Что мы знаем о гриппе?
план-конспект занятия по зож на тему

Морозова Светлана Николаевна

Занятие курса внеурочной деятельности "Школа здоровья". Можно использовать материал на уроках окружающего мира и классных часах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_dlya_uchashchikhsya_2.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Что мы знаем о гриппе?

   Цели. Дать общее представление о гриппе, о причинах его возникновения, возбудителе, симптомах заболевания; учить защищать свой организм от гриппа, вести профилактику данного заболевания; воспитывать грамотных в отношении здоровья детей.

   Оборудование. Компьютерная презентация,; таблица «Новые слова»: эпидемия, профилактика, токсины, фитонциды; конверт с письмом, рисунок «Точечный массаж»; головка и нарезанные зубчики чеснока; мешочек с апельсином, лимоном, яблоком и луковицей; рабочие листы; памятки.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Учитель. Добрый день, ребята! Мы с вами продолжаем наши уроки здоровья.

Слайд 1

  1. Формулировка темы и целей занятия.

У. Сегодня утром нам пришло письмо. От кого? Ответ на этот вопрос спрятан в загадке. Послушайте ее внимательно и постарайтесь отгадать:

   Всех на свете он добрей,

   Лечит он больных зверей,

   И однажды бегемота

   Вытащил он из болота.

   Он известен, знаменит.

   Это …

Дети.  Доктор Айболит!

Слайд 2

У. Да, это Доктор Айболит. Он очень хотел встретиться с вами, но, к сожалению, не смог – работы очень много. Послушайте его письмо, адресованное вам (читает):

«Здравствуйте, ребятишки! Мои верные друзья принесли мне печальное известие: на вашу школу надвигаются полчища микробов, а предводителя этих микробов зовут Грипп. Я не смогу попасть к вам, но передаю советы, как победить этого злодея и его войско. Айболит.»

  Тема нашей беседы…. Как вы думаете какая?  (выслушать ответы детей)

Верно: «Как победить грипп?»

(на экране появляется слайд  темой занятия).

Слайд 3

  1. Сообщение нового материала

  Рассказ с элементами беседы.

  У. Ребята, на ваших столах лежат листочки (см.Приложение 1), которые подготовил Доктор Айболит. В них мы будем записывать приметы этого разбойника, по которым вы легко его опознаете.

   А сейчас внимательно меня послушайте. Что же такое грипп?

  Д. Заболевание.

  У. А знаете ли вы, мои юные друзья, что возбудитель этой болезни, то есть тот, кто ее вызывает – мельчайший микроб-вирус?

   Свое название болезнь и этот злобный вирус получили от французского слова gripper, что в переводе означает «схватывать».  Начало заболевания действительно напоминает схватку. Грипп в буквальном смысле слова берет человека за горло, проникая в его организм.

   Итак, первая примета: возбудитель заболевания – вирус.

    Слайд 4

      На экране появляется табличка:

Возбудитель заболевания – вирус.

 

 Дети записывают на рабочих листах.

  - Ребята, а как можно заразиться гриппом?

   Ответы детей.

 - Можно заразиться от больного человека. При разговоре, чихании, кашле больной гриппом выделяет мельчайшие капельки слюны, слизи. А другой человек может вдохнуть этот зараженный воздух. Как известно, такой путь заражения гриппом и другими простудными заболеваниями называется воздушно-капельным.

Слайд 5

    На экране появляется информация:

Путь заражения – воздушно-капельный.

 

Источник заражения – больной человек.

 

   Дети записывают это на рабочих листах.

    - Болезни, которые являются заразными и вызываются микробами,

в медицине называют инфекционными.

   Слайд 6

На экране  появляется табличка:

Грипп – инфекционное заболевание.

     Дети записывают на рабочих листах.

  - Грипп так заразен, что одновременно могут заболеть очень многие люди. Как же это называется, когда заболевает большое количество людей?

   Ответы детей.

 - Эпидемия – быстрое распространение инфекции среди населения, приводящее к резкому увеличению количества заболевших.

  На экране появляется табличка со словом ЭПИДЕМИЯ.

Слайд 7

  - А что может сделать этот разбойник-грипп, попав в организм человека?

    Ответы детей.

  - Вирус гриппа, поселяясь в организме, размножается и выделяет в кровь ядовитые вещества – токсины, отравляющие весь организм.

  На экране - табличка со словом ТОКСИНЫ.

Слайд 8

  - Ребята, а по каким признакам можно  понять, что человек заболел?

   Ответы детей.

  - А сейчас выполним следующее задание: прочитаем стихотворение о гриппе и подчеркнем карандашом признаки, по которым мальчик понял, что он заболел.

  Дети читают стихотворение (См. Приложение 1).

   У. Теперь возьмите карандаши и подчеркните признаки болезни. Пожалуйста, ваши ответы.

   Ответы детей.

  У. Правильно, а еще нужно добавить слабость, вялость, боли в мышцах. Это все признаки гриппа.

   На экране появляется табличка:

Слайд 9

         Признаки гриппа:

  1. высокая температура;
  2. мышечные  боли, головная боль;
  3. насморк;
  4. кашель;
  5. слабость, вялость.

 

У.  Ребята, а как можно отличить ОРЗ от гриппа?

   Ответы детей.

 - Молодцы! Хорошо отвечаете! Не удивлюсь, если вы знаете, какие правила надо соблюдать человеку, заболевшему гриппом. Знаете?! Сейчас проверим

Слайд 10

  1. Физминутка.

Дети встают.

У. Я буду называть правила, которые должен выполнять больной. Если правило верное, хлопайте руками. Если правило неверное, топайте ногами.

  1) Если заболел гриппом, пригласи как можно больше друзей и здорово повеселись.

  2) Если заболел гриппом срочно иди в поликлинику, а по пути зарази как можно больше людей.

  3) Если заболел гриппом, надо вызвать врача (фельдшера) на дом.

  4) Надо лечь в постель.

  5) Если заболел, ешь мороженое.

  6) Принимай лекарства, которые сам нашел в аптечке.

  7) Принимай лекарства, назначенные врачом.

  8) Пей больше воды, фруктовых соков и другой жидкости: это поможет вывести из организма ядовитые вещества и снизить температуру.

  9) Когда  кашляешь и чихаешь, открывай рот пошире, чтобы летели брызги во все стороны.

  10) Если заболел гриппом, отправляйся в гости к другу  - ты так давно у него не был.

  1. Продолжение темы.

У. Теперь вы все знаете об этом разбойнике – Гриппе. Давно известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому если пока еще вам удалось избежать встречи с вирусом, самое время заняться профилактикой. Что такое профилактика?

   Ответы детей.

 - Профилактика – это меры, которые надо предпринять, чтобы не заболеть.

      На экране – слово ПРОФИЛАКТИКА.

Слайд 11

  У.  Как же мы можем помочь себе? Необходимо, чтобы вы последили за своим питанием, ели больше овощей и фруктов. Зачем?

   Ответы детей.

  - В овощах и фруктах есть витамины. Витамины – главные помощники в борьбе с гриппом. А какие витамины вы знаете?

   Ответы детей.

  - Какой витамин повышает устойчивость организма к инфекционным заболеваниям?

   Ответы детей.

Игра

  - Есть растения, в которых много нужного нам витамина – витамина С. Сейчас я загадаю загадки про растения, плоды которых содержат много витамина С. Эти плоды спрятаны в мешочке.

   

   Желтый цитрусовый плод,

   В теплых странах он растет.

   Но на вкус кислейший он,

   А зовут его… (Лимон)

   С виду он – как рыжий мяч,

   Только вот не мчится вскачь.

   В нем полезный витамин.

   Это спелый … (Апельсин)

- Все цитрусовые (лимон, апельсин, лайм, грейпфрут,  мандарин) содержит большое количество витамина С. Но нельзя забывать и о яблоках, грушах, морсах из варенья: малинового, смородинового, облепихового.

  1. Физминутка.

У. Есть овощи и фрукты – это хорошо. Но есть еще один эффективный способ уберечься от гриппа и других простудных заболеваний. Это точечный массаж. На нашем теле есть такие волшебные точки, массаж которых повышает сопротивляемость нашего организма к простудным заболеваниям.

На экране -  рисунок «Точечный массаж»

Слайд 12

  - Посмотрите на этот рисунок. Вот эти точки. Следует проводить массаж в течение 2-3 минут, надавливая на каждую точку не дольше 15 секунд, то есть делать вращательные движения 7 раз в одну сторону и 7 раз в другую. С целью профилактики массаж делают 2-3 раза в день, а при заболевании – через каждый час.

   Учитель показывает точечный массаж. Ученики повторяют за учителем.

  - И еще один способ профилактики гриппа и простуды. Придя домой из школы, вымойте руки с мылом, умойтесь  и  промойте пазухи носа теплой водой, можно с мылом, втягивая поочередно левой и правой ноздрей теплую воду. Это способ эффективен и при насморке. (Можно предложить одному ученику провести демонстрацию процедуры).

  1. Продолжение темы

 У. Очень хорошо! Я думаю, что этот способ защиты может остановить нашего злодея. Но я знаю еще одно средство. В этом мешочке лежит то, чего очень боится разбойник Грипп. Отгадайте загадку – и узнаете чего боится вирус гриппа.

   Маленький, горький, луку брат.  (Чеснок)

   - А давайте-ка посмотрим!

  Учитель показывает головку чеснока.

 - Молодцы! Чеснок и лук выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают микробы.

  На экране -  слово ФИТОНЦИДЫ.

Слайд 13

  1. Практическая работа

 У. Сейчас мы с вами сделаем амулеты здоровья. Они защитят вас от гриппа и его воинов - вирусов.

 Ученики выполняют практическую работу по изготовлению амулетов, которые учащиеся одевают на шею.

Слайд 14

 - Носите эти амулеты, и они защитят вас от вируса гриппа и его помощников. А дома разложите на тарелочки очищенные и нарезанные зубчики чеснока и половинки головок лука.

  1. Итог занятия

 У.  Ребята, чтобы вы не забыли, как уберечься от гриппа и какие правила нужно соблюдать, если ты заболел, я каждому вручаю памятку (См. Приложение 2).

   Детям вручаются памятки. (Можно прочитать вслух памятку).

   - Я уверена, что злодей Грипп сильно напуган. Его уже и след простыл.

   Вы хорошо поработали!

Слайд 15

   В заключение хочется услышать от вас, о чем вы узнали сегодня на этом занятии?

  Ответы детей.

 Рекомендуется выпустить стенгазету «Как победить грипп?», оформить проект

Приложение 1.

                              Приметы

Возбудитель заболевания __________________

Источник болезни ________________________

Путь заражения __________________________

Грипп - _______________________ заболевание

У меня печальный вид -

Голова с утра болит,

Я чихаю, я охрип.

Что такое? Это грипп!

Не румяный гриб в лесу,

А поганый грипп в носу!

В пять минут меня раздели,

Стали все вокруг жалеть.

Я лежу в своей постели,

Мне положено болеть.

Поднялась температура.

Я лежу и не ропщу -

Пью солёную микстуру,

Кислой горло полощу.

Ставят мне на грудь горчичник.

Говорят: «Терпи, отличник!»

После банок на боках

Кожа в синих пятаках

День лежу, второй лежу

Третий - в школу не хожу.

И друзей не подпускают,-

Говорят, что заражу.

Приложение 2.

                                           Памятка

  • Во время эпидемии гриппа старайся как можно меньше бывать в местах массового скопления людей.
  • Если в семье кто-нибудь заболел гриппом, то окружающим желательно надевать марлевые повязки, закрывающие рот и нос. Несколько раз в день нужно проветривать помещение.
  • У болеющего гриппом человека должна быть индивидуальная посуда, которой во время болезни будет пользоваться только он.
  • Чтобы повысить сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, принимай витамины, в первую очередь витамин С.
  • С целью профилактики простудных заболеваний 2-3 раза в день делай точечный массаж и промывай теплой водой носовые пазухи.
  • Во время эпидемии нюхай и ешь чеснок и лук.
  • При появлении признаков болезни лучше не выходить из дома, а вызвать врача (фельдшера).

 

эпидемия

 профилактика

 токсины

 фитонциды

Новые слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знай! Помни! Соблюдай правила пожарной безопасности!

Методическая разработка внеклассного мероприятия по пожарной безопасности, участвовавшая в открытом конкурсе методических разработок с использованием информационно-коммуникационных технологий...

Знай правила движения,как таблицу умножения!

Аннотация Данный урок предназначен для учащихся 1-4 классов. Урок носит игровой характер. На занятии  используются различные виды деятельности учащихся. Разработка данного мероприятия подхо...

Викторина "Я знаю Москву"

Вопросы викторины...

урок по окружающему миру 1 класс :"Что мы знаем о своей планете, своей стране, своей Родине?"

Данный материал предназначен для проведения урока по предмету "окружающий мир" по программе "Школа России" в 1 классе. Продолжительность- 1 урок 45 минут....

Урок по теме "Знаем – повторим, не знаем- узнаем".

Урок  обучения  грамоте  в  1 классепо букварю авторов ШтецА.А., ИсаеваС.А., Сабодах Р.В.  по УМК «Школа России» ....

Урок русского языка.2 класс Обобщение по теме «Знаем - повторим, не знаем - узнаем». программа "Гармония"

Урок для 2 класса программа "Гармония" можно использовать и по другим программам. Разработан с целью закрепления способов обозначения звука Й, а также о словах, обозначающих предмет, признак, действие...