ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВОЙ И БЛАГОПРИЯТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ.
статья по зож на тему

статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ АГЕШИНОЙ О.Н. ПО ТЕМЕ:

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВОЙ И БЛАГОПРИЯТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ.

Здоровье педагога – одно из важнейших условий для обеспечения здоровой и благоприятной образовательной среды. К сожалению, состояние здоровья учителя в нашей стране оставляет желать лучшего. Многочисленные исследования ученых и практиков свидетельствуют о наличии большого количества проблем у педагогов, связанных со здоровьем (физическим, психическим и духовным). Это и  неверие в собственные возможности, и неадекватное представление о ценности здоровья, и негативные психоэмоциональные состояния, в которых зачастую подолгу пребывает школьный учитель, и неудовлетворительное состояние физического здоровья, отсутствие внешних ресурсов для его сохранения и восстановления, отсутствие мотивации на здоровьесозидающую педагогическую деятельность и заботу о собственном здоровье.

Интенсивная нагрузка на речевой аппарат приводит к формированию дисфонии и других ЛОР-заболеваний, которые входят в перечень профессиональных заболеваний педагогов. Гиподинамия, значительная ортостатическая нагрузка, речевые и психические перегрузки вызывают патологические изменения в дыхательной и сердечно-сосудистой системах. К наиболее распространенным нарушениям здоровья педагогов относят: нервные расстройства (чаще в форме астеноневротических состояний), сердечно-сосудистые нарушения (гипертонические проявления, вегетососудистая дистония, стенокардия и др.), остеохондроз, нарушения обмена веществ, расстройства пищеварительной системы, заболевания верхних дыхательных путей, патологию зрения.

Особенного внимания требует такое явление, как синдром эмоционального выгорания учителя. Эмоциональное выгорание – это реакция на истощение эмоциональных ресурсов, которое связано с напряженной психоэмоциональной деятельностью: повышенной ответственностью за выполняемую работу, высоким уровнем требований к деятельности, психологически трудным контингентом, неблагоприятной психологической атмосферой в коллективе и т. д. Синдром эмоционального выгорания может повлечь за собой как профессиональные нарушения (прежде всего, негативное отношение к ученикам), так и личностные изменения (это, прежде, всего негативное отношение к себе).

Профессия педагога ставит человека в сложные условия, образуемые комплексом социальных, профессиональных и организационных факторов, и подвергает воздействию повышенных психических нагрузок.

Рассмотрим основные группы факторов, оказывающих влияние на здоровье учителя. Это:

1. Организационные  условия  (зависящие  в  большей  степени  от администрации школы): распределение учебной  нагрузки,  расписание уроков, стиль управления в школе, характер отношений «по вертикали»; наличие или отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни в школе;  позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учителя; степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя.

2. Психологические факторы: психологический климат в школе  уроке (характер отношений «по горизонтали»),  психологичеcкая безопасность, наличие эмоциональных разрядок; личностные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений, его способность к психоэмоциональному переключению.

3. Социальные факторы: образ жизни и отношение к своему здоровью; обременённость учителя жизненными проблемами; авторитет и престиж профессии.

4. Санитарно-гигиенические условия: шум, освещённость помещений и т.д.

5. Профессиональная подготовленность учителя по вопросам здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.

Для решения проблемы сохранения здоровья необходим комплексный подход, система мер по обеспечению здоровьесберегающей среды в школе, обеспечения психологической безопасности всех субъектов образовательного процесса, а также ориентация педагога на сохранение своего здоровья и здоровья учащихся и формирование ориентированного на здоровье поведения.

В этом учителю могут и должны помогать психологи, школьная администрация, медицинские работники. Но прежде всего себе может и должен помочь сам учитель.

Культура здоровья учителя – это интегративное образование личности, представленное совокупностью аксиологического, технологического и личностно-творческого компонентов, характеризующееся высоким уровнем овладения валеологическими знаниями и умениями, сформированным ценностным отношением к здоровью, здоровому образу жизни, развитой способностью к рефлексии своей жизнедеятельности и выраженной направленностью профессионально-педагогической деятельности на сохранение, укрепление и формирование здоровья. Оценка сформированности культуры здоровья у учителя может осуществляться по следующим критериям: ценностному отношению к здоровью и здоровому образу жизни (собственному и учеников); технологической готовности учителя к ведению здорового образа жизни и осуществлению профессионально ориентированной деятельности, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья школьников; активности учителя в деятельности по сохранению, укреплению и формированию своего здоровья и здоровья школьников.

                               Автор: учитель начальных классов ГБОУ Школ №1352 города Москвы Агешина Ольга Николаевна.(2017 год)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание комфортной образовательной среды как основное педагогическое условие обеспечения высокого качества образовательного процесса. е

В данной статье говорится о способах достижения комфортной образовательной среды в начальной школе для повышения качества образовательно процесса....

«Создание благоприятной образовательной среды, способствующей раскрытию индивидуальных особенностей обучающихся, обеспечивающей возможности их самоопределения и самореализации и укрепление здоровья школьников».

         «Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Эти хорошо известные слова В. Г. Белинского не только не теряют своей актуальности, но и приобретают ...

Выступление на заседании педагогического совета по теме: "Пути оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения доступности качественного образования".

Материал содержит рекомендации по выбору наиболее оптимальных путей обучения ребенка с целью обеспечения качественного образования....

Поиск путей оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения качественного образования

В условиях модернизации образования школа должна соответствовать образовательным запросам общества и удовлетворять образовательные потребности конкретного человека, т.е. решать задачу обеспечения каче...

План мероприятий («дорожная карта») по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного станда

Дорожная карта - как наглядное средство введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО в МБОУ «СШ№21»Алибекова Мадинат Исаевнаучитель физической культуры МБОУ «СШ№21»г. Нижнева...

Создание благоприятной образовательной среды для обучающихся со сложным дефектом, обучающимся на дому

В настоящее время одной из приоритетных задач современного специального (коррекционного) образования является создание единой  системы комплексной помощи детям, имеющим сложные нарушения....