Главные вкладки


    Рабочая программа по МДК 01.04. «Организация хранения, реставрации и консервации документов архивов» для специальности СПО 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» (2 курс, базовый уровень)

    Белокрылова Светлана Борисовна

    Цель изучения дисциплины «Организация хранения, реставрации и консервации документов архивов »:

    -дать студентам представление о современном состоянии обеспечения сохранности документов;

    - определить сущность и содержание этого комплексного понятия;

    - познакомиться с опытом практической и методической работой архивистов, связанной с обеспечением сохранности документов;

    - нацелить студентов на основные проблемные вопросы, которые предстоит решать будущим специалистам.

                Задачи изучения дисциплины «Организация хранения, реставрации и  консервации документов архивов»:

    - овладение студентами историко-теоретическими знаниями и первичными профессиональными навыками работы в области сохранности архивных документов;

    -овладение основами реставрации документов;

    - разбираться в современных проблемах обеспечения сохранности документов в государственных и муниципальных архивах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    rabochaya_programma.docx65.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ФКОУ СПО «Кунгурский  техникум-интернат»

    Минтруда  России

    Рабочая программа

    МДК  01.04. «Организация хранения, реставрации и консервации документов архивов»

    для специальности  СПО   034702

    «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

    (2 курс, базовый уровень)

    2012

    1.  Паспорт программы учебной дисциплины

    МДК  01.04  «Организация хранения, реставрации и консервации документов архивов»

    1.1.Область применения программы

    Применяемая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной  программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности СПО 034702  «Документационное обеспечение управления и архивоведение».

    Программа  профессиональной  дисциплины   «Организация хранения, реставрации и консервации документов архивов»  может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области  архивоведения.

    Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

    Учебная дисциплина «Организация хранения, реставрации и консервации документов архивов» входит в профессиональный цикл.

    1.2.   Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:                

    Цель изучения дисциплины «Организация хранения, реставрации и консервации документов архивов »:

    -дать студентам представление о современном состоянии обеспечения сохранности документов;

    - определить сущность и содержание этого комплексного понятия;

    - познакомиться с опытом практической и методической работой архивистов, связанной с обеспечением сохранности документов;

    - нацелить студентов на основные проблемные вопросы, которые предстоит решать будущим специалистам.

                Задачи изучения дисциплины «Организация хранения, реставрации и  консервации документов архивов»:

    - овладение студентами историко-теоретическими знаниями и первичными профессиональными навыками работы в области сохранности архивных документов;

    -овладение основами реставрации документов;

    - разбираться в современных проблемах обеспечения сохранности документов в государственных и муниципальных архивах.

     В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

    1. осуществлять все виды работ по обеспечению сохранности документов, реализуемые в государственных, муниципальных архивах;
    2. осваивать технологии автоматизированной обработки документации;
    3. реставрировать документы на поврежденных носителях;
    4. осуществлять хранение, поиск документов;
    5. проводить проверку наличия и состояния дел;
    6. создавать страховой фонд и фонд пользования.

     В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

    1. правовую и нормативно-методическую литературу, инструкции, правила, регламентирующие условия хранения архивных документов на традиционных носителях;
    2. требования к рациональному размещению документов в хранилищах и к условиям их хранения;
    3. осуществлять хранение, поиск документов;
    4. современное состояние и проблемы обеспечения сохранности документов в государственных и муниципальных архивах.

    1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

    -  максимальная учебная нагрузка – 120

    -  обязательная аудиторная учебная нагрузка – 80

    -  самостоятельная работа студентов – 40

    2.  Структура и содержание учебной дисциплины

    2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работ

    Вид учебной работы

     Объем часов

    Максимальная учебная нагрузка (всего)

    120

    Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

    80

    в том числе:

    практические занятия

    20

    самостоятельная работа студентов

    40

    консультации

    8

    Итоговая аттестация в форме

    2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Организация хранения, реставрации и консервации документов архивов»

    Наименование разделов и тем

    Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов

    Объем часов

    Уровень освоения

    Введение.

    Цели и задачи дисциплины. Возникновение проблемы «вечного» хранения документов. Обзор источников и литературы по дисциплине.

    2

    1

    Раздел 1.

    История документа. Свойства носителей и текста.

    20

    Тема 1.1.

    Ключевые понятия дисциплины.

    Понятия «документ»,  «архивный документ»,  «документ Архивного фонда РФ». Задачи обеспечения сохранности архивных документов.

    2

    1

    Тема 1.2.

    Материалы для письма и их свойства.

    Характеристика материалов для письма. Основные факторы, влияющие на старение бумаги.

    2

    2

    Тема 1.3.

    Средства письма.

    Характеристика средств письма.

    2

    2

    Тема 1.4.

    Старение документов.

    Понятие « угасание текста». Основные факторы старения и причины разрушения текста.

    2

    2

    Тема 1.5.

    Практическое занятие № 1.

    Применение методов  восстановления угасших текстов.

    2

    3

    Тема 1.6.

    Деятельность ВНИИДАД и ЛКРД  РАН по разработке проблемы старения бумаги.

    Деятельность ВНИИДАД и ЛКРД  РАН, научно-исследовательского цента консервации и реставрации документов по разработке проблемы старения документов.

    2

    1

    Тема 1.7.

    Семинарское занятие № 1.

    ВНИИДАД и его роль в решении проблем сохранности архивных документов.

    2

    1

    Самостоятельная работа студента: выполнение домашнего по темам 1.1. – 1.7., подготовка сообщений по темам раздела 1.

    6

    Раздел 2.

    Обеспечение сохранности документов в государственных (муниципальных) архивах.

                                   

    78

    Тема 2.1.

    Требования к зданиям  и помещениям архивов.

    Требования к зданиям и помещениям архивов. Требования к архивохранилищам.

    2

    2

    Тема 2.2

    Противопожарный режим. Охранный режим в архивохранилищах.

    Оборудования для пожарной и охранной сигнализации. Значение этих охранных режимов.

    2

    2

    Тема 2.3.

    Температурно-влажностный режим. Световой режим. Санитарно-гигиенический режим.

    Характеристика режимов. Санитарно-гигиенические мероприятия в архивах.

    2

    1

    Самостоятельная работа студента: выполнение домашнего задания по темам 2.1.-2.3., подготовка сообщений, составление схемы ответа.

    4

    Тема 2.4.

    Оборудование архивохранилищ средствами хранения.

    Характеристика стеллажей, которые могут быть установлены в хранилищах для хранения разных видов документов.

    2

    1

    Тема 2.5.

    Размещение документов в хранилищах.

    Рациональный порядок размещения документов в хранилищах. Размещение документов обособленного хранения, фонда пользования и учетных документов.

    2

    1

    Тема 2.6.

    Практическое занятие № 2.

    Порядок нумераций помещений архива, стеллажей, полок. Ведение топографических указателей.

    2

    3

    Тема 2.7.

    Практическое занятие № 3.

    Посещение МУ «Кунгурский городской архив» с целью ознакомления функционирования архивохранилища.

    4

    2

    Самостоятельная работа студентов: выполнение домашних заданий по т.2.4., 2.5.,  подготовка сообщений.

    6

    Тема 2.8.

    Семинарское занятие № 2.

    Обзор правовой и нормативно-методической литературы, отражающей вопросы нормативных режимов хранения архивных документов.

    2

    Тема 2.9.

    Проверка наличия и состояния документов.

    Цели и задачи проверки наличия и состояния дел, порядок и периодичность её проведения.

    2

    1

    Тема 2.10.

    Практическое занятие № 4.

    Оформление акта и листа проверки наличия и состояния дел.

    2

    1

    Тема 2.11.

    Организация розыска необнаруженных документов.

    Мероприятия по результатам проверки наличия и состояния дел. Порядок снятия с учета документов, не найденных в ходе проверки.

    2

    2

    Самостоятельная работа студентов:  выполнение домашних заданий по т. 2.8.. 2.9, 2.11.

    4

    Тема 2.12.

    Выявление документов с повреждениями  носителей и текста.

    Порядок работы по выявлению документов с поврежденными носителями. Проведение проверки технического состояния документов.

    2

    2

    Тема  2.13.

    Практическое занятие № 5.

    Проведение работы по снятию с учета поврежденных документов, выявленных в ходе проверки технического состояния документов.

    2

    2

    Тема 2.14.

    Практическое занятие № 6.

    Проведение оценки физического состояния документов. Буквенно-цифровая индексация их дефектов.

    2

    3

    Тема 2.15.

    Выявление уникальных документов и особо ценных документов.

    Порядок работы по выявлению уникальных и особо ценных документов. Характеристика Регламента Государственного реестра уникальных документов РФ.

    2

    1

    Тема 2.16.

    Создание страхового фонда особо ценных документов и фонда пользования.

    Цель создания страхового фонда и фонда пользования. Организация работ по микрофильмированию или оцифрованию документов.

    2

    1

    Самостоятельная работа студента: выполнение домашнего задания по темам 2.12.. 2.15.. 2.16. Составление схемы ответов.

    6

    Тема 2.17.

    Передача страхового фонда на специальное хранение.

    Типовой технологический регламент изготовления страховых копий. Учет и хранение страховых копий и фонда пользования.

    2

    2

    Тема  2.18.

    Страхование документов и основы их денежной оценки.

    Какие документы подлежат страхованию. Порядок оформления результатов страховой оценки документов Архивного фонда РФ.

    2

    2

    Тема 2.19.

    Практическое занятие № 7.

    Оформление временного вывоза документов Архивного фонда РФ за рубеж.

    2

    3

    Тема 2.20.

    Обеспечение сохранности архивных документов при чрезвычайных ситуациях.

    Какие обстоятельства относятся к чрезвычайным ситуациям. Планы конкретных мероприятий архивов при чрезвычайных ситуациях.

    2

    2

    Тема 2.21.

    Основы консервации и реставрации документов.

    Режим хранения, стабилизация, реставрация. Цель реставрации. Новейшие разработки в области технической консервации и реставрации документов.

    2

    1

    Тема 2.22.

    Семинарское занятие № 3.

    Практический опыт работы государственных архивов по созданию страхового фонда особо ценных документов, фонда пользования и реставрации.

    2

    2

    Тема 2.23.

    Семинарское занятие № 4.

    Практический опыт работы по созданию страхового фонда особо ценных и уникальных документов в Государственном архиве Пермского края и в Пермском государственном архиве новейшей истории.

    2

    3

    Тема 2.24.

    Практическое занятие № 8.

    Посещение МУ «Кунгурский городской архив», с целью ознакомления работы специалистами архива по созданию страхового фонда особо ценных документов.

    4

    3

    Самостоятельная работа студента: выполнение домашнего задания по темам 2.17., 2.18..2.20.. 2.21., 2.22. 2.23. Составление схемы ответа.

    6

    Раздел 3.

    Проблемы сохранности архивных документов на современном этапе и их решение.

    20

    Тема 3.1.

    Сохранение Архивного фонда РФ – приоритетное направление работы архивных учреждений.

    Анализ работы в этом направлении архивов Пермского края.

    2

    2

    Тема 3.2.

    Семинарское занятие № 4.

    Отражение вопросов сохранности архивных документов в современном российском законодательстве.

    2

    3

    Тема 3.3.

    Состояние материально-технической базы архивных учреждений.

    Факторы, влияющие на состояние обеспечения сохранности архивных документов в современных государственных и муниципальных архивах.

    2

    2

    Тема 3.4.

    Семинарское занятие № 5.

    Международный опыт по обеспечению сохранности документов по материалам семинара Международного совета архивистов в марте 2003 года.

    2

    2

    Тема 3.5.

    Семинарское занятие № 6.

    Работа по обеспечению сохранности, проводимая Агентством по делам архивов Пермского края.

    2

    2

    Тема 3.6.

    Семинарское занятие № 7.

    Развитие материально-технической базы как условие обеспечения сохранности в архивах Пермского края.

    2

    2

    Самостоятельная работа студента: выполнение домашнего задания по темам 3.1.. 3.3., 3.4.. 3.5.,3.6.

    8

    Всего:

    120

    3. Условия реализации учебной дисциплины

    3.1.Материально-техническое обеспечение:

    - наличие учебного кабинета;

    - оборудование учебного кабинета:

    посадочные места по количеству студентов группы;

    рабочее место преподавателя;

    - технические средства обучения:

    компьютер с лицензионным программным обеспечением;

    мультимедиапроектор.

    3.2. Информационное обеспечение обучения

           Основные источники:

    1. Банасюкевич В.Д., Устинов В.А. Актуальные научные проблемы обеспечения сохранности архивных документов / Отечественные архивы. 2001. № 1.

    2.  ГОСТ 7.48-2002 СИБИД. Консервация документов. Основные термины и определения.

    3. ГОСТ  Р  33.505-2003. Единый Российский страховой фонд документации. Порядок создания страхового фонда документации, являющейся национальным научным, культурным и историческим наследием. Дата введения 01.01.2004.

    4. Привалов В.Ф. Обеспечение сохранности архивных документов на бумажной основе:  Методическое пособие / Росархив.  ВНИИДАД – М., 2005 – 112 с.

    5. Правила  организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ, и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях российской Академии наук.  № 19, от 6 марта 2007г.

    Дополнительные источники:

    1.  Федеральный Закон  № 125 – ФЗ  «Об архивном деле в РФ» от 22 октября 2004г.

    2.  Перечень технических средств, рекомендуемых для оснащения государственных архивов. М.: ВНИИДАД, 2000.

    3.  Принципы денежной оценки документов Архивного фонда РФ. М.: ВНИИДАД, 1993.

     4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

    Контроль и оценка  результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе  проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.

    Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

    Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

    Уметь

    - определять сущность и содержание обеспечения сохранности документов;

    Тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа

    - применять первичные профессиональные навыки работы в области обеспечения сохранности документов

    Исследование,  . внеаудиторная самостоятельная работа

    -  реставрировать документы на поврежденных носителях;

     Исследование, практическое занятие

    - осуществлять все виды работ по обеспечению сохранности документов, реализуемых в государственных и муниципальных архивах.

    Практическое занятие, тестирование

    - проводить проверку наличия и состояния дел

    Практическое занятие, тестирование

     Знать

    - правовую и нормативно-методическую литературу, инструкции, правила, регламентирующие условия хранения документов на традиционных носителях;

     Исследование, практическая работа

    - требования к рациональному размещению документов в архивохранилищах;

    Практическая работа, тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа

    - требования к условиям хранения архивных документов на разных носителях

    Тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа

    - порядок создания страхового фонда и фонда пользования

    Практическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа