Инновационная карта педагогического опыта.
учебно-методический материал по теме

Тема инновационного педагогического опыта: "Методические аспекты преподавания географии в условиях перехода на ФГОС ОО". Изменение системы тестового контроля знаний учащихся в условиях перехода на ФГОС. Из опыта работы: "Обучение или игра? Методика проведения дидактических игр на уроках географии".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnaya_karta_pedagogicheskogo_opyta.doc444.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

Приоритетного национального проекта «Образование»

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Подмарева Лилия Леонидовна

МОУ « Средняяобщеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №32»  430031 РМ. г. Саранск, Лихачева ,д.40

Учитель  географии

23 года,

Педагогический стаж 23 лет

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта

Методические аспекты  преподавания географии в условиях перехода на ФГОС ОО.

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

         Общее среднее образование дает учащимся знания основ наук о природе и обществе, подводит к пониманию закономерностей развития объективного мира. На основе получаемых знаний у учащихся формируется диалектико-материалистическое мировоззрение, развиваются мышление, познавательные силы и способности.

Часть общеобразовательных задач, возложенных на школу, ложится и на географию. В процессе изучения географии учащиеся познают закономерности развития основных компонентов природы и природных комплексов в целом. Только география знакомит учащихся с рельефом планеты и историей его формирования, раскрывает знания о Мировом океане, внутренних водах, различных климатах и природных зонах земного шара.

Именно география, а не другой учебный предмет знакомит  с принципами размещения производства, с трудовыми и природными ресурсами, с исторически сложившимся территориальным разделением, с принципами экономического районирования, с хозяйственной оценкой и возможным использованием природных условий.

Следовательно,  географическое образование помогает учащимся разобраться не только в явлениях природы, но и понять общественно-экономические закономерности.

В основном только география обеспечивает картографическую и топографическую подготовку школьников.

Практическое значение школьной географии вытекает из особенностей самой науки, которая из описательно-познавательной превратилась в науку экспериментально-преобразовательного направления. Главная задача современной географии состоит не в том, чтобы описывать неизвестные или малоизвестные до сих пор страны, а научно обосновывать работы человечества по многообразному и интенсивному использованию открытых природных ресурсов, по преобразованию природы и хозяйства отдельных районов и стран. «Предметом изучения всей системы географических наук, служит природная среда, т. е. совокупность окружающих нас и взаимосвязанных явлений природы на земной поверхности, население и общественное производство, а также связи природной среды с общественным производством и жизнью людей».

В школьном курсе географии учащиеся получают знания о географии республики Мордовия. Они знакомятся с природой и природными ресурсами, их использованием, с особенностями развития  хозяйства, экономическими связями республики Мордовия с другими  регионами России, с перспективами развития культуры, промышленности, сельского хозяйства.

Перед учителем географии стоит задача — добиться усвоения учащимися существенных признаков, объектов и явлений и показать их взаимодействие, динамику, развитие; познакомить по возможности с процессами, в которых проявляются законы диалектического материализма.

В методической литературе и в опыте преподавания географии уделяется достаточное внимание изучению связей между отдельными элементами природы. Учащиеся свободно усваивают зависимости рек от рельефа, растительности от климата и др. Однако не всегда при обучении учитель подчеркивает наличие прямых и обратных связей. Например, устанавливается зависимость характера течения реки от рельефа, но не подчеркивается влияние этой реки на рельеф; показывается зависимость растительности от климата, но не раскрывается зависимость климата от характера растительности на подстилающей поверхности.

Не всегда до сознания учащихся доводится идея, что изменение одного компонента влечет изменение всего природного комплекса.

Например, вырубка леса в бассейне реки вызывает изменение ее режима, уровня подземных вод, степени увлажнения почвы и т. д.

Объективный характер причин изменения и развития природы наиболее четко воспринимается тогда, когда раскрываются процессы, например трансформация воздушной массы, разрушительная и созидательная работа реки, образование соленых озер, подзолистых почв и многое другое. При этом необходимо, по возможности, давать не только качественную характеристику объектов, но и количественную. Учащиеся, например, должны знать, что арктический воздух (АВ) не просто «холодный»,- «сухой», но с помощью наблюдений установить, какова температура, влажность, давление только что пришедшей в нашу местность арктической воздушной массы.

Преподавание географии без достаточных средств наглядности приводит к тому, что учащиеся механически запоминают слова, за которыми в их сознании нет соответствующих образов, т. е. знания носят формальный характер и поэтому быстро утрачиваются.

Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

В преподавании географии, наряду с положительными результатами в организации процесса усвоения знаний учащимися, еще наблюдается формальный подход, проявляющийся в том, что дидактические цели по установлению связи нового материала со старым и по проверке знаний пытаются достичь с помощью универсального средства — устного опроса. Часть урока, которой предназначено решить все эти задачи, обычно в методической литературе и в планах учителей так и называется «повторение и проверка знаний» или кратко — «опрос».

Стремление  обеспечить связь нового со старым материалом, повторить и проверить знания учащихся — положительное явление. Но в сложившейся форме, когда длительные ответы 2—3 учащихся поглощают почти половину времени урока, получается так, что ни одна задача не разрешается успешно. Повторение, как известно, предполагает воспроизведение ранее изученного материала или в полном содержании, или в сжатой, но логически стройной системе с выделением основного.

Осуществить это во время опроса может только ученик, хорошо знающий материал, или же сам учитель. Но так как в классе обычно преобладают учащиеся со средней успеваемостью, то и повторение протекает в искаженной форме: отвечающий не всегда выделяет главное, его ответ прерывается вопросами (или уточнениями) учителя, остальные в это время не работают достаточно активно. В результате повторение, как таковое, отсутствует и вместе с тем не решается должным образом и задача проверки уровня знаний и умений учащихся. Наиболее распространенная в практике форма проверки — текущий устный опрос — не обеспечивает разностороннего учета знаний и умений всех учащихся (знание фактического материала, понимание взаимосвязей, умение применять знания и т. д.) и изучения их индивидуальных особенностей.

Как часто недостатки в организации проверки знаний обычно объясняем нехваткой времени. Однако, главная причина скрывается в неправильной организации учебного процесса. Необходимо контролировать знания учащихся в разных формах: и по ходу повторения, при изучении нового материала, его закреплении и в специально выделенное время (как часть урока или целый урок), где дидактическая цель — проверить уровень знаний и умений — формулируется как основная. Благодаря применению разнообразных методов и форм, благодаря сочетанию индивидуальной работы учащихся с фронтальной можно  успешно контролировать  результаты обучения.

  Например: блиц-опрос  вместо фронтального опроса. Задачи на пересечение множеств вместо формального повторения стран «Большой семерки». Определение государства по заданному описанию вместо банального заучивания описания страны. Вопросы  на исключение заведомо неверных утверждений. Нахождение исключения из логического ряда, нахождение причинно- следственных связей. Например , климат причина – следствие  характер паводкового режима рек. Условные экспедиции, связанные с выявлением особенностей объектов и явлений.

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Формы контроля

Предлагаемые изменения

Фронтальный опрос

Блиц опрос, блиц - турнир, с предложением самостоятельной оценки знаний учащихся

Программированный контроль.

Устный опорос у доски

Задачи на пересечение множеств, с нахождением исключения и дальнейшее объяснение ,выявленного исключения.;

Определение государства по заданному описанию;

Составление описания страны по заданному плану;

Пресс конференция

Сообщения учащихся

Биологическая экспедиция вглубь материка или океана с предварительной подготовкой дополнительного материала учащимися.

Экспедиции различного уровня или путешествия. Например :путешествия по географическим координатам.

Пресс конференция

Зачет

Зачет с помощью программированного контроля

Работа с контурной картой

Географический диктант

Собеседование

Анализ причинно- следственных связей, географические сочинения

Тестирование

1. Тесты должны быть "закрытыми", то есть иметь варианты ответов.

2. Краткость. Вопрос должен занимать одну строку. Вопрос должен быть   абсолютно ясным.

Открытое тестирование , с предложением самостоятельно найти верный ответ.

Первая группа вопросов позволяет проконтролировать знания географических терминов, понятий, явлений. В качестве примера привожу некоторые из них.

1.Выберите из предложенных  списков по 3  понятия и дайте своими словами определение.

1. Азимут, ветер, грунтовые воды, земная кора, относительная высота, речная долина.

2. Географические координаты, водораздел, план местности, магма, пролив, сель.

3. Абсолютная высота, гейзер, межень, меридиан, почва, речная система.

4. Бассейн реки, вулкан, климат, масштаб, низменность, тропик.

5. Географическая карта, водоносный слой, погода, материк, режим реки, рельеф.

6. Горная порода, высотная поясность, остров, муссон, полярный круг, устье.

Вторая группа вопросов охватывает решение простейших или типовых задач. При этом акцент ставится не на математической стороне решения задачи, а на правильности анализа географических явлений.

1.

http://geo.reshuege.ru/get_file?id=15457

 

Самолёт вылетел из аэропорта, расположенного в III часовой зоне, в аэропорт, расположенный в VI часовой зоне, в 12 часов по местному времени. Расчётное время полёта составляет 3 часа. Сколько времени будет в аэропорту прилёта, когда самолёт приземлится?

2. Ребята прошли на север 200 м., затем прошли 300 м. по азимуту 270о, после чего повернули на юг и прошли еще 400 м. В каком направлении от начала маршрута находится точка завершения  маршрута?                                                                           а.        На северо-востоке                                                                                                               б.        На северо-западе                                                                                                                     в.        На юго-востоке                                                                                                                       г.        На юго-западе

3..Во сколько часов по местному времени родные из Лос-Анджелеса (16 часовой пояс) должны позвонить к родственникам в Москве (2 часовой пояс), чтобы поздравить с Новым Годом в момент его наступления.

Вопросы третьей группы проверяют знания географических законов, причинно-следственных связей.

В каком из приведенных ниже примеров , сила ветра минимальна, максимальна?

1. В каком направлении будет дуть ветер? Объясните это.

  1. 750- 760
  2. 749-751
  3. 762-748

Четвертая группа вопросов связана с решением проблемных задач.

1.Определить атмосферное давление на вершине горы, если у подножия ад 740 мм ртутного столба, а высота горы - 3150 м.

Если у подножия горы давление 760 мм, то какое давление будет на высоте 336 м?

2.Где , на территории России наиболее экономически выгодно размещение ветровых электростанций. Объясните , почему?

  1. Чукотский автономный округ;
  2. Центральная Россия;
  3. Волго-Вятский экономический район
  4. Европейский Север

Пятая группа : вопросы на соответствие:

1. Установите соответствие.

1. Происхождение озерных котловин.

Тип озера

Происхождение котловины

Остаточное

Остаток прежнего русла реки

Старица

В разломе земной коры

Тектоническое

Остаток древнего моря

 Шестая группа : вопросы на выявление причинно – следственных связей:

1. Назовите климатический пояс, который характеризуется следующими показателями: в течение года здесь господствуют одна воздушная масса, годовая амплитуда температур минимальная, среднегодовое  количество осадков более 1200 мм.

2. Какие аргументы можно привести в оправдание синоптиков, если прогноз погоды не подтвердился: например, обещали ясную погоду, а идет дождь?

3. В чем отличие относительной влажности воздуха от абсолютной влажности воздуха?

4. Почему атмосферное давление уменьшается с высотой?

  2. По описанию определите  регион России, находящихся в европейской части страны и впишите их названия вместо точки на карте.

Этот регион славится богатством и разнообразием минеральных ресурсов. В его пределах располагается старейшая в стране металлургическая база. Развито тяжелое машиностроение.

Объяснение  нового материала в виде лекции

Объяснить (устно) условия его образования: а) Какое давление над сушей и над морем днем? Почему? б) В каком направлении перемещается ветер и почему? в) Как вы ощущаете это движение воздуха?

 Задания, основанные на переносе знаний в новые условия

Для того, чтобы промышленное предприятие загрязняло воздушный бассейн Саранска в наименьшей степени, по отношению к городу оно должно располагаться на:

  1. Севере
  2. Юге
  3. Востоке
  4. Западе

Чем вы это можете объяснить? Выявление постоянных ветров, характерных для данной местности, особенности рельефа территории города Саранск, климатическими условиями территории, ит.д.

Так на основании одного вопроса можно построить целый урок. 

Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

   Важным условием реализации изменений является хорошее знание и методически грамотное использование достижений современных информационных технологий учителем и грамотное применение методики преподавания географии

 Не менее важным условием является  наличие разнообразных средств обучения: компьютерных, альтернативных учебных пособий, справочной литературы, ресурсов Интернет.

Результат изменений

Повышение качества обучения географии

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

Личная страница в социальной сети педагогов

http://nsportal.ru/user/34436

•        Водяной пар. Влажность воздуха

•        Классный час: История Олимпийских игр

•        Организация деятельности учащихся школы по самообразованию, как важнейшему фактору повышения качества образования

•        Погода и климат. Климатообразующие факторы

•        Презентация "Виды работы с текстом учебника географии"

•        Путешествие в страну "Топографию"

•        урок географии "Внутренние воды Африки. Реки Африки"

III. Описание инновационного опыта учителя

        Жизнь современного человека с каждым годом становится всё более интенсивной, насыщенной. Мы порой не замечаем, насколько стремительно осваиваем всё новые и новые инструменты. Развитие технологий заставляет общество принимать их, изменяя обыденную, устоявшуюся действительность. Новое поколение быстрыми шагами открывает и познает непривычные элементы структуры. Модернизация образования позволит раскрыть у каждого учащегося способности к познанию новшеств.

       Современный этап развития школьного географического образования ставит перед методической наукой новые, более сложные задачи по сравнению с теми, которые она решала в предшествующие годы. Содержанием наиболее значимых и актуальных методических исследований выступает научное обоснование путей и способов повышения качества образования, что соответствует основным положениям «Стратегии модернизации содержания общего образования» (2001 г.), «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», новой «Концепции географического образования».

Решение проблемы повышения качества географического образования существенно изменяет сложившуюся методическую систему, поскольку связано с переосмыслением цели и результата образования, модернизацией его содержания, сопровождающейся процессами стандартизации, переходом кпрофильному, личностно развивающему обучению, усилением его культурологической направленности, оптимизаций способов и технологий организации образовательного процесса. Понимание необходимости этих изменений зафиксировано в Государственном образовательном стандарте, который указывает, что школа призвана обеспечить освоение учащимися географической культуры, тогда как в предшествующие годы она состояла в формировании основ географической науки. Приобщение к культуре, отражающей социальный опыт познания, освоения и преобразования географического пространства (геопространства), предполагает, с одной стороны, содействие гармонизации взаимоотношений общества с природой, а с другой стороны, способствует самоопределению и творческой самореализации человека.


     
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС) ставит цель развития образовательного учреждения как субъекта раскрытия личности ученика. Воспитание гражданина современного общества, вот главная задача, стоящая перед учителем. Поставленная задача заставляет изменить традиционную деятельность учителя, переходя к системно - деятельностной образовательной схеме и личностно – ориентированным технологиям. ФГОС позволяет расширить образовательные рамки, открывая учителю возможность применения новых технологий обучения, в том числе внедрения информационно – коммуникационных технологий (ИКТ).

       В системе основного общего образования предмет «География» занимает особую позицию, «охватывая многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания». Основная цель преподавания географии в контексте ФГОС заключается в формировании «комплексного, системного и социально ориентированного представления о Земле как планете людей, являющейся одной из основ практической повседневной жизни».

       Одной главных особенностей ФГОС  является нацеленность на результат. В стандарте выделены три группы результатов: личностные, метапредметные, предметные.

      Личностные результаты включают готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению.

      Метапредметные результаты – новое понятие (суть - общеучебные умения),  означающее способы деятельности, усвоенные обучающимися. Эти способы деятельности могут формироваться на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и  применяться как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях (см. методическое письмо «О формировании универсальных общеучебных умений и навыков у школьников в процессе обучения» по адресу http://geo.metodist.ru).

     Предметные результаты знакомы учителям, поскольку они подробно прописывались  в предшествующих нормативных документах (минимум содержания образования 1998 года, ФКГОС 2004 года и т.д.).  Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования  по географии с учетом общих требований стандарта  должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражать:

  1. осознание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач и глобальных проблем человечества; формирование представления о роли географических знаний как компоненты научной картины мира; формирование целостного восприятия мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
  2. освоение системы комплексных социально-ориентированных знаний о Земле как планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства и территориальной организации хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве;
  3. осознание главных особенностей и проблем взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, механизмов адаптации человека к географическим условиям проживания, географических подходов к устойчивому развитию территорий;
  4. овладение основами картографической грамотности, элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды; овладение навыками нахождения и использования различных источников географической информации;
  5. формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, умения оценивать их последствия;
  6. формирование умения применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
  7. формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде, умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  8. создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.


Таким образом, в условиях резкого увеличения объема знаний требуется смена педагогических приоритетов  - 
научить учащихся учиться, т.е.  необходимо  научить:

  • основам  организации  собственной  учебной  деятельности;
  • способам  поиска, переработки и представления информации;
  • приемам и методам умственного труда;
  • основам  коммуникативных умений.

Таким образом, в условиях резкого увеличения объема знаний требуется смена педагогических приоритетов  - научить учащихся учиться, т.е.  необходимо  научить:

  • основам  организации  собственной  учебной  деятельности;
  • способам  поиска, переработки и представления информации;
  • приемам и методам умственного труда;
  • основам  коммуникативных умений.

Но если результаты образования –  это ключевое понятие с точки зрения требований ФГОС, то  в  новых условиях особое значение приобретает  их  контроль и оценка:   

В практической деятельности наиболее часто используются следующие виды контрольных работ: 

  • теоретические (проверяют усвоение основных теоретических положений изученного раздела);
  • практические (проверяют умения применять полученные знания для решения конкретных задач);
  • комплексные (содержат задания теоретического и практического характера).

Тестирование, широко используемое в практике современной школы,  является одной из технологичных форм проведения контроля.  Тесты применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью обеспечивается входной, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений; ведётся  учет успеваемости; корректируются  учебные достижения.

Особые требования предъявляются  к качеству тестов, которые должны отвечать    целям и задачам каждого вида контроля. 

Определите географический объект по описанию.

Литосфера.

1. Эта горная система находится в самой большой по площади стране мира. Максимальная высота гор не превышает 2000 м. По горам проходит граница двух частей света.

2. Эта равнина расположена в стране, лидирующей по количеству жителей. Реки, протекающие по этой равнине, благодаря общему наклону территории на восток, впадают в Тихий океан.

3. Этот вулкан является высшей точкой материка. Он возвышается над плоскогорьем, изрезанным мощными разломами земной коры. Из всех высших точек материков он ближе всех расположен к экватору.

4. Этот остров называют «островом гейзеров». А  название столицы государства, расположенного на острове, переводится на русский язык как «бухта пара» или «дымящаяся бухта». Славится остров и вулканами, многие из которых активны и сегодня.

Гидросфера.

1. Этот пролив соединяет море и океан, разделяет два материка. Берега пролива в древности назывались Геркулесовыми Столбами. Через пролив проходят важные морские пути.

2. Этот остров, несмотря на своё название, почти целиком покрыт ледниками. По происхождению он относится к материковым островам, к тому же он самый большой остров на Земле.

3. Это теплое океанское течение,  протекающее в северном полушарии. Название его переводится на русский язык как «течение, берущее начало в заливе». Течение оказывает большое влияние на погоду  северного полушария, и особенно Европы.

4. Это озеро – самое большое на Земле. За свои размеры и соленую воду оно даже называется морем. Впрочем, когда-то оно действительно соединялось с океаном, и было настоящим морем.  

Выберите из предложенных  списков по 3  понятия и дайте своими словами определение.

1. Азимут, ветер, грунтовые воды, земная кора, относительная высота, речная долина.

2. Географические координаты, водораздел, план местности, магма, пролив, сель.

3. Абсолютная высота, гейзер, межень, меридиан, почва, речная система.

4. Бассейн реки, вулкан, климат, масштаб, низменность, тропик.

5. Географическая карта, водоносный слой, погода, материк, режим реки, рельеф.

6. Горная порода, высотная поясность, остров, муссон, полярный круг, устье.

Задания, на которые необходимо дать краткий ответ.

1. Назовите климатический пояс, который характеризуется следующими показателями: в течение года здесь господствуют одна воздушная масса, годовая амплитуда температур минимальная, среднегодовое  количество осадков более 1200 мм.

2. Какие аргументы можно привести в оправдание синоптиков, если прогноз погоды не подтвердился: например, обещали ясную погоду, а идет дождь?

3. В чем отличие относительной влажности воздуха от абсолютной влажности воздуха?

4. Почему атмосферное давление уменьшается с высотой?

Задачи на определение причинно-следственных связей

«Если спустить на воду плот у берегов Перу, через несколько недель он приплывёт в Полинезию. Если сесть в камышовую лодку у берегов Марокко, через некоторое время окажешься у берегов Америки»    

                                                      Тур Хейердал.

    Какой  природный  процесс имел в виду знаменитый путешественник?

                1. приливы        2. отливы

               3. течения          4. ветры      


                                                              Что дает данная работа учителю?

· Рождение нового уровня мышления – глобального, интегрированного, а не замкнутого в своей узкой специализации.

· Освобождает учебное время для изучения другого явления.

· Исключает дублирование учебного материала.

· Усиление межпредметных связей.

                                                             Что дает данная работа ученику?

· Активизация мыслительной деятельности.

· Интенсификация учебного материала.

· Расширение сферы получаемой информации.

· Подкрепление мотивации в обучении.

· Умение сопоставлять и анализировать отдельные явления с различных точек зрения, рассматривать их в единстве взглядов.

· Снижение перегрузок.

Кроме того, интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для ученика и учителя в процессе обучения.

                                                                                   

       Проекты государственных образовательных стандартов предъявляют высокие требования к современному школьнику. Короткие сроки, большие объемы информации и жесткие требования к знаниям и умениям школьника - вот современные условия образовательного процесса. Такие высокие запросы удовлетворить, основываясь на традиционных методиках, становится все труднее и труднее. Если раньше приоритетной целью образования являлось усвоение суммы знаний, которые выработало человечество, то в новых условиях на первый план выходит задача научить детей самостоятельно добывать знания, т. е. формирование ключевых компетентностей. В результате человек-выпускник должен быть успешным, компетентным, профессионально мобильным, умеющим учиться на протяжении всей жизни.  Это и есть основная задача российского образования.  Следовательно, мы учителя должны научить детей учиться. Снова встает вопрос: «Как это сделать?». Скорее всего, применяя новые педагогические технологии, в том числе информационные.

В заключение хочется сказать, что формирование универсальных учебных действий возможно на уроках географии при использовании различных современных педагогических технологий, при условии готовности учителя к сотрудничеству с учащимися  и другими учителями предметниками.

IV. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения

изменений

Муниципальный уровень: открытые уроки, мастер-классы, участие в семинарах, публикации в интернете на сайте  schoolrm.ru\schools\sc32sar.

Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

Забатурина Ольга Александровна , заместитель директора по УВР МОУ  « Средняяобщеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №32»  430031 РМ. г. Саранск, Лихачева ,д.40  55-62-24 , электронный адрес.  olgazabaturina@rambler/ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему "Урок-диспут по философии как интерактивная педагогическая технология и площадка межпредметного взаимодествия" (обобщение педагогического опыта)

Презентация мастер-класса, проводившегося на базе ТГУ им. Г.Р. Державина преподавателем  ТОГБПОУ  "Жердевский колледж сахарной промышленности" С.Н. Костяевым. Представляет собой об...

выступления на методических, педагогических советах, школах передового педагогического опыта

выступления на методических, педагогических советах, школах передового педагогического опыта...

Диссеминация инновационного педагогического опыта в техникуме

Диссеминация инновационного педагогического опыта в  техникуме...

Трансляция педагогического опыта. Итоги посещения VII НП сестринской конференции "Инновационные технологии и новые подходы к оказанию сестринской помощи: изменение привычных алгоритмов"

Сестринская конференция, организованная НМХЦ имени Н.И.Пирогова  показала, что возможности медицинских сестёр стали намного шире, а в их практике все большее значение имеют инновационные методы и...

Информационная карта инновационного педагогического опыта. Преподаватель ОСП "ВКМРПК" ФГБОУ ВО "АГТУ" Кочеткова Наталья Викторовна учебных дисциплин по химии.

Тема инновационного педагогического опыта: "Организация исследовательской деятельности, как средство повышения качества образовательных результатов". Процесс организации исследовательской де...