Конспект урока " Осень пришла".
план-конспект урока на тему

Маркова Марина Леонидовна

Тема «Осень пришла».

Цель урока: Обобщить и углубить знания детей об осени и привести их в систему.

Задачи урока: усвоить и повторить понятия:

1.      Солнце.

2.      Осень.

3.      Похолодание — листопад, ливневые дожди.

4.      Моросящие дожди.

Вопросы.   1. Значение Солнца для Земли.

2.      Высота положения Солнца и времена года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen_prishla.docx27.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Осень пришла».

Цель урока: Обобщить и углубить знания детей об осени и привести их в систему.

Задачи урока: усвоить и повторить понятия:

1.         Солнце.

2.         Осень.

3.         Похолодание — листопад, ливневые дожди.

4.         Моросящие дожди.

Вопросы.        1. Значение Солнца для Земли.

2.         Высота положения Солнца и времена года.

3.         Изменения в неживой природе осенью. (Высота Солнца — цвет неба — погода — явления в природе, состояние почвы, воды, осадков).

4.         Признаки осени в живой природе.

Объяснить связь высоты Солнца с временем года, погоды, осенью, явления в природе.

Объявление темы и постановка задач урока.

  1. Значение Солнца для Земли.
  2. Рассказ учителя:

Проблемный вопрос. Закрепление:

Дети, ваше личное отношение к Солнцу?

К какой части природы относится Солнце?

Дети, ваше отношение к звездному небу?

Что такое звезда? (Тело неживой природы).

Похожа ли звезда на Солнце.

Солнце — это обычная звезда, ближняя к нам, поэтому большая и яркая.

Что значит Солнце для Земли? (Говорят дети)

Свет, тепло (в космосе —200°), без солнечного света и тепла невозможна

жизнь растений, животных, человека. Солнце — ближайшая к нам звезда,

поэтому большая и яркая.

При раскопках в земле археологи в Египте обнаружили стену храма, на

которой было выбито изображение Солнца с лучами в виде человеческих рук, протянутых к людям. Рисунку этому 3.000 лет. Древний художник был

мудрым человеком. Солнце дает нам пищу в виде растений, плодов, семян.

Каждый ломоть хлеба, кусок мяса, сахара или масла, каждая тарелка супа

или ложка каши несут в себе в скрытом виде солнечные лучи. Солнце

выращивает хлеб, овощи, ягоды, травы для животных, накапливает нектар

в цветах, дает нам шоколад, перец и масло. Когда мы греемся на пляже, нас

согревает тепло Солнца, но и когда мы греемся у костра, батареи, печки — нас согревают лучи Солнца, спрятанные в дровах, углях, газе.

Испаряя воду с листьев растений, поверхности Земли, рек, озер и морей,

Солнце рождает облака и дожди, ручьи и реки. Без Солнца не было бы ветра

(ветер на земле возникает при неравномерном нагреве поверхности).

Что будет, если погаснет Солнце?

Дополнение отвечают дети.

Настанет ночь и страшный холод, погибнут все растения, животные и люди, не станет дождей, радуги, ветра. Замерзнут реки, озера, моря, океаны.

На Земле исчезнет жизнь.

С древнейших времен многие народы поклонялись Солнцу дающему жизнь.

У славян  Солнце называли, Ярило, ему поклонялись египтяне, индейцы и другие народы.

2.         Солнце и времена года

Беседа:  Какие времена года вы знаете?

Чем они отличаются друг от друга?

Почему идет смена времен года?

Нет ли связи между высотой Солнца и временем года? (опираясь на знания детей).

Лето — Солнце высоко в небе (небо ярко- голубое)

Осень — Солнце ниже, чем летом (небо бледно- голубое)

Зима — Солнце стоит низко (небо серое)

Есть ли связь между цветом неба и высотой Солнца?

Вывод: Чем выше Солнце - тем голубее  небо, тем теплее на Земле, чем ниже Солнце, тем серее небо, тем холоднее.

3.         Изменения в неживой природе осенью

Анализ. Беседа: Понятия « неживая природа (небо, воздух, почва, вода…)

Понятие «явления в природе» (дождь, ветер, течение воды, похолодание).

В сентябре дни становятся короче, солнце уже не поднимается в небе так высоко, как летом. Листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом и на нижних ветках. Первыми становятся золотыми листья берез и лип. Чаще налетают порывистые холодные ветры. Подует ветер, сорвет с ветки листок, и он, медленно кружась, опускается на землю. По утрам стелются над лесными полянами и речными лугами белые влажные туманы. 

Октябрь — середина осенней поры. В старину этот месяц называли «листопадом», потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья. Если листья, осыпаясь, лягут изнанкою — к урожаю и теплой зиме, лицевой стороной вверх — к холодной зиме. В октябре часто идет холодный мелкий дождь, небо заволакивают серые облака, травы от дождя буреют, цветы вянут. В народе говорят: «От осени к лету поворота нету».

Ноябрь — последний месяц осени. Листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли, цветы завяли. Зеленеют по-прежнему лишь ель и сосна.

Пышный пестрый ковер листьев, устилавший землю, потемнел и поблек. Черными стали лесные тропинки в опустевшем лесу

Небо в ноябре почти все время затянуто свинцовыми тучами. Недаром зовут ноябрь в народе «чернотропом».

Небо в ноябре почти все время затянуто свинцовыми тучами. Часто идут холодные долгие дожди со снегом. В конце ноября по ночам уже морозно, а темное небо напоминает звездный шатер. Серебряным звоном зима начинается. Звонко хрустит молодой лед на лужах, промерзла земля, звенят на ветру ветви деревьев. 

Вопросы:        

1.           Какое сейчас у нас время года — ранняя осень.

2.         Положение высоты Солнца по сравнению с летом.

3.         Цвет неба, облака.

4.         Температура воздуха — похолодание (?).

5.         Осадки в сравнении с летом — моросящие холодные дожди, нет гроз, радуги.

6.         Почва осенью — мокрая.

7.         Вода в реках и озерах.

О каких признаках осени говорится в этих стихотворениях? А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…», К.Д.Бальмонта «Осень».

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветках благовонья.

Скоро осень проснется

И заплачет спросонья.

Работа с народными поговорками.

-О погоде осенью существуют и народные поговорки:

1. В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.

2. В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет. Как вы их понимает?

Итог : Солнце ниже, воздух холоднее, небо серее, холодные дожди.

4. Признаки осени в живой природе

Беседа. Понятия «Живая природа».

Осенью насекомые прячутся в трещинах коры деревьев, под опавшие листья и впадают в оцепенение. Так они защищаются от холода. Пчёлы и осы делают запасы мёда на зиму. Рыбы к зиме уходят на глубину водоёма и собираются в местах, благоприятных для зимовки. Так ведут себя карась, лещ, сазан и другие рыбы. При понижении температуры рыбы становятся малоподвижными.

У птиц тоже много забот осенью. Корма для птиц становится всё меньше и меньше. Сначала пропадают насекомые, постепенно увядают растения, уменьшается количество плодов и семян.

Оседлые птицы, те, которые живут весь год в одной местности (воробьи, сороки, галки, синицы, поползни, сойки), готовясь к зиме, усиленно питаются и накапливают жир. Так они приспосабливаются к зимним холодам. Некоторые птицы собирают запасы корма. Сойка запасает жёлуди. Одна сойка запасает до 4 кг желудей, складывая их кучками под корнями деревьев, ближе к стволу, где пласт снега зимой не такой толстый. Спрятав запасы, птицы не всегда успевают их использовать. Поэтому часть плодов прорастает. Таким образом птицы сеют лес. Поползни закладывают в трещины коры деревьев семена клёна и липы. Синицы запасают насекомых и их личинки, а также семена ели и сосны.

Многие птицы начинают собираться в стаи, а затем летят в тёплые края. Это перелётные птицы. Сначала улетают те, которые питаются насекомыми (ласточки, стрижи, соловьи). Позднее всех улетают утки, гуси, журавли. Они живут у нас до тех пор, пока не замёрзнут водоёмы.

Перелётные птицы преодолевают огромные расстояния, летят иногда без отдыха целый день и ночь и очень устают. Многие птицы гибнут во время перелёта, попадая в бурю или ураган. Поэтому не надо пугать птиц, разгонять стаю, опустившуюся на поле для поисков пищи или отдыхающую на деревьях. Кочующие птицы (снегири, свиристели, чечётки)не имеют постоянных мест зимовок. Соединяясь в стаи они улетают на небольшие расстояния в места, более богатые кормом.

Звери осенью тоже готовятся к зиме. Многие животные запасают корм. Мыши собирают семена растений, орехи, жёлуди и складывают их в специальные камеры нор, под корни деревьев. Бобры делают запасы в виде веток деревьев и кустарников, которые складывают около жилища. Бурундуки запасают семена и кедровые орешки. Белки хранят собранные орехи и жёлуди в дуплах или пространствах между корнями деревьев, сушат грибы на деревьях. Запасают корм барсуки и другие звери.

Некоторые звери осенью усиленно питаются и  накапливают жир. Жир — это тоже своеобразный запас пищи, он поможет перенести суровую зиму. К таким животным относится медведь. Летом и вначале осени для него много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сочными корни растений, всюду много насекомых, особенно медведь любит муравьёв, с большим удовольствием он ест рыбу, мёд диких пчёл и ос, обсасывает зёрна овса. Медведь усиленно питается и сильно жиреет. А уже после листопада у растений медведи устраивают берлогу. Забрался мишка в берлогу, припал к лапе и — на боковую. Будет всю зиму видеть сны, слушать, как скрипят над берлогою высокие ели. Сильно жиреет и барсук. Так, например, барсуки к осени увеличивают свою массу на 4-6 кг.

Усиленно питается и ёж. Подбирает жуков, улиток, лакомится ягодами и упавшими плодам, ловит мышей, лягушек, ужей. Даже на змей нападает! Ощетинив на голове иглы, еж смело бросается в атаку, а потом, сопя и фырча, расправляется с добычей. Осенью все звери как бы «переодеваются» — линяют. Линька у зверей — это постепенная смена шерсти. Вместе негустой летней шерсти вырастает новая — густая и пушистая, которая согревает с наступлением холодного времени. А у некоторых животных – зайца, белки, песца – изменяется и её окраска. Шерсть у белки становится серой, у зайца — белой, у песца – белой или серо-голубой.

Вот какие изменения происходят осенью в жизни животных и растений.

А сейчас давайте повторим.

Итог: Игра: хлопать если относится к осени:

Солнце встает позже?

Становится теплее?

Начинается листопад?

Дни становятся короче?

Зацветаю деревья?

Прилетают птицы?

Первый снег?

Звери надевают теплую шубу?

Идут холодные дожди?

Меняется окраска листьев?

- Вспомните, что важного узнали на уроке. (Повторить основные  признаки осени, вспомнить о роли похолодания)

Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"Презентация к уроку.

Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"В конспекте побробно распи...

Методическая разработка. Раздел: Волейбол. Конспект урока по теме урока: техника приема и передач мяча.

Раздел программы: волейбол.Тема урока: техника приема и передач мяча.Цель урока: повысить двигательную активность обучающихся  с помощью игры волейбол.Задачи урока:совершенствование техники прием...

Методическая разработка. Конспект урока. Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.

КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО.    Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол....

конспект урок музыки в 1 классе "Музыка осени"

Конспект урока в 1-м классе на тему "Музыка осени" Тема четверти: «О чем говорит музыка».Цели: Активизировать воображение нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний учащихся на основе ...

Конспект урока по природоведению на тему: "Итоги осени. Признаки зимы".

Конспект урока по природоведению для обучающихся с ТМНР 7 класса....

Конспект урока по социальной коммуникации на тему: "Осенняя одежда. Куртка."

Конспект урока разработан для обучающихся  7 класса с ТМНР....

Конспект урока по технологии на тему: «Осень. Кленовый лист в технике оригами.»

Обязательно скачайте материал для того, чтобы увидеть поэтапное выполнение оригами с фотографиями!...