Повышение здоровьесозидающего потенциала уроков окружающего мира в начальной школе.
статья по зож (2 класс) по теме

Кулагина Александра Алексеевна

Способы реализации здоровьесозидающего потенциала урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesozidayushchiy_potentsial_uroka.docx31.17 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка методических рекомендаций по повышению здоровьесозидающего потенциала уроков окружающего мира в начальной школе

При разработке представленных методических рекомендаций, учитывались компоненты здоровьесозидающей педагогической деятельности:

Компоненты здоровьесозидающей деятельности педагога[1]

Направленность урока

Деятельность учителя

Возможные способы деятельности учащихся

I.Личностная

ориентированность

1. Активация познавательного и социального интереса учащихся

1.1. Поисковая мыслительная деятельность

1.2. Занимательный учебный материал

1.3. Использование личного опыта

1.4. Нахождение практического применения содержания урока

2. Создание условий для самодеятельности учащихся

2.1. Имитационное моделирование (ролевые, деловые игры и т.п.)

2.3. Учебный эксперимент

2.4. Проектная деятельность

3. Создание условий для совместной деятельности учащихся

3.1. Работа в парах

3.2. Групповая работа

4. Диалогическое взаимодействие учителя и учащихся

4.1. Дискуссия с учителем

4.2. Игра с учителем

5. Создание условий для свободного выбора учащимся содержания и способа деятельности

5.1. Выбор задания

5.2. Выбор способа выполнения задания

5.3. Выбор способа взаимодействия при выполнении задания

5.4. Творческое задание

6. Создание условий для оценочной и самооценочной деятельности учащихся

6.1. Взаимопроверка заданий

6.2. Участие в оценивании чужого ответа

6.3. Оценивание собственного ответа

II.Психологическая безопасность

1. Соответствие содержания и методов образования возрастным особенностям учащихся

2. Соответствие содержания и методов образования уровню развития, состоянию и индивидуально-типологическим особенностям учащихся

3. Обеспечение доброжелательных взаимоотношений между учителем и учениками

4. Оказание учителем помощи и поддержки учащимся

5. Эффективные и безопасные воздействия при нарушениях дисциплины

6. Безопасное оценивание (эффективная обратная связь)

7. Организация отношений сотрудничества, взаимопомощи, поддержки между учащимися


III.Гигиеническая обоснованность

1. Соблюдение режима динамики работоспособности учащихся в ходе урока

2. Соблюдение требований к общему объему учебной нагрузки, в т.ч. и заданиям на дом

3. Обоснованное применение средств обучения, в т.ч. и ТСО

4. Соблюдение требований к санитарному состоянию кабинета (освещенность, воздушно-тепловой режим)

5. Соблюдение требований к состоянию школьной мебели

6. Организация положительного эстетического воздействия оформления кабинета (предметно-пространственная среда)

7. Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности учителем и учащимися

IY.Профилактическая направленность

1. Создание положительного эмоционального настроя учащихся на урок

2. Применение приемов психологической разгрузки

3. Применение приемов разгрузки органа зрения

4. Включение в урок блоков и комплексов динамических нагрузок

5. Увеличение двигательной активности учащихся за счет использования педагогических технологий урока

Y. Направленность содержания на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни

(включение содержания о здоровье и здоровом образе жизни на разных этапах урока)

Применялись следующие средства для их реализации:

  • применение разнообразных образовательных технологий, форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать  индивидуальные способности и субъектный опыт учащихся;
  • стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, поощрением и другими положительно направленными коммуникативными воздействиями;
  • использование на уроке материала, имеющего практическую направленность и / или позволяющего ученику проявить свой субъектный опыт;
  • оценка деятельности ученика не только по результату, но и по процессу его достижения;
  • поощрение стремления  ученика находить свой способ решения задачи, анализировать его у других;
  • создание педагогических задач на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
  • сотрудничество учителя и ученика опирается на доверие и поддержку.

