рабочая программа по физике для специальности "Мастер столярного и мебельного производства"
рабочая программа на тему

рабочая программа по физике для специальности "Мастер столярного и мебельного производства" составлена в 2013 году

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА  МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

Строительный колледж № 26

(ГБОУ СПО СК № 26)

ул. Цимлянская, д.7, стр.1, Москва, 109559, тел/факс (495) 358-05-68, 679-47-21   e-mail: 26@prof.educom.ru

 ОГРН 1057723001731  ИНН/КПП  7723356160/772301001

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Общеобразовательной учебной дисциплины «Физика»

Код и наименование специальности 262023.01«Мастер столярного и мебельного производства»

Москва

2013г.

Одобрена предметной (цикловой) комиссией__дисциплины

 «Физика»_________________

(наименование комиссии)

Разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по дисциплине «Физика» , примерной программы учебной дисциплины автора Пентина А.Ю., одобренной ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008, Федерального государственного образовательного стандарта по специальности начального профессионального образования 262023.01 «Мастер столярного и мебельного производства».

(код, наименование профессии/специальности)

Протокол № __1__

от «____»______________ 2012г.

Председатель

предметной (цикловой)

комиссии

_____________/В.В. Ноздрин__

(подпись)                            (ФИО)  

Заместитель директора

по учебной (учебно-методической) работе

________________/Е.А. Вахтомина

(подпись)                            (ФИО)  

Составитель:  Ноздрин Вадим Викторович, преподаватель ГБОУ СПО СК №26_______________________________________

                        ФИО, учёная степень, звание, должность, наименование ОУ

Рецензенты________________________________________________


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ   ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14


1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

___________________________Физика_______________________________

название дисциплины

  1. Область учебной программы

Реализация среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по специальности 262023.01 «Мастер столярного и мебельного производства» в соответствии с примерной программой учебной дисциплины автора Пентина А.Ю., одобренной ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008, с учётом технического профиля получаемого образования

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

«Физика» является дисциплиной, закладывающей базу для последующего изучения специальных предметов. Физика - общая наука о природе, дающая диалектно - материалистическое понимание окружающего мира. Человек, получивший среднее профессиональное образование, должен знать основы современной физики, которая имеет не только важное общеобразовательное, мировоззренческое, но и прикладное значение.

Учебная дисциплина «Физика» относится к группе общеобразовательных дисциплин среднего (полного) общего образования.

Изучение раздела «Физика» направлено на освоение общеучебных компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию; распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
  • отличать гипотезы от научных теорий;
  • делать выводы на основе экспериментальных данных;
  • приводить  примеры, показывающие, что:
  • наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов;
  • физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио - и телекоммуникаций;
  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза закон, теория, вещество, взаимодействие;
  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая  энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики;
  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

1.4. Профильная составляющая учебной дисциплины

        Профильное изучение дисциплины осуществляется за счёт отбора дидактических единиц, использования потенциала межпредметных связей (с математикой, информатикой и т.п.), которые отражаются как в организации самостоятельной работы обучающихся, так и при решении задач прикладной направленности на занятиях. Например, при изучении законов Ньютона в разделе «Механика» в теме 1.4 «Силы в природе» обучающимся предлагается ряд задач на нахождение силы тяжести, веса тела, а также силы давления на опору или подвес материалов, изготовленных из различных сортов древесины и применяемых как в бытовых, так и в промышленных условиях. В разделе «Молекулярная физика» обучающиеся рассматривают физические свойства (объем, температура, влажность) как газообразных, жидких, так и твердых тел, в том числе и различных пород древесины. В разделе «Основы электродинамики» рассматривается вопрос электропроводности древесины. При изучении темы 3.5 «Электромагнитная индукция» обсуждается вопрос о применении и использовании закона электромагнитной индукции при эксплуатации различных деревообрабатывающих электроинструментов, в том числе деревообрабатывающих станков. В разделе «Колебания» обучающиеся знакомятся с резонансными явлениями при строительстве деревянных сооружений. При изучении раздела «Волны» обучающиеся обсуждают акустические свойства различных пород древесины. При производстве художественных изделий из древесины обучающиеся должны учитывать и волновые свойства света, с которыми знакомятся в разделе «Оптика».

