Сценарий спортивного праздника «Молодецкие забавы»
методическая разработка по зож (3 класс) по теме

Простота правил, их вариативность, несложность и естественность физических упражнений, составляющих игровые действия, возможность проявлять инициативу, волю, воображение и многое другое издавна способствовали широкой популярности подвижных игр.

Активно использовались подвижные игры в физической подготовке воинов в Древнем Риме, Спарте и Афинах. Для проведения  игр  строились специальные помещения и огромные  стадионы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon molodetskie_zabavy_v_in.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Рейтинг@Mail.ru                                Сценарий спортивного праздника

«Молодецкие забавы»

                                        Яковкина Е.П..  учитель физкультуры 

Цели и задачи:

  1. Укрепление здоровья детей.
  2. Воспитание любви к физической культуре и спорту, чувства дружбы.
  3. Пропаганда здорового образа жизни.
  4. Определение сильнейшей команды.

Место проведения: спортивный зал.

Оборудование и инвентарь:

Секундомер, свисток, рулетка, стойки (флажки или кегли), мячи (баскетбольные, волейбольные, футбольные, теннисные), воздушные шары, скакалки, обручи, мешки, канат.

Нестандартное оборудование: 

Деревянные кирпичики, деревянные столбоходы (высота 15 см; диаметр 13-15 см, в верхней части просверлено отверстие и протянута веревка (длина веревки 2 метра), деревянные гимнастические палки.

Оформление: лозунги-плакаты:“Хочешь быть сильным – бегай!”, “Хочешь быть красивым – бегай!”, “Хочешь быть умным – бегай!”, “Спорт – это здоровье”, “Спорт – это успех”, “Спорт – это дружба”, “Спорт – сильнее всех”, “Нет большей победы, чем победа над собой”.

Музыкальное сопровождение: спортивный марш.

Участники:

Команды-участвуют в количестве трех человек ––юноша10кл.,8кл., 4кл- капитан команды.

Награждение:

  1. Победитель награждается медалью, грамотой и призом.
  2. Призеры награждаются грамотами и сладкими призами.
  3. Семьи можно наградить по номинациям:
  • “Самая сплоченная команда”;
  • “Самая волевая  команда”;
  • “Самая быстрая, ловкая, умелая команда”.

Ход праздника

Под звуки спортивного марша команды заходят в спортивный зал, и строятся в одну шеренгу к жюри.

Ведущий I

Пожалуйте гости дорогие, пожалуйте!
Веселья вам да радости!
Давно мы вас поджидаем,
Праздник без вас не начинаем.
У нас для каждого найдется: и словечко, и местечко!

(команды занимают свои места)

Ведущий II

Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте!
Сегодня здесь, в спортивном зале
Мы спорт, уменье совместим.
Мы этот славный праздник с Вами
Прекрасным играм посвятим.

Ведущий I

Мы видим здесь приветливые лица
Спортивный дух мы чувствуем вокруг
У каждого здесь сердце олимпийца
Здесь каждый спорту и искусству друг.

Ведущий II

Тот победит в соревнованье
Кто меток, ловок и силен
Покажет все свое уменье
Кто духом, телом закален.

Ведущий I

О спорт, дорогой!
По жизни с тобой
Дружить нам всегда
Дай Бог, на долгие года!
Наполняет нас радость движенья.
Сердце бьется в груди веселей!
И спортивной победы мгновенья
Дополняют улыбки друзей.

Ведущий II

И учиться нам спорт помогает
Ведь здоровье - основа всего
Кто со спортом по жизни шагает
Тот и может пойти далеко.
О спорт, дорогой!
По жизни с тобой
Дружить нам всегда
Дай Бог, на долгие года!

Ведущий I

Приятно говорить слова такие
Своих гостей, встречая у дверей
Мы вам так рады гости дорогие.
Так рады…

Ведущий II

Позвольте открыть наш чемпионат по многоборью "!" И представить команды участников наших соревнований.

Ведущий I

Юноши-10класс (делают шаг вперед) 

Вот они перед нами – слегка бодрые, местами подтянутые и даже в чем-то непобедимые, а в чем именно – мы узнаем позже (встают на свои места).

Ведущий II

Мальчики 5класс(делают шаг вперед)

Они всегда в форме. Дают о себе знать постоянные тренировки, . И мы уверены, что сегодня именно они будут задавать тон своим командам (делают шаг назад).

