Игра "Сон, этот волшебник сон"
классный час по зож (1 класс) по теме

Игра была создана для привлечения внимания школьников к такому важному режимному моменту как полноценный ночной сон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon игра для 1-5 учащихся классов73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

ИГРА

"Сон, этот волшебник сон"

(Культура сна)

(для 1 - 5 классов)

Автор: Сулина

Ирина Анатольевна

Педагог-организатор

Санкт-Петербург

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

               Тема сна актуальна и важна для здоровья учащихся именно в условиях школы-интерната, где дети ночуют.

 Сон, безусловно, необходим для физического и психического здоровья. Чтобы он был полноценным, нужно соблюдать гигиену сна, особенно в условиях общежития.

Если дети мешают спокойно засыпать друг другу, то они не высыпаются.

Признаки недосыпания нередко дают знать о себе во время школьных занятий: у ребенка снижается успеваемость, повышается возбудимость, ухудшается внимание. Не выспавшийся школьник хуже соображает на уроках, делает больше ошибок, а значит, чаще испытывает стрессовые состояния.

Для привлечения внимания школьников к такому важному режимному моменту, как ночной сон, была создана эта игра.

Игра проводится в школе-интернате мною по параллелям классов, по станциям для учащихся  начальной школы. Можно ее провести как классный час по здоровому образу жизни. Игра не требует сложного оборудования, легка в исполнении. Задания можно менять, добавлять по усмотрению ведущего, например, ввести загадки о сне, раскраски; использовать элементы игры, а не всю сразу. Задания адаптируются к возрасту.

Оборудование: карточки со стихотворением Ю. Мориц «Это - да! Это - нет!», ручки, листки для синквейна, магнитофон, диск с колыбельными песнями, раскраски по теме игры.

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ

"СОН, ЭТОТ ВОЛШЕБНИК СОН"

Вводная часть

     1.      Синквейн «Сон»

                2.       "Веришь ли ты, что…?"

                3.       "Это - да! Это - нет!"

                4.       Пословицы о сне.

                5.       "Составь памятку"

                6.       «Колыбельные песни»

                     7.       "Сон - волшебник"

                     8.       «Я рисую сон»

Заключительная часть.

Вводная часть.

Ведущий приветствует участников игры. Зачитывает стихотворение Ю. Мориц «Сон».

На дворе темным-темно,

Я лежу, смотрю кино:

Сон присел на табуретку,

Вышивает птичью клетку,

В клетке пляшет крокодил!..

Как он в клетку угодил?

Вот проснемся -

Разберемся!

Ведущий спрашивает у учащихся о теме игры.

Учащиеся отвечают, что игра будет о сне.

Ведущий подчеркивает актуальность и важность темы игры для здоровья учащихся именно в условиях школы-интерната, где дети ночуют.

 Сон, безусловно, необходим для физического и психического здоровья. Чтобы он был полноценным, нужно соблюдать гигиену сна, особенно в условиях общежития.

Если дети мешают спокойно засыпать друг другу, то они не высыпаются.

Признаки недосыпания нередко дают знать о себе во время школьных занятий: у ребенка снижается успеваемость, повышается возбудимость, ухудшается внимание. Не выспавшийся школьник хуже соображает на уроках, делает больше ошибок, а значит, чаще испытывает стрессовые состояния.

Последствия недосыпания могут быть временными и длительными.

Временные последствия:

  • Сонливость
  • Резкие перепады настроения (плохое настроение)
  • Ослабление кратковременной памяти
  • Снижение творческого потенциала, работоспособности
  • Рассеянность

Длительные последствия:

  • Ожирение
  • Преждевременное старение
  • Истощение сил
  • Повышение восприимчивости к инфекциям, увеличение риска развития диабета, сердечно-сосудистых и желудочно-кишечных заболеваний,
  • Хроническое ухудшение памяти

Ведущий. Чтобы избежать негативные последствия недосыпания, нарушения сна, чтобы утром встать бодрым и полным сил, мы будем в игре говорить о культуре сна.

Итак, игра "Сон, этот волшебник сон". Ребята, подумайте о значении сна для вас, что такое для вас сон и выразите это в синквейне.

