Методическая разработка урока по повести Н.В.Гоголя "Невский проспект"
план-конспект урока на тему

Двуреченская Елена Алексеевна

Урок по изучение петербургской повести Н.В. Гоголя" Невский проспект". Цель урока- раскрыть идейный замысел повести, показать сквозную тему для всех петербургских повестей "тему маленького человека",выявить конфликт между мечтой и действительностью, произвести сравнительную характеристику главных героев

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_povesti_nevskiy_prospekt.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА « Ах,Невский ..Всемогущий Невский»  (по  повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»

Место проведения: «Липецкий техникум городского хозяйства и отраслевых технологий»

Преподаватель: Двуреченская Е.А.

Вид урока - урок объяснения нового материала

Тип урока – урок-лекция

Цель урока:

  1. Образовательная - раскрыть идейный замысел повести, показать трагизм человека; выяснить суть противопоставления художника Пискарёва и поручика Пирогова, раскрыть идейное и смысловое значение повести, показать образный конфликт ,столкновения мечты и действительности
  2. Развивающая - развитие образного мышления, памяти, речи, интеллектуальных способностей, развитие навыков и умения определять авторскую позицию в тексте.
  3. Воспитательная - воспитание  нравственных качеств, чувства любви к своей стране и литературе.

Оборудование: Мультимедийный комплекс, доска, иллюстрации к произведению Н.В.Гоголя, портрет писателя, видеофрагмент «Птица-гоголь» Н.Л.Парфенова, серия иллюстраций Д. Кардовского к повести

Методы и приемы: словесный (слово преподавателя), дискуссия, самостоятельная работа студентов, фронтальный опрос, сообщение студента, просмотр фильма.

Литература:

1. В.И.Сахаров, С.А.Зинин. Литература 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. М, «Русское слово», 2013г.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент . Приветствие.

2.Введение в тему урока

Запись темы, эпиграфа.

3. Актуализация новых знаний. Обьяснение нового материала

Слово преподавателя :

В основу «Невского проспекта», как и всего цикла «Петербургские повести» легли впечатления петербургской жизни Гоголя. Петербург как символ могущества России и ее неувядаемой славы был воспет еще поэтами 18 века и первой половины 19 века. Интерес к теме Петербурга начал развиваться с самого основания города. На протяжении столетий Петербург являлся центром живого взаимодействия России с Европой и всем миром, своего рода лабораторией, где русская национальная культура разрабатывала связи и взаимодействия с иноязычными культурами. Даже в самом имени города соединились три языка: санкт – латинское слово, что в переводе означает «святой», Петер – греческое слово и в переводе означает «камень, скала», бург – слово немецкое и имеет значение «замок, крепость»  

Показ слайдов современного Петербурга.Заочная экскурсия.

Пушкин изобразил Петербург в романе « Евгений Онегин» и в поэме « Медный всадник» как город русской славы и в то же время город социальных контрастов. Тема Петербурга, наметившаяся в творчестве Пушкина, была расширена и углублена Гоголем. Белинский писал: « Такие пьесы, как « Невский проспект», могли быть написаны не только человеком с огромным талантом и гениальным взглядом на вещи. Но и человеком, который знает Петербург не понаслышке». И, действительно, в основу «Невского проспекта», как и всего цикла «Петербургские повести» легли впечатления петербургской жизни Гоголя.

Что же значил Петербург в жизни Гоголя?

Сообщение студента   «Гоголь в Петербурге»