Так же, соблюдали следующие психологические требования к уроку:

  • направленность урока на развитие познавательных функций и эмоционально-волевой сферы личности учащихся;
  • учет индивидуальных, типических и возрастных особенностей детей;
  • воздействие на мотивационную  сферу личности  и формирование положительного отношения к учению;
  • соблюдение педагогического такта (собранность, самообладание, самоконтроль, доброжелательность, педагогический оптимизм);
  • воздействия учителя должны идти на сближение контактов с учащимися (одобрения, поощрения самостоятельности, похвала, юмор, просьба, совет, предложения; недопустимы замечания, насмешка, ирония, угроза, оскорбление, придирки и т.п.).

Тема урока: «Будь природе другом».

Тип урока: изучение нового материала.

Деятельностная цель урока: организовать совместную деятельность учащихся по формулированию важнейших правил поведения человека в природе.

Образовательная цель урока: расширение знаний учащихся об окружающей среде и планете Земля.

Задачи:

Личностные:

  • учить корректно  оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  • выявлять причины успеха и неуспеха;
  • осознавать значение учебной деятельности;
  • отмечают в окружении то, что особенно нравится, принимают ценности мира.

Метапредметные: 

  • показать природоохранную роль человека;
  • формировать умение ставить задачу на формулирование правил поведения человека в природе;
  • уметь выдвигать гипотезы и делать их проверку при помощи моделирования;
  • использовать условные знаки и символы.

Предметные:

  • углубление теоретических знаний в области экологии;
  • учить видеть экологические проблемы, определять по предложенным гипотезам и моделям выход из них;
  • закрепление представления о человеке как о части природы.

Здоровьесозидающие: 

  • создать комфортные условия для учебной деятельности, для активизации мышления учащихся, для положительного эмоционального настроя.

Оборудование:

  • экологические знаки;
  • презентация «Будь природе другом»;
  • учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас»;
  • лист ватмана для создания информационного стенда.

План урока

Способы реализации здоровьесозидающего потенциала урока

Универсальные учебные действия

1.Мобилизующий этап.

Эмоциональный настрой.

Создание доброжелательной обстановки.

Личностные: 

смыслообразование.

Коммуникативные:

умение проверить готовность к уроку всей группы.

2. Актуализация опорных знаний:

- развитие внимания, памяти;

- формирование мыслительных операций.

Активация познавательной учебной мотивации, создание условий для самодеятельности, для оценочной самостоятельности.

Личностные:

самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные:

учебно-познавательная мотивация.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества.

3. Этап мотивации и целеполагания

(стихотворение Г. Ладонщикова «Дикарь в лесу»)

Активизация у учащихся свободной учебной мотивации, обоснованное оценивание ответов учащихся, постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем.

Регулятивные:

познавательная инициатива;

обучать умению выдвигать гипотезы.

4.Физкультминутка: упражнения в игровой форме.

Профилактическая направленность: блоки и комплексы динамической нагрузки.

5. Работа с новым материалом:

- применение материала в знакомой и новой учебных ситуациях;

- работа в группах: определить значение экологических знаков, сформулировать правила поведения в природе.

Диалоговое взаимодействие учителя и учащихся, опора на личный опыт учащихся.

Создание условий для самодеятельности и совместной деятельности учащихся.

Познавательные:

овладение логическими действиями, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, структурирование знаний, подведение под понятие, построение речевых высказываний, использование знаково-символических средств.

Регулятивные:

познавательная инициатива, планирование деятельности группы.

Коммуникативные:

умение сотрудничать в группе.

6. Закрепление изученного материала.

Выполнение задания в игровой форме.

Создание положительного настроя. Создание условий для оценочной самостоятельности.

Личностные:

самооценка.

7. Итог урока: Что нового узнали? Чему научились? Что показалось самым интересным?

- учащиеся изготавливают свои экологические знаки;

- коллективное оформление информационного стенда «Как быть природе другом?»

Диалоговое взаимодействие учителя и учащихся, создание условий для совместной творческой деятельности учащихся, оценочной самостоятельности.

Личностные: смыслообразование, нравственно-этическая ориентация, формирование познавательной рефлексии.

Коммуникативные:

осуществление межличностного общения.

8. Рефлексия.

- учащиеся выбирают жетон, соответствующий их настроению.

Психологическая безопасность: создание условий для оценочной самостоятельности.

Регулятивные:

самооценка и саморегуляция эмоционального состояния.

Следует отметить, что при применении данных методических рекомендаций, подразумевается обязательное использование диалогового взаимодействие учителя и ученика, способствующее:

  • организации отношений поддержки и сотрудничества;
  • способность опереться на личный опыт учащихся;
  • вербализации (проговаривание, словесное описание чувств, переживаний);
  • визуализации (создание образа);
  • организации работы в группах;
  • драматизации (подражание, проигрывание).

Таким образом, ученик должен почувствовать знание, которое является его личным и то, что он  приобретает из вне.  Это расширяет информационное пространство ученика. Учитель должен помочь структурировать новую информацию.

Дифференцированный подход позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. Для медлительных детей необходимо снизить темп опроса, дать время на обдумывание, подготовку. То есть, создать условия, при которых деятельность каждого ребенка соответствовала бы  его индивидуальному темпу. В таком случае, ребенок получит от урока положительные эмоции, ощутит комфорт и интерес к учебе.

От соблюдения гигиенических и психологических условий проведения урока зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения утомления и снятия у них мышечного напряжения, проводится физкультминутка, примерно через 10-15 мин. от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления. Желательно, чтобы физкультминутки учитывали специфику предмета, хорошо использовать музыкальное сопровождение, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

Реализуя личностно-ориентированную направленность урока, создается условие для оценочной и самооценочной деятельности учащихся. Ученики участвуют в оценивании чужого ответа, самооценке, взаимопроверке знаний.

Также необходимо создать условия для совместной деятельности учащихся при работе в парах или групповой работе. При таких способах деятельности учащихся, растет уровень осмысления и усвоения материала, так как детям значительно легче учиться сообща. Групповая работа помогает также решить одно из условий организации здоровьесозидающей направленности урока – соблюдать режим динамики и избегать длительного сидения за партой.

Таким образом, при реализации здоровьесозидающих технологий, предложенных в разработанных нами методических рекомендациях, предполагается создание на уроке среды, благоприятно влияющей на здоровье и формирование здорового образа жизни учащихся, обучение навыкам самооздоровления, обучение самоконтролю, самооценке, саморегуляции и сохранению здоровья, ведению здорового образа жизни.


[1] Служба здоровья образовательного учреждения: методическое обеспечение деятельности специалистов: сборник методических материалов / Служба здоровья образовательного учреждения: от замысла к реализации: Учебно-методический комплект / Под науч. ред. М.Г. Колесниковой. Вып. 2.- СПб., 2006 – с.78-79.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления на уроках окружающего мира в начальной школе.

В данной презентации  рассматриваются некоторые приемы технологии развития критического мышления (ТРКМ)...

Развитие исследовательских умений на уроках окружающего мира в начальной школе.

Развитие общих  исследовательских  умений и навыков на примере программы "Перспективная начальная школа"...

"Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальной школе"

В статье представлен опыт работы, тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе  с использованием ИКТ....

Урок окружающего мира УМК «Начальная школа 21 век» 1 класс Тема: «Где ты живешь?»

Приходя в первый класс, дети осваивают новые для себя роли. Они теперь - ученики. Многим из них приходится уже самостоятельно добираться до школы. И очень важно, чтобы путь этот был безопасен для них....

Развивающее обучение на уроках окружающего мира в начальной школе

Конспект урока окружающего мира во 2 классе....

Использование интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе по системе Л.В.Занкова

Статья об использовании интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий  на уроках окружающего мира в начальной школе  по системе Л.В....