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 448 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  299  часов;

самостоятельной работы обучающегося  149 часов.

2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

448

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

299

в том числе:

     лабораторные  работы

13

     практические занятия

         27

     контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

        149

Итоговая аттестация в форме      ЭКЗАМЕНА


2.2. Учебный тематический план и содержание учебной дисциплины ___Физика_____

                                                                        наименование                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение.

Физика – основа естествознания.  Физическая картина мира.  Физика в познании вещества, поля, пространства и времени. Физика в профессии.

3

2

Раздел 1. Механика

60

2

2

2

2

2

2

2

Тема 1.1.

Основы кинематики.

Механическое движение. Перемещение. Путь. Скорость. Система отсчета. Система координат. Прямолинейное равномерное движение. Равномерное движение по окружности. Ускорение. Равноускоренное прямолинейное движение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту.

20

Лабораторная работа №1: «Изучение движения тела по окружности»

1

Самостоятельная работа обучающихся

10

Составление компьютерной презентации на тему: «Физика в моей профессии».

4

Подготовка докладов на тему: «Свободное падение тел», «Равномерное движение тел по окружности».

4

Решение задач на нахождение перемещения, скорости и времени движения.

2

Тема 1.2. Кинематика твердого тела.

Поступательное и вращательное движения твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения.

4

Самостоятельная работа обучающихся

2

Решение задач на нахождение ускорения, скорости и координаты движущегося тела.

2

Тема 1.3.

Законы механики Ньютона.

Законы Ньютона. Масса. Сила. Понятие о системе единиц.  Связь между ускорением и силой. Принцип относительности в механике.

10

Самостоятельная работа обучающихся

5

Подготовка сообщения на тему: «Основное утверждение механики»

2

Работа с учебником. Ответы на вопросы.

1

Решение типовых задач на нахождение силы, массы, скорости и ускорения.

2

Тема 1.4. Силы в природе

Силы всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести и вес. Невесомость. Силы упругости и трения. Закон Гука.

9

Самостоятельная работа обучающихся

5

Подготовка рефератов на тему: «Гравитационные силы», «Силы упругости», «Силы трения».

3

Решение задач на нахождение силы тяжести, веса тела, силы упругости и силы трения.

2

Тема 1.5. Законы сохранения в механике.

Импульс. Закон сохранения импульса. Работа и мощность. Кинетическая и потенциальная энергии. Закон сохранения энергии.

13

Контрольная работа за 1семестр.

1

Лабораторная работа №2: «Изучение закона сохранения механической энергии».

1

Самостоятельная работа обучающихся

6

Подготовка презентации на тему: «Закон сохранения импульса», «Закон сохранения энергии».

4

Решение задач на нахождение импульса, работы, мощности, кинетической и потенциальной энергий.

2

Тема 1.6. Статика.

Равновесие тел. Первое и второе условия равновесия твердого тела. Момент силы. Правило моментов. Нахождение центра тяжести.

4

Самостоятельная работа обучающихся

2

Решение задач на нахождение момента силы.

2

Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика.

48

Тема 2.1. Основы молекулярно-кинетической теории.

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро.

Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел.

12

Самостоятельная работа обучающихся

6

Подготовка сообщений на тему: «Броуновское движение», «Строение газообразных, жидких и твердых тел».

3

Работа с учебником, ответы на вопросы.

1

Решение задач на нахождение массы вещества, его молярной массы и количества вещества.

2

Тема 2.2. Температура. Энергия теплового движения молекул.

Температура и тепловое равновесие. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Измерение скоростей молекул.