Значительную часть своей жизни Н.В. Гоголь провёл в Петербурге. Писатель  приехал в Петербург после окончания Нежинского лицея в декабре 1828 года вместе с однокашником А.Данилевским и слугой Якимом. В Санкт-Петербург юный Н.Гоголь страстно стремится. Мечтает, конечно, о новой интересной жизни, которая непременно именно здесь должна начаться. К моменту появления Гоголя в Петербурге завершалось формирование основных архитектурных ансамблей города.. Ещё лицеистом он мечтал о служении "для блага государства" на поприще юстиции именно в Петербурге, где будет жить "в весёлой комнатке окнами на Неву". Но поселился юноша не на набережной Невы, а на Гороховой улице вблизи Фонтанки. "Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, я его воображал гораздо красивее, великолепнее", – писал он матери. Вскоре молодые люди переехали в дом аптекаря Трута, находившийся на набережной Екатерининского канала (канал Грибоедова) между Кокушкиным и Вознесенским мостами (сейчас – участок дома 74). Хотя здание не сохранилось, из письма Гоголя к матери можно судить о том, в каких условиях жил девятнадцатилетний юноша, покинувший родительский дом. "За квартиру мы платим 80 руб. в месяц, за стены, дрова и воду. Она состоит из двух небольших комнат и права пользоваться на хозяйской кухне. Съестные припасы также не дёшевы. Это всё заставляет меня жить, как в пустыне, я принуждён отказаться от лучшего своего удовольствия – видеть театр". Молодому человеку пришлось испытать нужду и все тяготы, связанные с жизнью в большом городе без родных и близких, без поддержки и опоры.

В письме к матери от 30 апреля 1829 года Гоголь писал о чуждом ему безнациональном характере столицы: «Петербург вовсе не похож на прочие европейские столицы или на Москву. Каждая столица вообще характеризуется своим народом, набрасывающим на нее печать национальности, - на Петербурге же нет никакого характера: иностранцы, которые поселились сюда, обжились и вовсе не похожи на иностранцев, а русские в сою очередь обыностранились и сделались ни тем ни другим».

Вот против этого внутреннего мира Петербурга, уродующего человеческие души, и выступил писатель в своих произведениях)

Слово преподавателя :

В 1828 году Гоголь окончил гимназию. Впереди - свобода, Петербург, служба. В декабре молодой человек отправляется в столицу. И вот, наконец, Петербург-город, который представлялся ему величественным, необъятным, совершенно ни на что не похожим.
«Боже мой! Стук, гром, блеск, по обеим сторонам громоздятся четырёхэтажные стены;…мосты дрожали; кареты летели; извозчики, форейторы кричали…»Такой увидал столицу кузнец Вакула из повести «Ночь перед рождеством»
Таким, вероятно, представлял себе Петербург Гоголь. Но действительность оказалась не похожа на сказку.
«Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, - разочарованно писал Гоголь матери 3 января 1829 года. - Я его воображал красивее и великолепнее».

Почему же Н.В.Гоголь разочаровался в этом городе, а всё же посвятил ему
целый цикл «Петербургских повестей»?


Может, нам на этот вопрос ответит « Невский проспект»? .

  ( Просмотр видеофрагмента из документального фильма Леонида Парфенова «Птица Гоголь» )

А теперь перед нами,как сказал Леонид Парфенов  Невский проспект - «всеобщая коммуникация Петербурга», В начале одноименной повести показана жизнь этой главной улицы главного города во всякое время суток. Картина полна движения, но у каждого лица и у разных «кругов и кружков» свое перемещение в свои часы; все объединяются только местом - Невским проспектом. Здесь тоже «все несется», но по-другому, чем на Сорочинской ярмарке.

Наша и задача решить,  как в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект» нарисован образ призрачного, обманчивого города, чуждого «мечтательному» человеку

Город поражал его картинами глубоких общественных противоречий и трагических социальных контрастов. За внешним блеском столицы писатель все отчетливее различал бездушие и хищническую бесчеловечность города-спрута, губящего живые души маленьких, бедных людей, обитателей чердаков и подвалов. И вот столица представилась Гоголю уже не стройной, строгой громадой, а кучей «набросанных один на другой домов, гремящих улиц, кипящей меркантильности, этой безобразной кучей мод, парадов, чиновников ,диких северных ночей, блеску и низкой бесцветности». Именно такой Петербург и стал главным героем петербургских повестей Гоголя. Образ северной столицы впервые возник в творчестве Гоголя еще в повести «Ночь перед Рождеством». Картина Петербурга, увиденная глазами кузнеца Вакулы отличается выразительностью.

Чтение отрывка « Всемогущий Невский проспект» ( сцена описание главной улицы Петербурга)

Беседа над текстом.

Преподаватель:  Объяснение слов и словосочетаний: « меркантильный интерес, всеобщая коммуникация Петербурга, фантасмагория»     - Что такое фантасмагория? (Призрачное, фантастическое изображение, получаемое посредством оптических приспособлений. 2)

перен. Нечто, существующее лишь в воображении.

