Формирование навыков сохранения правильной осанки
методическая разработка по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Мамчур Татьяна Александровна

Осанка – это привычная поза непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего напряжения.

Для нормальной осанки характерно:

         - перпендикулярное положение туловища и головы по отношению к площади опоры;

         - симметричность сочетании шеи, надплечий, (плечи на одном уровне);

         - нахождение на одном уровне лопаток;

         - физиологические изгибы позвоночника в шейном, грудном и поясничном отделах в пределах нормы;

         - одинаковая форма боковых поверхностей туловища и опущенных рук;

         - горизонтальный уровень гребней позвоночных Косте,

         - одинаковая длинна ног

         - симметричность скелетной мускулатуры и сводов обеих стоп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osanka.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН:

  1. Понятие об осанки
  2. Формирование навыков сохранение правильной осанки
  3. Методика составление комплексов упражнений, направленных на формирование правильной осанки.

1. Понятие об осанке

        Осанка – это привычная поза непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего напряжения.

Для нормальной осанки характерно:

        - перпендикулярное положение туловища и головы по отношению к площади опоры;

        - симметричность сочетании шеи, надплечий, (плечи на одном уровне);

        - нахождение на одном уровне лопаток;

        - физиологические изгибы позвоночника в шейном, грудном и поясничном отделах в пределах нормы;

        - одинаковая форма боковых поверхностей туловища и опущенных рук;

        - горизонтальный уровень гребней позвоночных Косте,

        - одинаковая длинна ног

        - симметричность скелетной мускулатуры и сводов обеих стоп.

        Вертикальная ось тела проходит через середину темени, мочку уха, попеременную ось тазобедренного сустава и бугорок пятой плюсневой кости. Правильное положение тела обуславливается «натяжением» мышц и связок, окружающих позвоночный столб.

        Человек с такой осанкой выглядит стройным и подтянутым, его фигуру называют красивой. Правильная осанка обеспечивает высокие амфтизационные свойства позвоночника, лучшие условия работы внутренних органов и двигательного аппарата. Мышцы, обеспечивающие позу правильной осанки, находятся в наименьшем напряжении, что повышает их готовность к двигательной деятельности.

        Нарушение осанки проявляются чаще всего в увеличении или уменьшении выраженности естественных изгибов позвоночника. Наиболее частыми нарушениями являются плоская спина, круглая спина, кругло-вогнутая спина и ассиметричная осанка.

        Плоская спина характеризуется сглаженностью физических изгибов позвоночника. Перед на задний размер грудной клетки ниже нормы, что отрицательно влияет на развитие и положения органов грудной полости. Для людей с такой осанкой типичны крыловидные лопатки, плоская поясница, уплощение ягодиц, вялая, слаборазвитая мускулатура. Причинами формирования плоской спины являются болезни, из-за которых дети вынуждены подолгу лежать, ранее и длительное сидение ребенка при неокрепшем позвоночнике, слабость связочного аппарата позвоночника мышц спины и мышц сгибатели тазобедренных суставов.

        Круглая спина – отличается дугообразным искривлением всего позвоночника выпуклостью назад. Возникает увеличенный грудной кифоз, при этом центр тяжести вследствие этого проходит сзади на уровне поясничного отдела. Лица с такой осанкой часто стоят на полусогнутых ногах, чем компенсируют слабовыраженный поясничный лордоз, грудная клетка у них впалая, плечи, выдвинуты вперед и опущены вниз, живот несколько выпячен. Это дефект осанки отрицательно сказывается на функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

        Принципами развития круглой спины является перегрузка позвоночника вовремя работы, а также несоответствие рабочего места росту, недостаточное его освещение, близорукость. Если чрезмерный изгиб позвоночника выпуклостью назад (кифоз) образуется преимущественно в верхней части грудного отдела позвоночника, то такую спину называют сутулой.

        Кругло-вогнутая спина обусловлена увеличением грудного кифоза и поясничного лордоза, т.е. имеет место чрезмерное увеличение физиологических изгибов позвоночника в переднезаднем направлении. Грудная клетка находится в положении выдоха, мышцы живота расслаблены, диафрагма слегка сдавлена, и ее движение затруднено, живот выдается вперед туловище отклонено назад, экскурсия грудной клетки снижена вследствие недостаточного разгибание позвоночника, что вызывает снижение жизненной емкости легких и отрицательно влияет на деятельность сердечно-сосудистой системы. Причинами описанного дефекта осанки является слабость связочного аппарата, а также мышц спины и брюшного пресса.

        Ассиметричная (сколиотическая) осанка представляет собой диспорцию правой и левой половин туловища. Она выражена в изгибе позвоночника вправо и влево.

        Плечо и лопатка с одной стороны опущены. Этот дефект осанки лучше всего являются неправильная поза за столом, особенно вовремя письма, постоянное ношение тяжести в одной руке, слабость связочно-мышечного аппарата позвоночника.

2. Формирование навыков сохранения правильной осанки

        На формирование осанки влияет 1 ряд факторов: наследственность, условия жизни, питание, оптимальная организация труда и отдыха, наличие и направленность физического воспитания в процессе развития человека, известно, что правильная осанка не возникает сама по себе. Ее необходимо целенаправленно формировать с раннего детства. Практика показала, сто наиболее действенным средством формирования правильной осанки являются физические упражнения. Следует помнить, что на формирование осанки существенное влияние оказывает не только сила мышц, но и оптимальное определение их тонуса.

        Воспитание осанки рекомендуется начинать с создания четкого представления о ней. С этой целью следует использовать упражнения статистического характера, направленные на удержание рациональной позы у стойки, стенки, с различными предметами. С целью закрепления навыка правильной осанки применяются строевые, Общеразвивающие и волевые упражнения. Следует отметить, что эта задача решает в единстве с приобретением жизненно важных двигательных умений и навыков и воспитанием физических качеств.

        Основным средством коррекции различных нарушений осанки являются физические упражнения специального назначения (корригирующие, дыхательные) и общеразвивающего характера. Они способствуют созданию нормальной выраженности, изгибов позвоночника в сагительной плоскости, устранению искривления позвоночника во фронтальной плоскости, формированию и закреплению навыка правильной осанки и нормализации, функций сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем, оказывают общеоздоровительное и общеразвивающее воздействие.

        Специальный комплекс упражнений при плоской спине должен включать упражнения для глубоких мышц спины, для мышц увеличивающих наклон таза (т.е. мышц – сгибателей тазобедренных суставов), для мышц удерживающих лопатки.

        При круглой спине следует увеличить поясничный изгиб. Это можно достигнуть укреплением глубоких мышц спины, растяжением передних связок грудного отдела позвоночника, укрепление мышц, удерживающих лопатки в правильном положении, укреплением мышц, увеличивающих наклонов вперед.

        Для исправления кругло-вогнутой спины необходимо уменьшить наклон таза. С этой целью необходимо увеличить силу мышц, брюшного пресса растянуть мышцы – сгибатели и укрепит связки нижегрудного и поясничного отделов позвоночника и мышц поясничной области.

        Лечебная гимнастика при ассиметричной осанке основана на использовании ассиметричных упражнений, при этом подбор физических упражнений основывается на характере деформации. Для коррекции часто применяются упражнения в балансировании с грузом на голове, что способствует овладению навыков напряжения и расслабления отдельных групп мышц.

        В процессе коррекции осанки выделяются два этапа: подготовительный и основной. На подготовительном этапе решается задача увеличения гибкости позвоночника и восстановление нормальной выраженности фикривизн путем специальных упражнений. Задачей основного этапа является воспитание, и закрепление навыка правильной осанки.

3. Методика составления комплексного упражнения, направленных на формирование правильной осанки

В комплексе физических упражнений включают следующие упражнения:

а) упражнения на дыхание – дыхательные упражнения увеличивают жизненную емкость легких, повышают окислительные процессы в них, развивают диафрагму. Необходимо следить за тем, чтобы при выполнении дыхательных упражнений дыхание сочеталось с ритмом упражнений и чтобы занимающийся не задерживал дыхание, так как это отрицательно влияет на сердце. Важно сочетать вдох и выдох с движениями конечностей. При поднимании рук вверх и в стороны, при отведении их назад нужно делать вдох, при сведении рук впереди и опускании вниз – выдох, при наклоне туловища вперед и в стороны – выдох, при выпрямлении или сгибании назад – вдох. При поднимании ноги вперед и отведение в стороны, приседаниях, сгибании ноги к груди – выдох.

б) упражнение на ощущение осанки – гимнастические упражнения формирующие здоровую осанку, например, упражнения статистического характера, направленные на удержание позы у стены, стойки с различными предметами на голове. При помощи этих упражнений дети осязают, ощущают, контролируют части своего тела, вносят необходимые исправления, выравнивают тела, фигур. В этом решающую роль играет кожная и мышечная суставная чувствительность. Если постоянно используются коррелирующие упражнения то у занимающегося образуется рефлекторный автоматизм

в) упражнения для рук и плечевого пояса

г) упражнения для мышц расположенных спереди

д) упражнения для мышц головы и шеи

е) упражнения для мышц, расположенных сзади

ж) упражнения для мышц ног и таза.

При составление комплекса упражнений необходимо учитывать:

  1. комплекс состоит из 10-15 упражнений;
  2. необходимо одновременно воздействовать на мышцы, расположенные спереди и сзади тела.
  3. темп выполнения упражнений необходимо изменять то в сторону увеличения, то в сторону уменьшения.
  4. при подборе упражнений необходимо делать акцент на поддержание правильной позы и следить за правильностью исходного положения.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Основы теории и методики физической культуры: учеб. для техн. Физкультуры (под ред. А.А. Гумановского);
  2. Хаби Хамзич Хамзин. Воспитание осанки у детей, изд. ФиС


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Формирование правильной осанки у школьника»

занятие валеологического клуба "Здоровей-ка"...

Формирование навыка фонетически правильного письма у детей с нарушениями интеллекта

С 18 мая 2007 года по 21 декабря 2007 года - профессиональная переподготовка в Кировском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования по программе "Коррекционная педагогика...

работа над словарными словами (формирование образа правильного слова) - формирование навыков правильного и осознанного чтения

Комплексное индивидуальное логопедическое занятие по коррекции нарушения письма и чтения на фоне ФФНР. 2    класс   ...

Система упражнений по формированию навыка фонетически правильного письма

Помощь в преодолении наиболее сложного этапа обучения фонетически правильному письму ....

Проект «Формирование условий для улучшения и сохранения правильной осанки у учащихся начальных классов»

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. На фоне ограничения двигательной активности и патологии органов зрения, у значительной части учащихся из года в год выявляются значительные наруш...

Доклад Формирование навыков беглого, правильного, сознательного чтения и пути его совершенствования.

Выступление пед чтении 2021г. Обмен опытом по самообразованию учителя....

Доклад Формирование навыков беглого, правильного, сознательного чтения и пути его совершенствования.

Выступление на пед чтении 2021г. Обмен опытом по самообразованию учителя....