Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Организация бухгалтерского учета в банках» для специальности 080110 «Банковское дело» (повышенный уровень)
учебно-методическое пособие на тему

Григорьева Юлия Владимировна

В помощь студентам при организации самостоятельной внеаудиторной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnaya_rabota_studentov.docx41.89 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ СПО ТО

Новомосковский политехнический колледж

Методические указания

к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов

по дисциплине «Организация бухгалтерского учета в банках»

для специальности  080110 «Банковское дело»

(повышенный уровень)

Новомосковск

2014



ОДОБРЕНЫ

на ЦМК «Банковско-бухгалтерских дисциплин»

Протокол № ___от ___ _______ 20__ г.

Председатель ЦМК

_________________ Л.М.Трунова

Составлены в соответствии с учебным планом и рабочей программой  дисциплины «Организация бухгалтерского учета в банках»

Составители: Григорьева Ю.В.

                       

преподаватель ГОУ СПО ТО НПК

Рецензенты:  

Оглавление

1. Требования к организации самостоятельной работы студентов.                      

2. Методические указания по самостоятельной работе.

3. Задания для внеаудиторной работы студентов

4. Требования по оформлению работ.

Организация самостоятельной работы студентов имеет важное значение для успешного освоения курса «Организация бухгалтерского учета в банках» и формирования у

обучающихся необходимых знаний, умений и навыков, образующих основу общенаучных, инструментальных, социально-личностных, общекультурных

и профессиональных компетенций. Самостоятельная работа студентов –это способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей. В ходе самостоятельной работы должна осуществляться главная функция обучения – закрепление знаний, получение новых и превращение их в устойчивые умения и навыки. Настоящие учебно-

методические материалы имеют целью создание у обучающихся комплексного представления об организации процесса самостоятельной работы и устанавливают:

• систематизированный по видам, темам и задачам освоения

дисциплины перечень заданий для самостоятельной работы;

• требования, предъявляемые к выполнению заданий, и способы оценки

выполненных работ;

• методические указания по выполнению каждого вида самостоятельной

работы;

• способы проверки работ и влияние качества выполнения самостоятельной работы на итоговую оценку студента.

1. ТРЕБОВАНИЯ К ОРАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Методические мероприятия, обеспечивающие качественную организацию самостоятельной работы студента, опираются на следующие принципы:

• самостоятельная работа основана на конкретных требованиях, вытекающих из необходимости формирования определенной компетенции;

• самостоятельная работа должна сопровождаться эффективным, непрерывным контролем и оценкой ее результатов.

Оценка качества самостоятельной работы студентов обеспечивается механизмами разделения работы на обязательную и контролируемую.

Обязательная самостоятельная работа состоит в подготовке студента к аудиторным занятиям. Степень реализации этого блока самостоятельной

работы выражается в активности студента на занятиях, в качестве итоговых работ, обсуждение которых выносится на семинары (индивидуальные докла-

ды, их презентации, выполнение индивидуальных и групповых ситуацион-

ных задач). Результаты подготовки студента к аудиторным занятиям оцени-

ваются преподавателем.

Контролируемая самостоятельная работа (КСР) направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблемам организации бухгалтерского учета в банках. КСР включает выполнение и презентацию индивидуальных и групповых проектов, решение, оформление и защиту сквозных

задач. Подведение итогов и оценка результатов таких форм самостоятельной работы осуществляется преподавателем отдельно, в специально отведенные, предусмотренные графиком учебного процесса часы.

Немаловажное значение в системе формирования профессиональных компетенций играет также самооценка студентом качества самостоятельной работы, состоящая в критическом беспристрастном самоанализе накопленных знаний, умений и навыков.

Целью контролируемых и обязательных самостоятельных работ по Дисциплине «Организация бухгалтерского учета в банках» является формирование у студентов навыков учетной, контрольно-аналитической, организационной, инновационно-исследовательской и иной поисковой деятельности.

Реализация цели требует выполнения следующих задач:

• изучения основ организации учета в кредитных организациях

• подбора, анализа и систематизации основных нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию бухгалтерского учета

• ознакомления с современными методами и приемами ведения бухгалтерского учета;

• осмысления критериев и механизмов создания комплексной информационной системы управления, выбора оптимальной конфигурации системы бухгалтерского учета.

