Методическая разработка открытого урока по теме: «Петр I и его реформы в оценках и суждениях»
методическая разработка на тему

Это заключительный урок темы «Эпоха петровских преобразований». Основная цель – обобщение и закрепление полученных знаний. А так как деятельность Петра I вызывала и вызывает много споров, создаются условия для дискуссионного  обсуждения. Такой подход к обучению темы позволяет создать условия для творческой активности и как следствие большей результативности.

Обсуждение итогов преобразований Петра I позволяет выработать определенные принципы в оценке личности, прежде всего, соотносить с условиями формирования личности и исторической обстановки. Таким образом, занятие позволяет решать не только образовательные, но и воспитательные задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon petr_pervyy_i_ego_reformy.doc155 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка открытого урока по теме:

«Петр I и его реформы в оценках и суждениях»

Петр 1 и его реформы в оценках и суждениях

        Это заключительный урок темы «Эпоха петровских реформ», Мысль о проведении такого занятия мне подсказала публикация лекции Н.Я.Эйдельмана «Споры вокруг Петра».

        Основные задачи урока - помочь студентам в осмыслении значения петровских преобразований для истории России, обобщить знания учащихся о Петре 1 и его реформах, об их влиянии на дальнейшую судьбу страны.

Урок призван показать, что в исторической литературе существуют различные оценки личности первого российского императора и его деятельности; споры ведутся на протяжении трех столетий и обостряются в особо сложные, переломные моменты отечественной истории.

Вникая в смысл этих споров, студенты задумываются о связи прошлого с настоящим. На занятии продолжается формирование навыков решения исторических задач, а также умение участвовать в дискуссии. Материал урока способствует самостоятельной мыслительной деятельности.

        Оборудование урока:  

- карта «Российская империя в первой половине ХV111 в. »

- выставка рисунков учащихся, посвященных Петру 1 и его реформам;

- выставка книг о Петре 1 и его времени;

- набор открыток «Петра творенья»;

- раздаточный материал;

- портреты Петра 1;

- видеофрагменты из к/ф;

- презентации

        В ходе подготовки к уроку учащиеся пишут небольшие домашние сочинения. На выбор предлагаются две темы: «Мне нравится Петр 1» и Мне не нравится Петр первый ». Ко всем занятиям темы студенты выполняют творческие задания, посвященные эпохи петровских преобразований. Важный элемент завершающего урока- инсценировка. Два студента заранее разучивают роли Петра 1 и Александра Меньшикова. Один студент готовит сообщение о Меньшикове.

План урока

Вступительное слово учителя.

Реформы Петра 1 и характеристика императора (инсценировка и обобщение изученного).

Был ли Петр 1 «революционером на троне»?

Цена  петровских реформ.

Подведение итогов.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

28 января 1725 г. умер первый российский император – Петр Алексеевич Романов. «…Кого хороним?... Петра Великого хороним. Закатилось солнце земли Руссой» - эти слова произнес Феофан Прокопович, один из самых преданных сподвижников Петра.

        «Солнце  земли Русской» - высочайшая оценка; уже при жизни Петра высказывались, однако, и совсем иные суждения. Находились люди, которые считали царя виновником многих бед России. Итак, почти 300 лет назад начались споры вокруг личности Петра и его деятельности, которые продолжаются и по сей день. Одни восхищаются Петром: «то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник » (А.С.Пушкин), «царь – просветитель». А для других он «злодей», «деспот», «тиран».

А сколько книг написано о Петре 1!

Учитель обращает внимание учащихся на книги, представленные на выставке, и задает вопросы: какие произведения о петровской эпохе Вы читали? Какие фильмы, посвященные Петру, смотрели?

Далее преподаватель подчеркивает, что у каждого автора есть свои представления о царе – реформаторе, и предлагает школьникам включиться в споры о Петре. Учитель формирует вопросы для обсуждения (эти вопросы лучше написать на доске; ответы на них будут даны позднее; после инсценировки и обобщения знаний).

Вопросы для обсуждения

Был ли Петр 1 «революционером на троне»?

Почему народ не слагал песен, прославлявших победы Петра Великого, его деяния?

Чему учит история петровской эпохи?

Реформы Петра 1 и характеристика императора.

Эта часть урока начинается с заранее подготовленной инсценировки. В класс входят два студента, один из которых- в мантии, с державой в руке – изображает Петра 1, а второй в парике, с картонными орденами – А.Д. Меньшиков.

Учитель: «Небываемое бывает». К нам пожаловали государь Петр 1 со своим другом, президентом военной коллегии Александром Даниловичем Меньшиковым. Что привело вас сюда?

Петр: Ведомо нам стало, отроки и отроковицы, что Вы в спор о нас вступили, и зело любопытно стало нам, что Вы о делах наших говорить станете. Много о нас ведаете? А то вот в 1972 г. 300-летний юбилей мой в России скромнёхонько отметили: царь- дескать, что  о нем говорить много.

Меньшиков: Не волнуйся. Мин херц, тогда во всем мире твой день рождения отмечали и о делах твоих поминали. А особенно Шведы. Благодарны они тебе за то, что ты их разбил  в Северной войне. Быть может, благодаря этому-то они почти два столетия не воюют, жертв не несут.

Петр: Зело отрадно это нам, друг Алексашка, слышать. Однако давай-ка, послушаем сих отроков.

Учитель: Ребята продолжим наш урок. Итак, каким же был Петр 1?

Далее учащиеся делают краткие сообщения на основе сочинений. Ребята, которые выбрали тему «Мне нравится Петр 1», отмечают трудолюбие царя, его простоту, любознательность, тягу к знаниям, ко всему новому, энергию и т.д. Их оппоненты говорят о жестокости Петра, о его крутом нраве, о равнодушии к судьбам простого народа, вспоминают о не красящей царя истории со смертью его сына Алексея.

Подводя итоги, учитель спрашивает о том, можно ли однозначно оценивать личность Петра и его деятельность. Подчеркнуть не случайный характер разноречивых суждений. Преподаватель отмечает, что Петр, вне всякого сомнения, был человеком не ординарным, ярким, талантливым.

В разговор включаются Петр и Меньшиков

Меньшиков : Да мин херц, вольно же отроки и отроковицы о тебе речи ведут, а того не ведают, какую ты державу принял.

Петр : Стыдно и больно мне за державу было. Промышленности никакой. Железо из Англии везли. Армии нет, войско стрелецкое не надежно. Флота нет, да и плавать негде. Бояре, как затворники, дома сидят, рукава да бороды до полу свесив. Жены и дочери их вовсе на людях не показываются. Счет лет вели от сотворения мира. Ни газет, ни театра!!! Сонное царство. Ведаете ли о том?

Учитель: Ведаем. Ведаем и о том, как изменилась Россия.

Далее речь идет о реформах Петра 1 . Учащиеся говорят об успехах промышленности, торговли, о создании армии, флота, о переменах в области государственного управления. В сфере культуры и просвещения, в быту.

Учитель обращает внимание ребят на логическую схему-цепочку, записанную на доске:  экономические реформы           реформа управления          военная реформа       преобразования в области культуры.

Учитель предлагает студентам подумать, соответствовала ли реальная хронологическая последовательность  петровских реформ логике, представленной на схеме. Учащиеся высказывают свои суждения; в итоге делается вывод о том, что  преобразования в разных сферах проводились параллельно. Одновременно. Это было необыкновенно трудно, отмечает учитель и спрашивает: какое событие способствовало ускорению реформ? Студенты называют Северную войну, Формируется следующий вопрос: какой вышла Россия из Северной войны?

Учащиеся отмечают рост могущества и международного авторитета нашей страны, ставшей в 1721 г. империей, говорят об утверждении России на берегах Балтики, о новой столице - Санкт-Петербург.

