Рабочая программа учебной дисциплины "Физика"
рабочая программа на тему
В материале представлена рабочая программа учебной дисциплины "Физика" для специальности 29.02.04 "Коструирование, моделирование и технология швейных изделий"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_modeler.doc | 523 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»
СОГЛАСОВАНО: протокол методического совета от «____»_____________2014 г. № ___ | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УР ____________/Т.В.Новенькова «____»_____________2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДП.17 ФИЗИКА
по программе подготовки специалистов
29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий»
ПРИНЯТО: методической комиссией «___»____________2014 года |
Первоуральск
2014
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий, Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы учебной дисциплины ФИЗИКА для профессий начального профессионального образования (автор Пентин А. Ю. , ФГУ «ФИРО» Минобрнауки, 2008).
Организация – разработчик: ГАОУ СПО СО «Первоуральский политехникум»
Разработчик:
Кузнецова Алина Валентиновна, преподаватель I к. к.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 14 |
| 17 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Физика
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования.
Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планам и учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобразнауки России от 29.05.2007 № 03 – 1180) физика в среднего профессионального образования (далее СПО) изучается с учётом профиля получаемого профессионального образования.
1. 2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Данная программа учебной дисциплины является базовой для получения среднего полного образования в обучении специальностям СПО, реализуется на 1 и 2 курсах.
1.3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Результатом освоения программы являются достижения личностных, метапредметных и предметных результатов ФГОС среднего (полного) общего образования, готовности к обучению по ФГОС СПО и начало формирования общих компетенций (далее ОК).
- Личностные:
- готовность и способность обучающихся саморазвитию и личностному самоопределению;
- сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений;
- ценностно-смысловые установки, отражающие личностные и гражданские позиции деятельности;
- способность ставить цели и жизненные планы;
- способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме.
- Метапредметные:
- освоение учащимися метапредметных понятий, универсальных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные);
- способность их использования в познавательной и социальной практике;
- самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности.
- Предметные:
- сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
- владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;
- владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
- сформированность умения решать физические задачи;
- сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;
- сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
Общие компетенции в соответствии с требованиями ФГОС НПО:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и
способов достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и
итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины.
Максимальная нагрузка обучающегося 253 часа, в том числе: обязательная аудиторной учебной нагрузка обучающегося 169 часов, самостоятельная работа обучающегося – 84 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 253 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 169 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 17 |
практические занятия | 17 |
контрольные работы | 6 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 84 |
в том числе: | |
определение различных параметров | 26 |
извлечение информации из различных источников, систематизация, обобщение | 46 |
наблюдение | 4 |
измерение физических величин | 6 |
подготовка доклада | 2 |
Завершающая аттестация в форме дифференцированного зачёта. |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Физика
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Номер занятия | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Введение. | Физика-наука о природе. Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физические законы. Основные элементы физической картины мира. | 2 | 1,2 | 1 | ||
1. Механика. | 40 | |||||
1.1. Механическое движение. | Системы отсчета. Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение. Равномерное движение и его графическое описание. | 2 | 3,4 | 1 | ||
Самостоятельная работа: Расчёт параметров равномерного движения. | 2 | 3 | ||||
1.2. Относительность механического движения. | Относительность механического движения. Принцип относительности Галилея. | 1 | 5 | 1 | ||
Практическая работа № 1 «Определение скорости тела относительно различных систем отсчёта». | 1 | 6 | 2 | |||
Входная контрольная работа. | 1 | 7 | 3 | |||
1.3. Прямолинейное равноускоренное движение. | Ускорение. Равноускоренное движение и его графическое описание. | 2 | 8,9 | 1 | ||
Самостоятельная работа: Расчёт параметров равноускоренного движения. | 2 | 3 | ||||
1.4. Свободное падение. | Свободное падение - частный случай равноускоренного движения. | 1 | 10 | 1 | ||
Практическая работа № 2 «Определение параметров движения при свободном падении тела». | 1 | 11 | 2 | |||
1.5. Движение по окружности. | Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение. | 2 | 12,13 | 1 | ||
Самостоятельная работа: Расчёт параметров движения по окружности. | 2 | 3 | ||||
1.6. Законы Ньютона. | Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона. | 2 | 14,15 | 1 | ||
1.7. Всемирное тяготение. | Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Невесомость. | 2 | 16,17 | 1 | ||
Самостоятельные работы: Определение веса тела, движущегося с ускорением. Первые искусственные спутники Земли. | 2 2 | 3 3 | ||||
1.8. Силы упругости. | Силы в природе: упругость. | 2 | 18,19 | 1 | ||
Лабораторная работа № 1 «Определение жёсткости пружины». | 1 | 20 | 2 | |||
1.9. Силы трения. | Силы трения. | 2 | 21, 22 | 1 | ||
Лабораторная работа № 2 «Определение коэффициента трения». | 1 | 23 | 2 | |||
1.10. Движение под действием нескольких сил. | Движение под действием нескольких сил. | 1 | 24 | 1 | ||
Практическая работа № 3 «Движение под действием нескольких сил». | 1 | 25 | 2 | |||
Лабораторная работа № 3 «Исследование движения тела под действием постоянной силы». | 1 | 26 | 2 | |||
1.11. Импульс. | Импульс тела. Импульс силы. | 1 | 27 | 1 | ||
1.12. Закон сохранения импульса. | Закон сохранения импульса. Реактивное движение. | 2 2 | 28, 29 | 1 | ||
Самостоятельная работа: Мировые достижения в освоении космического пространства. | 2 | 3 | ||||
1.13. Механическая работа. | Механическая работа.
| 1 | 30 | 1 | ||
Самостоятельная работа: Определение работы силы тяжести. | 2 | 3 | ||||
1.14. Мощность. | Мощность. КПД. | 1 | 31 | 1 | ||
1.15. Механическая энергия. | Механическая энергия. | 1 | 32 | 1 | ||
Самостоятельная работа: Расчёт кинетической энергии тел. | 2 | 3 | ||||
1.16. Закон сохранения энергии. | Закон сохранения механической энергии.
| 2 | 33, 34 | 1 | ||
Самостоятельная работа: Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости. | 2 | 3 | ||||
1.17. Механические колебания. | Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Свободные колебания. | 2 | 35, 36 | 1 | ||
Лабораторная работа № 4 «Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника». | 1 | 37 | 2 | |||
1.18. Вынужденные колебания. | Вынужденные колебания. Резонанс. | 1 | 38 | 1 | ||
1.19. Механические волны. | Механические волны. Свойства механических волн. Длина волны. | 2 | 39, 40 | 1 | ||
1.20. Звук. | Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине. | 1 | 41 | 1 | ||
Контрольная работа № 1 по разделу «Механика». | 1 | 42 | 3 | |||
2. Молекулярная физика. Термодинамика. | 30 | |||||
2.1. Основы молекулярно-кинетической теории. | История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Тепловое движение. Масса и размеры молекул. | 2 | 43,44 | 1 | ||
2.2. Агрегатные состояния вещества. | Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молекулярных представлений. | 1 | 45 | 1 | ||
Практическая работа № 4 «Агрегатные состояния вещества». | 1 | 46 | 2 | |||
2.3. Идеальный газ. | Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. | 2 | 47,48 | 1 | ||
2.4. Температура. | Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц вещества. | 2 | 40,50 | 1 | ||
2.5. Уравнение состояния идеального газа. | Уравнение состояния идеального газа. | 2 | 51,52 | 1 | ||
Самостоятельная работа: Расчёт параметров идеального газа. | 2 | 3 | ||||
2.6. Газовые законы. | Изопроцессы в газах. | 2 | 53,54 | 1 2 | ||
Лабораторная работа № 5 «Опытная проверка закона Гей-Люссака». | 1 | 55 | ||||
Самостоятельная работа: Трансформация графиков изопроцессов. | 2 | 3 | ||||
2.7. Влажность воздуха. | Влажность воздуха. | 1 | 56 | 1 | ||
Самостоятельная работа: Измерение влажности воздуха. | 2 | 3 | ||||
2.8. Строение жидкостей. | Модель строения жидкости. Поверхностное натяжение и смачивание. | 1 | 57 | 1 | ||
Лабораторная работа № 6 «Измерение коэффициента поверхностного натяжения». | 1 | 58 | 2 | |||
Самостоятельная работа: Наблюдение капиллярных явлений. | 2 | 3 | ||||
2.9. Строение твёрдых тел. | Модель строения твердых тел. Изменения агрегатных состояний вещества. Аморфные вещества и жидкие кристаллы. | 1 | 59 | 1 | ||
Практическая работа № 5 «Свойства твёрдых тел». | 1 | 60 | 2 | |||
Самостоятельная работа: Наблюдение роста кристаллов из раствора. | 1 | 3 | ||||
2.10. Механические свойства твёрдых тел. | Механические свойства твёрдых тел. | 2 | 61,62 | 1 | ||
Лабораторная работа № 7 «Измерение модуля упругости резины». | 1 | 63 | 2 | |||
2.11. Внутренняя энергия. | Внутренняя энергия. | 1 | 64 | 1 | ||
Самостоятельная работа: Расчёт внутренней энергии газов. | 2 | 3 | ||||
2.12. Первый закон термодинамики. | Первый закон термодинамики. | 1 | 65 | 1 | ||
2.13. Работа газа. | Работа газа. | 1 | 66 | 1 | ||
2.14. Количество теплоты. | Количество теплоты. | 1 | 67 | 1 | ||
Практическая работа № 6 «Изменение внутренней энергии тел в процессе теплопередачи». | 1 | 68 | 2 | |||
Самостоятельная работа: Изменение внутренней энергии тел в процессе совершения работы. | 1 | 3 | ||||
2.15. Необратимость тепловых процессов. | Второй закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Адиабатный процесс. | 1 | 69 | 1 | ||
2.16.Тепловые двигатели. | Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. КПД тепловых двигателей. | 2 | 70,71 | 1 | ||
Самостоятельные работы: Способы уменьшения вредного воздействия тепловых двигателей. Альтернативные источники энергии. | 2 2 | 3 3 | ||||
Контрольная работа № 2 по разделу «Молекулярная физика. Термодинамика». | 1 | 72 | 3 | |||
3. Электродинамика. | 67 | |||||
3.1. Электрический заряд. | Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. | 2 | 73,74 | 1 | ||
Самостоятельная работа: Наблюдение электризации тел. | 2 | 3 | ||||
3.2. Электрическое поле. | Электрическое поле. Напряжённость поля. | 2 | 75,76 | 1 | ||
Практическая работа № 7 «Проводники и диэлектрики в электрическом поле». | 1 | 77 | 2 | |||
Самостоятельная работа: Электростатическая защита электроприборов. | 2 | 3 | ||||
3.3. Работа электрического поля. | Работа электрического поля по перемещению заряда. Потенциал поля. Разность потенциалов. Напряжение. | 2 | 78,79 | 1 | ||
3.4. Напряжение. | Потенциал поля. Разность потенциалов. Напряжение. | 1 | 80 | 1 | ||
Самостоятельная работа: Определение связи между напряжённостью и напряжением. | 2 | 2 | ||||
3.5. Электроёмкость. | Электрическая ёмкость. Конденсатор. | 2 | 81,82 | 1 | ||
Самостоятельная работа: Применение конденсаторов. | 2 | 3 | ||||
3.6. Энергия электрического поля. | Энергия электрического поля заряженного конденсатора. | 1 | 83,84 | 1 | ||
3.7. Электрический ток. | Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. | 2 | 1,2 | 1 | ||
Лабораторная работа № 8 «Изучение закона Ома для участка цепи». Лабораторная работа 9 «Измерение удельного сопротивления проводника». | 1 1 | 3 4 | 2 2 | |||
Самостоятельная работа: Расчёт параметров электрической цепи. | 2 | 3 | ||||
3.8. Соединение проводников. | Соединение проводников. | 1 | 5 | 1 | ||
Лабораторная работа 10 «Исследование законов последовательного и параллельного соединения проводников». | 1 | 6 | 2 | |||
Самостоятельная работа: Смешанное соединение проводников. | 2 | 3 | ||||
3.9. Тепловое действие электрического тока. | Практическая работа № 8 «Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля – Ленца. Мощность тока». | 1 | 7 | 2 | ||
Самостоятельная работа: Определение работы тока с помощью электросчётчика. | 2 | 3 | ||||
3.10. Электродвижущая сила. | ЭДС источника тока. Закон Ома для полной цепи. | 2 | 8,9 | 1 | ||
Лабораторная работа № 11 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока». | 1 | 10 | 2 | |||
Самостоятельная работа: Определение ЭДС аккумуляторов. | 2 | 3 | ||||
3.11. Полупроводники. | Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Полупроводниковый диод. | 1 | 11 | 1 | ||
Практическая работа № 9 «Полупроводниковые приборы». | 1 | 12 | 2 | |||
Самостоятельные работы: Применение различных типов газового разряда. Люминесцентные лампы. Применение электролиза в технике. | 2 2 2 | 3 3 3 | ||||
Контрольная работа № 3 по разделу «Электродинамика» (I часть). | 1 | 13 | 3 | |||
3.12. Магнитное поле. | Магнитное поле тока. Постоянные магниты и магнитное поле тока. Сила Ампера. Электроизмерительные приборы. | 2 | 14,15 | 1 | ||
Лабораторная работа № 12 «Наблюдение действия магнитного поля на ток». | 1 | 16 | 2 | |||
Практическая работа № 10 «Магнитные свойства вещества». | 1 | 17 | 2 | |||
3.13.Электро- двигатель. | Принцип действия электродвигателя. | 1 | 18 | 1 | ||
Самостоятельная работа: Применение электродвигателей. | 2 | 3 | ||||
3.14. Движение зарядов в магнитном поле. | Движение зарядов в магнитном поле. Сила Лоренца. | 1 | 19 | 1 | ||
Самостоятельная работа: Ускорители заряженных частиц | 1 | 3 | ||||
3.15. Электромагнитная индукция. | Явление электромагнитной индукции и закон электромагнитной индукции Фарадея. Правило Ленца. | 2 | 20,21 | 1 | ||
Самостоятельная работа: Вихревое электрическое поле. | 1 | 3 | ||||
3.16. Самоиндукция. | Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. | 2 | 22,23 | 1 | ||
3.17. Электромагнитные колебания. | Свободные электромагнитные колебания. Колебательный контур. | 2 | 24,25 | 1 | ||
3.18 Переменный ток. | Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток. | 2 | 26,27 | 1 | ||
Практическая работа № 11 «Цепи переменного тока». | 1 | 28 | 2 | |||
3.19. Параметры цепей переменного тока. | Действующие значения силы тока и напряжения. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное сопротивление. | 2 | 29,30 | 2 | ||
3.20. Электрический резонанс. | Электрический резонанс. | 1 | 31 | 1 | ||
Самостоятельная работа: Применение резонанса в радиотехнике. | 2 | 3 | ||||
3.21. Генератор переменного тока. | Принцип действия электрогенератора. | 1 | 32 | 1 | ||
3.22. Трансформатор. | Трансформатор. Самостоятельная работа: Применение трансформаторов. | 2 2 | 33,34 | 1 3 | ||
3.23. Производство, передача и потребление электроэнергии. | Практическая работа № 12 «Производство, передача и потребление электроэнергии». Техника безопасности при обращении с электрическим током. Самостоятельная работа: Проблемы энергосбережения. | 1 2 | 35 | 1 3 | ||
3.24. Электромагнитные волны. | Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. | 2 | 36,37 | 1 | ||
3.25. Радиосвязь. | Принципы радиосвязи. | 1 | 38 | 1 | ||
Практическая работа № 13 «Принципы радиосвязи». | 1 | 39 | 2 | |||
3.26. Применение радиоволн. | Принципы телевидения. Радиолокация. | 1 | 40 | 1 | ||
Практическая работа № 14 «Распространение радиоволн». | 1 | 41 | 2 | |||
3.27. Законы распространения света. | Свет как электромагнитная волна. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. | 2 | 42,43 | 1 | ||
Лабораторная работа № 13 «Наблюдение отражения света». | 1 | 44 | 2 | |||
Лабораторная работа № 14 «Измерение показателя преломления стекла». | 1 | 45 | 2 | |||
3.28. Оптические приборы. | Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов. | 1 | 46 | 1 | ||
3.29. Дисперсия света. | Дисперсия света. | 2 | 47,48 | 1 | ||
3.30. Интерференция света. | Интерференция света. | 1 | 49 | 1 | ||
Самостоятельная работа: Технические применения интерференции. | 2 | 3 | ||||
3.31. Дифракция света. | Дифракция света. Дифракционная решётка. | 2 | 50,51 | 1 | ||
Лабораторная работа № 15 «Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решётки». | 1 | 52 | 2 | |||
3.32. Поляризация света. | Поляризация света. | 1 | 53 | 1 | ||
4.33. Шкала электромагнитных излучений. | Практическая работа № 15 «Шкала электромагнитных излучений».
| 1 | 54 | 2 | ||
Самостоятельная работа: Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения. | 2 | 3 | ||||
Контрольная работа № 4 по разделу «Электродинамика» (II часть). | 1 | 55 | 3 | |||
4. Строение атома и квантовая физика. | 22 | |||||
4.1. Элементы теории относительности. | Элементы теории относительности. | 1 | 56 | 1 | ||
Самостоятельная работа: Биография А. Эйнштейна. | 2 | 3 | ||||
4.2. Гипотеза Планка. | Гипотеза Планка о квантах. | 1 | 57 | 1 | ||
4.3. Фотоэффект. | Фотоэффект. Уравнение фотоэффекта. | 2 | 58,59 | 1 | ||
Самостоятельная работа: Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта. | 2 | 3 | ||||
4.4. Фотон. | Фотон. Волновые и корпускулярные свойства света. Самостоятельная работа: Волновые свойства частиц. | 1 2 | 60 | 1 3 | ||
4.5. Строение атома. | Строение атома: планетарная модель атома и модель Бора. Поглощение и испускание энергии атомом. Квантование энергии. | 2 | 61,62 | 1 | ||
Лабораторная работа № 16 «Наблюдение линейчатых спектров». | 1 | 63 | 2 | |||
4.6. Лазер. | Принцип действия и использование лазера. | 1 | 64 | 1 | ||
Самостоятельная работа: Различные типы лазеров и их применение. | 2 | 3 | ||||
4.7. Радиоактивность. | Радиоактивность. | 2 | 65,66 | 1 | ||
Практическая работа № 16 «Методы регистрации заряженных частиц». | 1 | 67 | 2 | |||
4.8. Строение атомного ядра. | Строение атомного ядра. Энергия связи. Связь массы и энергии. | 1 | 68,69 | 1 | ||
Лабораторная работа № 17 «Изучение треков заряженных частиц». | 1 | 70 | 2 | |||
4.9. Ядерные реакции. | Энергетический выход ядерных реакций. Деление ядер урана. Термоядерные реакции. | 2 | 71,72 | 1 | ||
4.10. Ядерная энергетика. | Ядерный реактор. Ядерная энергетика. | 2 | 73,74 | 1 | ||
4.11. Ионизирующие излучения. | Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. | 1 | 75 | 1 | ||
Самостоятельная работа: Радиационная безопасность. | 2 | 3 | ||||
4.12. Элементарные частицы. | Элементарные частицы. | 1 | 76 | 1 | ||
Контрольная работа № 5 по разделу «Строение атома и квантовая физика» | 1 | 77 | 3 | |||
5. Эволюция Вселенной. | 8 | |||||
5.1. Солнечная система. | Солнечная система. Образование планетных систем. | 1 | 78 | 1 | ||
Практическая работа № 17 «Сравнительная характеристика планет». | 1 | 79 | 2 | |||
Самостоятельная работа: Малые тела Солнечной системы. | 2 | 3 | ||||
5.2. Солнце. | Солнце. Солнечно-земные связи. | 1 | 80 | 1 | ||
5.3. Звёзды. | Эволюции и энергия горения звёзд. Термоядерный синтез. | 2 | 81,82 | 1 | ||
5.4. Галактика. | Наша Галактика. | 1 | 83 | 1 | ||
5.5. Вселенная. | Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. | 2 | 84,85 | 1 | ||
Самостоятельная работа: Подготовка доклада «Возможные сценарии эволюции Вселенной». | 2 | 3 | ||||
Всего: | 253 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета физики.
Оборудование учебного кабинета:
- набор ученической мебели;
- учебная (магнитная) доска.
Оборудование для демонстрационного и лабораторного эксперимента:
Оборудование общего назначения
- Щит для электроснабжения;
- Штативы;
- Лотки для хранения оборудования;
- Кадоскоп;
- Экран;
- Столик подъёмный;
- Лампа накаливания;
- Источник постоянного напряжения 4 В;
- Выпрямитель ВУП-2;
- Провода соединительные;
- Удлинитель электрический;
- Усилитель низкой частоты;
- Громкоговоритель на подставке;
Оборудование по разделам программы
Механика
- Динамометры лабораторные;
- Набор грузов по механике;
- Желоб прямой;
- Весы учебные с гирями;
- Трибометры лабораторные;
- Камертон;
- Волновая машина;
- Шарики на нитях;
- Метроном;
Молекулярная физика. Термодинамика
- Термометры лабораторные;
- Модель деформации растяжения;
- Модель деформации сдвига;
- Набор для исследования изопроцессов в газах;
- Модель кристаллической решётки;
- Модель двигателя внутреннего сгорания;
- Психрометр;
- Модель броуновского движения;
- Стаканы химические;
- Пробирки;
- Пипетки;
- Шнуры резиновые;
Электродинамика
- Амперметры лабораторные;
- Вольтметры лабораторные;
- Катушка – моток;
- Ключи замыкания тока;
- Набор прямых и дугообразных магнитов;
- Миллиамперметры;
- Набор по электролизу;
- Резисторы проволочные;
- Реохорды;
- Набор полупроводников;
- Реостаты ползунковые;
- Электроосветители с колпачками;
- Электромагнит разборный;
- Батарея конденсаторов;
- Электроннолучевая трубка:
- Комплект для исследования принципов радиопередачи и радиоприема;
- Электродвигатель;
- Трансформатор разборный;
- Регулятор напряжения РПШ;
- Осциллограф лабораторный;
- Электрометры с принадлежностями;
- Штативы изолирующие;
- Конденсатор разборный;
- Высоковольтный генератор «Разряд - 1»;
- Гальванометр чувствительный;
- Гальванометр демонстрационный;
- Стрелки магнитные на штативах;
- Прибор для изучения правила Ленца;
- Фонарь проекционный;
- Набор линз и зеркал;
- Дифракционные решетки с держателями;
- Экраны с щелью;
- Набор по поляризации света;
- Набор светофильтров;
- Пластины стеклянные;
- Призма стеклянная;
Строение атома и квантовая физика
- Камера Вильсона;
- Счётчик Гейгера;
- Фотоэлемент вакуумный;
- Фотоэлемент полупроводниковый;
- Солнечная батарея;
- Набор спектральных трубок с источником питания;
Эволюция Вселенной
- Глобус Луны;
- Модель небесной сферы;
- Модель Солнечной системы;
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Основные источники:
- Л. Э. Генденштейн Физика. 10 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/ Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик. – М.: Мнемозина, 2013. – 448с.
- Л. Э. Генденштейн Физика. 11 класс. В 2 ч. Ч. 2. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/ Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик. – М.: Мнемозина, 2013. – 367с.
- Л. Э. Генденштейн Физика. 10 класс. В 2 ч. Ч. 1. Задачник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/ Л. Э. Генденштейн, Л. А. Кирик, И. М. Гельфгат, И. Ю. Ненашев; под ред. Л. Э. Генденштейна. – М.: Мнемозина, 2013. – 127с.
- Л. Э. Генденштейн Физика. 11 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/ Л. Э. Генденштейн, Л. А. Кирик, И. М. Гельфгат, И. Ю. Ненашев; под ред. Л. Э. Генденштейна. – М.: Мнемозина, 2013. – 96с.
Дополнительные источники:
- Мякишев Г. Я. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе: базовый и профильный уровни/ Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский; под ред. В. И. Николаева, Н. А. Парфентьевой.- 21 изд. - М.: Просвещение, 2012. – 366с.
- Мякишев Г. Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе: базовый и профильный уровни/ Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, В. М. Чаругин; под ред. Н. А. Парфентьевой.- 21 изд. - М.: Просвещение, 2012. – 299с.
- Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: пособие для общеобразоват. учреждений.- М.: Дрофа, 2013. – 188с.
- Касьянов В.А. Физика 10 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений- М: Дрофа, 2003. -
- Касьянов В.А. Физика 11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений- М: Дрофа, 2004. -
- Шахмаев Н.М.и др. Физический эксперимент в средней школе.- М.:Просвещение, 1991. -
- Яворский Б.М., Селезнёв Ю.А., Справочное руководство по физике для поступающих в вузы и для самообразования- М.: Наука, 1989. – 576с.
- Комплекты пособий для выполнения лабораторных практикумов по физике (CD)
- Сборники тестовых заданий по физике(CD)
Печатные пособия:
- Тематические таблицы по физике.
- Портреты выдающихся ученых
3.3 Кадровое обеспечение образовательного процесса
Кузнецова Алина Валентиновна, образование высшее, В 1990 году закончила Уральский ордена Трудового Красного Знамени государственный университет им. А. М. Горького по специальности «Астрономо – геодезия», присвоена квалификация астрономо – геодезист. Преподаватель физики и астрономии. В 2013 году присвоена первая квалификационная категория. Педагогический стаж 25 лет.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических, лабораторных и контрольных работ, а также в ходе выполнения обучающимися самостоятельной работы.
Базовые компетенции | Общие компетенции | Результаты обучения | Способы достижения средствами учебной дисциплины | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
личностные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы | ||||
Эмоциольно-психологические | ОК 1. Понимать сущность и | 1. Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению. | Включение учащихся в алгоритмы деятельности от постановки цели до оценки результатов. | Самостоятельные работы «Наблюдение электризации», «Наблюдение капиллярных явлений». |
2. Сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | Открытая система оценки | Контрольные работы №№ 1 – 5 | ||
3. Системы значимых социальных и межличностных | Вариативность образовательной деятельности по уровням сложности, по способам учебной | Практические работы №№ 1- 17, лабораторные работы №№ 1- 17, контрольные работы №№ 1 – 5 | ||
4. Личностные и гражданские позиции деятельности. | Актуализация информации о достижениях нашей страны. | Самостоятельная работа «Первые искусственные спутники Земли». | ||
5. Экологическая культура. | Актуализация информации о влиянии достижений науки и техники на природу, способах уменьшения вредного воздействия на окружающую среду. | Самостоятельные работы: «Способы уменьшения вредного воздействия тепловых двигателей», «Альтернативные источники энергии», «Радиационная безопасность», «Воздействие электромагнитных излучений на живую природу», «Проблемы энергосбережения». | ||
6. Способность ставить цели и строить жизненные планы. | Запрос элемента «само» в алгоритм учебных действий: самоорганизация, самоконтроль, самооценка. | Самостоятельные работы на определение параметров различных физических процессов. | ||
7. Способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме. | Актуализация информации о роли сотрудничества России и других стран в освоении космического пространства. | Самостоятельная работа «Мировые достижения в освоении космического пространства». | ||
метапредметные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы | ||||
Регулятивные | ОК 2.1. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач. ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) | 1. Регулятивные универсальные учебные действия (УУД): - самоорганизация учебной деятельности. | Запрос элемента «само» в алгоритм учебных действий: самоорганизация, самоконтроль, самооценка. | Самостоятельные работы на определение параметров различных физических процессов. |
Социальные | ОК 3.2. Принимать решения в стандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | 2. Коммуникативные УУД: - обобщение; - классификация; | Актуализация учебно-информационных умений работать с письменными текстами; учебно-логических умений обобщать и классифицировать. | Практические работы №№ 1 – 16, самостоятельные работы на извлечение информации из различных источников, систематизацию, обобщение |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | - работа с информацией; | Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечение необходимой информации из источников в различных знаковых системах, отделение основной информации от второстепенной, передача содержания | Практические работы №№ 1 – 17, самостоятельные работы на извлечение информации из различных источников, систематизацию, обобщение | |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | - общение с людьми; | Запрос продуктивного учебного общения. | Оценка устного ответа на экзамене. | |
