Методическая разработка для проведения занятия по теме: «Социальное поведение и конфликты в обществе»
методическая разработка на тему

Климко Александра Сергеевна

Методическая разработка семинара по теме: «Социальное поведение и конфликты в обществе» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 230103. 04 «Наладчик аппаратного и программного обеспечения» начального профессионального образования.

Согласно Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов по дисциплине «Обществознание» выпускник должен:

  1. Осуществлять поиск новых социологических знаний
  2. Применять социологические знания для решения практических проблем
  3. Осуществлять передачу социологических знаний

 

Урок - семинар  подходит для реализации этих задач как нельзя лучше.

Семинар является видом учебного занятия при котором в результате предварительной работы над программным материалом преподавателя иобучающегося, в обстановке их активного сотрудничества решаются задачи познавательного и воспитательного характера. Усиливается творческая активностьобучающихся, осознанное восприятие содержания курса, формируются  умения работать с разнообразными источниками (учебниками, словарями, материалами Интернета) и в группах.

 

Критерием выбора темы занятия является ее актуальность для современного состояния нашего общества, достаточное количество материалов для самостоятельной подготовки; возможность проведения исследовательской работы.

 

Данное занятие является семинаром изучения нового материала. Обучающимся предлагается самим разобраться в сложных проблемах курса на первом этапе самостоятельной подготовки, а затем под руководством преподавателя вместе с другими обучающимися обсудить вопросы, вынесенные на обсуждение. В связи с этим:

1.Заранее сообщается тема и задачи семинара.

2.Предлагается список литературы.

3.Назначается консультация.

4.Определяется состав исследовательской группы.

5.Совместно с   исследовательской группой готовятся вопросы анкеты.

6.Разрабатывается порядок проведения анкетного опроса и обработки полученных результатов.

7. Оказывается методическая помощь докладчикам.

 

В результате проведения занятия обучающиеся должны:

-знать сущность социального поведения и факторы, его определяющие; роль

контроля и самоконтроля; социальные отклонения – одобряемые и осуждаемые, индивидуальные и групповые. Понятие «социальный конфликт», виды и способы их разрешения.

- Иметь представление о конкретных формах социальных отклонений, девиантном поведении.

- Уметь самостоятельно анализировать проблему влияния девиантного  поведения на развитие общества, приводить конкретные примеры этого влияния.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_ocenok.docx12.29 КБ
Microsoft Office document icon metod._razrabotka_otkrytogo_uroka_osp.doc74.5 КБ
Файл prezentaciya_deviaciya.pptx345.22 КБ
Файл prilozhenie_tablicy.docx1.19 МБ

Предварительный просмотр:

Фамилия, имя, № подгруппы

Подбор информации, Грамотность выступления ( 5 баллов)

Подготовка вопросов( 1 балл)

Активность на занятии ( 1 балл)

Дополнения (3 балла)

Общее количество баллов

Рекомендации эксперту:

1.Внимательно слушать выступления, учитывая чёткость и грамотность изложения материала, комментарии преподавателя.

2. Оценивать активность в обсуждении вопросов.

3. Быть доброжелательным!



Предварительный просмотр:

Конкурсная номинация: практическое занятие.

Дисциплина: «Обществознание».

Название работы: Методическая разработка для проведения занятия по теме: «Социальное поведение и конфликты в обществе».

Автор работы: Климко Александра Сергеевна, преподаватель.

Место выполнения: КГБОУ НПО «Профессиональное училище №86, г. Красноярск.

2012

Пояснительная записка

Методическая разработка семинара по теме: «Социальное поведение и конфликты в обществе» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 230103. 04 «Наладчик аппаратного и программного обеспечения» начального профессионального образования.

Согласно Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов по дисциплине «Обществознание» выпускник должен:

Осуществлять поиск новых социологических знаний

Применять социологические знания для решения практических проблем

Осуществлять передачу социологических знаний

Урок - семинар  подходит для реализации этих задач как нельзя лучше.

Семинар является видом учебного занятия при котором в результате предварительной работы над программным материалом преподавателя иобучающегося, в обстановке их активного сотрудничества решаются задачи познавательного и воспитательного характера. Усиливается творческая активностьобучающихся, осознанное восприятие содержания курса, формируются  умения работать с разнообразными источниками (учебниками, словарями, материалами Интернета) и в группах.

Критерием выбора темы занятия является ее актуальность для современного состояния нашего общества, достаточное количество материалов для самостоятельной подготовки; возможность проведения исследовательской работы.

Данное занятие является семинаром изучения нового материала. Обучающимся предлагается самим разобраться в сложных проблемах курса на первом этапе самостоятельной подготовки, а затем под руководством преподавателя вместе с другими обучающимися обсудить вопросы, вынесенные на обсуждение. В связи с этим:

1.Заранее сообщается тема и задачи семинара.

2.Предлагается список литературы.

3.Назначается консультация.

4.Определяется состав исследовательской группы.

5.Совместно с   исследовательской группой готовятся вопросы анкеты.

6.Разрабатывается порядок проведения анкетного опроса и обработки полученных результатов.

7. Оказывается методическая помощь докладчикам.

1

В результате проведения занятия обучающиеся должны:

-знать сущность социального поведения и факторы, его определяющие; роль

контроля и самоконтроля; социальные отклонения – одобряемые и осуждаемые, индивидуальные и групповые. Понятие «социальный конфликт», виды и способы их разрешения.

- Иметь представление о конкретных формах социальных отклонений, девиантном поведении.

- Уметь самостоятельно анализировать проблему влияния девиантного  поведения на развитие общества, приводить конкретные примеры этого влияния.

2

Тема занятия: Социальное поведение и конфликты в обществе

Продолжительность занятия: два академических часа.

Цели занятия:

Методическая – стимулировать регулярное изучение программного материала. Развивать навыки самостоятельной работы. Учить анализировать полученные статистические данные социологического опроса и оформлять их результаты в виде презентации.

Развивающая – способствовать интеллектуальному развитию студентов. Расширять словарный запас. Прививать навыки устного выступления по теоретическим вопросам.

Воспитательная – воспитание трудолюбия, внимательности, умения работать коллективно в микрогруппе. Формирование негативного отношения к проявлениям девиантного поведения.

Вид занятия: семинар

Тип занятия: практическая работа

Междисциплинарные связи.

История. Право.

Внутридисциплинарные связи.

Обществознание - тема «Социализация личности».

Учебное оборудование занятия.

1. компьютер

2. видеопроектор

3. экран

                       Методическое обеспечение занятия.

План проведения занятия

2. Презентация программного материала

3. Раздаточный материал для обучающихся, содержащий цели занятия и вопросы для актуализации знаний, словарь новых терминов по теме

3

4. Опорные схемы-конспекты:

1. Двоякая роль конфликтов в обществе.

2. Основные факторы, определяющие поведение людей в обществе.

3. Основные виды и формы девиантного поведения.

Перечень литературы:

Боровик В.С. Кретов Б. И. Основы политологии и социологии. М., 2004.

Важенин А.Г. Обществознание.// для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей

3.Кравченко А.И. Основы социологии и политологии. М., «Проспект», 2007.

4. Кравченко А.И. Социология, Академический проект, М., 2005

5.Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. Учебное   пособие. М., « Финансы и статистика» 2005.

6.Социология: Учебник для вузов/ А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин, Питер, СПб. 2003.

7.Энциклопедический социологический словарь / Под Ред. Г.В. Осипова. М., 1996.

Этапы и содержание занятия.

Организационный момент – 2 мин.

Актуализация знаний –5мин.

Социальное поведение и его факторы-10мин.

Девиантное поведение–8 мин.

Результаты анкетного опроса в виде презентаций–15 мин.

Законодательство РФ о курении и употреблении алкоголя в общественных местах-5 мин.

Формы девиантного поведения и аномия-5мин.

Социальные конфликты: сущность и основные причины-10 мин.

Типы социальных конфликтов-10 мин.

Роль социальных конфликтов-10 мин.

 Обращение к эпиграфу урока-5 мин.

Обсуждение результатов и оценка работы-5 мин.

Содержание занятия на каждом этапе его проведения

1 Этап: Беседа со студентами по теме с использованием презентации материала.

С целью достижения максимальной продуктивности занятия в начале необходимо произвести актуализацию знаний, используя проблемные вопросы. Обучающимся предлагаются цитаты следующего содержания, как эпиграф к теме семинара:

4

 «Жестокость, как всякое зло не нуждается в мотивации, ей нужен лишь повод». Джордж Элиот.

«Где нет закона, нет и преступления». Апостол Павел. Послание к Римлянам

Актуализация знаний:

Тема нашего семинарского занятия выбрана не случайно. Мы живем в обществе, в котором происходит слишком много правонарушений. Никто из нас не может быть гарантирован от насилия. Сегодня мы попробуем разобраться в сущности социального поведения и факторах, его определяющих, поговорим о девиантном поведении, конфликтах, возникающих в обществе, их причинах и типологии.

Главная цель нашего занятия – раскрыть последствия для человека и общества негативного отклонения от норм, сущность социальных конфликтов и опасность их для общества.

Сегодня на занятии вы распределены на шесть групп по количеству вопросов, плюс экспертная группа, проводившая социологический опрос среди 3 групп первого курса.

Перед вами на столах находятся:

Опорные схемы- конспекты.

План проведения семинарского занятия с кратким словарем изучаемых терминов.

Анкета социологического опроса.

Мы начинаем наше занятие с рассмотрения первого вопроса нашего плана.

Каждый развернутый ответ будет оценен в конце занятия. Все дополнения будут учитываться и также оцениваться. Для этого у нас работает эксперт.

 

2 этап. Обсуждение вопросов семинара.

1.Социальное поведение и его факторы. Особое внимание уделить раскрытию общественных и личностных факторов.

2.Девиантное поведение. Особое внимание уделить различию между позитивной и негативной девиацией.

3.Обучающимися  был проведен анкетный опрос в трех группах первого курса. Было опрошено 90 человек.

Цель опроса состояла в том, чтобы выяснить ценностные ориентиры подростков в возрасте 15-18 лет и определить их отношение к таким негативным проявлениям, как употребление спиртного, наркотических веществ, проституции и гомосексуализму.

Анализ представлен в виде презентации. Комментарии участников опроса.

Задача педагога на данном этапе привлечь внимание к результатам.

5

4.Далее целесообразно познакомить обучающихся с законодательством Российской Федерации о курении в общественных местах и видах наказания за нарушение законодательства. Затем рассмотреть соответствующие статьи из закона об употреблении спиртосодержащих продуктов несовершеннолетними и ответственности за данное правонарушение.

5. Девиантное поведение и аномия. Рассмотреть проявления девиации с привлечением примеров из жизни.

? Согласны ли вы с утверждением, что наше общество находится в состоянии аномии? Обоснуйте ваш ответ      При рассмотрении данного вопроса необходимо привлечение материалов СМИ. На данном занятии использовалась аналитическая статья о состоянии преступности в стране из газеты «Красноярский рабочий». Задание найти и подготовить материал было дано заранее.

6.Социальные конфликты: сущность и основные причины. При рассмотрении этого вопроса необходимо обращаться к личному жизненному опыту студентов.

7. Типы социальных конфликтов. Характеризуя типологию конфликтов желательно использовать данные о последних конфликтах между странами.

На занятии был привлечен материал о конфликтах с Грузией и Украиной.

8. Роль социальных конфликтов. Главным является идея о том, что общество не может существовать без конфликтов, но следует переводить их в безопасное, «переговорное» русло.

9. На протяжении всего занятия следует проводить работу с новыми терминами: Девиация, Девиантное поведение, Аномия, Конфликт. 

3 этап. Начинается с обращения к эпиграфу занятия. Ставится вопрос: Как вы понимаете смысл данных утверждений? По ходу ответов делаются исправления и уточнения.

Далее производится анализ ответов и выставление оценок. Слово предоставляется эксперту.

ОЧЕНЬ ВАЖНО! ПОБЛАГОДАРИТЬ обучающихся ЗА ХОРОШУЮ РАБОТУ!

Домашнее задание:

Используя справочную литературу выписать и запомнить значение новых терминов  по теме.

Ответить на вопрос: какие из указанных конфликтов легче разрешить и почему?

А. Конфликт ценностей

Б. Конфликт интересов

В. Религиозный конфликт

6

Анкета для обучающихся первого курса

Ваше отношение к сексу за деньги:

А. Положительное

Б. Отрицательное

В. Равнодушное

2. Употребляли ли вы когда – нибудь  алкогольные напитки?

А. Да

Б. Нет

В каком возрасте вы впервые сознательно употребили алкоголь?

А. До 14 лет

Б. В 14 лет

В. В 15 или старше

Как часто вы употребляете алкогольные напитки?

А. Каждый день

Б. Раз в неделю

В. Раз в месяц

Г. Только по праздникам

Можете ли вы ограничить себя в употреблении алкогольных напитков?

А. Да

Б. Нет

Употребляли ли вы  когда – нибудь наркотические средства

( в том числе травку)?

А. Никогда

Б. Регулярно

В. Да, бывало

Ваше отношение к гомосексуализму?

А. Отрицательное

Б. Равнодушное

В. Положительное

С О Д Е Р Ж А Н И Е.

1.Пояснительная записка ………………………………………..1-2

2.Мотивация темы и цель занятия………………………………3

3. Методическое обеспечение…………………………………….3

4. Содержание урока………………………………………………3-5

5. Приложение:

Анкета для обучающихся

Результаты социологического опроса

Распечатка некоторых слайдов презентации

Схемы – конспекты по вопросам семинара

                                                       6


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социальное поведение и конфликты в обществе. Девиантное поведение Формы девиантного поведения и аномия. Социальные конфликты Темы

Слайд 2

Социальное поведение. Поведение человека можно определить как образ жизни, действий и поступков людей. Иногда может казаться, что действия отдельного человека - сугубо его личное дело. Однако, живя в обществе, любой человек так или иначе (физически, вербально или мысленно) взаимодействует с другими. Социальное поведение - это действия человека по отношению к обществу, другим людям, окружающим его природе и вещам.

Слайд 3

Виды: 1. Привычки 2. Манеры 3. Этикет 4. Обычай 5. Традиция 6. Обряд 7. Церемония и ритуал 8. Нравы 9. Законы 10. Мода и увлечения 11. Ценности 12. Верования

Слайд 4

Факторы: личностные общественные врожденные инстинкты психические особенности(темперамент, характер, самооценка) жизненные цели, интересы, ценности умение жить в обществе и ладить с другими социальные ценности и нормы поведение социальной элиты (образец) условия для соблюдения норм

Слайд 5

Девиантное поведение- это поведение, которое не согласуется с общественными нормами. Может быть: ПОЗИТИВНЫМ НЕГАТИВНЫМ

Слайд 6

Позитивное девиантное поведение Не наносит вред обществу Необычный дар или талант Величайшее умственное явление Самоотверженный героизм

Слайд 7

Негативное девиантное поведение Разрушает общественные отношения Преступность Алкоголизм Наркомания Агрессия Азартные игры

Слайд 8

ДАННЫЕ СТАТИСТИКИ

Слайд 9

Контроль девиантного поведения Включает в себя два элемента: Общественное мнение Самооценка

Слайд 10

Общественное мнение - Это совокупность представлений, оценок и суждений, разделяемых большинством населения.

Слайд 11

Самооценка - это информация человека о себе Может быть: Высокой Низкой

Слайд 12

При высокой самооценке человек чувствует себя: Активным Способным Успешным Любимым Счастливым

Слайд 13

При низкой самооценке человек чувствует себя: Неспособным Худшим Неудачником Одиноким Нелюбимым

Слайд 14

К основным формам девиантного поведения в современных условиях можно отнести: преступность алкоголизм проституцию наркоманию гомосексуализм

Слайд 15

Аномия Понятие " аномия " ввел в социологию Э.Дюркгейм. Впервые он употребил данный термин в своей работе "О разделении общественного труда". Спустя четыре года в труде "Самоубийство" он сформулировал классическое определение, согласно которому аномия - это социальное состояние, характеризуемое ослаблением или распадом норм.