8

Самостоятельная работа обучающихся

4

Работа с учебником, ответы на вопросы.

1

Подготовка сообщения на тему: «Абсолютная шкала температур»

1

Решение задач на нахождение средней квадратичной скорости молекул газа.

2

Тема 2.3.

Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы.

Модель идеального газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы.

6

Лабораторная работа №3: «Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака».  

1

Самостоятельная работа обучающихся

3

Подготовка презентации на тему: «Газовые законы»

2

Решение задач на нахождение макроскопических параметров(p,V,Т), с применением газовых законов.

1

Тема 2.4. Взаимные превращения жидкостей и газов.

 Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение. Влажность воздуха. Термодинамическое равновесие.

6

Зачет

1

Самостоятельная работа обучающихся

3

Решение задач на определение влажности воздуха, на нахождение давления насыщенного пара при заданной температуре.

2

Работа с учебником, ответы на вопросы.

1

Тема 2.5. Твердые тела.

Кристаллические и аморфные тела. Физические свойства кристаллических и аморфных тел. Зависимость свойств кристаллического тела от типа кристаллической решетки.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Подготовка сообщения по теме: «Кристаллические тела», «Аморфные тела»

1

Тема 2.6. Основы термодинамики

Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты.

Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Второй закон термодинамики.

Тепловые двигатели: двигатель внутреннего сгорания, дизель. КПД двигателей. Необратимость тепловых процессов.

14

Самостоятельная работа обучающихся

7

Подготовка презентации на тему: «Тепловые двигатели».

3

Составление кроссворда по теме: «Основы термодинамики»

3

Решение задач на применение первого и второго законов термодинамики, на нахождение КПД двигателей.

1

Раздел 3. Основы электродинамики

70

Тема 3.1. Электростатика

Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.

Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей.

Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков.

Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов.

Связь между напряженностью электростатического поля и напряжением.

Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.

25

Самостоятельная работа обучающихся

13

Подготовка презентации по темам (на выбор): «Электризация тел», «Закон Кулона», «Проводники и диэлектрики».

7

Ответы на вопросы, работа с учебником.

2

Решение задач на нахождение: силы взаимодействия между двумя точечными зарядами; напряженности электрического поля; потенциала электрического поля и  разности потенциалов; электроемкости и энергии электрического поля плоского конденсатора.

4

Тема 3.2. Законы постоянного тока.

Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. ЭДС источника тока. Закон Ома для полной цепи. Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля - Ленца. Мощность электрического тока.

11

Лабораторная работа №4: «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».

1

Лабораторная работа №5: «Измерение удельного сопротивления проводника»

1

Лабораторная работа №6: «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников».

1

Самостоятельная работа обучающихся

6

Чтение текста учебника, ответы на вопросы.

2

Решение задач: на нахождение силы тока, напряжения, электрического сопротивления, ЭДС источника тока, мощности электрического тока; на применение законов Ома и Джоуля – Ленца.

4

Тема 3.3. Электрический ток в различных средах.

Электронная проводимость металлов. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость. Электрическая проводимость полупроводников при наличии примесей. Принцип действия полупроводниковых приборов. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза. Электрический ток в газах. Плазма.

10

Самостоятельная работа обучающихся

5

Подготовка рефератов на темы: «Применение полупроводниковых приборов», «Электрический ток в газах», «Электрический ток в жидкостях».

4

Решение задач на использование закона электролиза.

1

Тема 3.4. Магнитное поле.

Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.

12

Лабораторная работа №7 «Наблюдение действия магнитного поля на ток».

1

Самостоятельная работа обучающихся

6

Чтение текста учебника, ответы на вопросы.

3

Решение задач на нахождение индукции магнитного поля, силы Ампера и силы Лоренца.

3

Тема 3.5. Электромагнитная индукция.

Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле.

12

Лабораторная работа №8: «Изучение явления электромагнитной индукции».  

1

Самостоятельная работа обучающихся

6

Подготовка презентации по теме: «Закон электромагнитной индукции».