Аналитические | ОК 3. 1. Решать проблемы. | 3. Познавательные УУД: -определение сущностных характеристик изучаемого объекта; - установление связей и зависимостей. | Определение свойств объекта, его существенных признаков, осуществление родовидовых определений, упражнения в анализе и синтезе. | Самостоятельные работы на определение параметров различных физических процессов. |
Творческие | ОК 3. 3. Принимать решения в нестандартных ситуациях, нести за них ответственность. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | Способность к построению индивидуальной образовательной траектории. | Формирование кругозора. | Самостоятельная работа «Возможные сценарии эволюции Вселенной». |
Самосовершен-ствования | ОК 2.2. Оценивать эффективность принятых решений, их качество. ОК 7. Брать на себя ответственность за результат выполнения задания. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием. осознанно планировать повышение квалификации. ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением профессиональных знаний (для юношей). | Владение навыками учебно-исследовательской, проектной деятельности. | Включение в содержание учебной дисциплины исследовательских работ | Лабораторные работы №№ 1-17, самостоятельные работы на наблюдение физических явлений |
предметные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы | ||||
Самосовершен-ствования | ОК 2.2. Оценивать эффективность принятых решений, их качество. ОК 7. Брать на себя ответственность за результат выполнения задания. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием. осознанно планировать повышение квалификации. ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением профессиональных знаний (для юношей). | 1) Сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач. | Освоение обучающимися содержания учебной дисциплины. | Самостоятельная работы: «Возможные сценарии эволюции Вселенной», практические работы №№ 1- 17. |
Регулятивные | ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач. ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) | 2) Владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой. | Освоение обучающимися содержания учебной дисциплины. | Оценка выполнения контрольных работ №№ 1 - 3. |
Аналитические | ОК 3. 1. Решать проблемы. | 3) владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы. | Включение в содержание учебной дисциплины лабораторных и практических занятий. | Оценка выполнения лабораторных работ №№ 1- 17 и практических работ №№ 1- 17, самостоятельные работы: «Наблюдение электризации», «Наблюдение капиллярных явлений». |
4) Сформированность умения решать физические задачи. | Освоение алгоритма решения физически задач. | Оценка выполнения контрольных работ и практических работ № 1, 2, 3, 6; выполнение самостоятельных работ на определение параметров. | ||
5) Сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни. | Освоение алгоритма характеристики физических явлений. | Оценка выполнения контрольных работ №№ 2,4,5. | ||
Социальные | ОК 3.2. Принимать решения в стандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | 5) владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественно-научным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию. | Освоение алгоритма характеристики физических явлений. | Оценка выполнения контрольных работ №№ 2,4,5. |
6) Сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников. | Освоение методов самостоятельной работы с информацией. | Самостоятельные работы: «Способы уменьшения вредного воздействия тепловых двигателей», «Альтернативные источники энергии», «Радиационная безопасность», «Воздействие электромагнитных излучений на живую природу», «Проблемы энергосбережения». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД 02 Психология «Профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.01. Лечебное дело углубленная подготовка
Разработчик: Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Походяева Т.Н., методист ГБОУ СПО НО «НМБК» Ветлужский филиалСодержательная экспертиза: Слюзина...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВЧ.ОПД.08 Психология «профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.02 Акушерское дело базовой подготовки
Разработчик: Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Мулюкина О.С., методист, ГБОУ СПО НО «НМК"Содержательная экспертиза: Вяжевич Л.П., председатель ЦМК ОПД и пс...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования
Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.03 МАТЕМАТИКА программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилейПрограмма общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является
Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего обр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык. Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 Агрономия.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...