В результате успешного выполнения самостоятельных  работ по дисциплине студенты должны:

• знать основные приемы бухгалтерского  учета;

• уметь вести бухгалтерский учет на различных его участках, включая навыки по составлению первичных документов, обобщению их в учетных регистрах и заполнению финансовой отчетности;

• понимать роль и значение современных и исторических исследований учета в его становлении как научной и практической дисциплины;

• иметь целостное представление о роли бухгалтерского учета в системах управления, уметь отбирать, агрегировать, интерпретировать и использовать учетную информацию в принятии ключевых управленческих решений;

• уметь определять эффективность созданной системы бухгалтерского учета , в том числе осознавать значимость учетной политики, приемов и процедур ведения учета;

Общий объем часов, выделенных на самостоятельную работу студентов по дисциплине «Организация бухгалтерского учета в кредитных организациях, равен 18

академическим часам.

  1.  С22222Методические указания по самостоятельной работе.

Контроль качества самостоятельной работы может осуществляться с помощью устного опроса на лекциях или практических занятиях, проведения коллоквиума, проверки реферативных обзоров и эссе.

Устные формы контроля помогут оценить владение студентами жанрами научной речи (дискуссия, диспут, сообщение, доклад и др.), в которых раскрывается умение студентов передать нужную информацию, грамотно использовать языковые средства, а также ораторские приемы для контакта с аудиторией. Письменные работы помогут преподавателю оценить владение источниками, научным стилем изложения, для которого характерны: логичность, точность терминологии, обобщенность и отвлеченность, насыщенность фактической информацией.

Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Организация бухгалтерского учета в банках»  организуется в следующих формах:

• самостоятельное изучение теоретического материала по темам и разделам дисциплины;

• решение тестовых заданий (самотестирование);

• самостоятельные теоретические исследования (подготовка докладов по теоретическим вопросам).

Система знаний по дисциплине «Организация бухгалтерского учета в банках» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники или учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим  занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизация своих теоретических знаний. Самостоятельная работа студента начинается с внимательного ознакомления им с Программой учебного курса. Изучение каждой темы следует начинать с внимательного ознакомления с набором вопросов. Они ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме. Вопросы темы как бы накладываются на соответствующую главу избранного учебника или учебного пособия. В итоге должно быть ясным, какие вопросы темы Программы учебного курса и с какой глубиной раскрыты в данном учебном материале, а какие вообще опущены.

Любая наука, следовательно, и «Организация бухгалтерского учета в банках», имеет свой категориально-понятийный аппарат. Научные понятия - это та база, на которой «стоит» каждая наука. Понятия - узловые, опорные пункты как научного, так и учебного познания, логические ступени движения в учебе от простого к сложному, от явления к сущности. Без ясного понимания понятий учеба крайне затрудняется, а содержание приобретенных знаний становится тусклым, расплывчатым, напоминая недостроенное здание или еще того хуже: здание без фундамента. Понятие в узком понимании – это определение (дефиниция) того или иного факта, явления, предмета. Такие определения составляют категориально-понятийный аппарат. Они, как правило, кратки по содержанию, схватывают суть дела.

Составления словаря (глоссария) студентами позволяет им закрепить знания, полученные в колледже, систематизировать эти знания.

Методические советы по работе над учебными лекциями по курсу «Организация бухгалтерского учета в банках»

Проработка лекционного курса является одной из важных активных форм самостоятельной работы. Лекция преподавателя  представляет плод его индивидуального творчества. Он читает свой авторский курс со своей логикой и со своими теоретическими и методическими подходами. Это делает лекционный курс конкретного преподавателя интересным индивидуально-личностным событием. Кроме того, в своих лекциях преподаватель стремится преодолеть многие недостатки, присущие опубликованным учебникам, учебным пособиям, лекционным курсам. В лекциях находят освещение сложные вопросы Государственного образовательного стандарта, которые вызывают затруднения у студентов.

Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, по возможности вступать с ним в мысленную полемику, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, конечно, в такой форме, чтобы не мешать ему, не нарушать его логики. 