Вновь в разговор вступают Петр и Меньшиков.

Петр : Да, воистину Россия выдвинулась в ряд передовых держав, и я по праву этим горжусь…

Меньшиков: А давай-ка, мин херц,  устроим сим любознательным отракам экзамен.

Петр : Во второй половине ХV11 в. был издан указ о том, чтобы дворяне и бояре иноземных обычаев не перенимали, волос не стригли, одежды иностранные не носили.

Как должен был я. Петр 1, отнестись к этому указу? Почему?

Меньшиков: Иностранцев поражало, что государь наш занимал на флоте небольшую должность и беспрекословно подчинялся командирам, начальникам. Так, работая на верфи, Петр снял шапку перед адмиралом, попросил разрешения начать работу и только потом стал давать распоряжение низшим чинам. Коков был по-вашему, смысл такого поведения царя,  имевшего неограниченную власть над своими подданными, в том числе и над адмиралом?

Петр: Нами был установлен порядок, согласно которому офицерами должны были становиться дворяне. Но допускалось, чтобы выходцы из нижних слоев населения производились в офицеры, если они проявляли необходимые способности. Таким офицерам давали потомственное дворянство.

Почему мы ввели  такой порядок? В каком документе он был закреплен?

Меньшиков: В Петре 1 совмещались любовь к парадной архитектуре, живописи и скромность в быту. Неприхотливость в одежде и в еде. Чем это можно объяснить?

 Петр. Довольно, друг Алексашка, зело познаниями этих отроков я остался доволен. Жаль, что в мое время с трудом удавалось побудить ребят науками заниматься... Теперь пора нам.

Учитель. Уважаемые гости, спасибо, что побыли у нас... Будем рады, Если Вы останетесь и примете участие в нашем разговоре. Мальчики, игравшие роли Петра I и Меньшикова, занимают свои места в классе.

3. Был ли Петр «революционером на троне»?

Учитель предлагает вернуться к записанным на доске вопросам. Для начала нужно вспомнить, что такое революция. Учитель говорит, что это глубокое и качественное обновление общества (такое определение давалось в VII классе - при изучении революции в Нидерландах), Ставится вопрос: произошло ли подобное обновление в России в петровское время? После спора (часть учащихся считает, что раз преобразования коснулись быта крестьян, то перемены нельзя считать революцией) делается вывод, что Россия изменилась качественно - она стала другой страной.

Житель замечает, что в исторической литературе бытует мнение, будто реформы были задуманы до Петра, а этот царь лишь реализовал замыслы своих предшественников. Студенты вспоминают о появлении в России иностранцев при Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче, о полках нового строя, о преобразованиях Федора Алексеевича и - особенно - о планах князя В.В. Голицына.

Далее учащимся предлагается отметить черты сходства и различия в замыслах Голицына и Петра. Ребята говорят, что оба государственных деятеля считали важным ориентироваться на опыт Запада, оба размышляли о преобразованиях в армии, в сфере образования и хозяйственной жизни. При этом, однако, Голицын думал об освобождении крестьян, а Петр усилил крепостной гнет.

Учитель спрашивает, почему Голицын не сумел провести реформы. Ребята приходят к выводу, что фаворит Софьи не обладал настоящей властью; у него не было сторонников, готовых поддержать смелые начинания.

Развивая этот тезис, учитель отмечает, что у Петра была огромная власть, ставшая к концу царствования абсолютной, ничем не ограниченной. Это и позволило провести реформы. А в ходе преобразований у царя появились и убежденные единомышленники, «птенцы гнезда Петрова»: канцлер Головкин, П. А. Толстой (предок трех известных русских писателей -Алексея Константиновича, Льва Константиновича, Алексея Николаевича), предок Пушкина Ганнибал и, конечно, Александр Меньшиков.

Один из студентов делает краткое сообщение о Меньшикове. После этого учитель замечает, что, опираясь на лично преданных ему людей, Петр I и проводил реформы. Он создал себе опору в среде дворянства - за счет увеличения численности этого сословия. Ребятам предлагается объяснить, как Петр решил эту задачу.

Далее делается вывод: реформы Петра I - это своеобразная революция сверху. Поэтому Петра можно считать «революционером на троне». Теперь пора обсуждать вопрос о цене осуществленных царем преобразований.

4. Цена петровских реформ.

Учащиеся работают в парах с раздаточным материалом. Предлагается три варианта заданий.

Вариант I

Крестьяне в петровское время часто жаловались на голод и налоги, на опустошение деревень, на принудительную отправку работников в Воронеж (на строительство флота), а затем в Петербург. Многие говорили, что Петр не русский царь - иначе бы он не опустошал страну.

Как вы оцениваете политику Петра I? Были ли правы крестьяне, осуждавшие эту политику?

 Вариант II

Крестьяне говорили: «Похваляются, что император был мудрым, а что его мудрость? Затеял подушную подать себе на  безголовье, а всему народу на изнурение»

Объясните смысл этого высказывания. Как оценивал народ налоговую политику Петра I?

Вариант III

«Всякий бунт, возмущение и упрямство без всякой милости имеют быть виселицей наказанными».

Против кого и против чего был направлен этот пункт указа Петра? Докажите, что для его появления были основания.

В ходе обсуждения ответов учащиеся делают выводы о том, что перемены в России были достигнуты ценой невероятного напряжения сил народа. Поэтому в петровское время нередко происходили мятежи (Астраханское восстание, стрелецкие бунты, восстание Кондратия Булавина). Цена за реформы была заплачена немалая, дополняет этот вывод учитель. По некоторым оценкам, в России при Петре погиб каждый десятый человек (из 14-17 млн. жителей).

Теперь школьники могут ответить на вопрос о том, почему Петру посвящено немало литературных произведений и научных трудов, а песен о Петре народ не слагал.

Учащиеся делают вывод: яркая личность Петра, его смелая реформаторская деятельность привлекают писателей, поэтов, художников. А вот народу Петр и его дела были чужды; в этом монархе многие не без оснований видели виновника новых бедствий.

5. Подведение итогов.

Учитель еще раз подчеркивает, что личность Петра и его реформы стали предметом острых споров, которые неизменно усиливаются, как только наша страна оказывается перед выбором путей дальнейшего развития. Так было и в XIX в., когда остро стоял вопрос об отмене крепостного права, и в начале XX столетия, когда правительство опоздало с обновлением общества, а Россия стала на путь кровопролитного революционного развития. И сейчас, когда в нашем обществе происходят огромные перемены, петровские преобразования вызывают большой интерес.

В ходе беседы с учащимися формулируются и записываются в виде плана уроки петровской эпохи.

3. Начиная реформы, надо смело идти вперед, доводя дело до конца; при этом, однако, нужно думать об интересах всего общества, а не какой-то группы лиц.

Далее учитель демонстрирует студентам изображение знаменитого памятника Петру работы Фальконе и читает отрывок из пушкинской поэмы «Медный всадник»:

Какая дума на челе!

Какая сила в нем сокрыта!

А в сем коне какой огонь!

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы?

Учитель предлагает ребятам ответить на вопросы: к кому обращены стихи? Кого олицетворяет «гордый конь»? Как Вы понимаете смысл трех последних стихов процитированного отрывка? А как бы Вы ответили на вопрос поэта: «Куда ты скачешь, гордый конь, // и где опустишь ты копыта?»

Размышляя над последним вопросом, учащиеся говорят о невозможности дать на него однозначный ответ. Учитель отмечает, что это вполне естественно: история России продолжается; продолжаются и наши раздумья о ней. В заключение уместно процитировать слова М. Горького: «Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо».

Литература

Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России. XVI-XVIII вв.: Учебник для VIII класса средних учебных заведений. М.: МИРОС, 1995.

