Привитие культуры здоровья младших школьников в процессе урочной и внеурочной деятельности
статья по зож на тему

Окунева Елена Александровна

 

В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.

 

Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Каждое занятие  должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл privitie_kultury_zozh.rar2.81 МБ

Предварительный просмотр:

Окунева Елена Александровна

учитель начальных классов

МКОУ «Троицкая

средняя общеобразовательная школа»

Омского муниципального района

Омской области

Привитие культуры здоровья младших школьников в процессе урочной и внеурочной деятельности

В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Современная образовательная и воспитательная ситуация акцентируют внимание на создании условий для более полной реализации возможностей обучающихся, их роста и развития в условиях сложной социальной действительности.

Особенно чувствительны к неблагоприятным факторам окружающей среды, гиподинамии, стрессовым ситуациям дети. Поэтому обучение здоровому образу жизни и воспитание привычки поддерживать себя в естественном здоровом состоянии надо начинать с детства, совершенствовать в юности и сохранять всю жизнь.

Факторы, определяющие здоровье школьников:

- образ жизни человека;

- окружающая среда;

- наследственность;

- медицина.

Здоровье детей - это общая проблема педагогов, медицинских работников и родителей. Главными причинами ухудшения здоровья детей школьного возраста является перегрузка учебным материалом, медицинская и психологическая неграмотность части учителей, недостаточное внимание к двигательной активности и валеологической культуре ребенка.  Поэтому медицинские работники, педагоги и родители должны активизировать деятельность по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения.

Формирования целостного «Я» ребенка, где здоровье является неотъемлемой частью, должно происходить в такой системе образования, в которой здоровье будет содержанием и нормативным результатом.

Роль воспитательной работы заключается в том, чтобы помочь обучающимся в формировании себя как личности, осознающей, что главная ценность жизни есть здоровье человека, которое он обязан беречь и поддерживать в естественном энергическом состоянии.

Основные задачи привития культуры здоровья младших школьников:

  1. Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
  2. Профилактика вредных привычек.
  3. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
  4. Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
  5. Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
  6. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Основные направления привития культуры здоровья младших школьников:

– организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;

– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);

– организация и проведение динамических прогулок  и игр на свежем воздухе;

– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;

– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

– организация питания обучающихся;

–  проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;

– организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;

– организация и проведение профилактической работы с родителями;

– организация встреч обучающихся с медицинскими работниками;

– организация и проведение исследований уровня физического и психофизического здоровья обучающихся.

Формы организации мероприятий направленных на привитие культуры здоровья у младших школьников в процессе урочной и внеурочной деятельности:

На базе школы:

- утренняя зарядка,

- физкультминутки во время уроков,

- динамические паузы во время перемен,

- уроки физкультуры,

- прогулки,

- спортивно-оздоровительные часы,

- физкультурные праздники,

- спортивные кружки подвижных оздоровительных игр.

В семье:

- прогулки, совместно со взрослыми,

- самостоятельная двигательная деятельность.

В учреждениях дополнительного образования:

- детские спортивные секции.

В школьном оздоровительном лагере:

- разные виды спортивно-оздоровительной деятельности в соответствии с программой  работы лагеря.

В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.

Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.

Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.

Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.