4

Решение задач: на применение закона электромагнитной индукции, правила Ленца; на нахождение магнитного потока, индуктивности и энергии магнитного поля.

2

Раздел 4. Колебания

30

Тема 4.1. Механические колебания.

Свободные и вынужденные колебания. Математический маятник. Динамика колебательного движения. Гармонические колебания. Фаза колебаний. Резонанс. Воздействие резонанса и борьба с ним.

 

10

Контрольная работа за 3 семестр

1

Лабораторная работа №9: «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника».    

1

Самостоятельная работа обучающихся

5

Подготовка рефератов по темам: «Резонанс», «Превращение энергии при колебательных движениях».

4

Решение задач на нахождение амплитуды, частоты и периода колебаний.

1

Тема 4.2. Электромагнитные колебания.

Колебательный контур. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях. Действующие значения силы тока и напряжения. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное сопротивление. Электрический резонанс.

13

Самостоятельная работа обучающихся

7

Подготовка презентации по теме: «Колебательный контур в цепи переменного тока».

5

Подготовка сообщения по теме: «Превращение энергии при электромагнитных колебаниях в колебательном контуре».

2

Тема 4.3. Производство, передача и использование электрической энергии.

Принцип действия электрогенератора. Трансформатор. Производство, передача и потребление электроэнергии. Проблемы энергосбережения. Техника безопасности при обращении с электрическим током.

7

Самостоятельная работа обучающихся

3

Подготовка сообщения по темам: «Трансформатор», «Производство и передача электроэнергии», Эффективное использование электроэнергии».

3

Раздел 5. Волны.

20

Тема 5.1. Механические волны.

Волновые явления. Распространение механических волн. Длина волны. Скорость волны. Уравнение гармонической бегущей волны. Распространение волн в упругих средах. Звуковые волны.

10

Самостоятельная работа обучающихся

5

Чтение текста учебника и ответы на вопросы

2

Решение задач на нахождение длин волн и скорости их распространения

3

Тема 5.2. Электромагнитные волны.

Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Экспериментальное обнаружение электромагнитных волн. Плотность потока электромагнитного излучения. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения. Развитие средств связи.

10

Самостоятельная работа обучающихся

5

Подготовка реферата по темам: «Изобретение радио А.С.Поповым», «Радиолокация», «Развитие средств связи».

5

Раздел 6. Оптика.

17

Тема 6.1. Световые волны.

Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света. Дифракционная решетка. Поляризация света. Законы отражения и преломления света. Дисперсия света. Линза. Построение изображения в линзе. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. Электромагнитная теория света.

8

Лабораторная работа №10: «Определение показателя преломления стекла».      

1

Лабораторная работа №11: «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы».

1

Лабораторная работа №12: «Измерение длины световой волны».

1

Самостоятельная работа обучающихся

4

Подготовка презентации по теме: «Дисперсия света», «Интерференция света», «Дифракция света».

3

Решение задач: на нахождение показателя преломления стекла, углов отражения и преломления света, фокусного расстояния и оптической силы линзы; на построение изображения в линзе; на нахождение увеличения линзы.

1

Тема 6.2. Элементы теории относительности.

Законы электродинамики и принцип относительности. Постулаты теории относительности. Относительность одновременности. Основные следствия из постулатов теории относительности. Элементы релятивистской динамики.

3

Самостоятельная работа обучающихся

2

Чтение текста учебника и ответы на вопросы.

2

Тема 6.3. Излучение и спектры.

Виды излучений. Источники света. Спектры и спектральные аппараты. Виды спектров. Спектральный анализ. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Рентгеновские лучи. Шкала электромагнитных волн.

6

Лабораторная работа №13: «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров».      

1

Самостоятельная работа обучающихся

3

Подготовка сообщения на тему: «Шкала электромагнитных излучений»

3

Раздел 7. Квантовая физика.

26

Тема 7.1. Световые кванты.

Фотоэффект. Теория фотоэффекта. Фотоны. Применение фотоэффекта. Давление света. Химическое действие света.

6

Самостоятельная работа обучающихся

3

Подготовка сообщения по темам: «Применение фотоэффекта», «Химическое действие света».

3

Тема 7.2.

Атомная физика.

Квантовая гипотеза Планка. Строение вещества. Спектр водорода. Планетарная модель атома.

Опыты Резерфорда. Модель атома по Бору. Квантовые генераторы.

4

Самостоятельная работа обучающихся

2

Подготовка сообщения по теме: «Лазеры: устройство, принцип действия и применение».

2

Тема 7.3.

Физика атомного ядра.

Открытие радиоактивности. Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. Закон радиоактивного распада. Строение атомного ядра. Ядерные реакции. Цепная реакция. Ядерный реактор. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Биологическое действие радиоактивного излучения элементарных частиц. Три этапа в развитии физики элементарных частиц. Античастицы.

16

Самостоятельная работа обучающихся

8

Подготовка рефератов по темам: «Методы регистрации элементарных частиц», «Цепные ядерные реакции», «Термоядерные реакции», «Античастицы, антивещество, антиматерия».

6

Решение задач на применение закона радиоактивного распада, на нахождение энергии связи атомных ядер.

2

Раздел 8. Астрономия.

20

Тема 8.1. Солнечная система.

Видимое движение планет Солнечной системы. Методы  определения расстояний до тел Солнечной системы. Система Земля – Луна.

Видимое движение Солнца. Смена сезонов года и тепловые пояса. Условия наступления лунных и солнечных затмений. Физические свойства планет Солнечной системы.

8

Самостоятельная работа обучающихся

4

Подготовка рефератов по теме: «Геоцентрическая система мира», «Гелиоцентрическая система мира», «Планеты земной группы», «Планеты - гиганты», «Система Земля – Луна».

4

Тема 8.2. Солнце и звезды.

Основные характеристики Солнца. Строение солнечной атмосферы. Основные характеристики звезд. Внутреннее строение Солнца и звезд главной последовательности. Эволюция звезд: рождение, жизнь и смерть звезд.

6

Самостоятельная работа обучающихся

3

Подготовка сообщения по теме: «Солнце – ближайшая звезда», «Расстояния до звезд», «Переменные и нестационарные звезды».

3

Тема 8.3. Строение и эволюция Вселенной.

Млечный путь - наша Галактика. Галактики. Квазары. Закон Хаббла. Строение и эволюция Вселенной. Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной. Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез. Образование планетных систем.

6

Самостоятельная работа обучающихся

3

Подготовка сообщения по теме: «Теория большого взрыва», «Образование планетных систем».

2

Работа с учебником, ответы на вопросы.

1

Повторение

5

Самостоятельная работа обучающихся

3

Подготовка вопросов и заданий для проведения физической викторины

3

Итого:

299


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета физики.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места студентов;
  • рабочее место преподавателя;
  • рабочая меловая доска;
  • наглядные пособия (учебники,  карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ).

Технические средства обучения:

  •  ПК,
  • видеопроектор,
  • проекционный экран.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика. 10 класс. - М., 2009.

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М.. Физика. 11 класс. - М., 2009.

 

Дополнительные источники:

Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 10 кл. – М., 2005.

Генденштейн Л.Э. Дик Ю.И. Физика. Учебник для 11 кл. – М., 2005.

Громов С.В. Физика: Механика. Теория относительности. Электродинамика: Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2001.

Громов С.В. Физика: Оптика. Тепловые явления. Строение и свойства вещества: Учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2001.

Дмитриева В.Ф. Задачи по физике: учеб. пособие. – М., 2003.

Рымкевич  А.М. Сборник задач по физике для 10-11 классов.  – 2000.

Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2005.

Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2003.

Самойленко П.И., Сергеев А.В. Сборник задач и вопросы по физике: учеб. пособие. – М., 2003.