Ведущий I

И, наконец, капитаны команд! (4класс делают шаг вперед)

Это они еще с пеленок долгие годы закаляли постоянными тренировками и объединялись в дружескую команду, ставя перед собой все новые задачи: тяжело в учении, легко в бою.

Ведущий II

1 команда (название)
10класс  8класс
Капитан команды-4кл

2 команда (название)
10класс  8класс
Капитан команды -4кл

3 команда (название)
10класс  8класс

Капитан команды -4кл

(и т.д.)

Ведущий I

По плечу победа смелым, ждет того большой успех
Кто, не дрогнув, если нужно вступит в бой один за всех.
Пусть жюри весь ход сраженья без промашки проследит
Кто окажется дружнее, тот в бою и победит.
Делу время, час забаве. Команды слово-то за вами

(пожелания соперникам, говорят команды)

Ведущий II

Представляем вам судейскую коллегию (организатор внеклассной работы, учителя физической культуры, представители родительского комитета, совета школы).

Спортивная часть праздника

Ведущий I

1 конкурс

Разминка очень важна для спортсменов, так как можно увидеть и сильные и слабые стороны противника. Все знают, что спорт развивает ловкость и меткость. Следующий конкурс   который мы назвали «Газетон»     Взять в правую руку газету .левая рука за спиной ,смять газету, затем метнуть в мишень. Выигрывает та команда которая быстрее закончит метание, плюс попадание  в центр мишени.    


И наш конкурс
“Веселая переправа”

Первые выступают10класс. На столбоходах проходят дистанцию. Возвращаются (также на столбоходах). И передают эстафету8класса.4класс: передвигаются на 2деревянных кирпичиках, поочередно передвигая их, но при этом стоят на них (на пол не сходить). Доходят до флажков, берут в руки 2 кирпичика и бегут назад. Следующим двигается капитан команды. Ребенок использует для переправы два обруча - из одного обруча перепрыгивает в другой.

Ведущий II

2 конкурс

Как хорошо, что есть игры на свете,
В которых радость движения с мячом.
Объединяет нас мяч на планете
И зажигает сердца наши огнем.
После первого задания
Внимательно слушайте
Второе испытание.

(команды расположение за общей линией старта)

Первыми начинают10класс: обводят футбольным мячом стойки до флажка и возвращаются таким же способом. Вторыми начинают 8класс: выполняют по прямой подбивание (волейбольного) мяча до стойки и обратно. Третьими начинают дети: ведение баскетбольного мяча (необходимо так же как 10класс обвести кегли или стойки). И назад финишировать.

Ведущий I

Второй конкурс все команды продемонстрировали отличное владение мячом и хорошую физическую подготовку. А сейчас проведем третий конкурс.

3 конкурс

Вот заданье потрудней,
Помудрей и посложней.
Чтобы Вам вперед идти,
Нужно воздушный шар вести.

10класс двигаясь вперед до стойки подбивают гимнастической палкой воздушный шар и назад таким же способом (результат определяется по первому, прибежавшим на финиш). 8класс к ноге привязывают воздушный шарик, вторая нога свободна. Стоя в кругу по свистку начинают наступать друг другу на шарик (у кого шарик останется целым, тот и выиграла).

Ведущий II

Вижу я со стороны
Команды в технике равны.
Взглянуть хочу я побыстрей
Чьи капитаны пошустрей.

На полу разложены шары (количество не ограничено). Капитаны команд должны садиться на воздушные шары так, чтобы они лопнули. Кто больше налопает шаров, тот и выиграл. После конкурса, все лопнувшие шары отдаются жюри для подсчета.

Ведущий I

4 конкурс

Баскетбольное волненье
Я люблю переживать.
Радости и огорченья
Для меня как благодать.
Красотой игры пленяюсь
Дух бойцовский поддержу.
Мастерством я восхищаюсь.
Ах! Баскетбол люблю!

Ведущий II

4 вид - в кольцо послать
Вам надо баскетбольный мяч.
Лишь точность рук и меткость глаз
Позволит Вам попасть не раз.

Ведущий I

10класс сажают ребенка на плечи. 8класс подает баскетбольный мяч. Ребенок должен броском попасть в баскетбольное кольцо. На игру дается 90 секунд (считается количество попаданий).
(
этот конкурс могут выполнять одновременно две или несколько команд, в зависимости от наличия баскетбольных колец).

Ведущий II

Вы хорошо попадали,
Ловко с мячом управляли.
Время вы зря не теряли.
Упорно тренировались.

Ведущий I

Пока судейская коллегия подводит итоги за четыре конкурса рекламная пауза.
(
АннаЧученко кандидат а матера спорта выступает с элементами художественной гимнастики)

Ведущий II

Подведены итоги за четыре конкурса. Слово предоставляется судейской коллегии.

Ведущий I

Продолжаем наши состязания по многоборью.

Ведущий II

5 конкурс

Что за чудо – скок да скок!
Гляньте, тронулся мешок!
Эй, хватай его, ловите,
Поскорей мешок держите!

Ведущий I

Команды строятся у стартовой линии в колонну и по свистку каждый участник команды на перегонки прыгает в мешке до стойки и возвращается тем же способом, передает эстафету следующему участнику.

Ведущий II

Завершился конкурс в мешках.

6 конкурс

Выбирай прыжки по нраву –
В высоту или в длину,
И толчковой левой, правой
Рви пространства тишину.
Если сильно размахнулся
Оттолкнулся побыстрей,
То считай, прыжок удался
Ты лети в полет смелей

Ведущий I

Сейчас Вы (команды) должны продемонстрировать свои прыжковые способности, такие физические качества как ловкость, быстроту, гибкость. От ваших личных результатов будет зависеть успех ваших команд.

“Прыжок в длину с места”.

Все команды строятся в колонну по одному в произвольном порядке у общей линии старта. Первые номера прыгают в длину с места, отталкиваясь двумя ногами одновременно. Замер производится по пяткам первого касания пола. Вторые номера прыгают с места приземления первого и т.д. Места команд определяются по дальности отметок последних (3-х) участников.

Ведущий II

Команды прыгали отлично, задав высокий тон нам состязанием. Сегодня все достойны высшей похвалы, все команды проявили сплоченность и волю к победе. Но во всех соревнованиях есть кто-то лучший. Сейчас попросим судейскую коллегию подвести итоги по шести прошедшим конкурсам.
(
один член из судейской коллегии объявляет результаты)

Ведущий I

7 конкурс

Приглашаются команды на эстафету.

1. Бег с эстафетной палочкой (выполняет вся команда.

2. Бег с гимнастической палкой (бег начинают10кл. сверху на палке, добегают до стойки, оббегают, возвращаются, забирают 5кл затем ребенка).

3. “Каракатица” (упор руками и ногами, спина параллельно полу, передвигаться руками вперед).

4. Ведение “большого” теннисного мяча до отметки и метание мяча в цель.

5. Эстафета “Все сразу” - команды бегут одновременно в полных составах. Участники берутся за руки (или встают в колонну, берутся за пояс) бегут до стойки, оббегают ее и возвращаются к финишу.

Побеждает команда, участники которой, не расцепив руки, первой займут исходное положение. Места команд определяется по порядку финиширования.

Ведущий II

Молодцы! Молодцы!
Быстро бегать – это всем привычно,
С эстафетой справились отлично.
Вы нас всех здесь покорили
Вы силу духа проявили.

Пока судейская коллегия подводит итоги конкурса, пока наши команды дух переведут, отдохнут, а мы посмотрим как болельщики болеют за свою команду.

Ведущий I

Теперь болельщикам заданье. Свою команду поддержите. По одной болельщицы от каждой команды.

8 конкурс

А девочкам через скакалку,
По полминуте прыгать нужно.
Чтоб веселее им скакалось,
Поддержим их хлопками дружно.

Ведущий II

Скакалка, кто ее не знает,
Она расти нам помогает.
Попрыгать Вас я приглашаю,
И свой секундомер включаю.

(по одной девочке от команды одновременно прыгают со скакалкой. Считается количество прыжков за 30 секунд. Побеждает участница, у которой количество прыжков больше)

Ведущий I

Вы грациозно так скакали,
Как будто бабочки порхали.

Спасибо большое болельщицам.
(
лучшая прыгунья получает сладкий приз или грамоту)

Ведущий II

9 конкурс

Спортивное соревнованье –
Это то же рисованье.
Ведь спортсмен, он как художник,
Его мир эмоций сложен.
Спорта чудные мгновенья,
Ищут в красках воплощенье.
И друзья мои, сейчас!
Рисовать пора для Вас!

Ведущий II

Я приглашаю “команды” принять участие еще в одном конкурсе “Угадай, что нарисовано”.
(
участники конкурса получают по два листа с рисунками, изображающим часть спортивного инвентаря. Необходимо дорисовать его)

Ведущий I

Какие Вы замечательные художники.

10 конкурс

Да, очень славно потрудились,
И видно славно утомились.
Однако, что еще придумать,
Чтоб без падений и без шума.
Ага! Есть славная забава
Она придется Вам по нраву.

Ведущий II

Есть у нас одна игра
Вам понравится она,
Выходите на площадку
Стройтесь дружно по порядку.
юноши,мальчики,1класс
Вызываем на канат.

Ведущий I

Попрошу я, Вас на старт
На прочность испытать канат.

(команды соревнуются в перетягивании каната).

Ведущий II

Последний вид соревнований,
Мы завершили и сейчас
Итог всех наших состязаний,
Пусть судьи доведут до нас.

Ведущий I

(команды для подведения итогов праздника строятся в центре спортивного зала)

И вот подводим мы итоги
Какие не были б они,
Пускай спортивные дороги
Здоровьем полнят ваши дни.

Ведущий II

Пусть юность, дружба, спорт и мир
Всегда шагают с нами рядом.
Кого мир спорта закружил,
Тот смотрит дружелюбным взглядом.
Сегодня стали мы сильнее.
Сегодня стали мы дружнее.

Ведущий I

Сегодня проигравших нет,
Есть просто лучшие из лучших.
Пусть в каждом сердце дружбы свет,
Зажжет поступков добрых лучик.

Ведущий I

Для подведения итогов слово предоставляется жюри.
(
объявляются итоги в командном зачете спортивного праздника, проводится награждение)

Ведущий I

Спасибо Вам, и до свиданья!
До новых встреч в спортзале этом.
Соединяйте спорт и знанья
И душу грейте добрым светом.

Ведущий II

Всем спасибо за внимание
За задор и звонкий смех.
За огонь соревнования
Обеспечивай успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим всем – до свиданья,
До счастливых новых встреч!

Подвижные игры – игры, основное содержание которых составляют разнообразные виды бега, прыжков, метаний и других движений.

Простота правил, их вариативность, несложность и естественность физических упражнений, составляющих игровые действия, возможность проявлять инициативу, волю, воображение и многое другое издавна способствовали широкой популярности подвижных игр.

Активно использовались подвижные игры в физической подготовке воинов в Древнем Риме, Спарте и Афинах. Для проведения  игр  строились специальные помещения и огромные  стадионы.

Содержание народных подвижных игр заложило в дальнейшем основу программы Олимпийских игр, которые проводятся с 776г. до нашей эры

(с этого года началась запись победителей состязаний) в Древней Греции.

На Руси подвижные игры на протяжении многих веков также использовалась в народной педагогике, как средство физического совершенствования.

В годы правления  Петра 1 подвижные игры активно используются как средство физического воспитания. Исторические документы свидетельствуют, что Пётр 1 широко внедрял в физическую подготовку молодёжи русскую лапту и городки. Особенно следует отметить применение Петром 1 в физической подготовке молодёжи игр, представляющих собой систему увлекательных «потех» на суше и на воде, а также введение им физического воспитания в учебных заведениях, где специально рекомендовалось использовать подвижные игры.

Выдающийся русский полководец Суворов А.В. придавал большое значение физическим упражнениям, отмечая полезность, в том числе

и подвижных игр. Герцен А.И., Белинский В.Г., Ушинский К.Д.,

Лесгафт П.Ф.и др. пропагандировали и применяли подвижные игры

в физическом воспитании молодёжи.

После Великой Октябрьской революции, в 1921 году, создается специальный институт, занимающийся проблемами детских игр. С этого времени решение проблем совершенствования системы физического воспитания  возможно только при условии широкого использования всех средств физической культуры и спорта, среди которых подвижные игры занимают не последнее место.

Таким образом, анализ истории развития системы физического воспитания подрастающего поколения свидетельствует о том, что подвижные игры широко использовались в подготовке молодёжи к труду

и успешному выполнению воинских обязанностей. Благодаря большой популярности число подвижных игр многообразно. Но при этом, каждая игра базируется на следующих понятиях или имеет следующие особенности игра наполнена определенным содержанием, имеет свою форму и особенности.

Содержание игры  составляют сюжет (образный или условный), правила, двигательные действия, входящие в игру для достижения цели.

Форма игры – организация действий учеников – индивидуальная, групповая, коллективная. Форма игры обуславливается ее содержанием.

Методические особенности зависят от ее формы, им свойственны образность, самостоятельность действий, ограничиваемая правилами, творческая инициативность, изменчивость ситуаций, элементы соревнования, эмоциональный тонус.

Игра является активным средством идеологического воздействия, определяет значимую роль и место игры в воспитательном процессе. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки.

Педагогическая классификация подвижных игр

Различают три основные группы игр

1)        Имитационные (подражательные)

a)        творческие

b)        обусловленные правилами.

2)        Элементарно-спортивные

        некомандные;

        переходные;

        командные (полуспортивные).

3)        Спортивные игры.

Лесгафт П.Ф. делил все игры на две группы

1.        Игры простые, в которых каждый из участвующих преследует свои цели без отношения к другим играющим.

2.        Игры с партиями, в которых каждый участник своими действиями стремится поддержать интересы целой группы лиц.

Кроме того, можно встретить другие классификации, в основании которых находятся

        Степень сложности (простые, сложные);

        Возраст детей;

        Виды движений, преимущественно входящих в игры (с бегом, прыжками и т.д.);

        Физические качества, преимущественно проявляемые в игре (игры способствующие развитию силы, быстроты и т. д.);

        Игры, рекомендованные в подготовке к занятиям различных видов спорта;

        В зависимости от сложности взаимоотношений между игроками (некомандные, переходные, командные).

Некомандные игры могут быть подразделены на игры с водящим

и без водящего.

Точно также командные игры распадаются на два основных вида

а)        игры с одновременным участием всех играющих;

б)        игры с поочередным участием всех играющих (эстафеты).

Отличие подвижных игр от спортивных игр

1.        Отсутствие правил, утвержденных федерацией по виду спорта.

2.        Для судейства игры не требуются категории судейства.

3.        Отличие по рангам соревнований (чемпионата мира по пятнашкам не производится).

4.        Не требуется специальной техники и тактики игры.

5.        Не требуется уровня специальной  физической подготовки (СФП).

Место подвижных игр в различных звеньях системы физического воспитания

Спортивно-игровой метод физического воспитания нашел широкое применение в практике работы по физической культуре и спорту с детьми дошкольного возраста, с учащимися образовательных школ и лицеев,

со студентами, с призывниками, с взрослым населением.

Игры являются одним из важнейших средств формирования у детей

и подростков высоких нравственных и физических качеств. Особенно большое место они занимают в физическом воспитании детей дошкольного

и школьного возраста, т.к. игры благоприятствуют комплексному совершенствованию двигательных навыков, нормальному физическому развитию, укреплению здоровья.

Применение подвижных игр очень широко

        они могут быть составной частью урока и служить для обучения, тренировки и проверки подготовленности учеников;

        могут быть средством отбора учащихся в спортивную секцию;

        применяются во внеурочное время на занятиях;

        используются в качестве подготовки к сдаче зачетных нормативов, проводимой на эмоциональном фоне, связанном с применением подвижных игр, стимулируют двигательную активность, меньше утомляют, подготавливают к значительным функциональным нагрузкам;

        игры с успехом применяют в спортивной тренировке.

Анализ основных типов подвижных игр с различным двигательным содержанием и их педагогическое значение

В качестве примера воспользуемся классификацией, в основе которой лежат взаимоотношения играющих. Различие этих отношений позволяют выделить три основные группы игр некомандные, переходные

и командные.

Некомандные подвижные игры – игры, в которых отсутствует коллективность действий в достижении цели и каждый играющий действует независимо от других.

Например – пятнашки в разных вариантах.

Командные подвижные игры – это игры, в которых соревнования проводятся между коллективами. Действия участников подчинены интересам всего коллектива и должны быть согласованными. Например игра между командами и имеют простые правила игры.

Эстафеты – это командные игры с поочередным участием игроков. По характеру перемещений эстафеты классифицируются на три группы линейные, встречные, круговые.

Педагогические задачи, решаемые с помощью подвижных игр

в занятиях с детьми школьного возраста

1.        Разучить и усовершенствовать основные виды движения, имеющие главным образом, прикладное значение ходьбу, бег, прыжки, метание, лазание и т. д.

2.        Развивать отдельные группы  и обучать напряжению и расслаблению мышц.

3.        Развивать быстроту, ловкость, гибкость.

4.        Воспитывать нравственно-волевые качества целеустремленность, настойчивость, выдержку, смелость.