Лернер И.Я. Задания для самостоятельной работы по истории СССР. VIII класс: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988.

Павленко НИ Александр Данилович Меншиков. М.: Наука,1984.

Он же. Петр I и его время: Книга для учащихся средних и старших классов. М: Просвещение, 1989.

Пушкин А.С. Медный всадник // Сочинения: в 3 т. Т. 2. М.: Художественная литература, 1986.

Эйдельман Н.Я. Споры вокруг Петра // История. 1996. № 44.

Приложение

«Птенцы гнезда Петрова»

МЕНШИКОВ АЛЕКСАНДР ДАНИЛОВИЧ

(1673-1729) - Государственный и военный деятель, граф (1702), светлейший князь (1707), президент Военной коллегии, генералиссимус (1727). Сын придворного конюха. С 1686 года денщик Петра I. Никто из последующих русских временщиков "не обладал таким могуществом, и не поднимался на такую головокружительную высоту и... ничье падение не было так глубоко и трагично". (Б.Г. Порозовская). Сопровождал Петра I в Азовских походах 1695-1696 гг., в Великом посольстве 1697-1698 гг. Руководил строительством Санкт-Петербурга, Кронштадта, корабельных верфей на pp. Нева и Свирь. Во время Северной войны (1700-1721) командовал крупными силами пехоты и конницы. Одержал ряд побед над шведами. В Полтавском сражении 1709 г., командуя левым флангом, разбил корпус генерала Росса, что предрешило победу русских войск. В 1709-1713 гг. командовал русскими войсками в Польше, Курляндии, Померании и Гольштейне. С 1714 г. управлял отвоеванными у шведов землями, вошедшими в состав Русского государства (Прибалтика, Ижорская земля). Во время [отъездов Петра I возглавлял управление страной.

ТОЛСТОЙ ПЕТР АНДРЕЕВИЧ (1645-1729) Русский государственный деятель, дипломат, грае (1724). Сын окольничего. После отстранения Софьи Алексеевны от власти проявил выдержку, терпение : понимание того, что единственный путь поправит свои дела лежал через завоевание доверия царя Участвовал во втором Азовском походе (1696). Затем в возрасте 52 лет, будучи дедушкой, испросил у царя разрешения отправиться волонтером в Италию для изучения морского дела (1697-1698). Он знал, что желание изучать военно-морскую науку, вызовет расположение царя.

С 1714 г. сенатор. В 1716-1717 гг. сопровождал Петра I в поездке по Европе. Добился возвращения из-за границы царевича Алексея Петровича, в 1718 возглавил следствие по его делу и стал одним из ближайших доверенных лиц царя. В 1718-1726 г.г. управлял Тайной канцелярией. В 1725 г. содействовал возведению на престол Екатерины I. С февраля 1726 г. член Верховного тайного совета. Разошелся с A.Д Меньшиковым по вопросу о престолонаследии, в апреле 1727 г. был арестован и вместе с сыном Иваном сослан,                

ШЕРЕМЕТЕВ БОРИС ПЕТРОВИЧ (1652-1719) | - Граф (1706), русский военачальник и дипломат, генерал-фельдмаршал (1701). С 1671 г. служил при дворе. С 1681 г. тамбовский воевода, командовал войсками, действовавшими против крымских татар, с 1682 г. боярин. В 1686 году участвовал в переговорах и заключении "Вечного мира" с Речью Посполитой и союзного договора с Австрией. С конца 1687 г. командовал в Белгороде войсками, прикрывавшими южную границу, участвовал в Крымских походах. После взятия власти Петром I (1689) стал его сподвижником. Во время Азовских походов 1695-1696 гг. командовал войсками на Днепре в действиях против крымских татар. В 1697-1699 гг. выполнял дипломатические поручения в Польше, Австрии, Италии и на о. Мальта. Во время Северной войны 1700-1721 гг. проявил себя как способный, но крайне осторожный и несколько медлительный военачальник. В Нарвском сражении 1700 г. командовал дворянской конницей, в 1701-1705 гг. войсками в Лифляндии, где одержал победы при Эрестфере (1701), Гуммельсгофе (1702), овладел Копорьем (1703) и Дерптом (1704). Руководил подавлением Астраханского восстания 1705-1706 гг. В 1708 г. на командных постах в главных силах армии, в Полтавском сражении 1709 г. командовал войсками центра боевого порядка, В 1710 г. войска под командованием Б.П. Шереметева овладели Ригой. В 1711 г. возглавлял главные силы армии в Прутском походе. В 1712-1713 гг. командовал южной наблюдательной армией на турецкой границе, в 1715-1717 гг. корпусом в Померании и в Мекленбурге.

ЛЕФОРТ ФРАНЦ ЯКОВЛЕВИЧ (1656-1699) -Русский военный деятель, адмирал (1695). Выходец из Швейцарии, из купеческой семьи. Начал службу во французской и нидерландской армиях. В 1675 г. приехал в Россию и в 1678 г. поступил на военную службу в чине капитана. Участвовал в русско-турецкой войне 1676-1681 гг. и Крымских походах 1687 и 1689 гг. В 1689 сблизился с Петром I, что способствовало быстрой карьере Лефорта. В 1690 г. произведен в генерал-майоры, в 1691 - в генерал-лейтенанты. Во время Азовских походов 1695-1696 гг. командовал русским флотом. Вместе с Ф.А. Головиным и П.Б. Возницыным возглавлял Великое посольство — русскую дипломатическую миссию в Западную Европу.

МАКАРОВ АЛЕКСЕИ ВАСИЛЬЕВИЧ (1674-1750) - Выходец из посадской среды. Жизнь его не отличалась динамичностью. Он не купался в лучах славы, не давал сражений, не вел дипломатических переговоров, не сооружал кораблей и не командовал ими. Но А.В. Макаров внес немалый вклад и в победы русского оружия на полях сражений Северной войны, и в успешные действия русской дипломатии, и в строительство регулярной армии и флота, и в новшества культурной жизни страны. Трудно переоценить лепту, внесенную им в создание отечественной промышленности. Таким образом, он участвовал во всех преобразовательных начинаниях царя. К этому его обязывала занимаемая должность: он являлся кабинет-секретарем Петра I и, следовательно, был причастен к составлению указов, к переписке с агентами и послами царя за границей, к составлению реляций и отправке царских повелений на театр военных действий, к проверке, как выполнялась воля царя. Макаров имел влияние на Петра I, особенно в вопросах внутренней политики. В 1725 г. поддержал воцарение Екатерины I; при Петре II в связи с ликвидацией кабинета (личной канцелярии царя) стал президентом камер-коллегии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока на тему : «Технология производства кукурузного масла»

Данная методическая разработка раскрывает методику проведения открытого урока проведенного в форме пресс-конференции с использованием технических средств обучения  по профессиональному модулю ПМ....

Методическая разработка открытого урока на тему: "Основы геометрии"

Урок проводился в виде игры "Путешествия в увлекательный мир геометрии"...

Методическая разработка открытого урока на тему: "Комплекс инженерных сооружений на автомобильных дорогах"

Цели урока:обучающая:§   контроль знаний по предыдущей теме: «Введени廧   знакомство с новыми понятиями и терминами по теме: «Комплекс   инженерных сооружений на а...

Методическая разработка открытого урока по теме: «Из глубины веков. Русская кухня часть национальной культуры».

·        Знакомство с понятиями: традиция, обычай, праздник;·        Знакомство с некоторыми традиционными русскими праздниками;·...

Методическая разработка открытого урока по теме «Металлы»

Методическая разработка открытого урока по теме «Металлы» Преподаватель: Ильин Пётр Викторович, КГБ ПОУ 7, г. ХабаровскДисциплина «Химия». Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Цель у...