Причудливые видения.

перен. Причудливое стечение обстоятельств.)

-Как вы озаглавили бы данный отрывок?

Преподаватель : Как изображена улица?

Студенты:  (как живое существо, она источник всех несчастий и зол)

Преподаватель:  В какое время суток показан Невский проспект?

Студенты: (утром, с 12 часов, от двух до трех часов)

В эти последние часы он являет собой парадную витрину империи Николая 1 Все на нем блестит и сияет.

Преподаватель : Кто или что появляется на улице?

Студенты: (не люди, а маски. Бакенбарды, усы, платья, платки, галстуки, шляпки, сюртуки, носы, талии).

Обратите внимание на великолепный сатирический прием Гоголя – обнажить человеческое самодовольство и ничтожество. В модных сюртуках, блестящих мундирах, в тысячах шляпок, платьев выставляются на обозрение читателя дворянская спесь, чванство, тупость и пошлость. Беспечная праздность – основная черта этой улицы. « Если только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гулянием».

Преподаватель: В чем несоответствие содержания повести?

Студенты: В начале повести показана жизнь этой главной улицы главного города. Картина полна движения, но в каждой личности и в разных кругах свое движение и свое время. Общее только место – Невский проспект. У Гоголя, мы замечаем, часто встречаются обобщения. Но вот Гоголь стал измерять свой Невский проспект этой общей меркой, и она наполнилась пустотой, а всеобъемлющее стало раздутым и комичным. Оно теперь осветило внутреннее строение социально и по-человечески разобщенного петербургского мира. «Все, что вы не встретите на Невском проспекте…», а именно: «Вы здесь встретите бакенбарды единственные… Здесь вы встретите усы удивительные…». В этих непомерных похвалах, выраженных в превосходной степени, читатель слышит фальшь. Но теперь за восторгом мы слышим иронию, и в самой интонации похвалы на первой странице повести уже нам слышится то, что автор скажет напоследок: «О, не верьте этому Невскому проспекту». Так сразу же «тон делает музыку». В этом несоответствия интонации и содержания мы сразу воспринимаем «на слух» несоответствие внешнего и внутреннего – тему всей повести «Невский проспект»

Преподаватель:  Но существует и другая сторона улицы. Она раскрывается в раннее петербургское утро, когда Невский проспект заполняется совершенно другими фигурами.

Сравнительная характеристика поручика Пирогова и художника Пискарева

Преподаватель: Истории , случившиеся с Пискаревым и Пироговым ,- это два главных сюжетных эпизода, две части общей картины Невского проспекта и Петербурга. Они дают яркое представление о сложности картин в Петербурге, о зоркости и остроте художественного зрения писателя. Давайте вспомним содержание повести.

Студенты : Два молодых человека — поручик Пирогов и художник Пискарев — ухлёстывают вечером за гуляющими по Невскому проспекту одинокими дамами. Художник следует за брюнеткой, лелея на её счёт самую романтическую влюблённость. Они доходят до Литейной и, поднявшись на верхний этаж ярко освещённого четырёхэтажного дома, оказываются в комнате, где находятся ещё три женщины, по виду которых Пискарев с ужасом догадывается, что попал в публичный дом. Небесный облик его избранницы никак не соотносится в его сознании ни с этим местом, ни с её глупым и пошлым разговором. Пискарев говорит семнадцатилетней красавице о пучине разврата, в которую она погружена, рисует картины счастливой трудовой семейной жизни с ним, но она с презрением отказывается, она смеётся над ним! Пискарев бросается вон, где-то бродит, а вернувшись домой, запирается в комнате.

