опыт работы
статья по зож на тему

Манакова Татьяна Александровна

Обобщение опята работы по здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty_po_metodike_v.docx29.87 КБ

Предварительный просмотр:

                    Обобщение опыта работы по методике В.Ф.Базарного      

         Актуальность изучения проблемы здоровья в нашем обществе не вызывает сомнений.

 Содержание понятия "здоровье" выходит далеко за рамки медицинской ответственности. Здоровье выступает как мера качества жизни и счастья человека. На протяжении многих лет, работая в начальных классах, я заметила, что дети поступают в школу с большим отклонением в состоянии здоровья: нарушенные зрение и осанки, гастриты, общая усталость, переутомление. Поэтому, познакомившись теоретически со здоровьесберегающей технологией В.Ф.Базарного,я не раздумывая, решила попробовать внедрить новые подходы к организации образовательного процесса.

     Цель: "Создание охранительного педагогического режима общения, направленного на поддержание оптимальной работоспособности и предупреждение негативных сдвигов в состоянии здоровья детей".

      Для реализации этой цели мне потребовалось решить следующие задачи:

 1. Сохранить и укрепить здоровье учащихся.

 2. Разрешить проблему перегрузки и переутомления детей на уроках.

 3. Укреплять и развивать у младших школьников внимание, память, волю, творческое воображение.

 4. Формировать умения детей к овладению самостоятельности мышления, свободой суждений..

      Буквально несколько слов об авторе этой замечательной программы. Базарный В.Ф. – русский ученый, врач и педагог-новатор. Более 30 лет посвятил решению судьбоносной для России проблемы – предотвращению демографической катастрофы страны путем сохранения и укрепления здоровья подрастающих поколений. В своих исследованиях показал, что существующая система воспитания и обучения детей в школе сориентирована против природы ребенка. В.Ф.Базарный провёл обследование полутора тысяч детей дошкольного и младшего школьного возраста. Выяснилось, что 2/3 детей склоняли голову над столом значительно ниже допустимого предела (расстояние « глаза-тетрадь-книга» составляло 20 см и  меньше).

      Являясь руководителем научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем Московской области, совместно с сотрудниками создал теорию «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения». На ее базе разработана и широко апробирована целостная система здоровьеразвивающих педагогических технологий.

      Его разработки признаны научным открытием, защищены патентами, одобрены Минздравом, утверждены Правительством, дают гарантированный результат улучшения и повышения уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.

      Первая технология – режим «динамических поз», или вертикализация позы – самая простая. В.Ф.Базарный предлагает два варианта. Первый – использование настольной конторки, второй – там, где это возможно менять позу детей. За столами – сидя, а потом стоя. Идеально, и в первом и во втором случае, дети стоят на массажных ковриках, в носочках.

      Я использую второй вариант. Казалось бы, чего проще, стоя послушать загадки, рассказ, сказку, провести устный счет, решить логическую задачку. Дети были «засиженными», т.е. телесно расслабленными и пришлось не просто по приказу переводить детей в вертикальное положение, а терпеливо разрабатывать методику постепенной перестройки. А для этого потребовалось немало сил и времени, чтобы каждый ребенок почувствовал потребность в этом режиме. И лишь тогда, когда эта поза стала для них привычной, они легко могли переключаться от одной деятельности к другой.

     При этом необходимо учитывать расположение столов, чтобы у каждого было свободное пространство стоять на массажном коврике. И не в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка вставать, пока он не почувствует в этом потребность. Главное в этой технологии не продолжительность стояния, а сам факт смены поз. Для введения данной технологии необходим предварительный осмотр детей у врача – ортопеда позвоночника и стопы или осмотр у педиатра. Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы:

- поддержание физической, психической активности умственной сферы;

- имеет высокие показатели физического развития здоровья;

- повышается иммунная система;

- улучшаются ростовые процессы;

- развивается координация всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психо-эмоциональной);

 - снижается степень низкой склоняемости головы.

     А массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом, т.к. на стопе имеется проекция всех органов. Улучшается общее состояние, стимулирует активные точки и зоны, повышает иммунную систему, мобилизует внутренние силы организма, является прекрасным средством от плоскостопия. Детям очень нравиться ходить в носочках по своим массажным коврикам, по дорожке здоровья. Им все это приносит огромную пользу и удовольствие. На ковриках они не просто стоят, а выполняют упражнения перекатывания с пяточки на носочек. Это так легко, просто, доступно, результативно.

     Проведение уроков в режиме движения наглядного материала, постоянного зрительного поиска и выполнения активизирующих детей заданий. Для этого используются подвижные "сенсорные кресты", карточки с заданиями, которые раскладываются в любой точке класса, специальные держалки, чтобы формировать у детей произвольный  шаговый алгоритм при чтении текста, способствующий развитию их речемоторной функции.

    Методика сенсорно-координаторных тренажей с помощью меняющихся зрительно-сигнальных сюжетов, и её особенности: все упражнения выполняются в позе свободного стояния, каждое базируется на зрительно-поисковых стимулах: дети совершают сочетанные движения головой, глазами и туловищем; продолжительность 1,5-2 минуты. Эта методика выполняется так: в 4-х верхних углах учебной комнаты фиксируются яркие, привлекающие внимание образно-сюжетные изображения. Ими могут быть напряжённо-эмоциональные сцены - иллюстрации из народных сказок, былин; сюжеты - пейзажи из природы, из жизни животных, сюжеты - иллюстрации на известные поэмы, сказания, сюжеты из космической тематики, дорожные знаки и др. Каждый сюжетный комплекс рекомендуется менять не реже одного раза в две недели. Обязательным моментов является то, что под каждой картинкой помещается одна из цифр 1 - 2 - 3 - 4 в соответствующей последовательности. В изложенной методике представлены важные эмоционально-мотивационные факторы, повышающие не только физическую, но и психическую активность детей на уроках. Особым моментом методики является то, что она в определённой степени вносит сенсорное  разнообразие.

     В.Ф.Базарный называет ещё одну из биологических предпосылок нормального развития – это пространство. Пространство, говорит он,- это высшая свобода моторики. В Тибетской медицине, например, пространству отведена главная роль в развитии человека. А что мы делаем? Мы заключаем детей с 6-7 лет в бетонные тупики.  И ещё в 30- сантиметровые книжные тупики. Вне пространства дети впадают в состояние хронической угнетённости. Не говоря уже о чёрно-белой палитре большинства наших книг. А мозг человека, и в первую очередь ребёнка, настроен на многоцветье.  Сильное впечатление производит на меня идея В.Ф.Базарного об экологическом букваре – это натянутое на стену полотно (2 Х 3 м). На нём изображается сельский пейзаж: река, уходящая за горизонт, берёза, вдали – село. Экологическая стенка меняется с приходом нового времени года - осень, зима, весна, лето.

      Продумывая урок, я планирую, где можно использовать материал экологической стенки, подойти к ней детям, предложить индивидуальные задания.

       А как же использовать зрительно - пространственную активность в режиме школьного урока? Достигается это за счёт максимального удаления от глаз ребёнка учебного дидактического  материала. Предъявляемый дидактический материал может быть  маленьких размеров (раньше нам запрещали его использовать). Дети всматриваются вдаль и тем самым снимают напряжение с глазных мышц.

      Способствует расширению зрительно - двигательной активности и проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Физкультминутки выполняются через 10-15 минут напряжённого зрительного труда.

         Методика зрительнокоординаторных тренажей с помощью схемы универсальных

 символов (СУС).

       Схема - тренажёр находится на потолке. Продольный размер его рассчитывается

 путём умножения поперечного размера на 1,41.

 -ярко-голубым цветом.

 -коричнево - золотистым,

 -наружный овал - красным,

 -внутренний овал - зелёным.

   Дети становятся в центре под схемой - тренажёром и, следя глазами за ориентирующими стрелками, выполняют упражнение. Систематические занятия по схеме "СУС" способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии.

     Для успешного хода эксперимента были созданы следующие условия:

 - наполняемость класса - 21 человек;

 - обучение детей в первую смену;

 - сокращение продолжительности уроков в 1-м классе  первое полугодие до 35 минут, со 2 полугодия до 40 минут

  - введение динамической паузы на свежем воздухе в 1-м классе до 40 минут после 3-го урока в сочетании с 2-мя уроками физкультуры. Дополнительно проводится час ритмики в помещении, урок музыки  и 1 час хорового пения по методике Струве.

- особое внимание уделяется грамотному составлению расписания уроков с учётом

 их трудности, а также закономерности дневной и недельной динамики умственной

 работоспособности детей (по шкале Г. Сивкова);

 - соблюдение норм СанПиНа;

 - использование схемы зрительно-двигательных траекторий, методики офтальмототренажей;

 выполнение упражнений в позе свободного стояния;

 - обеспечение двухразового питания;

     Также 1 раз в неделю провожу Уроки здоровья, ориентированные на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

     Отличительной особенностью уроков здоровья является направленность на изменение поведения ребенка, а не только сообщение ему новых знаний о здоровье.

      Анализ научно-методической литературы позволяют выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих  технологий.

      Правило 1. Правильная организация урока

      Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.

 Во-вторых, главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того, что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос.

Задавание вопросов является:

а) показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности;

б) проявлением и тренировкой познавательной активности;

в) показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.

     Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности.

    Организация урока должна обязательно включать три этапа:

-  1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);

-  2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы

-3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы.

Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.

        Правило 2. Использование каналов восприятия

      Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга- левополушарные люди — при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;

- правополушарные люди — доминирование правого полушария, У данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение;

- равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают: - аудиальное восприятие; - визуальное восприятие;

- кинестетическое восприятие.

     Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех обучающихся  языке, облегчив процесс его запоминания.

     Правило 3. Учет зоны работоспособности  обучающихся

     Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели.     Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей. Характеристики работоспособности учащихся представлены на диаграммах.

     Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности

Эффективность усвоения знаний  обучающихся  в течение урока такова:

5-25-я минута — 80%;

25-35-я минута — 60-40%;

35—40-я минута — 10%.

    Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы дети  заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

     Утомление — возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в субъективном ощущении усталости. Но утомление не следует рассматривать только как отрицательный феномен. Это защитная, охранительная реакция организма, стимулятор его восстановительных процессов и повышения функциональных возможностей. Действительно, отрицательное влияние на организм оказывает постоянно возникающее и хроническое утомление, особенно перерастающее в переутомление.

Организация урока с применением здоровьесберегающих технологий

Часть урока        

Время        

Нагрузка        

Деятельность

1-й этап. Врабатывание        

5 мин.        

Относительно невелика        

Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение

2-й этап.

Максимальная работоспособность        

20-25

мин.        

Максимальное снижение на 15-й мин.        

Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом

3-й этап. Конечный порыв        

10-15 мин.        

Небольшое повышение работоспособности        

Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного

       Специальными исследованиями выявлено, что у обучающихся , заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением, диагностируется неспецифическое напряжение организма — десинхроноз, являющийся основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность детей, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, мы будет способствовать здоровьесбережению.

Ещё я использую «Цветок здоровья»

      Цветок здоровья сделан из цветного картона. В нём 7 лепестков: жёлтый, фиолетовый, синий, красный, коричневый, зелёный, розовый.  Середина цветка – оранжевая. На стебле листик светло- зелёного цвета. На каждом лепестке и в середине цветка написана одна из тем занятий, которые проводятся в течении года: «Живу в семье», «Думаю», «Пою и говорю», «Дышу», «Двигаюсь», «Закаляюсь», «Пью и ем», «Лечусь».

     С помощью подобных офтальмотренажёров (цветы, пирамидки, тарелки) развиваются зрительно-моторная реакция, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция, чувство локализации в пространстве.

     На уроках необходимо использовать элементы светотерапии: доска зелёного цвета, записи жёлтым цветом по волнистым линиям. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости.

Вывод: исследования подтверждают, что использование здоровьесберегающей технологии Базарного, в основе которой лежит комплексное воздействие на учащихся через снятие утомления, повышение двигательной активности, раскрепощённость суждений, использование хорового пения позволило сохранить и укрепить здоровье учащихся.

Литература:

Ковалько В.И.  Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы  М.: Вако. 2004.

Лецких А.А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся // Завуч начальной школы. 2004. №1.

Смирнов Н.К.  Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2002.

 «Энциклопедический словарь русской цивилизации», М., 2000.

  7. Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного                    процесса» 1982г. – 480 с.

Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.

Менчинская Е.А. Основы Здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).

Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.

Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006.  С. 147

Выступление учителя начальных классов

высшей квалификационной категории

Манаковой Т.А.

Муниципального автономного

 образовательного учреждения

«Средняя образовательная школа №2»

«Применение здоровьесберегающих технологий по методике В.Ф.Базарного на уроках в начальной школе»

г. Лениногорск, 2013г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Формы и методы работы со слабоуспевающими учащимися»

На протяжении многих лет моей педагогической деятельности меня интересовала проблема неуспеваемости учащихся, так как  в каждом классе у меня были дети , которые требовали особого внимания...

Опыт работы и проведения внеурочной физкультурно-оздоровительной работы

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей становится наиболее важной в настоящее время при основопологающей задаче государственной политики федеральной целевой программы “Развитие физической кул...

«Из опыта работы по внеклассному чтению. Опыт работы с читательским дневником»

«Из опыта работы по внеклассному чтению. Опыт работы с читательским дневником»2-4 класс...

Опыт работы по проблеме "Из опыта работы в обучении французскому языку в начальной школе в свете требований ФГОС нового поколения"

Из опыта работы в обучении французскому языку  в начальной школе в свете требований  ФГОС нового поколения...

Опыт работы «Проектно - исследовательская деятельность на уроках кубановедения и во внеклассной работе»

Тема опыта работы актуальна, так как исследовательская деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс об...

Опыт работы: "Развитие креативного потенциала учащихся начальных классов на уроках как результат применения разных видов самостоятельных работ"

В начальную школу дети  уже приходят с определенным творческим потенциалом, у них развито  большое желание проявлять себя в разных видах деятельности, выполнять работы творческого хара...