Испытание электрических машин
учебно-методический материал на тему

Кузнецова Алина Валентиновна

В материале представлены лекция и практическая работа к МДК "Проверка и наладка электрооборудования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_lektsii.doc202 КБ
Microsoft Office document icon no15_ispytaniya_elektrodvigateley.doc19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Испытание электрических машин.

В главе будут рассматриваться испытания машин постоянного тока мощностью до 200 кВт и напряжением до 440 В, а также электродвигателей переменного тока напряжением до 1000 В.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Перед выполнением наладочных операций осуществляют внешний осмотр машины и убеждаются в том, что она находится в состоянии, пригодном для испытаний, а ее установка и паспортные данные соответствуют проекту. Знакомятся с монтажными чертежами, спецификациями, результатами заводских испытаний.
        После внешнего осмотра наладчики проверяют механическую часть машины. Перед пуском, как правило, контролируют состояние подшипников. В электрических машинах общего назначения применяют в основном подшипники закрытого типа, заполненные смазкой на заводе-изготовителе. Обычно наладку механической части машин выполняют специализированные организации, поэтому наладчику электрической части перед испытаниями необходимы лишь сведения о готовности механической наладки.

ОБЪЕМ И НОРМЫ ИСПЫТАНИЙ МАШИН ПОСТОЯННОГО ТОКА

Машины постоянного тока мощностью до 200 кВт и напряжением до 440 В, вводимые в эксплуатацию после монтажа, проходят приемосдаточные испытания в объеме, предусмотренном ПУЭ.
         Измерение сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса и бандажей машины, а также между обмотками осуществляется мегаомметром на 1000 В. При проверке изоляции обмотки по отношению к корпусу один из щупов мегаомметра прикладывают к зачищенной металлической поверхности корпуса машины, второй к выводному концу той обмотки, сопротивление изоляции которой измеряют. Если в машине имеется несколько обмоток, то кроме измерения сопротивления изоляции каждой из них по отношению к корпусу проверяют состояние их изоляции между собой. С этой целью все остальные обмотки соединяют с корпусом или по окончании измерения сопротивления изоляции всех обмоток по отношению к корпусу определяют сопротивление изоляции между каждыми двумя обмотками. Согласно ПУЭ оно должно быть не ниже 0,5 МОм между обмотками и каждой обмоткой относительно корпуса при 10—30 °С.
         Сопротивление изоляции ниже 0,5 МОм может быть вызвано попаданием в изоляцию влаги, поверхностной влажностью, оседанием токопроводящей пыли на выводах, обмотках, коллекторе. При этом рекомендуется продуть машину сухим сжатым воздухом, очистить выводы обмоток, торец коллектора, изоляционные детали щеткодержателей. Если после, чистки и продувки сопротивление изоляции не повысится, выполняют поверхностную сушку машины и осуществляют контрольное измерение сопротивления изоляции. Необходимо помнить, что показания мегаомметра зависят от продолжительности приложения напряжения к проверяемой обмотке. Чем больше время, прошедшее от момента приложения напряжения к изоляции до момента отсчета, тем больше измеренное сопротивление изоляции. С повышением температуры сопротивление изоляции уменьшается.
         При измерении сопротивления обмоток постоянному току проверяют состояние их контактных соединений (паек, болтовых, сварных соединений). Сопротивления измеряют методом амперметра — вольтметра, моста и микроомметра. Необходимо помнить о некоторых особенностях измерений сопротивлений обмоток машин постоянного тока:
сопротивление последовательной обмотки возбуждения, уравнительной и обмотки добавочных полюсов невелико (тысячные доли ома), поэтому его измеряют с помощью микроомметра;
сопротивление обмотки якоря определяют методом амперметра — вольтметра с использованием специального двухконтактного щупа с пружинами с изоляционной рукояткой (
рис. 1).

Рис. 1. Измерение сопротивления якоря с помощью двухконтактного щупа: РА — амперметр, PV — вольтметр, GB — батарея, RK — реостат, S1, S2 — выключатели.
         Сопротивление постоянному току реостатов и пускорегулировочных резисторов обычно измеряют мостами ММВ, МВУ-49, Р-333 и др. При этом измерения выполняют для всего реостата полностью и на каждом положении ползунка (ответвлении).

Неисправность

Причина

Способ устранения

Искрение всех или части щеток

Щетки не установлены на нейтраль
Щетки неправильно установлены в щеткодержателях (размеры щеток не соответствуют размерам щеткодержателей)

Установить щетки на нейтраль
Правильно установить щетки в щеткодержателях

Слабое или сильное нажатие щеток на коллектор

Отрегулировать с помощью пружины щеткодержателя давление щеток на коллектор

Несоответствие материала, размеров и количества щеток заводским данным

Проверить соответствие данных установленных щеток требуемым

Местные перегревы якорной обмотки двигателя

Витковое и ли короткое замыкание в одной или нескольких катушках якоря

Отыскать повреждение и перемотать катушку якоря

Двигатель плохо разгоняется и работает с ненормальной частотой вращения

Закорачивание соседних пластин коллектора

Продорожить коллектор, снять заусенцы острым шабером

Соединение между катушками или хомутами, например от оставшегося после пайки олова

Осмотреть все петушки и хомутики, при обнаружении соединенных вместе разъединить их

Значения сопротивлений должны отличаться от данных завода-изготовителя не более чем на 10 %.
         При испытаниях электрических машин на холостом ходу и под нагрузкой возможны различные неисправности. Причины и способы устранения простейших неисправностей машин приведены в
табл. 1.

ОБЪЕМ И НОРМЫ ИСПЫТАНИЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

Электродвигатели переменного тока напряжением до 1000 В, вводимые в эксплуатацию после монтажа, подвергают приемосдаточным испытаниям в объеме, предусмотренном ПУЭ.
         Измерение сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса и между обмотками, а также сопротивления изоляции заложенных в электродвигатель температурных индикаторов осуществляют мегаомметрами.  Если в электродвигателях выведены начало и конец каждой фазы, сопротивление изоляции обмотки измеряют отдельно для каждой фазы относительно корпуса и между обмотками. В многоскоростных многообмоточных электродвигателях это сопротивление должно быть измерено на выводах каждой обмотки в отдельности, в асинхронных электродвигателях с фазным ротором — отдельно для обмоток статора и обмоток ротора.

          Допустимые сопротивления изоляции электродвигателей напряжением до 1000 В приведены в табл. 2.
Измерение сопротивления обмоток постоянному току двигателей мощностью 300 кВт и более производят при неподвижном роторе. Сопротивление многофазных обмоток при наличии выводов начала и конца всех фаз измеряют пофазно. В электродвигателях с фазным ротором должно быть измерено также сопротивление обмотки ротора.

Таблица 2. Допустимые значения сопротивления изоляции электродвигателей переменного тока

Испытываемый объект

Напряжение мегаомметра, В

Сопротивление
изоляции

Обмотка статора напряжением до 1000 В

1000

Не менее 0,5 МОм при 10—30 °С

Обмотка ротора синхронного двигателя и электродвигателя с фазным ротором

500

Не менее 0,2 МОм при температуре 10—30 °С

Термоиндикатор

250

Не нормируется

Если фазы обмотки статора соединены в «звезду» и не имеют вывода нулевой точки, сопротивление измеряют между каждыми двумя выводами (двумя фазами) электродвигателя. При измерении сопротивления обмотки ротора электродвигателя подключают измерительную схему непосредственно к концам обмотки, чтобы исключить влияние переходного сопротивления контактов щеток. Согласно ПУЭ измеренные сопротивления постоянному току обмоток различных фаз должны отличаться друг от друга или от заводских данных не более чем на 2 %.
         Во всех случаях измеряют сопротивление постоянному току реостатов и пускорегулировочных резисторов, общее сопротивление и проверяют целость отпаек. Эти сопротивления составляют десятые и сотые доли ома, поэтому измерение пусковых сопротивлений в цепи ротора электродвигателя обычно осуществляют мостовым методом или микроомметром. Значение измеренного сопротивления должно отличаться от паспортных данных не более чем на 10 %. Ошибка при измерениях пусковых сопротивлений может привести к ненормальному пусковому режиму электродвигателя.
         Проверка правильности соединений выводов обмоток электродвигателей сводится к определению начал и концов каждой из них. Полярность выводов трехфазных электродвигателей проверяют несколькими способами, наиболее распространенные из которых приведены ниже.
        Вначале определяют выводы каждой обмотки в отдельности с помощью мегаомметра, моста или пробника УП-71, ПУ-82.

        Для проверки правильности соединений выводов используют источник постоянного тока (аккумулятор или сухой элемент) и вольтметр постоянного тока (милливольтметр или гальванометр).

Рис. 2. Схемы проверки выводов обмотки статора с помощью источника постоянного тока: а—подключение к источнику одной обмотки; б, в — подключение к источнику двух обмоток;  I, II,  III – обмотки;  К, Н - концы и начала обмоток.
         Схемы проверки выводов обмотки показаны на
рис. 2. К одной из обмоток кратковременно подключают источник питания, к двум другим — поочередно вольтметр (рис. 2, а), чтобы в момент подачи напряжения от источника питания стрелка отклонилась вправо. При этом « + » батареи и «—» вольтметра соединены с одноименными выводами обмоток. Маркировку выводов проверяют попарным включением обмоток. Две обмотки включают последовательно и кратковременно подключают к источнику питания. К третьей обмотке подсоединяют вольтметр. Если две обмотки соединены последовательно одноименными выводами (рис. 2, б), стрелка вольтметра при включении выключателя S не будет отклоняться. При соединении обмоток разноименными выводами (рис. 2, в) в момент включения и отключения выключателя S стрелка вольтметра отклоняется. Так же определяют соответствие выводов третьей обмотки с выводами первой или второй.
         Проверку полярности выводов можно выполнить на переменном токе (
рис. 3). Соединяют последовательно две обмотки, а к третьей обмотке подключают вольтметр PV или лампу накаливания. При соединении между собой одноименных выводов вольтметр имеет показания, близкие к нулю (рис. 3, а).

Рис 3. Схемы проверки выводов обмотки статора с помощью источника переменного тока:
а - подключение к источнику одной обмотки, б — подключение к источнику двух обмоток.

Установив одноименные выводы первой и второй обмоток, повторяют проверку, соединяя между собой первую и третью обмотки и подключая вольтметр ко второй для определения полярности выводов третьей обмотки. При соединении двух обмоток разноименными выводами вольтметр покажет наличие напряжения на третьей обмотке (рис.3, б). Проверку полярности выводов обмоток выполняют на пониженном 5—10% Uном напряжении.

Схемы проверки соединений составных частей обмотки
Рис 4. Схемы проверки соединений составных частей обмотки: а — определение составных частей обмотки, б — определение полярности обмоток.

          Правильность соединений отдельных частей составной обмотки проверяют по схеме, показанной на
рис. 4. Подавая переменный ток в одну часть обмотки, по наибольшему из измеренных напряжений находят другую часть обмотки, принадлежащей этой же фазе (рис. 4, а). Так же определяют части обмоток, принадлежащие остальным двум фазам. Полярность составных частей обмотки проверяют по схеме, показанной на рис. 4, б. В случае соединения разноименных выводов частей обмотки, принадлежащей одной фазе, напряжение U2 при включении двух одинаковых обмоток, измеренное вольтметром, примерно в 2 раза больше напряжения U1.
            Проверку работы электродвигателя на холостом ходу или с ненагруженным механизмом осуществляют таким образом. После проверки действия защиты и сигнальной аппаратуры выполняют пробный пуск двигателя с отключением и прослушиванием стука, шума, вибрации. Затем запускают, проверяют разгон до номинальной частоты вращения и нагрев подшипников, включают электродвигатель на различные частоты вращения (многоскоростные двигатели), измеряют ток холостого хода всех фаз. Продолжительность проверки, как правило, не менее 1 ч. Работу электродвигателя под нагрузкой проверяют при включении технологического оборудования в момент сдачи в эксплуатацию.

         При первом опробовании электродвигателей возможны неисправности. Причины и способы наиболее распространенных неисправностей асинхронных электродвигателей приведены в табл. 3.

Неисправность

Причина

Способ устранения

Перегрев активной стали статора

Напряжение сети выше номинального.

Снизить напряжение до номинального.

Перегрев обмотки статора

Перегрузка двигателя или нарушение его вентиляции.

Проверить нагрузку и систему вентиляции.

Напряжение на зажимах двигателя ниже номинального.

Установить номинальное напряжение

Неравномерный ток в фазах

Неправильное соединение одной или нескольких катушек в фазе.

Проверить сопротивление фаз, правильность соединения катушек в фазе, сопротивление изоляции между фазами.

Перегрев обмотки ротора

Напряжение на зажимах статора ниже номинального.

Установить номинальное напряжение на обмотке статора.

Неудовлетворительное охлаждение ротора.

Проверить систему вентиляции.

Двигатель не разгоняется, гудит

Нарушение контактов в обмотке ротора, неисправность реостата в цепи ротора. Обрыв в одной фазе статора.

Найти место плохого контакта в цепи ротора и устранить его.
Проверить сопротивление фаз, при обнаружении обрыва устранить его.

Двигатель не разгоняется, ток в трех фазах равномерный

Неправильное соединение обмотки статора.
Отсутствие питания в одной фазе.
Обрыв в обмотке ротора

Проверить соединение обмотки статора.
Проверить питание, подводимое к двигателю. Проверить цепь ротора.

Двигатель вращается с пониженной частотой на холостом ходу, сильно гудит

Неправильное соединение одной фазы обмотки статора.

Правильно соединить выводы обмотки статора.

Искрят щетки и обгорают контактные кольца

Недостаточная пришлифовка щеток к контактным кольцам.

Пришлифовать щетки.



Предварительный просмотр:

Практическая работа № 15.

«Испытания электродвигателей переменного тока».

  1. При испытании электродвигателя Вы обнаружили,  что ток в его обмотках  неравномерный. Установите причину неполадки и способ её устранения.

  1. Зарисуйте схему испытания.