Через неделю, выломав дверь, находят его с перерезанным бритвой горлом. Хоронят беднягу на Охтинском кладбище, и даже его приятеля Пирогова нету на похоронах, поскольку и сам поручик, в свою очередь, попал в историю. алый не промах, он, преследуя свою блондинку, попадает в квартиру некоего жестянщика Шиллера, который в этот момент, будучи сильно пьян, просит пьяного же сапожника Гофмана отрезать ему сапожным ножом нос. Помешавший им в этом поручик Пирогов, наткнувшись на грубость, ретируется. Но лишь для того, чтобы, вернувшись наутро, продолжить своё любовное приключение с блондинкой, оказавшейся женой Шиллера. Он заказывает жестянщику сделать себе шпоры и, пользуясь случаем, продолжает осаду, возбуждая, впрочем, в муже ревность.В воскресенье, когда Шиллера нет дома, Пирогов является к его жене, танцует с ней, целует её, и как раз в этот момент является Шиллер с другом Гофманом и столяром Кунцом, тоже, кстати, немцем. Пьяные рассерженные ремесленники хватают поручика Пирогова за руки, за ноги и сотворяют над ним нечто столь грубое и невежливое, что автор не находит слов, чтобы это действие описать. Лишь черновая рукопись Гоголя, не пропущенная в этом месте цензурой, позволяет нам прервать свои догадки и узнать, что Пирогова — высекли! В бешенстве поручик вылетает из дома, суля жестянщику плети и Сибирь, по меньшей мере. Однако по дороге, зайдя в кондитерскую, съев пару пирожков и почитав газету, Пирогов охладился, а отличившись вечером у приятелей в мазурке, и вовсе успокоился.

Такое вот странное, непонятное происшествие. Впрочем, на Невском проспекте, под обманным, неверным светом фонарей, уверяет нас автор, все — именно таково...

Просмотр иллюстраций Д. КАРДОВСКОГО

Беседа с целью раскрытия характера героев

Преподаватель: : Как автор характеризует Пискарёва — художника и человека?

Студенты:  Пискарёв — молодой человек, художник, принадлежит к людям искусства, и в этом его необычность. Автор говорит, что он относится к "классу” художников, к "странному сословию”, подчёркивая тем самым типичность героя.

Как и других молодых художников Петербурга, автор характеризует Пискарёва как небогатого человека, живущего в маленькой комнате, довольствующегося тем, что у него есть, но стремящегося к богатству. Это "тихий, робкий, скромный, детски-простодушный, носивший в себе искру таланта, может быть, со временем вспыхнувшего широко и ярко”, человек. Фамилия героя5 подчёркивает его обычность, напоминает о типе "маленького человека” в литературе.

Преподаватель:  Почему Пискарёв пошёл за девушкой? Как автор передаёт его чувство?

Студенты: Пискарёв верит в гармонию добра и красоты, чистую, искреннюю любовь, возвышенные идеалы. Он пошёл вслед за незнакомкой только потому, что увидел в ней идеал красоты и непорочности, она напомнила ему "Перуджинову Бианку”6. Но прекрасная незнакомка оказалась проституткой, и Пискарёв трагически переживает крушение идеалов. Очарование красоты и невинности оказалось обманом. Беспощадная действительность разрушила его мечты, и художник бежал из отвратительного приюта, куда привела его семнадцатилетняя красавица, красота которой, не успевшая увянуть от разврата, не сочеталась с улыбкой, исполненной "какой-то жалкой наглости”, всё, что она говорила, было "глупо и пошло <...> как будто вместе с непорочностью оставляет и ум человека

Преподаватель:  Как выражено авторское отношение к красавице, как связан с ней мотив демона?

Студенты:  Автор, разделяя потрясённое чувство Пискарёва, с горечью пишет: "...Женщина, эта красавица мира, венец творения, обратилась в какое-то странное двусмысленное существо, где она вместе с чистотою души лишилась всего женского и отвратительно присвоила себе ухватки и наглости мужчины и уже перестала быть тем слабым, тем прекрасным и так отличным от нас существом

( Чтение отрывка из повести. Сцена обьяснения Пискарева с девушкой. Он рисует ей картины семейной жизни)

Преподаватель:  Почему погибает Пискарев ?