При  выборе и проведении подвижных игр важна роль воспитателя, учителя.

Для 7-11 лет характерно плавное развитие морфофункциональных систем с преобладанием темпов роста тела относительно массы.

В этом возрасте продолжается окостенение скелета, хотя он еще содержит значительное количество хрящевой ткани, формируется шейная и грудная кривизна; связочный аппарат обладает высокой эластичностью. Доля мышц

в массе тела составляет 23%.

В 7-11 летнем возрасте морфофункциональные перестройки системы кровообращения заключаются в увеличении объема сердца и минутного объема крови  (МОК), более редкий пульс. Однако функциональный резерв сердца еще недостаточен для длительной напряженной физической  работы.

Классическое построение урока физической культуры подразумевает наличие в его структуре трех основных частей, подготовительной, основной, заключительной. Желаемый подбор игрового материала, как основного средства физического развития, в начальных классах, будет способствовать эффективному решению учебно-воспитательных задач в каждой части урока.

Максимальная продолжительность игр 10-15 минут, они проводятся

в основной части урока и по степени воздействия на организм относятся

к играм средней и большой интенсивности. Планируя проведение игры, педагог должен продумать систему определения победителя и нагрузку на ученика.

Основу игрового материала для подготовительной части урока составляют игры средней и малой интенсивности. Их продолжительность

5-7 минут, а учебное содержание включает в себя обще-развивающие

и строевые упражнения. Для заключительной части урока также характерны мало интенсивные игры, продолжительность 3-5 минут.

Лесгафт П.Ф. делил все игры на две группы

1.        Игры простые, в которых каждый из участвующих преследует свои цели без отношения к другим играющим.

2.        Игры с партиями, в которых каждый участник своими действиями стремится поддержать интересы целой группы лиц.

Кроме того, можно встретить другие классификации, в основании которых находятся

?        Степень сложности (простые, сложные);

?        Возраст детей;

?        Виды движений, преимущественно входящих в игры (с бегом, прыжками и т.д.);

?        Физические качества, преимущественно проявляемые в игре (игры способствующие развитию силы, быстроты и т. д.);

?        Игры, рекомендованные в подготовке к занятиям различных видов спорта;

?        В зависимости от сложности взаимоотношений между игроками (некомандные, переходные, командные).

Некомандные игры могут быть подразделены на игры с водящим

и без водящего.

Точно также командные игры распадаются на два основных вида

а)        игры с одновременным участием всех играющих;

б)        игры с поочередным участием всех играющих (эстафеты).

Отличие подвижных игр от спортивных игр

1.        Отсутствие правил, утвержденных федерацией по виду спорта.

2.        Для судейства игры не требуются категории судейства.

3.        Отличие по рангам соревнований (чемпионата мира по пятнашкам не производится).

4.        Не требуется специальной техники и тактики игры.

5.        Не требуется уровня специальной  физической подготовки (СФП).

Место подвижных игр в различных звеньях системы физического воспитания

Спортивно-игровой метод физического воспитания нашел широкое применение в практике работы по физической культуре и спорту с детьми дошкольного возраста, с учащимися образовательных школ и лицеев,

со студентами, с призывниками, с взрослым населением.

Игры являются одним из важнейших средств формирования у детей

и подростков высоких нравственных и физических качеств. Особенно большое место они занимают в физическом воспитании детей .

и школьного возраста, т.к. игры благоприятствуют комплексному совершенствованию двигательных навыков, нормальному физическому развитию, укреплению здоровья.

Применение подвижных игр очень широко

?        они могут быть составной частью урока и служить для обучения, тренировки и проверки подготовленности учеников;

?        могут быть средством отбора учащихся в спортивную секцию;

?        применяются во внеурочное время на занятиях;

?        используются в качестве подготовки к сдаче зачетных нормативов, проводимой на эмоциональном фоне, связанном с применением подвижных игр, стимулируют двигательную активность, меньше утомляют, подготавливают к значительным функциональным нагрузкам;

?        игры с успехом применяют в спортивной тренировке.

Анализ основных типов подвижных игр с различным двигательным содержанием и их педагогическое значение

В качестве примера воспользуемся классификацией, в основе которой лежат взаимоотношения играющих. Различие этих отношений позволяют выделить три основные группы игр некомандные, переходные

и командные.

Некомандные подвижные игры – игры, в которых отсутствует коллективность действий в достижении цели и каждый играющий действует независимо от других.

Например – пятнашки в разных вариантах.

