рабочая программа по дисциплине "Экономика" для специальностей экономика и бухгалтерский учёт, банковское дело.
учебно-методический материал на тему

Лукьянова Анна Васильевна

рабочая программа по дисциплине "Экономика" для проведения занятий на 1 курсе по специальностям: Банковское дело, экономика и бухгалтерский учёт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_progr_ekon_1_kurs.docx58.31 КБ

Предварительный просмотр:

           Министерство образования Московской области

ГБОУ СПО «Раменский политехнический техникум» МО

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УМР

________________________ Н.Е. Колесник

«_____» _________________

Рассмотрено на заседании

методической комиссии

Протокол № 1 от 29.08.14

Председатель методической комиссии

________________ / В.В.Соловьева /

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СПО «РПТ» МО

____________________ В.П. Дебелый

«______» ___________________ 2014 г.

Рабочая программа дисциплины

 ПД 03 Экономика

по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

г. Раменское

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) среднего профессионального образования (далее - СПО), утверждённого приказом Министерством образования и науки РФ, от 28.07.14г. № 832,  в части освоения общеобразовательных дисциплин.

Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Раменский политехнический техникум Московской области.

Разработчик: преподаватель                                                            А. В. Лукьянова

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

«Экономика »   ……………..…….………………………………..……..3

  1. Структура и содержание учебной дисциплины….. …………………....7
  2. Условия реализации программы учебной дисциплины……..…………15
  3. Контроль и оценка результатов освоения  учебной дисциплины «Экономика »...……………………….…………………………………..16


 1. Паспорт программы учебной дисциплины

«Экономика»

  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью профессиональной подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) в части освоения основного вида  профессиональной деятельности.  

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения  квалификации и переподготовки по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)  при наличии основного общего образования).

1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

     Дисциплина входит в образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины

Экономист должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • освоение основных знаний об экономической деятельности людей, экономике России;
  • развитие экономического мышления, потребности в получении экономических знаний;
  • воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
  • овладение умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;
  • формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования.

Основу примерной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

В программу включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

Особое внимание в программе уделяется формированию у обучающихся современного экономического мышления.

В результате изучения учебной дисциплины «Экономика» обучающийся должен:

знать/понимать:

  • функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста;

уметь:

  • приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
  • описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
  • объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для получения и оценки экономической информации;
  • составления семейного бюджета;
  • оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  141 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 100 часов;  самостоятельная работа – 41 час.

2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

141

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

100

В том числе

Теоретическое обучение

98

Дифференцированный зачёт

2

Самостоятельная работа

41

 Промежуточная аттестация  в виде контрольной работы

 Дифференцированный зачёт в виде итогового теста


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «ЭКОНОМИКА»

                

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) 

Объем часов

Уровень освоения

1

2

2/3

4

Раздел 1. Сущность экономики

Тема 1.1 Сущность экономики

Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики.

2

1

 Самостоятельная работа. Эссе на тему: «Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности».

3

2

Раздел 2. Экономика и экономическая наука

14/9

Тема 2.1 Потребности.

Понятие экономики. Экономические потребности общества.

1

1

Тема 2.2 Свободные и экономические блага.

Свободные и экономические блага общества.

1

1

Тема 2.3 Ограниченность ресурсов.

Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство. Границы производственных возможностей.

2

1

Самостоятельная работа. Конспект на тему: Ограниченность экономических ресурсов – главная проблема экономики.

2

2

Тема 2.4 Факторы производства и факторные доходы

Факторы производства. Заработная плата. Формы оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда. Прибыль.  Планирование прибыли. Рентабельность. Рента. Земельная рента.

2

1

Тема 2.5 Выбор и альтернативная стоимость.

Экономический выбор. Метод научной абстракции. Стоимость. Потребительная и меновая стоимость. Альтернативная стоимость. Альтернативные затраты.

2

1

Самостоятельная работа: письменная домашняя работа на тему: примеры понятий «Альтернатива и рациональность».

2

3

Тема 2.6 Типы экономических систем

Традиционная экономика.  Основные государственные функции при рыночной экономике. Административно-командная экономика. Условия функционирования командной экономики. Смешанная экономика. Модели смешанной экономики.

2

1

Самостоятельная работа: конспект на тему «Участие государства в хозяйственной деятельности».

2

3

Тема 2.7 Собственность и конкуренция

Понятие собственности. Собственность как основа социально-экономических отношений. Собственность как экономическая категория в современном понимании. Формы собственности: государственная, муниципальная, частная. Конкуренция. Монополия.

2

1

Самостоятельная работа: конспект на тему «Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции».

3

3

Контрольная работа

«Экономика и экономическая наука»

2

3

Раздел 3 Семейный бюджет

3/4

Тема 3.1 Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи. Сбережение населения. Страхование.

 

Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов. Личный располагаемый доход. Реальная и номинальная заработная плата и реальные и номинальные доходы. Сбережения населения. Страхование. Словарный диктант.

3

1

Самостоятельная работа. Конспект на тему «Страхование»

2

3

Самостоятельная работа. Составить таблицу и вывести итог примерного бюджета семьи.

