Главные вкладки

    Методическая разработка на тему:
    Использование средств ИКТ при работе с историческими источниками

    Ключевая задача модернизации образования на данном этапе – преодоление существующего разрыва между усвоением знаний и способов деятельности, усиление практической направленности обучения. Умение работать с историческими источниками является одним из главных предметных умений, которое должно быть сформировано при изучении истории в школе. Одновременно обеспечивается и достижение метапредметного результата- учащиеся приобретают опыт исследовательской деятельности, начинают воспринимать поликультурный облик современного мира и выстраивать в нем свою идентичность.

    Использование в современном учебном процессе ресурсов Всемирной сети позволило существенно расширить круг используемых источников. Не покидая класс, учащиеся могут работать не только с законодательными актами и делопроизводственной документацией, но и с публицистикой, визуальными, аудио и вещественными источниками. Ввиду этого, основной задачей учителя истории является обучение школьников приемам многоаспектного и многоуровневого анализа, расширение круга источников, используемых в школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt.doc54 КБ

    Предварительный просмотр:

                             Пояснительная записка

    Ключевая задача модернизации образования на данном этапе – преодоление существующего разрыва между усвоением знаний и способов деятельности, усиление практической направленности обучения. Умение работать с историческими источниками является одним из главных предметных умений, которое должно быть сформировано при изучении истории в школе. Одновременно обеспечивается и достижение метапредметного результата- учащиеся приобретают опыт исследовательской деятельности, начинают воспринимать поликультурный облик современного мира и выстраивать в нем свою идентичность.

    Использование в современном учебном процессе ресурсов Всемирной сети позволило существенно расширить круг используемых источников. Не покидая класс, учащиеся могут работать не только с законодательными актами и делопроизводственной документацией, но и с публицистикой, визуальными, аудио и вещественными источниками. Ввиду этого, основной задачей учителя истории является обучение школьников приемам многоаспектного и многоуровневого анализа, расширение круга источников, используемых в школе.

                                 Цели и задачи проекта

    Цели проекта:

    Сформировать у учащихся комплекс практических навыков исследовательской  деятельности через работу с различными группами исторических источников.

    Разработать методическую базу для самостоятельной работы школьников с различными группами исторических источников, с учетом ресурсной возможности сети Интернет.

    Задачи проекта:

    • донести до учеников понимание значения работы с историческими источниками в контексте как получения объективного исторического знания, так и  важности развития метапредметных исследовательских навыков,
    • создать условия для творческого поиска школьников в итересной игровой форме,
    • познакомить детей с различными группами исторических источников и правилам работы с ними,
    • воспитывать духовно развитую , патриотически ориентированную личность, прививать любовь к творческому поиску, желание познавать суть общественных явлений

          Участники проекта

    Ученики 5- 6 классов ДОШ № 80.

        Методическое обеспечение проекта:

    • Рабочие программы по истории.
    • Памятка «Классификация исторических источников»
    • Памятка «Правила поведения при работе с музейными экспонатами»

    .

         Материально- техническое обеспечение проекта:

    • Экспозиция школьного музея.
    • Ноутбук, проектор, аудиоаппаратура.
    • Реквизит, воссоздающий  дух Древней Эллады.
    • Видеоряд для урока- игры « Юные археологи».
    • Карточки с групповыми заданиями «Перечень находок археологической экспедиции.

     Место реализации проекта:

    83036 г.Донецк, ул. Дмитрия Донского, д. 59

    Донецкая общеобразовательная школа 1-3 ступеней № 80

                        Этапы реализации проекта

    1. Диагностико- конструирующий

    Сроки реализации: сентябрь- октябрь 2015 г.

    1. Формулировка темы и основных задач проекта.
    2. Составление плана работ по реализации проекта.
    3. Проведение организационных мероприятий по разъяснению учащимся основной концепции и привлечению к участию в проекте.

    2. Организационно-  деятельностный

    Сроки реализации : октябрь 2015 г.- май 2016г.

    1. Проведение уроков- экскурсий в школьный музей.
    2. Составление характеристики музейного экспоната (по выбору)
    3. Проведение конкурса «Юные археологи»
    4. Урок- игра «Древняя Эллада глазами Гомера».
    5. Помощь школьному музею в сборе новых экспонатов и сведений.

    3. Аналитический

    Сроки реализации : июнь 2016 г.

    1) Обобщение итогов работы над проектом.

    2) Анализ качества усвоения учащимися навыков исследовательской работы с различными группами исторических источников.

    3) Коррекция форм и методов работы.

    4) Создание перспективного плана для продолжения работы в избранном направлении.

                               Ожидаемые результаты:

    Критерии оценки эффективности реализации проекта:

        Познавательное развитие- улучшение качественных характеристик способности учащихся управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методиками исследовательской работы ;понимание информационной презентабельности различных типов исторических источников; умение логично рассуждать над поставленной проблемой и давать аргументированные ответы, использовать инновационные технологии для поиска необходимой информации.

        Личностное развитие- получение учащимися радости от творческого поиска и первых самостоятельных открытий; уверенность в своих силах и способности принимать взвешенные решения; уважение к особому мнению окружающих.

         Коммуникативное развитие- формирование компетентности в общение, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в совместной деятельности, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений.

        Социальное развитие- осознание наличия множества равноправных точек зрения в поликультурном обществе, процесса исторического формирования социальных норм и правил.

      В процессе приобретения школьниками навыка лабораторного метода работы с первичными источниками они глубже познают эпохи, ощущают их особенный колорит, соприкасаются с мыслями и чаяниями живших тогда людей, понять мотивы тех или иных поступков.

      Конкретная практическая значимость проектной деятельности полностью соответствует требованиям новых государственных стандартов в образовании:

    • Превалирование исследовательского поиска над получением «готовых» знаний;
    • Формирование многоуровневой компетенции школьников;
    • Самостоятельный перенос усвоенных знаний в новую ситуацию;
    • Развитие мышления учащихся при аналитической работе с первоисточником;
    • Видение альтернативы и способа решения проблемы;
    • Групповые формы работы.

          Считаю целесообразным продолжение работы над проектной проблемой на постоянной основе с упором на поиск оптимальных для общеобразовательных школ методик и форм работы с историческими первоисточниками.

         

    Использованные  информационные  ресурсы:

    1.Вагин А.А. Методика обучения истории в школе.- М.:Просвещение, 1972.

    2. Вяземский Е.Е. Методика преподавания истории в школе.- М.:1999.

    3. www.school.edu.ru

    4. www.Педсовет.su

    5. lomonpansion.com

    6. ciberleninka.ru

    7.openclass.ru

             ДОНЕЦКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 1-3 СТУПЕНЕЙ № 80

    Министерства образования и науки донецкой народной республики

    РАБОТА С ИСТОЧНИКАМИ КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ: ТРАДИЦИИ И            ИННОВАЦИИ.

                                                       Составил: Половинко Д.Р.

                                                                              учитель истории

                                                  Донецк- 2016


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Словарь терминов, используемых при работе с MS Excel"

    Презентация "Словарь терминов, используемых при работе с MS Excel" выполнен преподавателем ГБОУ СПО Баймакский сельскохозяйственный техникум Мусиной Ж.М. Работа состоит из 21 слайда, с анимацией......

    Методические рекомендации "Невербальные средства общения. Методика работы с пиктограммами в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ".

    Для большинства детей с ОВЗ, а также комплексными умственными и физическими недостатками в качестве средства общения может быть использова­на пиктография.Использование языковой альтернаты призвано улу...

    ТЕСТ Правила техники безопасности при работе с баллонами с кислородом и горючими газами и оборудованием для жидкого горючего

    ТЕСТ Правила техники безопасности при работе с баллонами с кислородом и горючими газами и оборудованием для жидкого горючегоМДК 02.02. Технология газовой сваркиПМ.02.  Сварка и резка деталей...

    ТЕСТ «Шлифовальные машины, правила безопасности при работе с ними»

    ТЕСТ«Шлифовальные машины, правила безопасности при работе с ними»МДК 02.01. Оборудование, техника и технология электросварки  ПМ.02.  Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных мета...

    Организация игровых форм проведения урока с использованием средств ИКТ на примере урока по теме «Класс пресмыкающиеся».

    Использование ИКТ в процессе обучения позволяют сделать урок интересным и красочным, но и заинтересовать учащихся вовлечением в процесс обучения с помощью игровой деятельности....

    План – конспект учебного занятия на тему: «Использование триггеров и генераторов при работе с базой данных СУБД Borland Interbase».

    План – конспект  учебного занятияТема: «Использование триггеров и генераторов при работе с базой данных СУБД Borland Interbase».МДК 02.01  «Информационные технологии и платформы разработки и...