Самойленко П.И., Сергеев А.В. Физика (для нетехнических специальностей): учебник. – М., 2003.

Интернет ресурсы:

  1. http://ru.wikipedia.org
  2. http://www.cartalana.ru/phs-01.php
  3. http://www.edu.yar.ru/projects/socnav/physic.html
  4. http://www.physbook.ru/
  5. http://www.home-edu.ru/user/f/00000693/mehanika/par_12.htm
  6. http://elementy.ru/trefil/22
  7. http://elementy.ru/trefil/23
  8. http://n-t.ru/tp/iz/uzn.htm
  9. http://exir.ru/1/sohranenie_energii_impulsa.htm
  10. http://dic.academic.ru
  11. http://www.chemistry.narod.ru
  12. http://www.edu.yar.ru/projects/socnav/prep/phis001/ideal.html
  13. http://sfiz.ru/page.php?id=34&ratings=1
  14. http://ru.science.wikia.com/wiki
  15. http://www.chemport.ru/data/chemipedia/article_1455.html
  16. http://fizika.ayp.ru/4/4_1.html
  17. http://physics-lectures.ru/
  18. http://phynist3d.ssau.ru/Pr_L18.htm
  19. http://www.nucon.ru/dictionary/kondensator.php
  20. http://www.eduhmao.ru/info/1/3786/34394/
  21. http://physics.kgsu.ru/
  22. http://n-t.ru/ri/br/rf05.htm
  23. http://teachmen.ru/work/lecture/
  24. http://galspace.spb.ru/index73.html
  25. http://video.yandex.ru

Раздаточный материал по всем темам.

Перечень лабораторных работ.

1. Лабораторная работа №1: «Изучение движения тела по окружности».

2. Лабораторная работа №2: «Изучение закона сохранения механической энергии».

3. Лабораторная работа №3: «Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака».

4.  Лабораторная работа №4: «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».  

5. Лабораторная работа №5: «Измерение удельного сопротивления проводника».

6.  Лабораторная работа №6: «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников».

7. Лабораторная работа №7 «Наблюдение действия магнитного поля на ток».

8. Лабораторная работа №8: «Изучение явления электромагнитной индукции».  

9. Лабораторная работа №9: «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника».  

10. Лабораторная работа №10: «Определение показателя преломления стекла».  

11.  Лабораторная работа №11: «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы».

12. Лабораторная работа №12: «Измерение длины световой волны».  

13. Лабораторная работа №13: «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров».            

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

темы, раздела

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Приобретенные ОК и ПК

 

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Введение

Обучающиеся должны иметь представление о целях и задачах дисциплины; плане построения изучения дисциплины; видах самостоятельной работы; формах текущего, рубежного и итогового контроля; значении дисциплины в профессиональной деятельности.

ОК 1; ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6

Раздел 1.

Механика

Обучающиеся должны знать: основные понятия механики(траектория, перемещение, система отсчета, скорость, ускорение, сила, импульс, энергия, работа, мощность и тд.); понятие поступательного и криволинейного движений; законы механики Ньютона; связь между ускорением и силой; понятие о системе единиц; закон всемирного тяготения; виды деформаций; закон Гука; роль сил трения; законы сохранения импульса и энергии; условия равновесия твердого тела.

Обучающиеся должны уметь: находить перемещение и скорость при равномерном и равноускоренном, а ускорение при неравномерном движениях; находить угловую и линейную скорости вращения; вычислять центростремительное ускорение; находить силу, используя второй закон Ньютона, закон всемирного тяготения и закон Гука; определять импульс тела, кинетическую и потенциальную энергии, применять законы сохранения импульса и энергии; находить работу и мощность.

Обучающиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для практических расчетов перемещения, пути, скорости и ускорения; для непосредственных расчетов силы давления, веса тела при производстве каких – либо предметов.

ОК 1; ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6

Входной контроль -тестирование.

Текущий – опрос, самостоятельные аудиторные  работы;

проверочные  работы.

Тематический – оценка выполненных внеаудиторных работ: презентаций, таблиц в электронном виде; заданий.

Рубежный контроль - контрольная работа.

Раздел 2.

Молекулярная физика и термодинамика

Обучающиеся должны знать: основные положения молекулярно – кинетической теории; способы измерения температуры; соотношение между объемом газа и абсолютной температурой; основное уравнение молекулярно - кинетической теории газа; уравнение состояния идеального газа; основные изопроцессы; понятие насыщенного пара; зависимость давления насыщенного пара от температуры; понятие влажности воздуха; основные особенности термодинамического равновесия; физические свойства кристаллических и аморфных тел; основные законы термодинамики; понятие КПД тепловых двигателей.

Обучающиеся должны уметь: вычислять количество вещества, зная его массу и молярную массу; определять температуру вещества; рассчитывать давление газа, зная концентрацию его молекул и температуру; вычислять один из макроскопических параметров идеального газа по двум другим, используя уравнение Менделеева – Клайперона; определять влажность воздуха; рассчитывать КПД тепловых двигателей.

Обучающиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для  понимания некоторых природных и научных явлений, исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе знаний по теме.

ОК 1; ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6

Текущий – опрос, самостоятельные аудиторные  работы;

проверочные  работы.

Тематический – оценка выполненных внеаудиторных работ: презентаций, таблиц в электронном виде; заданий.

Рубежный контроль- зачет.

 

Раздел 3.

Основы электродинамики

Обучающиеся должны знать: понятие элементарного заряда; закон Кулона; закон сохранения электрического заряда; единицу измерения электрического заряда; понятие потенциала, разности потенциалов; понятие электроемкости; единицу электроемкости; понятия силы тока, напряжения и электрического сопротивления; закон Ома для участка цепи и для полной цепи; действия электрического поля; виды соединений проводников; понятие ЭДС источника тока; знать правила подключения электроизмерительных приборов; закон Джоуля – Ленца; принцип работы полупроводниковых приборов; закон Фарадея для электролиза; понятие электролитической диссоциации; понятие магнитного поля; понятие силы Ампера и силы Лоренца; правила буравчика, правой и левой руки; понятие индукции магнитного поля; понятие магнитного потока; правило Ленца; закон электромагнитной индукции; понятие самоиндукции, понятие индуктивности.

Обучающиеся должны уметь: находить силу взаимодействия двух заряженных тел; вычислять общий заряд системы; рассчитывать напряженность электрического поля; вычислять потенциал и разность потенциалов; производить расчет параметров электрической цепи при различных соединениях проводников; вычислять работу и мощность электрического тока, ЭДС источника тока, массу выделившегося вещества при электролитической диссоциации; находить силу Ампера и силу Лоренца, индукцию магнитного поля и индуктивность, магнитный поток и ЭДС индукции магнитного поля.

Обучающиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для решения бытовых вопросов и производственных задач.

ОК 1; ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6

Текущий – опрос, самостоятельные аудиторные  работы;

проверочные  работы.

Тематический – оценка выполненных внеаудиторных работ: презентаций, таблиц в электронном виде; заданий.

Раздел 4.

Колебания

Обучающиеся должны знать: понятие свободных, вынужденных и гармонических колебаний; основные характеристики колебательного движения; понятие колебательного контура; понятие  резонанса; принципы превращения энергии при гармонических и электромагнитных колебаниях; способы производства, передачи и использования электроэнергии; принцип действия электрогенератора и трансформатора; технику безопасности при работе с электрическими устройствами.

Обучающиеся должны уметь: вычислять период, частоту и амплитуду колебаний; рассчитывать действующие значения силы тока и напряжения, емкость конденсатора и индуктивность катушки; использовать электрогенератор и трансформатор; вычислять коэффициент трансформации, активное и реактивное сопротивления.

Обучающиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:  при эксплуатации в бытовых условиях и на производстве электротехнических устройств.

ОК 1; ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6

Текущий – опрос, самостоятельные аудиторные  работы;

проверочные  работы.

Тематический – оценка выполненных внеаудиторных работ: презентаций, таблиц в электронном виде; заданий.

Рубежный контроль- контрольная работа.

Раздел 5.

Волны

Обучающиеся должны знать: виды механических волн; основные характеристики и свойства механических волн; понятия звуковой волны, ультразвука и инфразвука; понятие электромагнитной волны; виды электромагнитных волн; свойства электромагнитных волн; принципы радиосвязи и телевидения.

Обучающиеся должны уметь: вычислять длину волны и скорость волны в воздухе и упругих средах; находить плотность потока электромагнитного излучения; изображать схему принципа радиосвязи.

Обучающиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для  понимания некоторых природных и научных явлений, исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе знаний по теме.

ОК 1; ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6

Текущий – опрос, самостоятельные аудиторные  работы;

проверочные  работы.

Тематический – оценка выполненных внеаудиторных работ: презентаций, таблиц в электронном виде; заданий.

Раздел 6.

Оптика

Обучающиеся должны знать: законы отражения и преломления света в различных средах; корпускулярно – волновую теорию света; волновые свойства света; понятие дифракционной решетки; постулаты теории относительности; основные следствия из постулатов теории относительности; виды излучений; виды спектров; понятие спектрального анализа; шкалу электромагнитных волн.

Обучающиеся должны уметь: определять угол отражения и преломления света по соответствующим формулам; рассчитывать фокусное расстояние, оптическую силу и увеличение линзы; строить изображения в линзе; вычислять скорость и время, исходя из элементов релятивистской динамики; измерять показатель преломления стекла и длину световой волны.

Обучающиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:  для  понимания некоторых природных и научных явлений, исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе знаний по теме.    

ОК 1; ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6

 

Текущий – опрос, самостоятельные аудиторные  работы;

проверочные  работы.

Тематический – оценка выполненных внеаудиторных работ: презентаций, таблиц в электронном виде; заданий.

Раздел 7.

Квантовая физика

Обучающиеся должны знать: понятие фотоэффекта; теорию фотоэффекта; строение атома; квантовые постулаты Бора; методы наблюдения и регистрации элементарных частиц; закон радиоактивного распада; строение атомного ядра; сущность ядерных и термоядерных реакций; принцип работы ядерного реактора; биологическое действие радиоактивных излучений.

Обучающиеся должны уметь: рассчитывать энергию фотона;  находить энергию связи атомных ядер; использовать закон радиоактивного распада для определения периода полураспада радиоактивных элементов; объяснить процесс протекания цепной ядерной реакции и принцип работы ядерного реактора.

Обучающиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:  для  понимания некоторых природных и научных явлений, исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе знаний по теме.    

ОК 1; ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6

Текущий – опрос, самостоятельные аудиторные  работы;

проверочные  работы.

Тематический – оценка выполненных внеаудиторных работ: презентаций, таблиц в электронном виде; заданий;

Раздел 8.

Астрономия

Обучающиеся должны знать: состав и строение Солнечной системы; основные характеристики звезд; понятие галактики; типы галактик; строение Вселенной; законы Кеплера.

Обучающиеся должны уметь: давать характеристику Солнцу и другим небесным светилам; объяснять строение солнечной атмосферы и Солнца; объяснять эволюцию звезд; рассказать о строении солнечной системы; дать характеристику планетам солнечной системы.

Обучающиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:  для  понимания некоторых природных и научных явлений, исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе знаний по теме.    

ОК 1; ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6

Текущий – опрос, самостоятельные аудиторные  работы;

проверочные  работы.

Тематический – оценка выполненных внеаудиторных работ: презентаций, таблиц в электронном виде; заданий.

Итоговый контроль - экзамен.