1 Задание. Составить синквейн на понятие «сон»

Ведущий объясняет, как составить синквейн.

Ведущий. Ребята, сейчас у вас будет возможность проявить свои знания по теме игры,

2 Задание. "Веришь ли ты, что…?" (выбрать под контингент учащихся)

  1. - утро вечера мудренее? (да)
  2. - пожилые люди спят меньше молодых? (да)
  3. - всем людям нужно спать 8 часов, чтобы выспаться? (нет)
  4. - индивидуальная потребность в сне бывает очень разной? (да)
  5. - снотворное обеспечивает полноценный сон? (нет)
  6. - главный признак недостаточности сна - состояние усталости в течение дня? (да)
  7. - некоторые люди считают сон пустой тратой времени? (да)
  8. - некоторые люди готовы отдать все, чтобы как следует выспаться, однако ночами они ворочаются с боку на бок, не сомкнув глаз до утра? (да)
  9. - с возрастом характер и продолжительность сна меняются? (да)
  10. - сон - это сложный процесс, который контролируется мозгом и подчиняется суточным биоритмам? (да)
  11.  - достаточный сон необходим для физического и психического здоровья? (да)
  12.  - новорожденные спят вдвое больше взрослых? (да)
  13. - азиаты ложатся позже, а просыпаются раньше, чем большинство американцев и европейцев? (да)
  14. - меньше всех спят японцы? (да)
  15. - среди австралийцев больше всего тех, кто ложится спать до 10 вечера? (да)
  16. - самый полезный сон до 12 ночи? (да)
  17. - нарушения сна могут быть связаны с беспокойством, стрессом, болезнью? (да)
  18. - физическая активность незадолго до сна может затруднить процесс засыпания? (да)
  19. - признаки недосыпания нередко дают знать о себе во время школьных занятий: у ребенка снижается успеваемость, повышается возбудимость, ухудшается внимание? (да)
  20. - некоторые дети не желают ложиться спать, делают, что угодно, лишь бы не идти в постель? (да)
  21. - время перед отходом ко сну нужно проводить как можно более спокойно? (да)
  22. -  качество сна зависит от всего образа жизни, в том числе от регулярных физических упражнений в правильное время суток? (да)
  23. - одинаково плохо и наедаться на ночь, и ложиться спать на голодный желудок? (да)
  24. - важно не только как мы готовимся ко сну, но и в каких условиях спим? (да)
  25. - дремота - первая стадия сна - важная его часть? (да)
  26. - вечером лучше воздержаться от кофе, крепкого чая, какао? (да)
  27. - сон для нас - это насущная потребность, которой нельзя пренебрегать? (да)
  28. - тем, кто привык лежа в постели есть, что-то изучать, смотреть телевизор или играть в видеоигры, бывает труднее заснуть? (да)
  29. - для детей полноценный ночной сон ничуть не менее важен, чем для взрослых? (да)
  30. – человек спит треть своей жизни? (да)

3 Задание по выбору ведущего. Пословицы и выражения о сне.

(Дополнительные пословицы. См. приложение2)

  • Объяснить пословицы и выражения о сне (10 пословиц);
  • Выбрать одинаковые по смыслу выражения;
  • Найти противоположные по смыслу выражения;
  • Отметить выражения о гигиене сна;
  • Соединить начало пословицы с окончанием, если они будут разрезаны;
  • Соединить начало выражения с продолжением, если они будут напечатаны со смещением.

  1. Сон есть дивное таинство природы, обновляющее все силы человека, телесные и духовные (А.П. Чехов).
  2. Крепкий сон - одно из величайших благ и наслаждений (П.И. Чайковский).
  3. Сон - бальзам природы (Шекспир).
  4. Усталость - лучшая подушка (В. Франклин).
  5. Бессонные ночи сокращают дни (Ф. Бекон).
  6. Слишком продолжительный сон отягчает и обедняет умы (О. Бальзак).
  7. Кто встал до дня, тот здоров.
  8. Сон дороже лекарства.
  9. Самое сладкое на свете - сон (Карел.).
  10.  Без сна не проживешь (Карел.).
  11.  Поешь - сыт наполовину; поспишь - сыт вполне (Швед.)
  12.  Еда - пища тела, сон - пища бодрости (Чеч.-ингуш.).
  13.  Сон любого сломит (Осет.)
  14.  Сном болезни проходят.
  15.  Соблюдай порядок - сон будет сладок.

4 Задание. " Это - да! Это - нет!"

 Прочитать выразительно стихотворение. Учащиеся получают карточки (текст стихотворения, разрезанный на части) и читают по очереди с выражением.

 

Ю. Мориц

Это - да! Это - нет!

  • На эту кушетку,

На эту тахту,

На эту кровать

Или даже на ту,

На этот диван

Или даже на тот,

Где целыми днями

Валяется кот, -

Ложитесь и спите,

Пожалуйста, сами! -

Сказал я за ужином

Папе и маме,

Двум бабушкам сразу -

И папиной маме,

И с ней за компанию

Маминой маме.

  • Не надо, - сказал я, -

Подушку взбивать,

А также простынкой

Кровать накрывать,

А также не надо

Кровать согревать

Моим одеялом

Из шерсти верблюда!

Я спать не пойду

Ни за что, никогда,

Я буду слоняться

Туда и сюда,

Плясать

Или просто за ухом чесать -

Но спать,

Безусловно,

Я больше не буду!

Кататься верхом на слоне -

Это да!

Запеть петухом в тишине -

Это да!

Шептаться со львом при луне -

Это да!

Шататься от стенки к стене -

Это да!

Но только не спать -

Ни за что, никогда!

Не спать никогда -

Ни на левом боку,

Ни на спине,

Ни на правом боку,

Ни подпирая ладонью щеку,

Ни задирая свой нос к потолку,

Ни высунув руку,

Ни высунув ногу,

Чтоб спину погладить

Английскому догу.

Глаза в темноте закрывать -

Это нет!

Лежать в темноте и зевать -

Это нет!

И носом в подушку клевать -

Это нет!

Кататься верхом на слоне -

Это да!

Слоняться верхом на коте -

Это да!

Верхаться на слонокоте -

Это да!

Но спаться уже никогду не пойда!

Вопросы:

  1. Что вы говорите близким, когда не хотите идти спать?
  2. Что говорят вам близкие, когда вам пора спать?
  3. В какое время вы ложитесь спать?
  4. Как быстро вы засыпаете?

Ведущий. Для того, чтобы быстро засыпать и высыпаться нужно соблюдать гигиену сна.

5 Задание. Составить памятку. 

Важно соблюдать гигиену сна. Учащиеся пишут на доске или говорят по очереди, что хорошо и что плохо для полноценного сна. Например:

Для сна

плохо

хорошо

Уроки перед сном

Прогулка перед сном

Свет, шум

Открытая форточка

Остросюжетный фильм

Чистая постель

Резкие запахи

Просторная одежда

Душная комната

Удобный матрас и подушка

Поздний плотный ужин

Рациональное питание

видеоигры

Спокойная музыка

        

6 Задание. «Колыбельные песни» (магнитофон, диск с колыбельными песнями)

Ведущий акцентирует внимание детей на спокойной музыке перед сном и предлагает спеть известные им колыбельные песни.

Ведущий. Понаблюдайте за собой и постарайтесь отметить, какие действия нагоняют на вас сон, а какие прогоняют его. Отнеситесь к своему исследованию серьезно. Помогите себе, научите себя засыпать сразу же. Здоровый сон - это жизнь!

7 Задание. "Сон - волшебник"

Расскажите о волшебных качествах сна.

Расскажите свой самый фантастический сон.

8 задание. «Я рисую сон» (см. приложение)

Ведущий раздает учащимся черно-белые рисунки по теме игры и предлагает их раскрасить.

Другой вариант – нарисовать свой удивительный сон.

Заключительная часть.

  1. Подведение итогов игры.
  2. Пожелание крепких снов и добрых сновидений.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ридерз дайджест. Все о здоровом образе жизни. 1998
  2. Журнал "Трамвай" №9,1990
  3. Ю. Мориц  "Собака бывает кусачей". РИО "Самовар" 1998
  4. Л.Г. Татарникова, Н.Б. Захаревич, Т.О. Калинина Валеология - основы безопасности жизни ребенка. Санкт-Петербург 1995
  5. Мудрое слово о здоровье (изречения, афоризмы, пословицы, поговорки). "Знание" Москва 1969
  6. Г.К. Зайцев, А.Г. Зайцев Твое здоровье Укрепление организма Санкт-Петербург 1997

Приложение 1

Есть ли у вас нарушения сна?

Насколько велика вероятность того, что вы задремлете в перечисленных ниже ситуациях? Отвечая на каждый вопрос, поставьте соответствующие баллы, а затем подсчитайте их сумму.

0

Никогда бы не задремали

1

Маловероятно, что задремлете

2

Возможно, задремлете

3

Скорее всего, задремлете

А) когда сидите и читаете

0

1

2

3

Б) перед экраном телевизора

0

1

2

3

В) когда сидите неподвижно на уроке, в общественном месте, например в театре или на собрании

0

1

2

3

Г) если проехали в автомобиле час без остановки

0

1

2

3

Д) когда сидите спокойно после обеда

0

1

2

3

Е) если прилегли отдохнуть днем

0

1

2

3

Ж) когда сидите и беседуете с кем-нибудь

0

1

2

3

З) если автомобиль остановился на короткое время

0

1

2

3

Сумма баллов ______________

Результаты:

1-6:  нет причин для беспокойства

  1. в пределах нормы

9 и более:  обратитесь к врачу

Приложение 2

  1. Скажи мне, как ты спишь, и я скажу, как ты утомляешься.
  2.  Чем меньше сон, тем слаще он.
  3.  Чем крепче сон, тем ярче мысли.
  4.  Кто хочет спать, тот не нуждается в подушке. (Татарск.).
  5.  Сон мягкой перины не требует (Татарск.).
  6.  Как постелешь, так и поспишь.
  7.  Беспечальному сон сладок.
  8.  Сон, что богатство: что больше спишь, то больше хочется.
  9.  С курами ложись, а с петухами вставай.
  10.  Человек, который рано встает, увеличивает свое счастье (Кирг.).
  11.  Ешь вполсыта, спи досыта.
  12.  Кто больше всех спит, тот меньше всех живет.
  13.  Десять правильно проведенных ночей не окупают одной бессонной ночи (Кит.).
  14.  От бессонницы трудом лечатся.
  15.  Сон потерял - болезнь нажил.
  16.  Когда спится, тогда не снится.
  17.  Хорошо поработать - без сновидений спать. (Карел.).
  18.  Полному желудку кошмары снятся (Ассир.).
  19.  Голодный во сне хлеб увидел, а страждущий - воду.
  20.  Что держишь в уме, то и видишь во сне.
  21.  Лучше не спать, чем видеть страшные сны (Турецк.).
  22.  Нечистая совесть спать не дает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стань волшебником!

Блок уроков "Стань волшебником!" УРОКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ 2-А КЛАССА СТАНЬ ВОЛШЕБНИКОМ!   ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЦВЕТИКА-СЕМИЦВЕТИКА: -ИЗ КАКОЙ СКАЗКИ ЭТОТ ПРЕДМЕТ? (СКАЗКА КАТАЕВА «ЦВЕТИК-СЕМИ...

урок по литературному чтению по УМК Школа 2100 на тему "Живут волшебники земные тепло своих сердец даря"

Данный урок был проведён в 4 классе по произведению  К.Паустовского "Корзина с еловыми шишками"...

Задания к уроку внеклассного чтения по книге "Волшебник Изумрудного города"

конспект урока внеклассного чтения и задания для подготовки к уроку...

А. Волков "Волшебник изумрудного города"

Викторина по произведению А. Волкова "Волшебник изумрудного города"...

методическая разработка интегрированного урока "Мы волшебники" 3 класс

Данную разработку можно использовать как открытый урок для родителей. Совмещены фрагменты уроков математики, русскогоязыка, литературного чтения, окр. мира, информатики....

Открытый классный час по теме: «И я могу быть волшебником»

Открытый классный час по теме: «И я могу быть волшебником»  подготовлен Копниной Е. В., учителем нач. школы МОУ СОШ № 23 г. Дзержинска Нижегородской областиДанное мероприятие поможет провести кла...