2

3

Раздел 4. Рыночная экономика

      22/10

Тема 4.1 Рыночный механизм. Рыночное равновесие

Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Функция спроса. Закон предложения.

4

1

Самостоятельная работа. Конспект на тему: Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу.  Эластичность предложения.

4

3

Тема 4.2 Экономика фирмы: цели, организационные формы

Предприятие (фирма). Основные признаки предприятия. Предпринимательская деятельность. Виды предпринимательской деятельности.. Структура целей организации, ее миссия. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий.

4

1

Самостоятельная работа. Эссе на тему: Цели предпринимательской деятельности.

2

3

Тема 4.3 Производство, производительность труда

Общая производственная структура предприятия. Инфраструктура предприятия. Типы производственной структуры хозяйствующих субъектов. Производственный и технологический процесс. Производственный цикл. Основные формы организации производства. Основной капитал. Оборотный капитал. Оборотные средства. Производственная функция. Характеристика производительности труда.

2

2

Самостоятельная работа. Конспект на тему «Материально-технические и социально-экономические факторы».

2

3

Тема 4.4 Факторы, влияющие на производительность труда

Методы измерения производительности труда. Показатели уровня производительности труда. Контрольное тестирование.

3

1

Тема 4.5 Издержки производства

Издержки предприятия и себестоимость его продукции. Классификация издержек предприятия. Сметы затрат на производство. Факторы, влияющие на себестоимость. Предельные издержки производства.

2

1

Самостоятельная работа. Составить таблицу, в которой указать все издержки предприятия, вычислить финансовый результат.

2

3

Тема 4.6 Выручка

Ценообразование. Доход предприятия

2

1

Тема 4.7 Ценные бумаги

Ценные бумаги и их виды. Акции. Номинальная стоимость курса акций. Облигации. Рынок ценных бумаг.  

2

1

Тема 4.8 Фондовый рынок

Фондовая биржа и ее функции.  Биржевые спекуляции. Биржи в России. Словарный диктант.

3

1

Раздел 5. Труд и заработная плата

15/1

Тема 5.1

Труд. Рынок труда

 Фактор труда и его цена. Рынок труда и его субъекты. Цена труда.

4

1

Тема 5.2 Заработная плата и стимулирование труда

Понятие заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата. Организация оплаты труда. Форма оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда.

4

1

Тема 5.3 Безработица

Безработица. Фрикционная безработица. Структурная безработица. Циклическая безработица. Управление занятостью. Политика государства в области занятости населения.

4

1

Тема 5.4  Профсоюзы

Правовая основа деятельности профсоюзов. Основные права профсоюзов. Гарантии прав профсоюзов. Защита прав профсоюзов. Обязанности профсоюзов. Промежуточное тестирование.

3

1

Самостоятельная работа. Конспект на тему: Модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов.

1

3

Раздел 6. Деньги и банки

10/5

Тема 6.1 Понятие денег и их роль в экономике

Деньги: сущность и функции. Деньги как средство обращения. Деньги как мера стоимости. Деньги как средство накопления. Деньги как средство платежа.  Закон денежного обращения. Уравнение обмена.

2

1

Самостоятельная работа. Конспект на тему «Денежный запас. Роль денег в экономике.»

2

3

Тема 6.2 Банковская система. Финансовые институты

Понятие банковской системы.  Правовое положение Центрального банка РФ. Основные функции и задачи ЦБ РФ. Инструменты и методы проведения кредитно-денежной политики. Понятие и функции коммерческих банков.  Виды банковских операций.

4

1

Тема 6.3 Инфляция и её социальные последствия

Инфляция.  Типы инфляции. Причины возникновения инфляции. Инфляция спроса. Инфляция предложения. Контрольная работа

4

1

Самостоятельная работа. Конспект на тему: Социально-экономические последствия инфляции.

3

3

Раздел 7 Государство и экономика

22/5

Тема 7.1 Роль государства в экономике. Общественные блага

Государство как рыночный субъект. Экономические функции государства. Принципы и цели государственного регулирования. Правовое регулирование экономики. Финансовое регулирование. Социальное регулирование.

2

1

Самостоятельная работа. Конспект на тему: Общественные блага и спрос на них.

2

3

Тема 7.2 Налоги, система и функции налоговых органов

Система налогообложения. Принципы и методы построения налоговой системы. Понятие налогов. Виды налогов. Элементы налога и способы его взимания. Система и функции налоговых органов.

4

1

Тема 7.3 Государственный бюджет. Государственный долг

Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура бюджетных расходов. Дефицит и профицит государственного бюджета. Роль государства в кругообороте доходов и расходов. Государственный долг и его структура.

4

1

Тема 7.4 Понятие ВВП

Понятие валового внутреннего продукта. Цели национального производства и состав ВВП. Методы расчета ВВП.  Номинальный и реальный ВВП.

4

1

Самостоятельная работа. Составить и решить задачу на расчёт реального ВВП.

1

3

Тема 7.5 Экономический рост. Экономические циклы

Экономический рост. Основные факторы экономического роста. Положительные и отрицательные стороны экономического роста. Экономический цикл. Длительность экономических циклов.

4

1

Тема 7.6 Основы денежной политики государства

Понятие кредитно-денежной политики. Цели и задачи кредитно-денежной политики. Инструменты кредитно-денежной политики. Нормы обязательных резервов. Контрольная работа.

4

1

Самостоятельная работа. Конспект на тему: . Политика «дорогих» и «дешевых» денег.

2

3

Раздел 8 Международная экономика

12/4

Тема 8.1 Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли

Международная торговля и мировой рынок. Международное разделение труда.  Международная торговая политика. Протекционизм в международной торговой политике. Причины ограничений в международной торговле. Фритредерство. Таможенная пошлина. Государственная политика в области международной торговли.

4

1

Тема 8.2 Валюта. Обменные курсы валют. Глобальные экономические проблемы

Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики.   Конвертируемость валюты.  Факторы, определяющие валютные курсы: объем денежной массы, объем валового внутреннего продукта, паритет покупательной способности, колебания циклического характера.  

4

1

Самостоятельная работа. Доклад на тему: Глобальные экономические проблемы.

4

3

Тема 8.3 Особенности современной экономики России

Экономические реформы в России. Экономический рост.  Россия и мировая экономика.

2

1

Дифференцированный зачёт

2

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1Требования к минимальному

материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины предполагает наличие кабинета социально-экономических дисциплин и лаборатории   информационных технологий в профессиональной деятельности.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест лаборатории   информационных технологий в профессиональной деятельности:

  • Посадочные места по количеству обучающихся;
  • Рабочее место преподавателя;
  • Комплект учебно-наглядных пособий по экономике;
  • Лицензионное программное обеспечение по специальности;
  • Интернет-ресурсы.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Гомола А.И. Гражданское право: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. – 5-е изд., испр. и доп. – М., 2007.

Гомола А.И. Профессии в сфере экономики и управления: учеб. пособ. – М., 2007.

Гомола А.И. Бизнес-планирование. Уч. пособие для СПО. – М., 2005.

Гомола А.И., Кириллов В.Е., Кириллов С.В.Бухгалтерский учет. Учебник. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2006.

Гражданский кодекс РФ с изменениями и дополнениями. – М., 2004.

Слагода В.Г. Экономическая теория: уч. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2005.

Соколинский В.М. Экономическая теория: уч. пособие. – 3-е изд., стер. – КноРус, 2007.

Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства. Учебник для НПО. – М., 2004.

Экономика предприятия (фирмы): Практикум/ Под ред. проф. О.И. Волкова, проф. В.Я. Позднякова. – М., 2007.


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ  ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов  освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе  проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнение учащимися  индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знать:

  • функции денег
  •  банковскую систему
  •  причины различий в уровне оплаты труда
  •  основные виды налогов
  •  организационно-правовые формы предпринимательства
  •  виды ценных бумаг
  •  факторы экономического роста

Тестирование, выполнение заданий

Уметь:

  • приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
  • описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
  • объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли;

Выполнение практических заданий

Список используемой литературы

( учебники, справочники, учебные пособия, дидактические материалы и др. )

№ п/п

наименование

Требуемое количество

Имеется в наличии

1.

«Экономика» Гомола А.И.; М., Академия 2012 г.

30

30

2.

«Основы экономики и предпринимательства»

 Л.Н. Черданова , М., Академия 2003 г.

30

30

3.

« Основы экономики» В.Г. Слагода, М., Форум  2009 г.

30

1

4.

« Основы экономической теории», Л.М. Куликова, М., Финансы и статистика 2005 г.

30

1

Перечень используемой документации по завершающим формам обучения

( комплекты экзаменационных билетов, образцы дипломных, макетов и т. д.)

№ п/п

наименование

Имеется в наличии

1

Тестовые задания

+

2

Вопросы и задания

+

Преподаватель _______________________________________  А. В. Лукьянова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по преддипломной практике для специальности 080110 "Банковское дело"

Рабочая программа преддипломной практики  является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО укрупненной группы специальностей СПО 0800...

Рабочая программа дисциплины специальности "Экономика и бухгалтерский учет"

Рабочая программа по дисциплине: "Анализ финансово-хозяйственной деятельности"...

2017 ОП 08 Рабочая программа год набора 2016 Организация бухгалтерского учета в банках специальность 38.02.07 "Банковское дело" (углубленной подготовки)

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.07 Банковское дело....

Адаптированная РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОП.02 Статистика 38.02.07 Банковское дело

Аннотация рабочей программы дисциплины ОП.02 «Статистика»для специальности 38.02.07 «Банковское дело»          Рабочая програм...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 «Бухгалтерский учёт» для специальности социально-экономического профиля 43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании»

Рабочая  программа учебной дисциплины «Бухгалтерский учёт» является частью основной профессиональной образовательной программы. Составлена в   соответствии с ФГОС по специал...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОП.08. «Основы бухгалтерского учета» Специальность среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) базовой подготовки

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫОП.08. «Основы бухгалтерского учета»Специальность среднего профессионального образования38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)базовой подготовки...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ Специальность 38.02.07 Банковское дело

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Бухгалтерский учет  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) специальности 38.02.07 Банковско...