Рабочая программа по МДК 01.04. «Организация хранения, реставрации и консервации документов архивов» для специальности СПО 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» (2 курс, базовый уровень)
рабочая программа по теме

Белокрылова Светлана Борисовна

Цель изучения дисциплины «Организация хранения, реставрации и консервации документов архивов »:

-дать студентам представление о современном состоянии обеспечения сохранности документов;

- определить сущность и содержание этого комплексного понятия;

- познакомиться с опытом практической и методической работой архивистов, связанной с обеспечением сохранности документов;

- нацелить студентов на основные проблемные вопросы, которые предстоит решать будущим специалистам.

            Задачи изучения дисциплины «Организация хранения, реставрации и  консервации документов архивов»:

- овладение студентами историко-теоретическими знаниями и первичными профессиональными навыками работы в области сохранности архивных документов;

-овладение основами реставрации документов;

- разбираться в современных проблемах обеспечения сохранности документов в государственных и муниципальных архивах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx65.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФКОУ СПО «Кунгурский  техникум-интернат»

Минтруда  России

Рабочая программа

МДК  01.04. «Организация хранения, реставрации и консервации документов архивов»

для специальности  СПО   034702

«Документационное обеспечение управления и архивоведение»

(2 курс, базовый уровень)

2012

1.  Паспорт программы учебной дисциплины

МДК  01.04  «Организация хранения, реставрации и консервации документов архивов»

1.1.Область применения программы

Применяемая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной  программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности СПО 034702  «Документационное обеспечение управления и архивоведение».

Программа  профессиональной  дисциплины   «Организация хранения, реставрации и консервации документов архивов»  может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области  архивоведения.

Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Организация хранения, реставрации и консервации документов архивов» входит в профессиональный цикл.

1.2.   Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:                

Цель изучения дисциплины «Организация хранения, реставрации и консервации документов архивов »:

-дать студентам представление о современном состоянии обеспечения сохранности документов;

- определить сущность и содержание этого комплексного понятия;

- познакомиться с опытом практической и методической работой архивистов, связанной с обеспечением сохранности документов;

- нацелить студентов на основные проблемные вопросы, которые предстоит решать будущим специалистам.

            Задачи изучения дисциплины «Организация хранения, реставрации и  консервации документов архивов»:

- овладение студентами историко-теоретическими знаниями и первичными профессиональными навыками работы в области сохранности архивных документов;

-овладение основами реставрации документов;

- разбираться в современных проблемах обеспечения сохранности документов в государственных и муниципальных архивах.

 В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

  1. осуществлять все виды работ по обеспечению сохранности документов, реализуемые в государственных, муниципальных архивах;
  2. осваивать технологии автоматизированной обработки документации;
  3. реставрировать документы на поврежденных носителях;
  4. осуществлять хранение, поиск документов;
  5. проводить проверку наличия и состояния дел;
  6. создавать страховой фонд и фонд пользования.

 В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

  1. правовую и нормативно-методическую литературу, инструкции, правила, регламентирующие условия хранения архивных документов на традиционных носителях;
  2. требования к рациональному размещению документов в хранилищах и к условиям их хранения;
  3. осуществлять хранение, поиск документов;
  4. современное состояние и проблемы обеспечения сохранности документов в государственных и муниципальных архивах.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

-  максимальная учебная нагрузка – 120

-  обязательная аудиторная учебная нагрузка – 80

-  самостоятельная работа студентов – 40

2.  Структура и содержание учебной дисциплины

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работ

Вид учебной работы

 Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

120

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

80

в том числе:

практические занятия

20

самостоятельная работа студентов

40

консультации

8

Итоговая аттестация в форме

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Организация хранения, реставрации и консервации документов архивов»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов

Объем часов

Уровень освоения

Введение.

Цели и задачи дисциплины. Возникновение проблемы «вечного» хранения документов. Обзор источников и литературы по дисциплине.

2

1

Раздел 1.

История документа. Свойства носителей и текста.

20

Тема 1.1.

Ключевые понятия дисциплины.

Понятия «документ»,  «архивный документ»,  «документ Архивного фонда РФ». Задачи обеспечения сохранности архивных документов.

2

1

Тема 1.2.

Материалы для письма и их свойства.

Характеристика материалов для письма. Основные факторы, влияющие на старение бумаги.

2

2

Тема 1.3.

Средства письма.

Характеристика средств письма.

2

2

Тема 1.4.

Старение документов.

Понятие « угасание текста». Основные факторы старения и причины разрушения текста.

2

2

Тема 1.5.

Практическое занятие № 1.

Применение методов  восстановления угасших текстов.

2

3

Тема 1.6.

Деятельность ВНИИДАД и ЛКРД  РАН по разработке проблемы старения бумаги.

Деятельность ВНИИДАД и ЛКРД  РАН, научно-исследовательского цента консервации и реставрации документов по разработке проблемы старения документов.

2

1

Тема 1.7.

Семинарское занятие № 1.

ВНИИДАД и его роль в решении проблем сохранности архивных документов.

2

1

Самостоятельная работа студента: выполнение домашнего по темам 1.1. – 1.7., подготовка сообщений по темам раздела 1.

6

Раздел 2.

Обеспечение сохранности документов в государственных (муниципальных) архивах.

                               

78

Тема 2.1.

Требования к зданиям  и помещениям архивов.

Требования к зданиям и помещениям архивов. Требования к архивохранилищам.

2

2

Тема 2.2

Противопожарный режим. Охранный режим в архивохранилищах.

Оборудования для пожарной и охранной сигнализации. Значение этих охранных режимов.

2

2

Тема 2.3.

Температурно-влажностный режим. Световой режим. Санитарно-гигиенический режим.

Характеристика режимов. Санитарно-гигиенические мероприятия в архивах.

2

1

Самостоятельная работа студента: выполнение домашнего задания по темам 2.1.-2.3., подготовка сообщений, составление схемы ответа.

4

Тема 2.4.

Оборудование архивохранилищ средствами хранения.

Характеристика стеллажей, которые могут быть установлены в хранилищах для хранения разных видов документов.

2

1

Тема 2.5.

Размещение документов в хранилищах.

Рациональный порядок размещения документов в хранилищах. Размещение документов обособленного хранения, фонда пользования и учетных документов.

2

1

Тема 2.6.

Практическое занятие № 2.

Порядок нумераций помещений архива, стеллажей, полок. Ведение топографических указателей.

2

3

Тема 2.7.

Практическое занятие № 3.

Посещение МУ «Кунгурский городской архив» с целью ознакомления функционирования архивохранилища.

4

2

Самостоятельная работа студентов: выполнение домашних заданий по т.2.4., 2.5.,  подготовка сообщений.

6

Тема 2.8.

Семинарское занятие № 2.

Обзор правовой и нормативно-методической литературы, отражающей вопросы нормативных режимов хранения архивных документов.

2

Тема 2.9.

Проверка наличия и состояния документов.

Цели и задачи проверки наличия и состояния дел, порядок и периодичность её проведения.

2

1

Тема 2.10.

Практическое занятие № 4.

Оформление акта и листа проверки наличия и состояния дел.

2

1

Тема 2.11.

Организация розыска необнаруженных документов.

Мероприятия по результатам проверки наличия и состояния дел. Порядок снятия с учета документов, не найденных в ходе проверки.

2

2

Самостоятельная работа студентов:  выполнение домашних заданий по т. 2.8.. 2.9, 2.11.

4

Тема 2.12.

Выявление документов с повреждениями  носителей и текста.

Порядок работы по выявлению документов с поврежденными носителями. Проведение проверки технического состояния документов.

2

2

Тема  2.13.

Практическое занятие № 5.

Проведение работы по снятию с учета поврежденных документов, выявленных в ходе проверки технического состояния документов.

2

2

Тема 2.14.

Практическое занятие № 6.

Проведение оценки физического состояния документов. Буквенно-цифровая индексация их дефектов.

2

3

Тема 2.15.

Выявление уникальных документов и особо ценных документов.

Порядок работы по выявлению уникальных и особо ценных документов. Характеристика Регламента Государственного реестра уникальных документов РФ.

2

1

Тема 2.16.

Создание страхового фонда особо ценных документов и фонда пользования.

Цель создания страхового фонда и фонда пользования. Организация работ по микрофильмированию или оцифрованию документов.

2

1

Самостоятельная работа студента: выполнение домашнего задания по темам 2.12.. 2.15.. 2.16. Составление схемы ответов.

6

Тема 2.17.

Передача страхового фонда на специальное хранение.

Типовой технологический регламент изготовления страховых копий. Учет и хранение страховых копий и фонда пользования.

2

2

Тема  2.18.

Страхование документов и основы их денежной оценки.

Какие документы подлежат страхованию. Порядок оформления результатов страховой оценки документов Архивного фонда РФ.

2

2

Тема 2.19.

Практическое занятие № 7.

Оформление временного вывоза документов Архивного фонда РФ за рубеж.

2

3

Тема 2.20.

Обеспечение сохранности архивных документов при чрезвычайных ситуациях.

Какие обстоятельства относятся к чрезвычайным ситуациям. Планы конкретных мероприятий архивов при чрезвычайных ситуациях.

2

2

Тема 2.21.

Основы консервации и реставрации документов.

Режим хранения, стабилизация, реставрация. Цель реставрации. Новейшие разработки в области технической консервации и реставрации документов.

2

1

Тема 2.22.

Семинарское занятие № 3.

Практический опыт работы государственных архивов по созданию страхового фонда особо ценных документов, фонда пользования и реставрации.

2

2

Тема 2.23.

Семинарское занятие № 4.

Практический опыт работы по созданию страхового фонда особо ценных и уникальных документов в Государственном архиве Пермского края и в Пермском государственном архиве новейшей истории.

2

3

Тема 2.24.

Практическое занятие № 8.

Посещение МУ «Кунгурский городской архив», с целью ознакомления работы специалистами архива по созданию страхового фонда особо ценных документов.

4

3

Самостоятельная работа студента: выполнение домашнего задания по темам 2.17., 2.18..2.20.. 2.21., 2.22. 2.23. Составление схемы ответа.

6

Раздел 3.

Проблемы сохранности архивных документов на современном этапе и их решение.

20

Тема 3.1.

Сохранение Архивного фонда РФ – приоритетное направление работы архивных учреждений.

Анализ работы в этом направлении архивов Пермского края.

2

2

Тема 3.2.

Семинарское занятие № 4.

Отражение вопросов сохранности архивных документов в современном российском законодательстве.

2

3

Тема 3.3.

Состояние материально-технической базы архивных учреждений.

Факторы, влияющие на состояние обеспечения сохранности архивных документов в современных государственных и муниципальных архивах.

2

2

Тема 3.4.

Семинарское занятие № 5.

Международный опыт по обеспечению сохранности документов по материалам семинара Международного совета архивистов в марте 2003 года.

2

2

Тема 3.5.

Семинарское занятие № 6.

Работа по обеспечению сохранности, проводимая Агентством по делам архивов Пермского края.

2

2

Тема 3.6.

Семинарское занятие № 7.

Развитие материально-технической базы как условие обеспечения сохранности в архивах Пермского края.

2

2

Самостоятельная работа студента: выполнение домашнего задания по темам 3.1.. 3.3., 3.4.. 3.5.,3.6.

8

Всего:

120

3. Условия реализации учебной дисциплины

3.1.Материально-техническое обеспечение:

- наличие учебного кабинета;

- оборудование учебного кабинета:

посадочные места по количеству студентов группы;

рабочее место преподавателя;

- технические средства обучения:

компьютер с лицензионным программным обеспечением;

мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

       Основные источники:

1. Банасюкевич В.Д., Устинов В.А. Актуальные научные проблемы обеспечения сохранности архивных документов / Отечественные архивы. 2001. № 1.

2.  ГОСТ 7.48-2002 СИБИД. Консервация документов. Основные термины и определения.

3. ГОСТ  Р  33.505-2003. Единый Российский страховой фонд документации. Порядок создания страхового фонда документации, являющейся национальным научным, культурным и историческим наследием. Дата введения 01.01.2004.

4. Привалов В.Ф. Обеспечение сохранности архивных документов на бумажной основе:  Методическое пособие / Росархив.  ВНИИДАД – М., 2005 – 112 с.

5. Правила  организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ, и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях российской Академии наук.  № 19, от 6 марта 2007г.

Дополнительные источники:

1.  Федеральный Закон  № 125 – ФЗ  «Об архивном деле в РФ» от 22 октября 2004г.

2.  Перечень технических средств, рекомендуемых для оснащения государственных архивов. М.: ВНИИДАД, 2000.

3.  Принципы денежной оценки документов Архивного фонда РФ. М.: ВНИИДАД, 1993.

 4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Контроль и оценка  результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе  проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь

- определять сущность и содержание обеспечения сохранности документов;

Тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа

- применять первичные профессиональные навыки работы в области обеспечения сохранности документов

Исследование,  . внеаудиторная самостоятельная работа

-  реставрировать документы на поврежденных носителях;

 Исследование, практическое занятие

- осуществлять все виды работ по обеспечению сохранности документов, реализуемых в государственных и муниципальных архивах.

Практическое занятие, тестирование

- проводить проверку наличия и состояния дел

Практическое занятие, тестирование

 Знать

- правовую и нормативно-методическую литературу, инструкции, правила, регламентирующие условия хранения документов на традиционных носителях;

 Исследование, практическая работа

- требования к рациональному размещению документов в архивохранилищах;

Практическая работа, тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа

- требования к условиям хранения архивных документов на разных носителях

Тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа

- порядок создания страхового фонда и фонда пользования

Практическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине "Управление персоналом" для специальности 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

Основной целью курса «Управление персоналом»  является формирование у студента целостной системы знаний о закономерностях становления и развития подсистемы управления человеческими ресурса...

Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» для специальности СПО 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

Целью учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» является ознакомление студентов с данной отраслью психологического знаний, формирование коммуникативной компетенции и на...

Рабочая программа учебной дисциплины 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности базовой подготовки 034702 «Документационное обеспече...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 06 «Профессиональная этика и психология делового общения» для специальности 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 034702 «Документационное обеспечение упр...

Рабочая программа дисциплины Экономика организации для специальности 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение

Рабочая программа дисциплины Экономика организации для специальности 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение. Максимальная учебная нагрузка обучающегося 132 часа, в том числе: о...

Методическая разработка открытого урока МДК 01.04. Организация хранения, реставрации и консервации документов архивов для специальности 46.02.01

Методическая разработка учебного занятия по МДК 01.04.Организация хранения, реставрации и консервации документов архивов разработана в соответствии с рабочей программой по специальности 46.02.01 Докум...