Слайд 16

Аномия (букв. : без-нормативность ). Такое состояние " без-нормативности " оставляет людей без четких границ поведения, они не представляют ясно, как следует себя вести, а часто и не интересуются этим. Аномия , это своего рода массовая девиация, распущенность в обществе. Аномия представляет собой такое состояние общества, при котором значительная часть людей пренебрегает социальными нормами.

Слайд 17

Социальные конфликты Важно подчеркнуть, что конфликт - это столкновение интересов различных социальных субъектов, происходящий публично. Понятие « конфликт » характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях. Самым общим образом конфликт понимается как предельный случай обострения противоречий. Социальные психологи также подчеркивают, что трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоциональными переживаниями. Социальный конфликт – это любая социальная ситуация или процесс, в котором две или более единицы связаны по крайней мере одной формой психологического или интерактивного антагонизма.

Слайд 18

По отношению к субъекту выделяются следующие типы конфликтов: 1) Внутриличностный конфликт, который выражается борьбой противоречий внутри человека, сопровождаемой эмоциональной напряженностью. Одна из самых распространенных форм – ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. 2) Межличностный конфликт. Этот тип конфликта самый распространенный. Конфликт между личностями возникает там, где сталкиваются разные школы, манеры поведения, их может питать и желание получить что-то, неподкрепленное соответствующими возможностями. Межличностный конфликт может также проявляться как столкновение людей с различными чертами характера, взглядами и ценностями. 3) Конфликт между личностью и группой может возникнуть, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. В процессе функционирования группы вырабатываются групповые нормы, стандартные правила поведения, которых придерживаются её участники. Соблюдение групповых норм обеспечивает принятие или не принятие индивида группой. 4) Межгрупповые конфликты часто возникают из-за отсутствия четкого согласования функций и графиков работы между группами. Межгрупповые конфликты часто возникают и между неформальными группами.

Слайд 19

Типы конфликтов: 1. Конфликты, которые ведутся без правил и без арбитра. Иногда они ведутся до полного физического уничтожения проигравшей стороны конфликта. 2. Конфликты по правилам, где существует арбитр, который следит за соблюдением правил игры и присуждает победу. Такие конфликты никогда не заканчиваются уничтожением проигравшей стороны конфликта.

Слайд 20

…человек, достигший полного развития личности, приобретает способность ставить перед собой жизненно важные цели и достигать их, у него вырабатываются собственные взгляды и отношения, собственные моральные требования и оценки, которые делают этого человека относительно устойчивым и независимым от воздействий среды. Таким образом…


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка по проведению занятия для студентов СПО по дисциплине "Основы менеджмента"

Деловая игра для подведения итогов по дисциплине "Основы менеджмента" среди студентов среднего профессионального образовательного учреждения, с указанием методов, целей, методических приемов...

Методическая разработка для проведения занятия по теме «Нереверсивные и реверсивные магнитные пускатели»

Представленный план-сценарий занятия разработан для студентов специальности 13.02.11 "Техническая эксплуатация и обслуживание электрическолго и электромеханического оборудования ( по отраслям). П...

"Современные обычные средства поражения" Методическая разработка для проведения занятия по ОБЖ

Данный материал предназначен для изучения студентами колледжа в разделе 3. Основы обороны государства и воинская обязанность. В этом разделе есть тема - современные средства вооружённой борьбы и спосо...

Методическая разработка по проведению занятия, посвященного здоровому образу жизни

План-конспект занятияЦель:сформировать представление о том, что такое здоровый образ жизни.Задачи:Заставить обучающихся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщаться к здоровому образу жизни.С...

Методическая разработка Методика проведения занятий по лыжным гонкам

Стратегической задачей развития физической культуры и спорта в России на современном этапе является освоение подрастающим поколением основных ценностей физической и спортивной культуры, обеспечивающее...

Методическая разработка. Методика проведения занятий по лыжной подготовке.

Методика проведения занятий по лыжной подготовке...

Методическая разработка для проведения занятия кружка по теме: «Приготовления пасты»

Методическая разработка для проведения занятия кружка по теме: «Приготовления пасты» ...