Образовательная программа "Журналистское мастерство"
методическая разработка по теме

 


 

 

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Кировский центр детского творчества «Юность»»

 

Дополнительная образовательная программа

 

«Журналистское мастерство»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Возраст детей: 12-15лет

Срок реализации: 2 года

 

 

Автор: Людмила Сергеевна Царькова

Педагог дополнительного образования

 

 

Кировск

2010 год

 


Пояснительная записка

В современных экономических условиях к специалисту, который поступает на рынок труда, предъявляются повышенные требования, и на передний план выходит такой качественный показатель, как его конкурентоспособность. Вместе с тем сегодня общество нуждается в специалистах духовно и интеллектуально зрелых, осознающих социальную значимость профессиональной деятельности, понимающих роль труда как личностной и социальной ценности.

Учреждениям образования, внешкольного воспитания и обучения отводится важная роль в процессе становления личности учащихся, их социализации и профессионального самоопределения. Система профориентационной работы всего учреждения складывается из многих кирпичиков, и частью из них является деятельность конкретного педагога с конкретными детьми.

В Центре детского творчества «Юность» продолжает работу кружок журналистики по новой программе, которая учитывает все потребности времени и социума.

Сколько бы ни говорили аналитики об уменьшении доверия к современной журналистике у населения и о падении престижа журналистской профессии, конкурс абитуриентов в вузы на специальность «журналистика» остается высоким.

На факультеты и отделения журналистики традиционно поступают преимущественно успешные выпускники «гуманитарных» классов, или молодые люди, имеющие склонность к сочинительству. Представление о журналистике как профессии имеют немногие из них, что и дает повод для работы кружка «Журналистское мастерство».

Программа «Журналистское мастерство» имеет социально- педагогическую направленность.

 

Актуальностьданной программы вызвана самим временем. Очевидно, что в современном обществе изменяются требования, предъявляемые к человеку. Его необходимым качеством становится высокий уровень информационной культуры. Развитый интеллект, умение грамотно работать с любой информацией, профессионализм – вот основные характеристики человека, подготовленного к жизни в информационном обществе. В связи с этим, появилась идея создать команду репортеров, редакторов и авторов, которые будут освещать события и вопросы, важные для подростков, родителей, учителей и горожан.

Новизнаданной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества, подготавливая их к поступлению в высшие учебные заведения на факультеты связанные со СМИ.

Программа составлена с использованием элементов Требований к обязательному минимуму содержания и уровня подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Основы творческой деятельности журналиста». Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.

 

Цели и задачи:

Цель дополнительной образовательной программы:

создание условий для развития личного творческого роста обучающихся, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности; создание   широких возможностей свободно, наравне с взрослыми, выражать свое мнение, свою точку зрения в своих (детских) средствах массовой информации.

Задачи

Обучающие:

•   изучение основ журналистского творчества;

• получение знаний и умений по созданию печатного из­дания;

• освоение  обучающимися  знаний,  умений  и  навыков информационно-компьютерных технологий.

Развивающие:

• развитие умений решать проблемы действительности совместными усилиями, выступая в разных социальных ролях;

• развивать  творческие  способности  обучающихся,   их творческую индивидуальность;

• развитие  умений  грамотного  и  свободного  владения устной и письменной речью;

• развитие     навыков     установления     межпредметных связей.

Познавательные:

  • вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность с применением приобретенных знаний на практике;
  • развитие интереса к изучению русского языка, литера­туры, истории, обществознания, компьютерных технологий;
  • изучение истории журналистики.

Воспитательные:

  • создание атмосферы сотрудничества обучающихся при решении  задач,  когда  востребованными  являются  соответст­вующие коммуникативные умения;
  • формирование представления о журналистике как про­фессии, играющей специфическую роль в жизни общества;
  • формирование основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий ок­ружающей жизни;
  • формирование личности журналиста как совокупности профессионально-творческих, индивидуально-психологических, духовно-нравственных и гражданских качеств;

 

Программа объединяет ряд спецкурсов (по журналистике, риторике, стилистике, редакторскому делу, рекламе,  развитию речи,  психологии общения). Занятия эти  сквозные – проходят поэтапно через все годы обучения  по  программе. В этом – одна из отличительных особенностей  программы от уже существующих.

В последнее время в нашей стране наблюдается всплеск активности в сфере массовых коммуникаций. Кино и видеопроизводство, интернет журналистика, электронные СМИ всё больше входят в жизнь каждого человека. Перед обществом стоит проблема  защиты подростков от негативного влияния СМИ, проблема подготовки подрастающего поколения  к продуктивной  жизни в информационном сообществе. Данная программа имеет медиаобразовательную   направленность. В этом – ещё одно отличие и особенность данной программы .

Для достижения качественного дополнительного образования мной используются такие  формы занятий, как:  лекции, беседы, тренинги, ролевые и деловые игры, экскурсии, коллективные творческие дела, пресс-десанты, пресс-конференции, развивающие и интеллектуальные игры.

На каждом занятии идёт работа по  3 модулям  учебной деятельности:

Во-первых,  юные журналисты знакомятся с теоретическими основами журналистской  работы, получают необходимые  знания и навыки для написания основных информационных и аналитических газетных жанров, пробуют свои силы на поприще литературных жанров, знакомятся с азами тележурналистики и кино – видео творчества.

Во-вторых, в рамках программы дети на практической части занятий имеют возможность закрепить свои навыки (готовят публикации для самодельной детской городской газеты (странички) в газете «Альтернатива- Инфо». Практическая работа – неотъемлемая часть каждого занятия.

В-третьих, юные журналисты в процессе каждого занятия  имеют возможность ознакомиться также с основами коммуникативной культуры и психологии общения.  На каждом занятии много времени уделяется тренинговой и игровой деятельности. Эта деятельность носит развивающий и воспитательный характер.

 

Ожидаемые результаты, значимые для студии в целом: выпуск собственной молодежной газеты (странички) на районном уровне; получение кировскими детьми и молодежью района достоверной и актуальнойдля подрастающего поколения информации; обмен информацией между детскими объединениями школ города с целью передачи опыта и установления общения сверстников друг с другом;  выявление активных и творческих личностей среди подростков и молодежи;

Ожидаемые результаты, значимые для учащихся:знания, умения и навыки, приобретенные детьми в процессе обучения к концу  года: качественное усвоение основ современного русского языка;  способность самостоятельно подготавливать, обрабатывать и оформлять материалы в газету (брать интервью, писать статьи, заметки, очерки и т.п., проводить опросы, работать с техникой); практически    применять   полученные    знания    по    психологии общения;  самостоятельно  фотографировать,  пользоваться  компьютером  и осуществлять компьютерный набор и верстку; получение начальной допрофессиональной подготовки в области журналистики.

 Направления деятельности

журналистика

исследовательская деятельность

социология

деловое общение

компьютерные технологии

Программа «Журналистское мастерство» для 12-15 лет. Проводя занятия, педагог учитывает возрастные особенности школьников. Курс рассчитан на 2 год. Недельная нагрузка на учащихся - 9 часов (324 часа в год).

 

Планируется работа с родителями:

Собеседование с родителями во время приема детей с целью выявления особенностей и интересов ребенка, состояния здоровья.

Приглашение родителей на защиту работ “Моя визитная карточка”

Сопровождение воспитанников во время экскурсий.

Привлечение родителей к участию в анкетировании (проводят дети)

Спонсорская помощь (в обеспечении бумагой и краской для принтера, печатании фотографий).

Техническое оснащение:

1 персональный компьютер;

1 сканер;

1 лазерный принтер;

1 струйный (цветная печать) принтер;

2 цифровых фотоаппарата;

1 мультимедийный проектор.

писчая бумага формата А3 и А4;

программное обеспечение: WindowsXP, MSWord, AdobePhotoShop, Paint, профессиональная издательская система PageMaker, CorelDrawили другие заменяющие программы.

Учебно-тематический план обучения

1 год обучения

п/п

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теоретич.

Практич.

1

2

3

4

5

1

Вводное занятие.

Журналистское творчество как особый вид деятельности.

Средствамассовой информации в современном мире.

История мировой и отечественной журналистики

 

3

3

-

2

ЖАНРЫ НОВОСТНОЙ ИНФОРМАЦИИ:

Заметка

Отчёт

Репортаж

ДИАЛОГИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ:

Интервью

Диалог

Беседа (полилог)

СИТУАТИВНО АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ:

Комментарий

Корреспонденция

Статья

Обозрение

ЭПИСТОЛЯРНЫЕ ЖАНРЫ:

Письмо

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ:

Зарисовка

Очерк

САТИРИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ:

Фельетон

Памфлет

Пародия и эпиграмма

ОСНОВЫ РЕДАКТИРОВАНИЯ

70

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

52

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

3

ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ:

Социология журналистики в мире науке;

Общественное сознание и общественное мнение;

Социологические публикации в прессе;

Социологическая информация в журналистском произведении

21

13

8

4

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ:

Тренинги по психологии общения;

Тренинг по освоению ценности собственной личности;

Психология общения;

Психотипология собеседника

21

3

18

5

ОФОРМЛЕНИЕ ГАЗЕТЫ:

Форматы;

Модульная сетка;

Верстка;

Закономерности зрительного восприятия;

Сочетание;

Шрифты;

Заголовки;

Изображение;

Коллажирование и макетирование

88

9

79

6

РАБОТА С ТЕХНИКОЙ:

Освоение компьютерных программ;

Диктофон;

Фотоаппарат

24

14

10

7

ТВОРЧЕСКИЕ КОМАНДИРОВКИ С ЦЕЛЬЮ СБОРА ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ

33

 

33

8

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ (МИРОВЫЕ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ)

14

12

2

9

ЭТИКА ОБЩЕНИЯ

28

8

20

10

СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

18

15

3

11

ХАРАКТЕРИСТИКА И СПЕЦИФИКА  АУДИО И АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СМИ

6

6

 

12

ТВОРЧЕСКАЯ ПРАКТИКА (УЧАСТИЕ В КОНКУРСАХ, СОТРУДНИЧЕСТВО И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ИЗДАНИЯМИ)

6

 

6

13

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

3

 

3

 

ИТОГО:

324

104

220

 

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

1 год обучения

п\п

Тема и раздел программы

Формы занятий

Примеры и методы организации образовательно-воспитательного процесса

Дидактическое, техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

1

Вводное занятие

Экскурсия, беседа

Словесный (рассказ, объяснения);

Наглядный  (периодика, иллюстрации)

Инструкции по ПТ и ТБ, номера межшкольной газеты

анкетирование

2

Основы журналистики

Лекции, семинар

Словесные (эвристическая беседа);

Наглядные

(анализ, сравнение и обобщение материалов периодических печатных изданий);

Практические(дидактические игры, тесты, викторина)

Газеты и журналы, интернет, дополнительная литература

Практическая работа, наблюдение, творческое задание

3

Развитие речи

Лекции, семинар

Словесные (эвристическая беседа);

Наглядные

(анализ, сравнение и обобщение материалов периодических печатных изданий);

Практические(дидактические игры, упражнения)

Газеты и журналы, интернет, дополнительная литература,карточки

Практическая работа, наблюдение, творческое задание

4

Основы социологии

Лекции, практикум

Словесные

Наглядные

Практические

Газеты и журналы, интернет, дополнительная литература, работа на компьютере

Практическая работа, творческое задание, подготовка публикаций

5

Практич. Психология

Практикум

 

Практические

Тренинги, игры

дополнительная литература, карточки

Практическая работа,

6

Оформление газеты

Работа над выпуском

Практические(дидактические игры, творческие задания)

Компьютер, принтер, сканер, ксерокс, диктофон, фотоаппарат

Практическая работа, творческое задание, подготовка публикаций

7

Творческие командировки с целью сбора информации

Экскурсии и встречи

Практические(творческие задания); частично- поисковый (участие в поиске информации по заданной теме)

диктофон, фотоаппарат, блокнот, ручка

Практическая работа

8

Работа с техникой

Работа над выпуском

Практический(работа с программами word,AdobeРаgе Макеr. Работа с техникой и др. программами)

Компьютер, принтер, сканер, ксерокс, диктофон, фотоаппарат

Практическая работа, выпуск номера газеты

9

Творческая практика

Беседа, практикум

Словесные (эвристическая беседа);

Наглядные

(анализ, сравнение и обобщение материалов периодических печатных изданий);

Дидактические материалы, дополнительная литература

самоанализ

10

Правовые основы журналистики (Мировые иОтечествен-ные)

Беседа,

практикум

 

Словесный (эвристическая беседа); практический (творческое задание)

Дидактические материалы, дополнительная литература, компьютер

Практическая работа, творческое задание

11

Этика общения

Беседа,

практикум

ролевая игра

Словесный (эвристическая беседа); практический (творческое задание)

Дидактические материалы, дополнительная литература.

анализ

12

Современный русский язык

Беседа,

Практикум

 

Словесный (эвристическая беседа); практический (творческое задание)

Дидактические материалы, дополнительная литература.

Практическая работа, творческое задание, подготовка публикаций

13

Сценическая грамотность

Беседа,

практикум

 

Словесный (эвристическая беседа); практический (творческое задание)

Дидактические материалы

Практическая работа, творческое задание

14

Итоговое занятие

Игра-викторина, семинар

Словесный (эвристическая беседа); практический (творческое задание)

Наглядные пособия

Анализ, итог

 

Содержание программы обучения.

1.       Вводное занятие.

Знакомство с обучающимися. Экскурсия по центру «Юность». Правила поведения в центре. Правила техники безопасности. Что такое журналистика. Кто такой журналист, история происхождения профессии. Знакомство с целями, задачами, формами работы, требованиями.

2.       Газетные жанры.
Теория.

Что такое жанр, виды, отличия, специфика каждого из них. Разбор всех жанров журналистики.

Практика.

Знакомство с материалами различных газетных жанров на страницах периодических изданий. Написание материалов в различных газетных жанрах (информационная заметка, репортаж, интервью, сатирические жанры). Интервью, беседы, творческие командировки, экскурсии с целью сбора информации. Создание собственной молодежной газеты. Размещение материалов в стенной печати.

3.       Заголовок и требования к нему.
Теория.

Назначение заголовков. Виды заголовков. Основные требования к заголовкам. Цветовые решения  и сочетания при подборе заголовков. Яркая образность основа хорошего заголовка. Шрифтовое их оформление. Формы заголовков и шапок. Сочетание шрифтов. Общий заголовок газеты. Подзаголовок. Призыв. Эпиграф. Переносы.

Практика.

Анализ заголовков на страницах периодических изданий. Подбор заголовков к написанным материалам. Обсуждение подобранных заголовков. Создание практической тетради- шпаргалки.

4.       Рубрика, макетирование, верстка.
Теория.

Для чего нужна рубрика. Что такое макетирование и верстка газеты. Принципы размещения публикаций на газетных полосах. Варианты сложного оформления.

Практика.

Подбор названий газетных рубрик и распределение ответственных за рубрики.Создание модельной сетки и заполнение её.Создание макетов газеты. Верстка публикаций на компьютере.

5.       Редактирование.
Теория.

Кто такой редактор. Что такое редактирование. Основные цели редактирования. Погрешности против языка. Точность слова - лучшее украшение газетной публикации.

Практика.

Анализ типичных ошибок, встречающихся на страницах газетных публикаций. Замена неудачных фраз, выражений на страницах периодической печати более уместными для журналистики. Редактирование юнкорами публикаций друг друга. Обсуждение и оценка написанных материалов.

6.       Развитие речи.

Теория.

Особенности газетно-публицистического стиля. Выразительны средства русского литературного языка. Фразеологизмы.

Практика.

Написание материалов в стиле газетной публицистики. Использование в публикациях выразительных средств языка. Умение использовать фразеологизмы в публикациях.

7.       Основы социологии.

Теория.

Что такое социология. Теория социокультурного воздействия МК на жизнь общества. Что такое общественное сознание и как журналист может им руководить? Социологический опрос. Мониторинг. Рейтинг.

Практика.

Создание детской социологической службы. Проведение социологического опроса в школьной, домашней среде. Создание диаграммы и анализов.

8.       Практическая психология.

Практика.

Игры-тренинги   по   психологии   общения.   Тренинги   по   освоению

ценности собственной личности. Тестирование.

9.       Оформление газеты.

Теория.

Правила оформления. Зрительное восприятие. Шрифты. Коллаж, аппликация. Фотоматериалы.

Практика.

Работа в тетради- шпаргалке. Создание межшкольной газет.

10 .Творческие    командировки    с    целью    сбора    информации    для публикаций.

Практика.

Посещение образовательных учреждений, музеев, библиотек, предприятий города. Поездки.

11. Работа с техникой.

Техника безопасности при работе на компьютере.

Практика.

Навыки работы с диктофоном. Красота фотоизображения. Элементарные программы для работы за компьютером.

12.Сценическая грамотность.

Практика.

Игры и упражнения по сценической грамотности.

13.Этика общения.

Теория. Структура речевой коммуникации. Деловое общение. Выстраивание контактов. Интонации. Специфика публичного выступлении.

Практика.

Открытый урок.

14 Правовые основы.

Теория

Права интеллектуальной собственности. Смежные, авторские права, патентное право.

15.Итоговое занятие.

Подведение  итогов учебного  года.  Награждение  лучших учеников.

Игры. Конкурсы. Перспективы на второй год обучения.

Учебно-тематический план обучения

2 год обучения

Тема

Всего часов

Теоретич.

Практич.

1

Вводное занятие инструктаж по Тб и ПБ

2

2

-

2

Вспоминаем что такое «журналистика».

  • Углубленное изучение истории зарождения журналистики
  • Как и почему возникла журналистика
  • Понятие «желтая пресса»

 

 

 

4

 

 

 

2

 

 

2

 

 

 

-

3

Мастерская жанров

Информационные

  • Информация (новость)
  • Заметка
  • Отчёт
  • Репортаж
  • Интервью
  • Опрос
  • Пресс-релиз

Аналитические

  • Статья
  • Корреспонденция
  • Рецензия
  • Обозрение, комментарий, расследование
  • Синтезирование жанров печатной журналистики
  • Герой статьи, герой номера, тема номера
  • Авторская рубрика. Профиль работы журналиста
  • Актуальные проблемы современности и журналистика

Художественно-публицистические

  • Очерк
  • Зарисовка
  • Фельетон, памфлет
  • Эссе

 

101

42

6

6

6

9

9

2

4

45

9

6

6

6

 

 

9

 

6

 

6

 

 

6

 

 

 

14

4

4

2

4

49

17

2

2

2

4

4

1

2

25

4

2

2

3

 

 

5

 

2

 

3

 

 

4

 

 

 

7

2

2

1

2

52

25

4

4

4

5

5

1

2

20

5

4

4

3

 

 

4

 

4

 

3

 

 

2

 

 

 

7

2

2

1

2

4

Художественно- техническое оформление издания

Структура издания

  • Формат издания и количество колонок
  • Виды формата и постоянные элементы издания(колонтитулы, полоса и др.)
  • Колонтитул и его роль в издании
  • Композиция издания: вертикальная и горизонтальная
  • Шрифтовое оформление
  • Дизайн газеты как первооснова его макета. Художественное оформление

Оформление заголовков газеты (виды, функции, правила)

Выделение в тексте(шрифтовое, нешрифтовое)

  • Виды и типы выделения в газетных текстах. Абзац. Фразы. Проблемный материал
  • Приемы выделения. Возможности вариации шрифтов

Иллюстрирование

  • Задачи газетной иллюстрации
  • Искусство иллюстрации
  • Виды иллюстрации
  • Работа с цветом
  • Подготовка подписей к снимкам

 

37

 

15

 

2

 

2

 

 

2

 

3

 

 

3

 

3

 

 

6

 

 

4

 

2

 

 

 

2

 

 

12

2

 

2

2

4

2

17

 

6

 

1

 

1

 

 

1

 

1

 

 

1

 

1

 

 

3

 

 

2

 

1

 

 

 

1

 

 

6

1

 

1

1

2

1

20

 

9

 

1

 

1

 

 

1

 

2

 

 

2

 

2

 

 

3

 

 

2

 

1

 

 

 

1

 

 

6

1

 

1

1

2

1

5

Делаем газету

  • Вспоминаем понятие «макет»
  • Вёрстка, основа издания
  • Работа с издательской программой AdodePageMaker
  • Верстка статьи. Формат текста, размер материала
  • Композиция полосы: принцип зрительного предпочтения, равновесия
  • Разработка постраничного графического макета номера газеты
  • Первая страница и ее типы
  • Роль врезки на полосе

32

4

 

4

4

 

 

4

 

4

 

4

 

 

4

 

4

 

13

2

 

2

1

 

 

1

 

2

 

2

 

 

1

 

2

19

2

 

2

3

 

 

3

 

2

 

2

 

 

3

 

2

6

Особенности журналистского труда. Редакционный коллектив. Редакция

  • Особенности работы молодой редакции
  • Кто и что делает в редакции
  • Творческая и техническая части редакции, их функции. Редакционный портфель
  • Работа над концепцией  газеты

9

 

 

2

 

3

 

2

 

 

 

2

4

 

 

1

 

1

 

1

 

 

1

5

 

 

1

 

2

1

 

1

7

Культура речи

  • Газетный язык
  • Требования к языку СМИ
  • Выразительные средства газетного языка: фразеологизмы, тропы и др.
  • Лексические и синтаксические особенности газетного языка
  • Газетные штампы
  • Лексические, логические и синтаксические ошибки в тексте: плеоназм, ляпалиссиады, тавтология и др.
  • Формы устной, письменной речи: повествование, рассуждение, размышление, описание
  • Особенности публицистического стиля, высокий и низкий стили, арго и просторечия в журналистике

36

2

2

 

6

 

 

 

6

 

 

 

2

 

6

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

6

13

1

1

 

2

 

 

 

2

 

 

 

1

 

2

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

2

23

1

1

 

4

 

 

 

4

 

 

 

1

 

4

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

4

8

Редактирование материалов разных форм и жанров

  • Общие понятия о редактировании
  • Цели и правки текста и её виды
  • Требования к авторскому (журналистскому тексту)

12

 

4

 

4

 

 

4

6

 

2

 

2

 

 

2

6

2

 

2

 

 

2

 

 

 

9

Реклама в редакционно- издательской деятельности

  • Знакомство с историей рекламы
  • Создание рекламного текста, его язык

4

 

2

 

2

 

2

 

1

1

2

 

 

1

1

 

10

Современное фотодело

  • Устройство и принципы работы цифровой фотокамеры
  • Жанры фотографии
  • Жанр репортажной съемки
  • Правила организации фотосъемки
  • Свет. Цвет. Контраст
  • Понятие плана, ракурса, заполнения и глубины резкости
  • Общие принципы композиции

18

2

 

 

3

 

2

 

2

 

 

3

 

3

 

 

 

3

7

1

 

 

1

 

1

 

1

 

 

1

 

1

 

 

 

1         

11

1

 

 

2

 

1

 

1

 

 

2

 

2

 

 

 

2

 

 

11

Этика журналиста

  • Принцип объективности как необходимое условие журналистской деятельности.
  • Категории определяющие нравственно-этическую позицию журналиста перед читателем
  • Журналистская мораль

6

2

 

2

 

2

6

2

 

2

 

2

-

12

Психология личности журналиста

  • Профессионально-психологические качества
  • Имидж журналиста
  • Психология журналистского общения с источниками информации, героями публикации, представителями различных социальных институтов

27

 

6

 

9

 

12

19

 

4

 

7

 

8

8

 

2

 

2

 

4

13

Творческие командировки с целью сбора информации

34

-

34

14

Итоговое занятие

2

-

2

 

ИТОГО

324

132

192

    

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

2  года обучения

п\п

Тема и раздел программы

Формы занятий        

Примеры и методы организации образовательно-воспитательного процесса

Дидактическое, техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов        

1

Вводное занятие

Экскурсия, беседа

Словесный (рассказ, объяснения);

Наглядный  (периодика, иллюстрации)

Инструкции по ПТ и ТБ, номера межшкольной газеты

анкетирование

 

2

Вспоминаем что такое «журналистика»

 

Лекции, семинар

Словесные (эвристическая беседа);

Наглядные

(анализ, сравнение и обобщение материалов периодических печатных изданий);

Практические(дидактические игры, тесты, викторина)

Газеты и журналы, интернет, дополнительная литература

Практическая работа, наблюдение, творческое задание

 

3

Мастерская жанров

 

Лекции, семинар

Словесные (эвристическая беседа);

Наглядные

(анализ, сравнение и обобщение материалов периодических печатных изданий);

Практические(дидактические игры, упражнения)

Газеты и журналы, интернет, дополнительная литература, карточки

Практическая работа, наблюдение, творческое задание

 

4

Художественно- техническое оформление издания

 

Лекции, практику, работа над выпуском

Словесные

Наглядные

Практические

Газеты и журналы, интернет, дополнительная литература, работа на компьютере

Практическая работа, творческое задание, подготовка публикаций

 

5

Делаем газету

 

Практикум

 

Практические

Тренинги, игры, репродуктивные

дополнительная литература, карточки

Практическая работа,

 

6

Особенности журналистского труда. Редакционный коллектив. Редакция

Работа над выпуском

Практические(дидактические игры, творческие задания)

Компьютер, принтер, сканер, ксерокс, диктофон, фотоаппарат

Практическая работа, творческое задание, подготовка публикаций

 

7

Культура речи

 

Экскурсии и встречи

Практические(творческие задания); частично- поисковый (участие в поиске информации по заданной теме)

диктофон, фотоаппарат, блокнот, ручка

Практическая работа

 

8

Редактирование материалов разных форм и жанров

 

Работа над выпуском

Практический(работа с программами word,AdobeРаgе Макеr. Работа с техникой и др. программами)

Компьютер, принтер, сканер, ксерокс, диктофон, фотоаппарат

Практическая работа, выпуск номера газеты

 

9

Реклама в редакционно- издательской деятельности

 

Беседа, практикум

Словесные (эвристическая беседа);

Наглядные

(анализ, сравнение и обобщение материалов периодических печатных изданий);

Дидактические материалы, дополнительная литература

самоанализ

 

10

Современное фотодело

 

Беседа,

практикум

 

Словесный (эвристическая беседа); практический (творческое задание)

Дидактические материалы, дополнительная литература, компьютер

Практическая работа, творческое задание

 

11

Этика журналиста

 

Беседа,

практикум

ролевая игра

Словесный (эвристическая беседа); практический (творческое задание)

проблемно-поисковый метод  (игра дебаты)

Дидактические материалы, дополнительная литература.

Анализ, собеседование

 

12

Психология личности журналиста

 

Беседа,

Практикум, ролевая игра

 

Словесный (эвристическая беседа); практический (творческое задание)

Дидактические материалы, дополнительная литература.

Практическая работа, творческое задание, собеседование, диагностика

 

13

Творческие командировки с целью сбора информации

 

Беседа,

практикум

 

Словесный (эвристическая беседа); практический (творческое задание)

Дидактические материалы

Практическая работа, творческое задание

 

14

Итоговое занятие

Игра-викторина, семинар

Словесный (эвристическая беседа); практический (творческое задание)

Наглядные пособия

Анализ, итог

 

         

 

Содержание программы 2 года обучения.

  1. Вводное занятие.

Знакомство с обучающимися. Экскурсия по центру «Юность». Правила поведения в центре. Правила техники безопасности. Что такое журналистика. Кто такой журналист, история происхождения профессии. Знакомство с целями, задачами, формами работы, требованиями.

  1. Вспоминаем что такое «журналистика».

Углубленное изучение истории зарождения журналистики в России и мире. Как и почему возникла журналистика, что ей предшествовало в мире. Возникновение

понятие «желтая пресса» и «газетная утка».

  1. Мастерская жанров

Информационные (информация (новость), заметка, отчёт, репортаж, интервью, опрос, пресс-релиз).

Аналитические ( статья, корреспонденция, рецензия, обозрение, комментарий, расследовании). Рассмотрим, как в современной журналистики происходит смешение жанров; актуальные проблемы современности и журналистика. Что такое авторская рубрика. Как формируется профиль работы журналиста

Художественно-публицистические( очерк,зарисовка,фельетон, памфлет, эссе).

 

  1. Художественно- техническое оформление издания

Количество колонок. Виды формата и постоянные элементы издания(колонтитулы полоса и др.)Колонтитул и его роль в издании. Композиция издания: вертикальная и горизонтальная. Шрифтовое оформление. Дизайн газеты как первооснова его макета. Художественное оформление. Оформление заголовков газеты (виды, функции, правила).Выделение в тексте (шрифтовое, нешрифтовое).Виды и типы выделения в газетных текстах. Абзац. Фразы. Проблемный материал. Приемы выделения. Возможности вариации шрифтов. Иллюстрирование. Задачи газетной иллюстрации. Искусство иллюстрации. Виды иллюстрации. Работа с цветом. Подготовка подписей к снимкам.

 

  1. Делаем газету

Вспоминаем понятие «макет».Вёрстка, основа издания.Работа с издательской программой AdodePageMaker. Верстка статьи. Формат текста, размер материала. Композиция полосы: принцип зрительного предпочтения, равновесия. Разработка постраничного графического макета номера газеты. Первая страница и ее типы. Роль врезки на полосе.

 

  1. Особенности журналистского труда. Редакционный коллектив. Редакция

Особенности работы молодой редакции .Кто и что делает в редакции. Творческая и техническая части редакции, их функции. Редакционный портфель. Работа над концепцией  газеты.

 

  1. Культура речи

Газетный язык. Требования к языку СМИ. Выразительные средства газетного языка: фразеологизмы, тропы и др. Лексические и синтаксические особенности газетного языка. Газетные штампы. Лексические, логические и синтаксические ошибки в тексте: плеоназм, ляпалиссиады, тавтология и др. Формы устной, письменной речи: повествование, рассуждение, размышление, описание. Особенности публицистического стиля, высокий и низкий стили, арго и просторечия в журналистике.

 

  1. Редактирование материалов разных форм и жанров

Общие понятия о редактировании. Цели и правки текста и её виды. Требования к авторскому (журналистскому тексту)

 

  1. Реклама в редакционно- издательской деятельности

Знакомство с историей рекламы. Создание рекламного текста, его язык.

 

  1. Современное фотодело

Устройство и принципы работы цифровой фотокамеры. Жанры фотографии. Жанр репортажной съемки. Правила организации фотосъемки. Свет. Цвет. Контраст. Понятие плана, ракурса, заполнения и глубины резкости. Общие принципы композиции.

  1. Этика журналиста

Принцип объективности как необходимое условие журналистской деятельности. Категории определяющие нравственно-этическую позицию журналиста перед читателем. Журналистская мораль.