Командные подвижные игры – это игры, в которых соревнования проводятся между коллективами. Действия участников подчинены интересам всего коллектива и должны быть согласованными. Например игра между командами и имеют простые правила игры.

Эстафеты – это командные игры с поочередным участием игроков. По характеру перемещений эстафеты классифицируются на три группы линейные, встречные, круговые.

Педагогические задачи, решаемые с помощью подвижных игр

в занятиях с детьми школьного возраста

1.        Разучить и усовершенствовать основные виды движения, имеющие главным образом, прикладное значение ходьбу, бег, прыжки, метание, лазание и т. д.

2.        Развивать отдельные группы  и обучать напряжению и расслаблению мышц.

3.        Развивать быстроту, ловкость, гибкость.

4.        Воспитывать нравственно-волевые качества целеустремленность, настойчивость, выдержку, смелость.

При  выборе и проведении подвижных игр важна роль воспитателя, учителя.

Для 7-11 лет характерно плавное развитие морфофункциональных систем с преобладанием темпов роста тела относительно массы.

В этом возрасте продолжается окостенение скелета, хотя он еще содержит значительное количество хрящевой ткани, формируется шейная и грудная кривизна; связочный аппарат обладает высокой эластичностью. Доля мышц

в массе тела составляет 23%.

В 7-11 летнем возрасте морфофункциональные перестройки системы кровообращения заключаются в увеличении объема сердца и минутного объема крови  (МОК), более редкий пульс. Однако функциональный резерв сердца еще недостаточен для длительной напряженной физической  работы.

Классическое построение урока физической культуры подразумевает наличие в его структуре трех основных частей, подготовительной, основной, заключительной. Желаемый подбор игрового материала, как основного средства физического развития, в начальных классах, будет способствовать эффективному решению учебно-воспитательных задач в каждой части урока.

Максимальная продолжительность игр 10-15 минут, они проводятся

в основной части урока и по степени воздействия на организм относятся

к играм средней и большой интенсивности. Планируя проведение игры, педагог должен продумать систему определения победителя и нагрузку на ученика.

Основу игрового материала для подготовительной части урока составляют игры средней и малой интенсивности. Их продолжительность

5-7 минут, а учебное содержание включает в себя обще-развивающие

и строевые упражнения. Для заключительной части урока также характерны мало интенсивные игры, продолжительность 3-5 минут.

Таким образом, игра — одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих. Главным признаком, отличающим большинство игр, является их сознательный характер. Перед играющим всегда ставится цель — выполнение какой либо конечной задачи игры, т. е. получение результата,

Учитель физкультуры, классный руководитель должны владеть умением воспитывать через игру, уметь так организовать коллектив, чтобы действия каждого участника игры давали ему возможность проявить личные качества и вместе с тем приносили успех общему делу. Игра является методом физического развития детей, их нравственного воспитания и одновременно способом совершенствования педагогического мастерства самого учителя.

В методике обучения подвижным играм необходимо руководствоваться принципами дидактики. Это выражается в осознании восприятия игр учениками, активном участии в них, в проявлении детской инициативы и творчества. Последовательность применения игр на уроках физкультуры, в тех или иных формах внеклассной работы должна быть заранее спланирована, а процесс обучения игре должен носить воспитывающий характер. Закон педагогики, трактующий о том, что учить других надо только тому, что хорошо знаешь сам, имеет прямое отношение к подбору и организации игр учителем.

Выбор подвижной игры, прежде всего, зависит от тех педагогических задач, которые учитель ставит перед уроком или тренировкой. Важен также учет степени трудности игры для занимающихся. Степень трудности игры определяется подготовленностью класса. Надо четко представлять, что учащиеся могут, и что еще не в силах.

На выбор игры для урока или тренировочного занятия влияет количественный состав группы, а также надо учитывать, где проводится игра (в зале, не площадке, на поляне), какой инвентарь имеется в распоряжении руководителя.

Подготовка к проведению игры особенно важна в тех случаях, когда игра применяется впервые и педагог не в состоянии предвидеть всех ситуаций, которые могут сложиться в ходе состязания. Вот почему на первых порах необходимо при подготовке к любой новой игре составлять конспект, включая его в разработку урока или тренировочного занятия.

В обязанность руководителя помимо изучения игры входит и подготовка для нее места, обеспечение игры инвентарем.