Эссе

Слово «эссе» в переводе с французского языка (essai) означает «опыт, очерк, попытка». Это форма представления письменного материала, отличающаяся сочетанием глубины и актуальности рассматриваемой проблемы с простым, искренним, подчеркнуто индивидуальным стилем изложения. Создателем этого литературного жанра считается французский философ-гуманист Мишель Эйкли де Монтень, назвавший свое основное философское произведение «Опыты». (Сочинение направлено против догматизма в мышлении и проникнуто духом гуманизма и вольнодумства).

Целесообразность использования этой формы самостоятельной работы в процессе обучения подтверждается, прежде всего, тем, что она позволяет формировать и развивать у студентов навык выработки суждения, наличие которого является одним из основных критериев оценки качества специалиста. 

Использование формы эссе дает возможность преподавателям выявлять способность и умение студентов излагать изученный материал своими словами, оценивать уровень понимания и усвоения ими полученной информации. Студенты получают возможность (особенно на младших курсах, когда у них еще недостаточно развит навык системного изложения материала) высказать свое мнение о предмете в доступном для них стиле. При написании эссе студенты должны учитывать следующие методические требования:

  • в этой форме самостоятельной работы студенту следует  высказываться свободно и открыто, не оглядываясь на авторитеты, устоявшиеся мнения, критично оценивать рассматриваемый материал, указывать на нечетко или непонятно сформулированные позиции, противоречия, замеченные при ознакомлении с тем или иным источником информации. При этом критика должна быть аргументированной и конструктивной;
  • в этой форме самостоятельной работы вполне допускается заблуждение, высказывание ошибочной и, даже, заведомо неверной (с общепринятых позиций) точки зрения (как известно, это является одним из условий появления новых и оригинальных идей);
  • студенту необходимо высказать именно собственную точку зрения, свое согласие или несогласие с имеющимися позициями и высказываниями по данному вопросу. Эссе не должно быть простым изложением полученных сведений;
  • написание эссе должно быть основано на предварительном  ознакомлении не менее чем с тремя различными произведениями (с указанием их авторов и названий);
  • в эссе должны иметь место сопоставление и оценка различных точек зрения по рассматриваемому вопросу (с обязательной ссылкой на названия публикаций и их авторов);
  • в эссе должно быть сведено до минимума или исключено дословное переписывание литературных источников, материал должен быть изложен своими словами;
  • объем эссе, в зависимости от темы, может колебаться от 5 до 30 страниц (полуторный межстрочный интервал, шрифт Times New Roman, размер - 14).

Самостоятельные теоретические исследования.

Исследовательская часть самостоятельной работы студентов направлена на решение двух задач:

• развитие навыков и способностей в работе с информационными источниками, умений систематизировать, сравнивать, выделять главные направления в современных теоретических исследованиях по интересующей тематике;

• формирование глубоких знаний по избранному аспекту проблемы, подготовка к самостоятельным научным исследованиям.

В рамках дисциплины  исследовательская работа студентов предполагает написание работ по теоретическим вопросам и подготовку их презентаций, которые создают познавательный и исследовательский фундамент изучаемого материала. Тематика работ, как правило, отражает проблемные аспекты данного вопроса, и предполагает раскрытие существующих позиций по исследованию проблемы, основных исследовательских методов и подходов, формулировку личной позиции обучающихся, разработку рекомендаций.

Изучение литературных источников. Информационная база, используемая при подготовке работ, должна включать нормативные акты по избранной проблеме

научные труды ведущих специалистов, ученых и практиков, в изучаемой области (монографии, учебники, учебные пособия, публикации в периодической печати, разъ-

яснения и комментарии). Студенты подбирают литературу самостоятельно,

используя формуляры библиотеки, ресурсы сети Интернет.

3. Задания для внеаудиторной работы студентов

Тема 1 . Организация работы бухгалтерской службы кредитной организации.

1. Прочитайте  лекцию по данной теме.

2. Изучите Альбом должностных инструкций и охарактеризуйте каждую должность учетно- операционного аппаратаСбербанка России

3. Найдите и запишите высказывания великих людей о бухгалтерском учете.

4. Составьте не менее 10 заданий в тестовой форме по данной теме с указанием правильного ответа и ссылкой на его источник.

5. Начните составление индивидуального словаря бухгалтерских терминов (запишите все новые понятия и их определения).

Тема 2. Баланс кредитной организации.

1. Прочитайте лекцию по данной теме.

2. Изучите Положение 385 – П  «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях  на территории РФ»  Составьте краткий конспект, перечислите вопросы, рассматриваемые в Положении.

3. Изучите баланс любой кредитной организации, взятый на сайте банка, на сайте ЦБРФ или в газете «Бизнес и банки» в библиотеке. Выпишете следующие данные:

  - наименование банка, его юридический адрес;

  - Активы банка по наибольшей сумме(5 статей)

  - Привлеченные средства (статья с наибольшей суммой)

  - Прибыль банка

4. Составьте не менее 10 заданий в тестовой форме по данной теме с указанием правильного ответа и ссылкой на его источник.

5. Продолжите  составление индивидуального словаря бухгалтерских терминов (запишите все новые понятия и их определения).

Тема 3. Документация , документооборот и внутрибанковский контроль.

1. Прочитайте лекцию по данной теме.

2. Изучите Учетную политику любого банка  по данной тематике. Сделайте конспект.

3. Составьте не менее 10 заданий в тестовой форме по данной теме с указанием правильного ответа и ссылкой на его источник.

4. Продолжите  составление индивидуального словаря бухгалтерских терминов (запишите все новые понятия и их определения).

5. Подготовьте творческое задание (кроссворд, ребус, загадку и т.п.), связанное с данной темой и бухгалтерской тематикой

Тема 4. Аналитический и синтетический учет.

1. Прочитайте лекцию по данной теме.

2. Изучите Учетную политику любого банка  по данной тематике. Сделайте конспект, в котором укажите документы аналитического и синтетического учета.

3. Составьте не менее 10 заданий в тестовой форме по данной теме с указанием правильного ответа и ссылкой на его источник.

4. Продолжите  составление индивидуального словаря бухгалтерских терминов (запишите все новые понятия и их определения).

5. Напишите эссе на тему «Мифы и рифы бухгалтерской профессии»

4. Требования по оформлению работ.

Внеаудиторная работа оформляется с использованием текстового редактора шрифтом 12, через 1 интервал, гарнитура Times New Roman. При этом соблюдаются стандартные отступы сверху и снизу – 2 см, справа – 1,5 см, слева – 2,5 см. Текст форматируют по

ширине страницы, при наборе абзаца делают отступ 2,5 см. Примерный объем работы – 10–12 страниц (без приложений).

Все страницы доклада, включая страницы, которые содержат иллюстрации и таблицы, а также страницы приложений, нумеруют арабскими цифрами по порядку от титульного листа до последней страницы; первой страницей считается титульный лист, второй – оглавление (содержание), на них номера страниц не проставляют. Рекомендуется помещать номер справа внизу страницы. Листы доклада переплетают или надежно скрепляют в специальных папках.

Изложение работы должно быть логически стройным, понятным, без стилистических и орфографических ошибок, без описания общеизвестных истин и общих рассуждений.

Если в докладе приводятся цитаты, то их оформляют в следующем порядке: текст цитаты берутся в кавычки; если авторское предложение цитируется не с начала, то после первой кавычки перед текстом ставят многоточие. Многоточие ставят и тогда, когда часть цитаты опускается без потери логической связи между ее фрагментами, а также в конце цитаты, перед второй кавычкой, если авторское предложение включено в цитату не полностью.

Далее в квадратных скобках помещают ссылку на источник, из которого взята цитата; первой цифрой в скобке обозначают порядковый номер источника в списке литературы, затем приводится номер (номера) страниц, на которых содержится текстовый фрагмент. Например, цитата может быть оформлена следующим образом:

Г. Томас Джонсон отмечал, что «выручка и затраты… не позволяют проникнуть

в суть покупательских нужд или в суть источников формирования прибыли…» [15, с. 54].

Аналогично оформляют ссылки на любой иной материал, заимствованный из литературных источников: изложение мнений авторов, фактографический материал, рисунки, схемы, таблицы. Например:

Обзор исследований, проведенных американскими и английскими специалистами с

1978 по 1993 год, приводимый в работе Друри [37, с. 764], показывает…

Н.Г. Чумаченко полагал, что инфляция стала одним из факторов появления управ-

ленческого учета [18, с.10].

Содержание работы:

1. Высказывания о бухгалтерском учете.

2. Вопросы Положения 385 – П.

3. Должностные инструкции учетно – операционного аппарата.

4. Анализ баланса АКБ «_______».

5. Учетная политика банка.

6. Творческое задание.

7. Словарь терминов.

8. Тесты по всем темам.

9. Ответы к тестам.

10. Эссе

Оценка работ.

Работа оценивается по 5 бальной системе и проставляется в журнал. Влияет на итоговую оценку по дисциплине «Организация бухгалтерского учета в банках.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Тема 1. Основы организации бухгалтерского учета в банках

1. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в банках возло-

жена на: а) руководителя,

б) главного бухгалтера,

в) кассира–операциониста.

2. Банкам категорически запрещено заниматься:

а) производственной и страховой деятельностью,

б) только торговой деятельностью,

в) оба варианты верны.

3. Операционный день банка – это время, отведенное:

а) на работу с документами,

б) на работу с клиентами,

в) на осуществление операций с другими банками.

4. На активных балансовых счетах банка учитываются:

а) средства клиентов,

б) денежная наличность в кассах банка,

в) фонды банка.

53

5. В учете операции отражаются методом двойной записи.

Активные счета корреспондируют со счетом:

а) 99998

б) 98000

в) 99999.

6. Ежедневный баланс должен быть составлен за истекший день не позднее:

а) 12 часов следующего рабочего дня,

б) 8 часов следующего рабочего дня,

в) должен быть сдан до конца рабочего дня.

7. Закрытие банковских счетов производится в случаях:

а) окончания срока действия договора, и в принудительном порядке,

б) окончания срока действия договора и по инициативе клиента,

в) в принудительном порядке, окончании срока действия договора.

Тема 2. Документация и документооборот.

Внутрибанковский контроль

1. Документы, которые служат основанием для отражения в учете банков,

называются:

а) банковскими,

б) платежными,

в) кассовыми.

2. Документы, по которым оформляют прием и выдачу наличных, назы-

ваются:

а) банковскими,

б) кассовыми,

в) мемориальными.

3. Документы, подтверждающие факт совершения операции и ее юриди-

ческую силу, называются:

а) сводными,

б) первичными,

54

в) стандартными.

4. Расчетно-денежные документы, поступившие в банк по истечении вре-

мени операционного дня, проводятся по счетам клиентов:

а) следующим рабочим днем,

б) в день поступления,

в) в конце рабочей недели.

5. График документооборота утверждает:

а) руководитель, б) главный бухгалтер , в) контролер.

Тема 3. Аналитический и синтетический учет имущества,

источников и банковских операций»

1. Лицевой счет имеет значимость:

а) 20 знаков, б) 12 знаков, в) 22 знака.

2. Ведомость остатка по счетам составляется:

а) раз в месяц,

б) раз в неделю,

в) ежедневно.

3. Синтетический учет – это:

а) обобщенный учет,

б) детальный учет,

в) сводный учет.

4. Основными регистрами синтетического учета являются:

а) лицевой счет и ведомость остатка по счетам,

б) ежедневный баланс и ежедневная оборотная ведомость,

в) ведомость остатков размещенных средств и ведомость остатка

по счетам.

5. Основными регистрами аналитического учета являются:

а) лицевой счет и ведомость остатка по счетам,

б) ежедневный баланс и ежедневная оборотная ведомость,

в) ведомость остатков размещенных средств и ведомость остатка

по счетам.

__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «История»

Самостоятельная работа является важной и обязательной частью современного образовательного процесса. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессиональн...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по дисциплине: ОП.04 «Охрана труда»

для  специальности15.02.07 «Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)»...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по дисциплине: ОП.03 «Метрология, стандартизация и сертификация»

для  специальностей11.02.01 «Радиоаппаратостроение»11.02.02 «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям)»...

Методические указания для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине Математика: алгебра и начало анализа; геометрия специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Методические   указания для  выполнения  внеаудиторной  самостоятельной работы студентов по дисциплине  Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия ра...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по междисциплинарному курсу МДК 01.02 Основы технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханического оборудования

Методические указания служат материалом для организации выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по курсу «Основы технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханичес...