Бормотова Наталья Викторовна

Сайт учителя русского языка и литературы

* Находить время для работы – это условие успеха; * Находить время для чтения – это основа знаний; * Находить время для размышлений – это источник силы; * Находить время для творчества – это муза души...

Профессия: учитель русского языка и литературы

Профессиональные интересы: оптимальное использование современных технологий в образовательном процессе, использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Увлечения: Поэзия, экзотические цветы

Регион: Республика Мордовия

Населенный пункт: Саранск

Место работы: МОУ СОШ №1

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/natalya-viktorovna-bormotova
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.
Н. В.Гоголь

О себе

Я, учитель русского языка и литературы. Живу и работаю в г. Саранске. Образование высшее. Окончила филологический факультет Горьковского государственного педагогического института им. М. Горького по специальности «русский язык и литература». Квалификация: учитель русского языка и литературы. Профессионально-педагогическую деятельность начала в 1987 году преподавателем русского языка и литературы в МОУ «СОШ №38». Проработала в этой школе 23 года, из которых последние 5 лет была заместителем директора по воспитательной работе. С 2011 года работаю учителем русского языка и литературы в МОУ «СОШ №1». В свободное время читаю, посещаю музеи, театры, слушаю классическую музыку, занимаюсь самообразованием и повышением квалификации.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

"Мастер и Маргарита" М. Булгаков

Моё портфолио

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы Бормотовой Натальи Викторовны

Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью новых информационных технологий»

«То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно…» Л.С. Выготский

В условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения методика обучения в современной школе переживает сложный период.

Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет в рамках нового Федерального государственного стандарта. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Эти обстоятельства требуют поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания. Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе активно используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счёт снижения времени, отведённого на выполнение домашнего задания.

Современные образовательные технологии, в том числе и информационно-коммуникационные, позволяют учителю: - отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности; - развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать учебную и самообразовательную деятельность; - воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий; - добиваться высоких результатов обученности учащихся. Основная цель современного образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершенствования и самообразования. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных технических средств обучения, новых методик обучения, учитывающих разноуровневую подготовку учащихся. Главная задача учителя русского языка и литературы – не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но также и показать практическую ценность знаний в дальнейшей жизни. Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.Литература относится к числу тех школьных предметов, на которые ложится особая ответственность не только за формирование у школьников гуманистического мировоззрения, воспитания патриотизма и любви к Родине, но и умений и навыков ориентации и социально-ответственного поведения в окружающем мире. Моя педагогическая идея - формирование ключевых компетенций посредством информационных технологий как условие для дальнейшего образования и как условие социализации обучающихся.

Актуальность исследования по проблеме определяется: во-первых, возрастающим интересом современной школы к личности ученика, проникновением в особый мир школьника, формированием разносторонней, духовно развитой личности; во-вторых, повышением значения методов преподавания, акцентирующих особое внимание на проблеме использования ИКТ в учебном процессе. Противоречия Работа в данном направлении показала, что классические приемы работы на уроке не приводят к желаемым результатам. Учащимся часто неинтересно, дети перестают учить, читать, некоторые не могут выразить свои чувства и отношение к прочитанному, а значит, не могут понимать и сопереживать. Отсюда вытекает второе противоречие. Оно состоит в необходимости развивать творческие способности учащихся , умение выразить свои чувства и переживания, видеть изучаемое произведение в контексте общечеловеческом.

Задачи Исходя из данных противоречий были сформулированы задачи, направленные на устранение проблем, имеющих место в обучении

1.На основе данных современного литературоведения, психологии, культурологии и методической науки; анализа накопленного педагогического опыта уточнить особенности формирования познавательного интереса учащихся.

2. Провести анализ восприятия учащимися разных возрастов при проведение уроков с использованием ИКТ.

3. Уточнить условия углубления восприятия учащимися, выработать определенный алгоритм работы.

4. Проверить в ходе экспериментов методические рекомендации.

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС ОО основные задачи образования заключаются в том, чтобы не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации, чему способствует системно-деятельностный подход, основная идея которого заключаются в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. Современный учитель должен быть грамотным, успешно владеющим не только спектром традиционных педагогических технологий, но и овладевающим современными технологиями. Информационно-коммуникативные технологии дают возможность вести эффективный поиск разнообразной информации, используя не только печатные источники, но и электронные ресурсы, в частности, Интернет. Использование компьютерных технологий на уроках литературы – это существенное обновление содержания образования, и поэтому учитель русского языка и литературы должен: •владеть современными операционными системами и прикладными программами; •использовать в учебном процессе действующие учебные компьютерные программы. Концептуальность. Новизна опыта состоит в реализации преемственности всех звеньев в цепочке обучения (среднее, старшее) путем разработки системы творческих коллективных и индивидуальных заданий. Обоснование применения ИКТ, как новой педагогической технологии: -это технология, которая позволяет при интеграции ее в реальный учебно-воспитательный процесс успешнее достигать поставленные государственным стандартом образования цели; -это истинно педагогическая технология, отражает основные принципы гуманистического подхода в образовании: особое внимание к личности человека, ориентация на сознательное развитие критического мышления обучающихся. Она обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность. Главной основой моделирования уроков разных типов и форм обучения является: планирование, прогнозирование, анализ, синтез. Трудности: необходимость больших временных затрат. Риск: малое количество часов по предмету не позволяет раскрывать материал в желаемом объёме. Теоретическая база опыта В нашей школе созданы комфортные условия для внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс. Всё это позволяет успешно реализовать одну из ключевых проблем школы – внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс.

Русский язык и литература – предметы, где ИКТ можно использовать практически на каждом уроке. Все хорошо знают, что без наглядных пособий и таблиц нет русского языка. Все привыкли видеть учителя-филолога с большой кипой разнообразных наглядностей. В настоящее время учитель-словесник от этого освобождается. Опыт моей работы основан на формировании информационной культуры учащихся, развитии логического мышления, творческого и познавательного потенциала. Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы позволяет не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, развивать познавательную активность. На уроках применяю компьютер в разных режимах (использование готовых программных продуктов; работа с Интернет-ресурсами; тесты; презентации учебного материала; самостоятельные работы). Результаты: повышение интереса к предмету; развитие творческого потенциала; повышение степени наглядности; моделирование учебного процесса; снижение утомляемости. Ведущая педагогическая идея Ведущая педагогическая идея опыта - развить способность к межкультурному общению через формирование коммуникативной компетенции. Оптимальность и эффективность средств. Отбор содержания образования, структурирование учебного материала в целях усиления его творческой направленности и удовлетворения запросов практики направлен прежде всего на устранение имеющегося противоречия между абстрактной системой знаний, которую получают обучающиеся, и реальными условиями подготовки обучающихся к профессиональному самоопределению. Самыми оптимальными и эффективными средствами являются задания проблемно-поискового, сравнительно-сопоставительного и игрового характера, так как они стимулируют творческую, исследовательскую деятельность обучающихся и расширяют их кругозор, а также очень активное использование современных информационных технологий, которые позволяют погрузить нас в мир литературы русского языка.

Перспективы развития опыта

1. Эффективность формирования познавательного интереса к предмету у учащихся.

2. Углубление восприятия учащихся.

3. Эффективность изучения предмета при использование ИКТ и интеграции различных видов искусств в учебном процессе.

Результативность опыта Для формирования ключевых компетенций необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом, а так же чтобы учебный процесс был для них интересным, занимательным, современным. Всем этим требованиям, как нельзя лучше отвечают информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). В процессе использования компьютера ученики в соответствии с содержанием работы взаимодействуют с ГИС по одной из следующих схем: •ученик выполняет запрограммированное задание на знание литературоведческой и языковедческой терминологии, причинно-следственных связей и т.д.; •ученик осуществляет самостоятельный поиск информации в материалах ГИС с целью выполнения предложенного задания. Систематическое использование электронных учебных ресурсов на уроках привело к овладению учащимися навыками создания мультимедийных презентаций, повысился уровень информационной компетенции учащихся. Возможность тиражирования Данный опыт может быть использован в организации преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных школах, для организации внеклассной деятельности, для пропаганды проектной технологии в современном образовательном пространстве. Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в публикациях, выступлениях на научно-практических конференциях, семинарах. Опыт своей работы размещаю на странице портала творческих учителей.  Наличие обоснованного числа приложений С использованием ИКТ-технологии уроки делаются интересными, увлекательными яркими эмоционально насыщенными, позволяют уйти от рутинной работы, дают возможность индивидуализации образования; повышают мотивацию обучения позволяет показать в динамике сложные для понимания процессы, выполнять небольшие исследования и проекты. Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств мультимедиа, оправдывает себя во всех отношениях: • он повышает качество знаний; • продвигает ребенка в общем развитии; • помогает преодолевать трудности; • позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития; • создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и обучающихся, их сотрудничества в учебном процессе. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Использование ИКТ на уроках не ограничивается Школьной биоинформационной системой. Я также активно использую в своей деятельности мультимедийные презентации, подготовленные с помощью программы Microsoft Office Power Point. Работа над созданием презентаций также очень длительный процесс, где используются не только сведения из учебника, это своеобразный синтез с другими науками, то есть происходит непосредственная предметная интеграция. Возможности компьютера в создании презентаций неограниченные, это чрезвычайно широкое поле творческой деятельности. Ведь в презентации можно использовать не только статические изображения, но и видео-, аудиоматериалы, собственное звуковое сопровождение и т.д. Использование презентаций позволяет сделать урок ярким, наглядным и одновременно следует развитию коммуникабельных навыков обучающихся, глубины мышления. Активизируются все виды памяти, учебный материал воспринимается глубже. Кроме того я привлекаю к созданию презентаций и обучающихся, что позволяет им более серьезно относиться к подготовке к урокам, реализовать свои творческие способности, развивает желание получить знания и поделиться с другими учениками собственным опытом. Также ученик приобретает опыт публичного выступления, что очень важно для современного молодого человека. Знаю, что моих коллег, сегодня интересует опыт применения новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе, поэтому, имея собственные наработки в этом направлении, обобщаю и распространяю педагогический опыт среди своих коллег. Принимаю участие во многих конкурсах. Имею печатные и интернет – публикации. Используя информационно-коммуникативные технологии, я поняла, что компьютер для меня – это не только источник информации, но и средство моей успешной работы, который позволяет мне создавать успешных учеников, способствует осуществлению моих творческих планов и замыслов, экономит мои силы и время.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы