегут к веточке, кто первый коснется – ведущий,  кто не успел – становится в «ворота».)

Уч: Что еще приготовил для нас Петрушка в своем «волшебном мешочке»?

Игровичок выбирает игру. (в мешочке предметы: гусь, зайчик, колокольчик)

  1. Гуси и волк  (маска волка)
  2. Заинька;  Дед Мазай
  3. Трынцы – брынцы, бубенцы (шапка с бубенцами)

****************************************************************

1)-Собирайся, народ, становись в хоровод!  «Заинька»

А)  игровичок считалкой выбирает «заиньку».

Хоровод:    

   * Заинька, поскачи, поскачи!

Вот так поскачи! Вот так поскачи!

*Лапкой, лапкой постучи, постучи!

Вот так постучи! Вот так постучи!

*Заинька, во щелчки, во щелчки!

Вот так во щелчки! Вот так во щелчки!

*Заинька, переменись!

Вот так переменись! Вот так переменись!

(после слов «переменись», заинька пытается  выскочить из круга, а дети не пускают)

Если заиньке удалось убежать  - новый заинька.

2)- Отправимся в гости к дедушке Мазаю

Здравствуй, дедушка Мазай!

Из коробки вылезай.

Где мы были, мы не скажем,

А что делали,  покажем

(играющие сговариваются, какое движение показывать)

3)Игровичок выбирает  считалкой  игрока, который будет отгадывать, откуда звон.

Трынцы-брынцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы.

Диги-диги-диги дон

Угадай откуда звон.

4) *Учитель  с Петрушкой зазывает  к игре:

****- Под моею крышею…

(Дети собираются, подставляют пальчики под ладонь ведущему.)

Под моею крышею собралися мыши,

Заяц, белка, жаба, цап!

(Несколько раз.  Победителям аплодисменты.)

3. Рефлексия. Оценка результатов деятельности.

-Вам понравилось сегодня играть в игры - веснянки? Что нового узнали? Какая игра понравилась больше?

Оцените себя в играх, свое настроение: (поднять руку)

* Я отлично играл, уважал игроков, получил удовольствие!

**Я хорошо играл, но в следующий раз буду внимательнее в игре!

***Я недоволен собой на занятии, но в следующий раз обязательно все будет хорошо!

 

-Спасибо Марфуше,   Проше,  Петрушке, Маше.

Будем Масленицу встречать, блины кушать, играть в масленичные игры.

-Узнайте  у  своих близких  и разучите  масленичные игры, в которые будем играть на следующем занятии.

Масленица Просковея,

Приходи к нам поскорее!

Встретим мы тебя с блинами,

С   мягкими пирогами!

Старинные игры веками живут.

В них сила и мудрость их любят и ждут.

Все игры нас учат честными быть

Добрыми быть,  дружбу ценить.

- В память о нашей весенней  встрече подарим нашим гостям кисточки-веснянки с пожеланиями хорошей весны и удачи!

-Спасибо всем! До новых встреч!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по внеурочной деятельности "Подвижные народные игры"

Авторская программа по внеурочной деятельности "Подвижные народные игры" рассчитана для учащихся 1 класса....

Образовательная программа внеурочной деятельности «Русские народные игры»

Программа внеурочного мероприятия (кружка) по физической культуре...

Внеурочная деятельность "Подвижные народные игры"

Ресурсы детской игры поистине огромны. Помимо развивающей, обучающей и воспитательной функций игра обладает еще и «диагностическим, коррекционным» потенциалом. В игре ребенок развивается у...

Внеурочная деятельность "Подвижные народные игры"

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительное направление "Подвижные народные игры"...

Внеурочная деятельность "Подвижные народные игры" 2 класс

Календарно-тематическое планирование  "Подвижные народные игры"...