Студенты: Пискарёв не в силах перенести того, что красота женщины, дающей миру новую жизнь, может быть предметом торговли, ведь это поругание красоты, любви и человечности. Им овладело чувство "раздирающей жалости”, отмечает автор и объясняет: "В самом деле, никогда жалость так сильно не овладевает нами, как при виде красоты, тронутой тлетворным дыханием разврата. Пусть бы ещё безобразие дружилось с ним, но красота, красота нежная... она только с одной непорочностью и чистотой сливается в наших мыслях”.Находясь в сильном психологическом напряжении, Пискарёв видит сон, в котором его красавица предстаёт как светская дама, пытающаяся объяснить посещение приюта своей тайной. Сон внушил Пискарёву надежду, которая разрушена жестокой и пошлой стороной жизни: "Желанный образ являлся ему почти каждый день, всегда в положении, противоположном действительности, потому что мысли его были совершенно чисты, как мысли ребёнка”. Поэтому он пытается искусственно, принимая наркотик, уйти в мир сновидений и иллюзий. Однако сны и иллюзии не могут заменить реальную жизнь.

Мечта о тихом счастье в деревенском домике, о скромной жизни, обеспеченной собственным трудом, отвергнута падшей красавицей. "Как можно! — прервала она речь с выражением какого-то презрения. — Я не прачка и не швея, чтобы заниматься работою”. Оценивая ситуацию, автор говорит: "В этих словах выразилась вся низкая, презренная жизнь, жизнь, исполненная пустоты и праздности, верных спутников разврата”. И далее в размышлениях автора о красавице опять возникает мотив демона: "...Она была какою-то ужасною волею адского духа, жаждущего разрушить гармонию жизни, брошена с хохотом в его пучину”. За время, которое художник не видел девушку, она изменилась к худшему — бессонные ночи разврата, пьянство отразились на её лице.Бедный художник не мог пережить, по выражению автора, "вечный раздор мечты с существенностью”. Он не выдержал столкновения с суровой действительностью, наркотик разрушил его психику окончательно, лишил возможности заняться работой, противостоять судьбе. Пискарёв кончает жизнь самоубийством. Он неправ в этом безумном поступке: христианская религия считает жизнь величайшим благом, а самоубийство большим грехом. Также и с точки зрения светской нравственности лишение себя жизни недопустимо — это пассивная форма разрешения жизненных противоречий, ибо деятельный человек всегда может найти выход из самых сложных, казалось бы, неразрешимых ситуаций.

(Чтение отрывка. Сцена смерти Пискарева)

ОБРАЗ ПИРОГОВА

Преподаватель: . Как автор характеризует Пирогова? Как отмечает типичность героя?

Студенты:  О поручике Пирогове автор говорит, что такие, как он, офицеры составляют "в Петербурге какой-то средний класс общества”, подчёркивая этим типичность героя. Рассказывая об этих офицерах, автор, конечно же, характеризует и Пирогова.

( Чтение отрывка . Описание Пирогова )

В своём кругу они считаются образованными людьми, потому что умеют развлекать женщин, любят потолковать о литературе: "хвалят Булгарина, Пушкина и Греча и говорят с презрением и остроумными колкостями об А.А. Орлове”, то есть в один ряд ставят Пушкина и Булгарина, иронично замечает автор. В театр они ходят, чтобы показать себя. Их жизненная цель — "выслужиться до полковничьего чина”, достичь обеспеченного положения. Они обычно "женятся на купеческой дочери, умеющей играть на фортепиано, с сотнею тысяч или около того наличных и кучею бородатой родни”.

Преподаватель:  Что  значит любовь для Пирогова?

Студенты: Любовь для Пирогова — лишь интересное приключение, "интрижка”, которой можно похвастаться перед друзьями. Поручик, нисколько не смущаясь, довольно пошло ухаживает за женой ремесленника Шиллера и уверен, что "любезность его и блестящий чин дают ему полное право на её внимание”. Он нисколько не утруждает себя думами о жизненных проблемах, стремится к удовольствиям

Преподаватель:  Как заканчивается история Пирогова?

Студенты: Испытанием чести и достоинства Пирогова явилась "секуция”, которой подверг его Шиллер. Быстро забыв своё оскорбление, он обнаружил полное отсутствие человеческого достоинства: "с удовольствием провёл вечер и так отличился в мазурке, что привёл в восторг не только дам, но даже и кавалеров

Преподаватель: В чем смысл сопоставления образов Пирогова и Пискарева?

Студенты: Образы Пирогова и Пискарёва связаны с противоположными нравственными началами в характерах героев. Комический образ Пирогова противопоставлен трагическому образу Пискарёва. "Пискарёв и Пирогов — какой контраст! Оба они начали в один день, в один час преследование своих красавиц, и как различны для обоих них были следствия этих преследований! О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст!” — писал В.Г. Белинский.

Преподаватель: - Какое отношение вызывает к себе образ Пискарёва?

Студенты: Отношение Гоголя к Пискарёву двойственное. С одной стороны ему глубоко симпатичен характер этого благородного мечтателя, с негодованием отвергающего фальшивые и пошлые устои современного мира. Однако, с другой стороны, писатель не может не чувствовать беспочвенность романтического идеала своего героя. Дело не только в том, что этот идеал.. не реален, но ещё и в том, что по самой природе своей он- порождение той же самой пошлой действительности, против которой направлен

Преподаватель: Каким языком  описывает Гоголь героев?

Студенты: Пискарев - Язык повествования лирический, передающий душевное состояние героя Стиль возвышенный

Пирогов - Язык насмешливый, используется ирония, это бытовой рассказ Стиль разговорный

4. Заключительное слово учителя

Преподаватель:

В конце повести Гоголь вновь возвращается к Невскому проспекту, чтобы сорвать с него красивые покровы и высказать всю свою отношение  к городу с его продажностью и равнодушием ко всему прекрасному и к человеку. Петербург в повести Гоголя предстает городом двойственности. Писатель подчеркивает противоречие между видимостью его и сущностью.  Чтение

« Все обман, все мечта, все не то, что кажется». Именно это показал нам писатель. И снова обратимся к Белинскому, который говорил о своеобразии повестей Гоголя так: « Отличительный характер повестей Гоголя – простота вымысла, народность и комическое одушевление, всегда побеждаемое глубоким чувством уныния. Причина всех этих качеств заключается в одном источнике: господин Гоголь – поэт, гражданин жизни действительной…»

Чтобы понять Гоголя, надо хорошо слушать его необыкновенную речь. В «Невском проспекте» она растекается на два потока, движущихся в параллельных руслах сюжета. Автор объединяет свой голос то с художником Пискаревым, то с поручиком Пироговым и поэтому в разных местах говорит на ту же самую тему противоположные вещи и совершенно различным тоном; Открыто он выступает в заключительном монологе, «снимая» обе принятые им на себя интонации и своим голосом подводя итог параллельному действию: «Все не то, чем кажется… Он лжет во всякое время, этот Невский проспект…».

Пушкин нашел очень верные слова, когда назвал гоголевский «Невский проспект» самым полным из его произведений. В самом дело, в художественной капве этой повести соединяются гоголевский комизм и гоголевская лирика, пошлое и трагическое лицо гоголевского Петербург

5.Подведение итогов.  Выставление оценок.Самоанализ.Рефлексия

6. Домашнее задание.

1. Прочитать повесть Гоголя «Нос».

2. Написать мини-эссе, ответ на вопрос «Зачем Н.В. Гоголь применяет фантастический сюжет и гротеск в повести»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории "Уроки гражданской войны"

Материал представляет собой методическую разработку урока истории "Уроки гражданской войны"с использованием инновационных образовательных технологий для образовательных учреждений системы СПО....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения по профессии продавец, контролёр-кассир Тема урока «Размещение и хранение товаров и тары в подсобном помеще-нии»

Данная методическая разработка – это пособие, показывающее элементы современной педагогической технологии «урок-семинар» применительно к конкретной теме урока производственного обучения по профессии п...

Методическая разработка урока по теме «Урок письма» предмет: МДК 01.01. Технология приём, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений.

Методическая разработка  по теме «Урок письма» предназначена  для проведения урока в группе обучающихся по профессии «Оператор связи».  Знакомит с историей письма. Данная разработка мож...

Методическая разработка урока по дисциплине ОП.04 Основы материаловедения . Тема урока: "Структура поверхности ткани"

Методическая разработка урокка с применением РНС содержит план - конспект урока, опорный конспект для студентов, оценочный лист, карточки  для выпополнения практических заданий по ходу урока, тес...

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...

Методическая разработка урока по литературе на тему: Проблематика повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой».

Методическая разработка урока по литературе на тему: Проблематика повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой»....