 

  1. Психология личности журналиста

Профессионально-психологические качества. Имидж журналиста. Психология журналистского общения с источниками информации, героями публикации, представителями различных социальных институтов.

 

  1.  Творческие командировки с целью сбора информации

Самостоятельная работа ребят над поиском информации для номера газеты и работа с ней.

 

  1.  Итоговое занятие

Подведение  итогов учебного  года.  Награждение  лучших учеников.Игры. Конкурсы. Перспективы на последующий  год обучения.

 

Способы оценивания уровня достижений учащихся

Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (издания, фотографии, презентации и т.п.), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.

Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и деятельности по его созданию. Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога - обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта - создаваемого издания.

Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:

текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий; 

взаимооценка учащимися  работ друг друга или работ, выполненных в группах; 

публичная  защита  выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных и групповых);

Итогом занятий по программе могут быть конкурсы редколлегий, юных журналистов, фотокорреспондентов городского, регионального и др. уровней.

Также формами подведения итогов могут быть выставки, фестивали, слеты, конференции и выдача сертификата, подтверждающего о  полном прохождении программы т.д.

Текущий и итоговый контроль

Контроль усвоения учебного материалапроходит в течение всего периода обучения. Формами контроля к теоретическому разделу являются:

  • контрольная работа;
  • тестирование;
  • круглый стол;
  • сочинение (художественно-публицистический текст);
  • собеседование;
  • деловая игра;
  • творческое задание.

Практический раздел включает в себя такие формы контроля как:

  • журнал учета сроков, полноты объема и качества исполнения индивидуальных планов (проектов) развития;
  • составление рейтинга.

К формам итогового контроля относятся:

  • выпуск газеты;
  • анализ материалов (статей, рубрик), экспертиза творческих работ;
  • интервьюирование;
  • составление и анализ диагностических карт;
  • диагностика динамики развития;
  • портфолио (портфолио работ, личностное портфолио);
  • анализ востребованности (программы, выпускников студии).

Внешняя оценка результативности программы

  • Отзывы читателей нашей газеты;
  • Мнения экспертов (членов жюри различных конкурсов, из­дателей, профессиональных журналистов, преподавателей факуль­тета журналистики СПб ИБП);
  • Награды и поощрения;
  • Поступление выпускников пресс-центра на факультет жур­налистики;
  • Установление более тесных коммуникативных связей и  взаимопонимания с окружающими со стороны обучающихся (межлич­ностные отношения, отношения внутри семьи, класса, школы).

 

Разбалловка оценки за материал для газеты:

1 стр. – 5

2 и более - +3 за каждую

Свои картинки и идеи оформления - +2

Самостоятельное оригинальное размышление - +2

Привлечение социологического опроса и т.п. - +2

Самостоятельный выбор темы (не с подачи редактора) - +1

Придуман новый конкурс, викторина и т.д. - +1

Материал сдан первым - +1

Ваш материал из «копилки» - +1

Материал сдан последним - – 1

Статья скачана из Интернета или взята из другого издания -  – 3, материал не печатается

Ответственный за выпуск (работал хорошо) - +1

Ответственный за выпуск (работал плохо) -   – 1

Журналист, набравший максимальное число баллов получат бонус (*)

 

Рекомендуемая литература для педагога

 

  1. Информатика 10-11 класс /Под редакцией проф. Н.В. Макаровой, издательство "Питер",Санкт-Петербург, 2003 г.
  2. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. М., 1999.

 

  1. Ворошилов В.В. Журналистика. 4-е изд. СПб., 2002.
  2. Есин Б.И., Кузнецов И. В. Триста лет отечественной журналистики (1702–2002). М., 2002.
  3. Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации / Ред. -сост. А.Г. Рихтер. 2-е изд. М., 1999.
  4. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2002.
  5. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000.
  6. Планирование работы в редакции / Под ред. С.М. Гуревича. М., 1979.
  7. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2000.
  8. Работа с письмами в редакции / Под ред. С.М. Гуревича. М., 1991.
  9. Реснянская Л.Л., Фомичева И.Д. Газета для всей России. М., 1999.
  10. Система средств массовой информации России / Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2001.
  11. Табашников И.Н. Газета делается по модели. М., 1980.
  12. Типология периодической печати / Под ред. Я.Н. Засурского. М., 1995.
  13. Федотов М.А. Правовые основы журналистики. М., 2002.
  14. Шостак М.И. Журналист и его произведение. М., 1998.
  15. Е.В. Вовк «Школьная стенгазета и издательские технологии в школе», 2004г.
  16. Page Maker 6.5.Самоучитель. Е.Г.Вовк, издательство «Диалог-МИФИ», 2001г.
  17. А. Шапошников «Издательские компьютерные системы», М: ОМНА - Пресс, 2005г.
  18. С.Машков «QPress и Adobe Page Maker без секретов», М: ЗАО «Новый издательский дом», 2004.
  19. Васильева А.Н.Газетно-публицистический стиль речи. М., 1982.
  20. Воскобойников Я.С, Юрьев В.К.Журналист и информация: Профессиональный опыт западной прессы. М., 1993.
  21. Галкин С.И.Оформление газеты и журнала: От элемента к системе. М., 1984.
  22. Гальперин И.Р.Текст как объект лингвистического исследования. М., 1984.
  23. Гуревич С.М.Репортаж в газете. М., 1963.
  24. Дроняева Т.С.Фасцинативные сигналы в информационном тексте//Публицистика и информация в современном обществе/Под общ. ред. проф. Г.Я. Солганика. М., 2000.
  25. Лазаревич Э.А., Абрамович А.В.Практикум по литературному редактированию. М., 1986.
  26. Левин Г.А., Бартон В.И., Берков В.Ф.и др. Логика. М., 1974.
  27. Матезиус В.Язык и стиль//Пражский лингвистический кружок. М., 1967.
  28. Мильчин А.Э.Методика редактирования текста. М., 1980.
  29. Музыкант В.Л.Заголовок в газете, М., 1992.
  30. Накорякова К.М.Литературное редактирование материалов массовой информации. М., 2002.
  31. Пельт В.Д.Информация в газете и ее жанры//Информационные жанры газетной публицистики: Хрестоматия. М., 1986.
  32. Прохоров Е.П.Введение в теорию журналистики. М., 1993.
  33. Сикорский Н.М.Теория и практика редактирования. М., 1980.
  34. Солганик Г.Я.Стилистика текста. М., 2001.
  35. Тертычный А.А.Жанры периодической печати. М., 2000.

 

Методическая литература для детей.

1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983

2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001

3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988

4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988

5. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992

6. Тексты, обозначенные в содержании программы.

Словарь специальных терминов.

«А»

Аббревиатура  -     условное  сокращение  слов  или  обозначение  слов  их

начальными буквами.

Абзац - отступ с левой стороны.

Альманах - периодический сборник литературных произведений разных

авторов.

Аннотация - краткое изложение содержания книги.

Анфас - снимок или рисунок, сделанный с человека прямо, спереди.

Арабеск   -   узорчатый   орнамент   из    стилизованных   листьев,    цветов,

геометрических фигур.

Архаизм   -   старинное    слово    или    выражение,    давно    вышедшее    из

употребления.

Ассиметричная верстка - нессиметричное расположение материалов на

полосе.

Афишка - подзаголовок, набранный более мелким шрифтом установленный

на меньшее число колонок, чем заголовок.

«Б»

Библиография  -  перечень   книг   и   статей   по   какому-либо   вопросу.   В

периодике      помещают      материалы      библиографического      характера,

рассказывающие о новых книгах.

Бордюр - украшения разных рисунков, из которых составляют рамки.

Брошюра - небольшая печатная книжка, не более 5-8 печатных листов, в

бумажной обложке.

Буклет - отпечатанное на одном листе издание, сложенное в несколько

параллельных сгибов без шитья, чаще всего проспекты, рекламы, программы,

путеводители и т.д.

«В»

Варваризмы - слова, нарушающие чистоту речи, или фразы, составленные

по образцу иностранного языка.

Вводка,  (подводка, лидер)- небольшое введение,  объясняющее читателю

содержание газетного материала.

Верстка — процесс формирования полос (см. Полоса).

Виньетка - небольшой рисунок, служащий украшением полос.

Висячая строка - последняя неполная строка абзаца.

Вкладка - вложенный в газету добавочный лист.

«Воздух» - боковые отступы у заголовков и шапок (см. Шапка)', пробелы,

отделяющие одни материалы от других.

Втяжка — набор части текста на меньший формат.

Выделение в тексте - набор наиболее важной части текста (абзаца, фразы,

слова) шрифтом, отличным от основного.

Выпускающий - ответственный за своевременный выпуск газеты.

Выходные сведения - основные данные о печатном издании (автор, заглавие,

фамилии редакторов, даты сдачи оригинала в набор, формат бумаги, номер

журнала или газеты, тираж, периодичность выхода, адрес, телефон редакции,

цена экземпляра).

Вычитка   -   процесс   тщательной   технико-орфографической   обработки

оригинала после редактирования.

«Г»

Гарнитура  -  комплект   шрифта,   отличающийся   от  других   характером

рисунка.

Гладкий набор — текстовой набор одним шрифтом без выделений.

Графа - столбец набора, ограниченный линейками

«Д»

Дайджест - перепечатки интересных материалов из других изданий.

Двойная   линейка   —   отпечатывающий   материал,   состоящий   из   двух

одинаковых линеек.

Декоративный шрифт - применяется в газетах, имеет как бы двойной

контур  букв  и тем  создает  впечатление объемности.  Называется  также

оттененным.

Диктофон - техническое приспособление для записи и воспроизводства

голоса.

Дружеский шарме - юмористический или сатирический рисунок, имеющий

сходство    с    карикатурой,    но    отображающий    не    отрицательных,    а

положительных героев.

«Е»

Еженедельник - периодическое издание, выходящее раз в неделю.

«Ж»

Жанр - тип художественной формы литературного произведения. В газетах

используются материалы самых различных жанров: корреспонденция, статья,

отчет,    заметка,    обзор,    репортаж,    интервью.    Жанр    характеризуется

общностью    структурно-композиционных    и    стилистических    признаков,

специфичных именно для него.

«З»

Заставка — рисунок, установленный в конце материала, связан с его темой,

перекликается с заголовком.

Звездочка (астерикс) — знак, применяемый для сносок.

«И»

Издание - произведение печати, выпущенное в определенном тираже (см.

Тираж), в одинаковом оформлении и при полном тождестве содержания.

Издатель - учреждение или лицо, издающее произведение

«К»

Канцеляризмы — слова и обороты речи, заимствованные из протоколов и

ведомственных документов, засоряющие речь.

Колонка - столбец набора, из колонок складываются полосы газет.

Колонтитул - надпись, включающая заглавие произведения или название

его раздела,   главы,   а также  порядковый  номер  страницы.   Помещается

обычно вверху каждой полосы, отбивается от текста тонкими линейками.

Колонцифра - обозначение полосы газеты (номер полосы, дата выхода,

общий номер, название газеты).

Комикс - рассказ в картинках.

Комментатор - автор обзорных материалов, посвященных определенному

кругу событий (международных, спортивных и т.д.).

Коммюнике -  официальное   сообщение,   заявление,   опубликованное   поопределенному вопросу.

Композиция - структура построения произведения, статьи, очерка и т.п.

Контекст - смысловая    связь    между    частями,    фразами,    словами

литературного произведения.

Корректор - сотрудник редакции, издательства, типографии, исправляющий

ошибки, допущенные во время набора текста.

Корреспондент - постоянный сотрудник редакции, выступающий как автор

и выполняющий поручения редакции.

Красная строка - строка набора (чаще всего заголовок), стоящая точно в

середине колонки (см. Колонка) или нескольких столбцов. Слева и справа ее

отделяют от соседних столбцов пробелы.

«Л»

«Летучка»- оперативное    производственное    совещание    сотрудников

редакции.

Лист - единица исчисления текста.

«М»

Макет - графический план верстки газеты.

Много-,   малотиражна -печатная   газета   предприятия,   учебного

заведения, учреждения, колхоза и т.д.

«О»

Обзор печати - материал, призванный рецензировать газеты, журналы,

книги, радио- и телепередачи.

«Открытие» - левый верхний угол полосы газеты.

«Отлет» - правый верхний угол полосы газеты.

Отступ - абзац, начало строки с пробелом.

Официоз - газета или журнал, выражающие точку зрения правительства,

связанные с ним, проводящие его директивы, но формально не являющиеся

официальным органом правительства.

«П»

Период - сложное предложение, трудное для чтения. Его рекомендуют

разбивать на несколько фраз.

Периодика - издание, выходящее в установленный срок.

Плагиат - выдача чужого труда за свой, опубликование произведения под

своим именем без указания ссылок на источники.

Подвал - нижняя часть последней полосы газеты (не более 1/4 от объема

полосы), в которой помещают выходные данные издания (см. Выходные

данные).

Полоса - страница газеты, журнала.

Послесловие - статья в книге или брошюре вслед за основным текстом,

состоит   из   заключительных   замечаний   автора,   авторского   коллектива,

редактора издательства, переводчика.

Постскриптум - приписка к оконченному и подписанному материалу,

обозначенная латинскими буквами P.S.

Пресс-конференция   -   собрание    представителей    прессы,    проводимое

официальными лицами с целью ознакомления их с важными решениями,

дать ответы на вопросы работников печати.

Пресс-релизы - информационные бюллетени, предназначенные для СМИ

(см. СМИ), из которых они могут взять интересующие материалы.

Пресс-центр    —    служба    информации,    создаваемая    из    сотрудников,

переводчиков,      технических     работников     конференций,      фестивалей,

Олимпийских игр, спартакиад и т.д. Пресс-центр выпускает ежедневные

бюллетени   на   различных   языках,   снабжает   журналистов   интересной

информацией и фотоснимками, проводит пресс-конференции и прочее.

Публицистика   -  литература   по   общественно-политическим   вопросам.

Публицистические материалы оперируют не только фактами, по которым

читатель  делает   выводы   сам,   но   и   включает  различные   рассуждения,

обобщения, предлагает те или иные выводы.

«Р»

Разверстка — расположение материала на полосе.

Разворот - внутренние полосы газет.

Рамка — обрамление текста или заголовка различными линейками. Рамки

бывают   закрытыми   и   полузакрытыми,   служат  для   выделения   важного

материала.

Редактор - руководитель издания. В периодических изданиях отвечает за

его направления, содержание, решает организационные и административные

вопросы.

Редакция — коллектив работников, занимающихся подготовкой к выпуску

газеты, журнала, книги.

Редколлегия - редакционный совет издательства.

Репортаж    -    ведущий    жанр    информации.    Эмоциональный    рассказ

журналиста - свидетеля событий.

Репортер - сотрудник редакции, собирающий информацию.

Рецензия — жанр газетных и журнальных материалов, в которых дается

критический разбор литературного произведения, спектакля, фильма и т.д.

Розничное   издание   -   издание,   распространяемое   без  предварительной

подписки.

Рубрика — надзаголовок,  определяющий  отдел  газеты  или  проходящую

длительное время кампанию («Физкультура и спорт», «Куда пойти учиться?»

и т.д.).

«С»

Сигнальный экземпляр - первые готовые экземпляры издания.

СМИ — средства массовой информации: газеты, журналы (печать, пресса),

радио, телевидение.

Собкор   -   собственный   корреспондент,   штатный   сотрудник   редакции

периодического   издания,   постоянно   присылающий   материалы   из   того

района, в котором проживает.

Событийный снимок - вид репортажного снимка о важном событии.

Спецвыпуск - особый номер газеты, посвященный важному событию.

Спецкор - специальный корреспондент печатного издания, выезжающий на

место по особому заданию редакции и подготавливающий материал о данном

вопросе, событии.

Ссылка - цитата, выдержка, чьи-нибудь слова, на которые ссылается автор

произведения.

Статья - одно из более распространенных и сложных газетных жанров. Ей

присуща наибольшая широта теоретических и практических обобщений,

глубокий  анализ   фактов  и  явлений.   Это  -  исследование,   посвященное

актуальному   вопросу,   явлению,   теме,   где   умело   сочетаются   широта

обобщений и мастерство литературного изложения.

«Т»

Текстовка — подпись под иллюстрацией.

Тематическая подборка - подборка материалов по одной теме.

Технический   редактор - сотрудник    редакции,    который    занимается техническим оформлением газет, книг, журналов.

Тираж - количество экземпляров типа печатной продукции.

«Ф»

«Флаг» -многоколонный     заголовок,     стоящий     над     материалом, расположенным на меньшее число колонок, чем его заголовок; отбивается линейкой от других статей и заметок.

Формат - общепринятый термин для определения размера листов бумаги,

строк, колонок, полос.

«Х»

Хроника - короткое сообщение без заголовка, вид информации.

«Ц»

Целевая полоса - страница, посвященная одной важной и злободневной

теме.

«Ч»

Чердак - верхняя часть первой полосы газеты (не более 1/4), в которой

помещены название издания, номер, дата, девиз, логотип.

«Ш»

Шапка - заголовок, объединяющий материалы на одну тему.

Шпигель (передовица) - это видный участок первой полосы газеты, который

используется для разверстки начала крупного по размерам, актуального по

содержанию материала, рисунка или фотографии.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио конкурсного задания "Моё лучшее занятие" для Всероссийского конкурса проф.мастерства преподавателей образовательных организаций СПО "Современный преподаватель - 2014"

Конкурсная номинация – «Моё лучшее занятие» Окунцева С.В., преподавательспециальность Туризм (100401), 2 курсПМ.01 Предоставление турагентских услугМДК 01.01. Продвижение  туристского продуктаКаф...

Презентация "Конкурсы профессионального мастерства как один из эффективных механизмов профориентации студентов профессиональной образовательной организации"

Выступление на Межрегиональной  научно – практической  конференции  «Современные подходы к профессиональной навигации в условиях ПОО» на тему «Конкурсы...

Подготовка обучающихся к участию в конкурсах профессионального мастерства — важная составляющая образовательного процесса

В настоящее время для наших обучающихся участие в профессиональных конкурсах является неотъемлемой частью на пути к освоению профессии. И задача педагогов подготовить их к участию в профессиональных к...

Материал Для объединенного заседания ЦМК Тема заседания: «Проектирование образовательного пространства как элемент педагогического мастерства»

Сегодня перед системой профессионального образования ставятся разноплановые задачи, выдвигаются новые требования к формам и методам организации образовательного процесса, связанные с участием в движен...