Организация играющих - важная предпосылка для дальнейшего успешного хода игры. Разместить играющих и правильно выбрать место для объяснения игры - первое важное условие. Прежде всего, выбирают водящего или разделяют играющих на команды. Лучше, если водящего назначит сам руководитель или его изберут играющие, но предварительно руководитель объясняет какими качествами должен обладать водящий (хорошо владеть мячом, быть быстрым, сообразительным, внимательным и т.д.). Иногда можно применять считалку, определять начинающего по жребию. Последующие водящие обычно выявляются в ходе игры или по результату прошедшей игры.

Командные игры - наиболее эффективное средство закрепления навыков, а также воспитания коллектива. Однако нужно учитывать, что играть интересно, когда команды равны по силам.

Для оценки действий играющих в ряде случаев необходим помошник судьи. Руководитель может назначить его сам, а затем заменить, чтобы он тоже мог принять участие в игре.

Капитанов команд (если они нужны) выбирают обычно сами занимающиеся. Капитану дается право распределять роли в команде. Капитан следит за соблюдением правил и дисциплины. Он является помошником руководителя в своей команде.

Объяснение игры проходит, когда участники построены и распределены по командам. Изложение игры надо сопровождать показом. При проведении в с младших классов игр с речитативом текст или слова, произносимые во время игры, разучиваются заранее. Перед игрой детям сообщается о всех командах или сигналах, которые применяются в игре.

Чтобы убедиться, понятна ли игра, учитель спрашивает у донного - двух учащихся о ее содержании и правилах, после чего начинает игру. Учащиеся должны знать, что даст им, помимо удовольствия, та или иная игра, они должны быть уверены, что игра тренирует их в выполнении того или иного приема, укрепляет мускулы, формирует выносливость, смекалку, инициативу и самостоятельность.

Любую игру нужно объяснять примерно по следующий схеме: 1) название игры (можно сказать с какой целью игра проводится); 2) роли играющих и их расположение на площадке; 3) ход игры; 4) цель игры; 5) правила игры. Заканчивается объяснение игры ответом на вопросы играющих.

Руководство игрой имеет исключительно важное значение для решения поставленных образовательных и воспитательных задач. Обязанность руководителя не только начать игру, но и разумно ее дозировать и вовремя закончить.

Одна из наиболее важных задач руководителя - суметь войти в детский коллектив, включиться в сферу игровых действий. Только при таком отношении к игре можно активно влиять на детей, решать нужные педагогические задачи. С окончанием игры обрываются игровые связи, почти полностью исчезает не формальная игровая сфера. Однако остается главное - доверие ребенка к педагогу, который, пренебрегая взрослостью, может войти в детский мир, оставаясь вместе с тем справедливым авторитетом.

Руководителю важно следить за психологической атмосферой подвижной игры. Нельзя допускать пререканий, грубости, следует спрашивать помошников о замеченных ошибках, дисциплине в командах. Воспитание выдержки, справедливости, взаимовыручки, настойчивости в достижении цели - важная задача руководителя.

Не менее важно следить за выполнением основного приема игры, на закрепление которого она в основном направлена. Давать сигнал к окончанию игры лучше всего тогда, когда участники получили от нее удовольствие, но не переутомились. Об окончании игры можно предупредить. Неожиданное для учеников окончание игры может вызвать отрицательную реакцию.

Подведение итогов игры, определение ее результатов, выявление ошибок, неверных действий имеют большое воспитательное значение. После игры полезно отме ...........


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий спортивного праздника "Армейские забавы" к 23 феврвля

В празднике участвуют учащиеся 4 классов. Команды смешанные ( мальчики и девочки)...

Спортивный праздник «Зимние забавы» для начальной школы

Спортивный праздник «Зимние забавы»...

Сценарий новогоднего спортивного праздника «Зимние забавы!»

Цель и задачи:·        Привлечение детей к занятиям физической культурой и спортом.·        Овладение необходимыми двигательными у...

Спортивный праздник "Зимние забавы"

Сценарий праздника.  Ведущий.                  Возле школы во дворе елочки стояли,...

Сценарий спортивного праздника "Новогодние забавы"

Сценарий спортивного новогоднего праздника для учащихся начальной школы. Забавные конкурсы и эстафеты, необычные ведущие...

Сценарий спортивного праздника "Зимние Забавы"

Зимнее спортивное мероприятие для 3-4 классов....

Сценарий спортивного праздника «Зимние забавы»

Спортивный праздник для учащихся 4 классов...