Методические рекомендации для организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов «Метод интервалов»
методическая разработка на тему

Методические рекомендации

для организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов

«Метод интервалов»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

для организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов

«Метод интервалов»

Дисциплина:  Математика

 

2015


ТЕОРИЯ

Некоторые утверждения равносильности неравенств

Строгие рациональные неравенства.

Неравенство R(x)> Q(x) (или R(x) < Q(x)), в котором R(x) и Q(x) -многочлены относительно одного неизвестного х, называют алгебраическим неравенством с одним неизвестным х.

Каждое алгебраическое неравенство с одним неизвестным х, используя утверждения равносильности (1 и 4), можно привести к виду Р(х)>0 (или Р(х) <0), где Р(х) — многочлен относительно х.

Поэтому достаточно рассмотреть лишь неравенства вида

Р(х)> 0 ( или Р(х)<0), (1)

где Р(х) = а0хn + а1хn-1+...+ап-1х + ап (а 0≠ 0)

Всякое такое неравенство называют алгебраическим неравенством степени п.

Рассмотрим решение некоторых алгебраических неравенств.

Обобщенный метод интервалов. 

Некоторые алгебраические неравенства степеней более высоких, чем вторая, цепочкой равносильных переходов приводятся к виду

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549853/f_clip_image002.gif

(или  http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549853/f_clip_image004.gif), (2)

где klt k2, ..., kn-1, kn — фиксированные натуральные числа,

х1, х2, … хn-1, xn—фиксированные действительные числа, среди которых нет равных, и такие, что х1<х2< … <хn-1

Рассмотрим многочлен Р(х)=http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549853/f_clip_image002_0000.gif (3)

Очевидно, что для любого числа yо, такого, что yо> хn, соответствующее значение любого сомножителя в произведении (3) положительно, поэтому числовое значение Р(yо) многочлена Р(х) также положительно.

Для любого числа y1, взятого из промежутка (xn-1, xn) , соответствующее числовое значение любого сомножителя, кроме последнего, положительно; соответствующее числовое значение последнего сомножителя положительно, если kn - четное число, и отрицательно, если kn - нечетное число. Поэтому число Р(y1) - положительно, если kn -четное число, и число Р(y1) - отрицательно, если kn - нечетное число. Обычно в этих случаях говорят, что многочлен Р(х) при переходе через точку xn меняет знак, если kn - нечетное число, и не меняет знака, если kn - четное число.

Аналогично показывается, что если известен знак многочлена Р(х) на промежутке (xi, xi+1), тона промежутке (хi-1, xi), знак определяется по правилу: многочлен Р(х) при переходе через точку xi меняет знак, если kt -нечетное число, и не меняет знака, если kt -четное число. На этом рассуждении и основан обобщенный метод интервалов.

Алгоритм обобщенного метода интервалов

- на числовую ось наносятся числа х1, х2, … хn-1, xn;

- в промежутке справа от наибольшего из этих чисел, т. е. справа от хn, ставят знак плюс, в следующем за ним справа налево промежутке ставят знак плюс, если kn - четное число, и знак минус, если kn- нечетное число;

- в следующем за ним справа налево промежутке ставят знак, пользуясь правилом: многочлен Р(х) при переходе через точку хn-1, меняет знак, если kn-1 - нечетное число, и не меняет знака, если kn-l — четное число;

- затем рассматривается следующий за ним справа налево промежуток, в нем ставят знак, пользуясь тем же правилом;

- таким образом рассматриваются все промежутки.

- решением неравенства (2) будет объединение всех промежутков, в которых поставлен знак плюс (или минус).

Решение неравенства  http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549853/f_clip_image002_0001.gif (4)

в случае, если Р(x), R(x) и M(x) будут многочленами, можно провести так.

Неравенство (4) надо сначала переписать в равносильном виде

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549853/f_clip_image004_0000.gif,http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549853/f_clip_image006.gif (4.1)

Затем, воспользовавшись одним из утверждений равносильности неравенств, умножить неравенство (4.1) на R2(х) и записать неравенство

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549853/f_clip_image008.gif,http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549853/f_clip_image010.gif), (5)

равносильное неравенству (4.1) на его ОДЗ. Наконец, неравенство (5) решить методом интервалов. Множество всех решений неравенства (5) и будет множеством всех решений неравенства (4).

Пример. Решить неравенство

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549853/f_clip_image012.gif (6)

Прежде всего, умножая это неравенство на  http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549853/f_clip_image014.gif, получим равносильное ему неравенство http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549853/f_clip_image016.gif. (7)

Для решения этого неравенства применим обобщенный метод интервалов. На числовой

оси отметим числа (-5),  http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549853/f_clip_image018.gifhttp://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549853/f_clip_image020.gif, 7. http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549853/f_clip_image022.jpg

 

Справа от наибольшего числа, т. е. от числа 7, ставим знак плюс. При переходе через точку (7) многочлен  http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549853/f_clip_image024.gif меняет знак, так как двучлен (х-7) содержится в произведении в нечетной степени, поэтому в промежутке http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549853/f_clip_image026.gifставим знак минус. При переходе через точку  http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549853/f_clip_image028.gif многочлен Р(х) меняет знак, так как двучлен  http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549853/f_clip_image030.gif содержится в произведении в нечетной степени, поэтому в промежутке  http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549853/f_clip_image032.gif ставим знак плюс. При переходе через точку  http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549853/f_clip_image018_0000.gif многочлен Р(х) не меняет знака, так как двучлен  http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549853/f_clip_image034.gif содержится в произведении в четной степени, поэтому в промежутке http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549853/f_clip_image036.gif ставим знак плюс. Наконец, при переходе через точку (-5) многочлен Р(х) меняет знак, так как двучлен http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549853/f_clip_image038.gifсодержится в произведении в первой степени, поэтому в промежутке  http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549853/f_clip_image040.gif ставим знак минус. Итак, решение неравенства (7) и равносильного ему неравенства (6) - совокупность всех промежутков, где поставлен знак плюс, т. е. множество всех решений неравенства есть множество  http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549853/f_clip_image042.gif  .

Нестрогие неравенства. 

Перейдем теперь к решению нестрогих неравенств

Р(х)http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549853/f_clip_image002_0002.gif0, (или Р(х)http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549853/f_clip_image004_0001.gif0). (8)

Если некоторое число y0 есть решение неравенства (8), то справедливо числовое неравенство Р(y0)http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549853/f_clip_image002_0003.gif0 (Р(y0)http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549853/f_clip_image004_0002.gif0). Тогда в силу определения нестрогого знака неравенства справедливо или числовое равенство Р(y0) =0 или числовое неравенство Р(y0)>0 (Р(y0) <0). Другими словами, если число y0 - решение неравенства (8), то оно - либо решение уравнения Р(х) = 0, либо - неравенства Р(х)>0 (Р(y0) <0). Такое рассуждение можно провести для любого решения неравенства Р(х)http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549853/f_clip_image002_0004.gif0. Аналогично показывается, что любое решение неравенства Р(х)>0 и любое решение уравнения Р(х)=0 также есть решение неравенства (8).

Таким образом, множество решений нестрогого неравенства (8) является объединением двух множеств: множества всех решений строгого неравенства Р(x)>0 (Р(x)<0) и множества всех решений уравнения Р(х)=0.

На этом и основано правило решения нестрогих неравенств. Сначала решаются соответствующее строгое неравенство и соответствующее уравнение, а затем множества решений строгого неравенства и уравнения объединяются; объединение этих множеств и является множеством всех решений нестрогого неравенства.

Пример. Решить неравенство

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549853/f_clip_image002_0005.gif (9)

Поскольку справедливы следующие тождественные равенства

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549853/f_clip_image004_0003.gifhttp://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549853/f_clip_image006_0000.gifhttp://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549853/f_clip_image008_0000.gif

то согласно утверждениям (4 и 3б) равносильности неравенство (9) равносильно неравенству http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549853/f_clip_image010_0000.gif (10)

Решим сначала уравнение

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549853/f_clip_image012_0000.gif (11)

Оно имеет только пять корней: x1=-2, x2=0, x3=1, x4=2, x5=3.

Затем решаем обобщенным методом интервалов строгое неравенство

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549853/f_clip_image002_0006.gif (12)

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549853/f_clip_image004.jpg

Множеством всех его решений будет множество http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549853/f_clip_image006_0001.gif. Объединяя множество решений уравнения (11) и строгого неравенства (12), получим множество всех решений неравенства (10), а в силу равносильного перехода - неравенства (9).

Итак, множество всех решений неравенства (9) есть множество http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549853/f_clip_image008_0001.gif.

Нестрогие неравенства

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549853/f_clip_image010_0001.gif (13)

в случае, если Р(x), R(x) и M(x) будут многочленами, можно решить так.

Неравенство (13) надо сначала переписать в равносильном виде

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549853/f_clip_image012_0001.gif,http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549853/f_clip_image014_0000.gif (14)

Затем, умножить неравенство (14) на R2(x) и записать систему

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549853/f_clip_image002_0007.gif или  http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549853/f_clip_image004_0004.gif (15) равносильную неравенству (13) на его ОДЗ. Затем решить систему, используя обобщенный метод интервалов. Множество всех решений системы (15) и будет множеством всех решений

Задания для самостоятельной работы (второй уровень освоения учебного материала)

Вариант 1

Решите неравенства:

  1. x2-5x-6≥0
  2. 3x2-2x=5<0
  3. ≥0
  4. <0

Критерии оценки

5 – студент без ошибок решил 5 заданий

4 – студент без ошибок решил любые 4 задания

3 – студент без ошибок решил любые 3 задания

2 – студент без ошибок решил менее 3  заданий

Задание выполняется в течение 15 минут.

Вариант 2

Решите неравенства:

  1. x2-6x+80
  2. 2x2-2x+6 >0
  3. 0
  4. <0

Критерии оценки

5 – студент без ошибок решил 5 заданий

4 – студент без ошибок решил любые 4 задания

3 – студент без ошибок решил любые 3 задания

2 – студент без ошибок решил менее 3  заданий

Задание выполняется в течение 15 минут.

Вариант 3

Решите неравенства:

  1. x2-8x-90
  2. 4x2-7x+4>0
  3. ≥0
  4. <0

Критерии оценки

5 – студент без ошибок решил 5 заданий

4 – студент без ошибок решил любые 4 задания

3 – студент без ошибок решил любые 3 задания

2 – студент без ошибок решил менее 3  заданий

Задание выполняется в течение 15 минут.


Эталон ответов

№ задания

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

(-∞;-1])

нет решений

(-∞;)

(-∞;)

(-∞;-3]

(-5;-1])

(-∞;-2]

]1;7)

];5)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по планированию и организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов.

Методические рекомендации предназначены для преподавателей     с целью методического сопровождения  процесса введения и реализации требований Федеральных государственных образ...

Методические рекомендации по организации самостоятельной (внеаудиторной) работы по учебной дисциплине "Основы экономики"

Методические рекомендации составлены для курсантов 3 курса, обучающихся по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ (ВНЕАУДИТОРНОЙ) РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ учебной дисциплины «Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога по физической культуре и спорту&ra...

Методические рекомендации по организации самостоятельной деятельности над исследовательской работой

Содержатся виды самостоятельной деятельности над исследовательской работой и критерии их оценки....