Методическая разработка открытого воспитательного мероприятия (классного часа), посвящённого 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
классный час на тему

Кульгавий Лариса Петровна

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Санкт-Петербургский колледж управления и коммерции»

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

открытого воспитательного мероприятия (классного часа), посвящённого 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

 

 

Аннотация к открытому мероприятию, посвящённому 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

 

Мы живём в Санкт-Петербурге, поэтому нам особенно близок и дорог этот праздник «со слезами на глазах». У многих из нас есть родственники, которые пережили эти трагические события и рассказали об этом времени детям, а те – своим детям. Теперь пришла наша очередь рассказать сегодняшнему поколению о тех, «кто уже не придёт никогда», рассказать и показать в фотографиях застывшую в кадрах историю, которую нельзя забывать, которую необходимо ПОМНИТЬ!

У меня в этом году очень хорошая и отзывчивая кураторская группа, которая сразу откликнулась на предложение сделать классный час, посвящённый 70-летию снятия блокады Ленинграда.

Перед девушками были поставлены задачи: сделать работу с душой, взять интервью у родственников, которые ещё живы, подобрать видеоматериал.

Основной целью занятия являлось воспитание у студентов чувства патриотизма, уважения к героическому историческому прошлому ленинградцев и всего российского народа в годы Великой Отечественной войны. Рассказать о блокаде так, чтобы почувствовать силу духа советских людей, геройски сражающихся и на фронтах, и у станков, и за партами, испытать патриотические чувства к Родине, к людям, пережившим это время и вынесшим все его тяготы, пережить эмоциональное потрясение и стать лучше.

Литературно-музыкальная композиция была тщательно продумана и подготовлена студентами под руководством куратора.

Содержание занятия построено на последовательно выстроенном историческом материале о Ленинграде в период фашистской блокады. Выступление студентов сопровождается видеоматериалами (кадры хроники событий 1941-1944), музыкальным материалом, что значительно усиливает эмоциональное переживание зрителей этих трагических событий.

Подобран литературный материал (дневник Тани Савичевой, письмо Кати Сусаниной; стихи Ю.Воронова, О.Берггольц), который накладывается на видеоряд и становится гимном силе духа, мужеству порядочности и скромности наших соотечественников.

Текст начинает читаться сразу после объявления Левитаном о начале Великой Отечественной войны и органично ложится на весь видеоряд.

Мы с кураторской группой будем рады, если кому-нибудь эти материалы помогут, научат состраданию, чуткости и человечности.

 

С уважением,

Кульгавий Л.П. и Лебедева Лена, Резван Полина, Толмачёва Даша.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Санкт-Петербургский колледж управления и коммерции»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого воспитательного мероприятия (классного часа), посвящённого 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

Аннотация к открытому мероприятию, посвящённому 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Мы живём в Санкт-Петербурге, поэтому нам особенно близок и дорог этот праздник «со слезами на глазах». У многих из нас есть родственники, которые пережили эти трагические события и рассказали об этом времени детям, а те – своим детям. Теперь пришла наша очередь рассказать сегодняшнему поколению о тех, «кто уже не придёт никогда», рассказать и показать в фотографиях застывшую в кадрах историю, которую нельзя забывать, которую необходимо ПОМНИТЬ!

У меня в этом году очень хорошая и отзывчивая кураторская группа, которая сразу откликнулась на предложение сделать классный час, посвящённый 70-летию снятия блокады Ленинграда.

Перед девушками были поставлены задачи: сделать работу с душой, взять интервью у родственников, которые ещё живы, подобрать видеоматериал.

Основной целью занятия являлось воспитание у студентов чувства патриотизма, уважения к героическому историческому прошлому ленинградцев и всего российского народа в годы Великой Отечественной войны. Рассказать о блокаде так, чтобы почувствовать силу духа советских людей, геройски сражающихся и на фронтах, и у станков, и за партами, испытать патриотические чувства к Родине, к людям, пережившим это время и вынесшим все его тяготы, пережить эмоциональное потрясение и стать лучше.

Литературно-музыкальная композиция была тщательно продумана и подготовлена студентами под руководством куратора.

Содержание занятия построено на последовательно выстроенном историческом материале о Ленинграде в период фашистской блокады. Выступление студентов сопровождается видеоматериалами (кадры хроники событий 1941-1944), музыкальным материалом, что значительно усиливает эмоциональное переживание зрителей этих трагических событий.

Подобран литературный материал (дневник Тани Савичевой, письмо Кати Сусаниной; стихи Ю.Воронова, О.Берггольц), который накладывается на видеоряд и становится гимном силе духа, мужеству порядочности и скромности наших соотечественников.

Текст начинает читаться сразу после объявления Левитаном о начале Великой Отечественной войны и органично ложится на весь видеоряд.

Мы с кураторской группой будем рады, если кому-нибудь эти материалы помогут, научат состраданию, чуткости и человечности.

С уважением,

Кульгавий Л.П. и Лебедева Лена, Резван Полина, Толмачёва Даша.


Ход открытого мероприятия (классного часа)

«Внимание! Говорит Москва! Передаём важное правительственное сообщение! Граждане и гражданки Советского Союза, сегодня в четыре часа утра без всякого объявления войны германские вооружённые силы атаковали границы Советского Союза! Началась Великая Отечественная война советских народов против немецко-фашистских захватчиков! Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!»

22 июня ровно в четыре часа голос Юрия Борисовича Левитана прогремел на всю страну.

Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. 22 сентября 1941 года появилась выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Ленинграда»:

«Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта.

Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».

Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы - более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолетов. Немцев поддерживала 200 тысячная финская армия «Голубая дивизия» Из фашистской Испании, легионеры Нидерландов, Голландии, Бельгии, Норвегии.

На помощь нашим воинам пришло народное ополчение. Вместе со взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки – сыновья полков и юнги. Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш. В короткий срок Ленинград был превращён город-крепость. В нём было построено 35 км баррикад,  22 тысячи огненных точек.

Стремясь сравнять город с землей, фашисты обрушили на него за время осады: 150 тысяч тяжелых снарядов, 5 тысяч фугасных, более 100 тысяч зажигательных бомб.

8 сентября 1941 года, захватив город Шлиссельбург, фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши.

С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день по 250 грамм хлеба, а служащие и дети по 125 грамм. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отраслей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. 

Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в непотопляемых домах.

Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.

Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.

Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей.

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 г».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
 
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».

При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был поставлен памятник.


Вскоре после освобождения белорусского города Лиозно в 1944 году при разборе кирпичной кладки разрушенной печи в одном из домов был найден маленький желтый конверт, прошитый нитками. В нем оказалось письмо белорусской девочки Кати Сусаниной, отданной в рабство гитлеровскому помещику. Доведенная до отчаяния, в день своего 15-летия она решила покончить жизнь самоубийством. Перед смертью написала последнее письмо отцу.

12 марта 1943 г.

Март, 12, Лиозно, 1943 год.

Дорогой, добрый папенька!

Пишу я тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе, отец: покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери.

Несколько слов о матери. Когда вернешься, маму не ищи. Ее расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала, вот ее последние слова: «Вы, не запугаете меня битьем. Я уверена, что муж вернется назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков, отсюда вон». И офицер выстрелил маме в рот...

Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы сейчас ты встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь — у меня отбили легкие.

А помнишь, папа, два года тому назад, когда мне исполнилось 13 лет? Какие хорошие были мои именины! Ты мне, папа, тогда сказал: «Расти, доченька, на радость большой!» Играл патефон, подруги поздравляли меня с днем рождения, и мы пели нашу любимую пионерскую песню.

А теперь, папа, как взгляну на себя в зеркало — платье рваное, в лоскутках, номер на шее, как у преступницы, сама худая, как скелет,— и соленые слезы текут из глаз. Что толку, что мне исполнилось 15 лет. Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и убивают.

Да, папа, и я рабыня немецкого барона, работаю у немца Шарлэна прачкой, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с «Розой» и «Кларой» — так зовут хозяйских свиней. Так приказал барон. «Русс была и будет свинья»,— сказал он. Я очень боюсь «Клары». Это большая и жадная свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я из корыта доставала картошку.

Живу я в дровяном сарае: в комнату мне входить нельзя. Один раз горничная полька Юзефа дала мне кусочек хлеба, а хозяйка увидела и долго била Юзефу плеткой по голове и спине.

Два раза я убегала от хозяев, но меня находил ихний дворник. Тогда сам барон срывал с меня платье и бил ногами. Я теряла сознание. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал.

Сегодня я узнала новость: Юзефа сказала, что господа уезжают в Германию с большой партией невольников и невольниц с Витебщины. Теперь они берут и меня с собою. Нет, я не поеду в эту трижды всеми проклятую Германию! Я решила лучше умереть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Только смерть спасет меня от жестокого битья.

Не хочу больше мучиться рабыней у проклятых, жестоких немцев, не давших мне жить!..

Завещаю, папа: отомсти за маму и за меня. Прощай, добрый папенька, ухожу умирать.

Твоя дочь Катя Сусанина.

Мое сердце верит: письмо дойдет

 

 На конверте стоял адрес: «Действующая армия. Полевая почта №... Сусанину Петру». На другой стороне карандашом написаны слова: «Дорогие дяденька или тетенька, кто найдет это спрятанное от немцев письмо, умоляю вас, опустите сразу в почтовый ящик. Мой труп уже будет висеть на веревке». Номер полевой почты, написанный на конверте, устарел, и письмо не могло попасть адресату, но оно дошло до сердца советских людей. Опубликовано в «Комсомольской правде» 27 мая 1944 года.

 Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, запутают в них все человеческое. Они думают, что голодные, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его. Недаром 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя».

Но гитлеровцы просчитались. Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды.

В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.

 Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе. 

Девочка руки протянула
Уснула,
А оказалось - умерла..
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова 
Уроки после похорон (Ю. Воронов)

 Ольга Бергольц писала: «сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам». Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000 минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин.

 Но рабочие требовались еще больше, так как прежние уходили в народное ополчение.

 На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, досрочно выпущенные из ремесленных училищ. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков.

 Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.

 Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая город со страной оборвалась.

И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым.

 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.

«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги. (О. Бергольц)

Все, кто обслуживал ледовую трассу, - водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики - работали в необычайно сложных условиях. В цепенящую стужу, в слепящий буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами.

И было на всем году
Машина задняя осела
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут - пустяк,
Поломка эта не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб - две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре -
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам
О, мы познали в декабре:
Не зря священным даром назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь

Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей.

 Скольких же спасла эта дорога!

Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни». Наконец наступила весна 1942 года. но с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия. Голодные, измученные за зиму, они приводили в порядок дворы, улицы.

  22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 1500000 ленинградцев были представлены к награде. Из них 15249 детей.

 Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ - в январе 1943 года прорвать блокаду!

 13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило только через год. 13 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операцию по ликвидации вражеских группировок. За две недели они разгромили 18 немецкую армию, отбросили оккупантов на 650-1000 километров от Ленинграда, освободили более 800 городов и деревень.

Помните!
Через века́,
       
через года, —
помните!
О тех,
кто уже не придёт
              
никогда, —
помните!

Не плачьте!
В горле
     
сдержи́те стоны,
горькие стоны.
Памяти
     
павших
          
будьте
               
достойны!
Вечно
достойны!

Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
жизнью
     

просторной,
каждой секундой,
каждым дыханьем
будьте достойны!

Люди!
Покуда сердца́
          
стучатся, —
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье,
пожалуйста,
     
помните!

Песню свою
        
отправляя в полёт,
помните!
О тех,
кто уже никогда
          
не споёт,
помните!

Детям своим
          
расскажите о них,
чтоб
запомнили!
Детям
    
детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
Во все́ времена
       
безсмертной
               
Земли
помните!
К мерцающим звёздам
          
ведя корабли, —
о погибших
помните!

Встречайте
          
трепетную весну,
люди Земли.
Убейте
     
войну,
прокляните
войну,
люди Земли!

Мечту пронесите
          
через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придёт
               
никогда, —
заклинаю,
помните!

Город полностью был освобожден от блокады.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады"

Разработка классного часа "День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады" разработана для проведения классного часа в учебной группе и посвящена 70-летию со дня снятии фашистско...

Сценарий торжественного вручения медалей в честь 75-ой годовщины полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

Мероприятие состоялось 25 января 2019 года в концертном зале ГБУ ДО ЦВР ДМ Калининского района Санкт-Петербурга "Академический"...

Методическая разработка сценария праздника, посвященного 75-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

Блокада Ленинграда - это тяжелое испытание для русского народа. На протяжении 900 дней люди подвергались обстрелам со стороны фашистов, голодали, теряли близких. Молодое поколение помнит и гордится ге...

Методическая разработка сценария праздника, посвященного 75-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

Концертная программа состоит из поздравлений учащимися творческих объединений ГБУДО ДДТ «Ораниенбаум» защитников и жителей блокадного Ленинграда с годовщиной снятия Блокады....

Классный час « 76-я годовщина полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»

Классный час  « 76-я годовщина полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»ЦельСовершенствовать духовно - патриотическое развитие обучающихся, сохранять и развивать чувство ...

Классный час к полному освобождению Ленинграда от фашистской блокады

Классный час, посвященный полному освобождению Ленинграда от фашистской блокады (27 января 1944г.) Цель классного часа - познакомить учащихся со страшным периодом в жизни города. Важно пробудить у уча...